Просмотр содержимого документа
«"Технологии работы педагога-психолога"»
Описание психолого-педагогической технологии работы
педагога-психолога МАОУ СОШ №67 города Тюмени
Цветиковой Валентины Владимировны
Цель и задачи работы:
Целью моей профессиональной деятельности в школе является: психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, создание благоприятных условий, способствующих успешному обучению и развитию личности обучающихся, повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
Задачи:
Проводить индивидуальное групповое диагностическое обследование обучающихся;
Проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам, связанным с учебной деятельностью, самовоспитанием, самоопределением, по проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
Создавать благоприятные социально – психологические условия для успешного процесса адаптации обучающихся 1-х, 5-х, 10-х классов;
Выявлять и оказывать помощь учащимся, имеющим трудности в обучении;
Содействовать созданию условий для формирования у подростков готовности к личностному и профессиональному самоопределению;
Проводить профилактическую работу, направленную на предупреждение отклонений в развитии обучающихся, поведении;
Расширять психологические знания, умения, навыки участников образовательного процесса;
Создавать условия для успешной социализации несовершеннолетних через технологии конструктивного общения, содействовать профилактике правонарушений.
Для достижения поставленной передо мной цели и реализации задач, я применяю различные технологии работы:
- информационные технологии;
- здоровье сберегающие технологии;
- музыкотерапия;
- телесная терапия.
- сказкотерапия;
-изотерапия;
- игротерапия.
1. Информационные технологии. Данные технологии я применяю при проведении диагностического обследования обучающихся, обработке анкет и анализе результатов тестов. Использую и при коррекционно-развивающей работе с обучающимися, показываю интересные презентации, даю выполнять развивающие задания, просматриваем короткометражные обучающие мультфильмы, слушаем расслабляющую музыку.
При проведении родительских собраний наглядно демонстрирую в презентациях и фильмах проблемы воспитания и способы их разрешения.
Не обойтись без информационных технологий и при создании отчетов, разработке рекомендаций для участников образовательного процесса. Через электронную почту отправляю своим коллегам сборники электронных книг, психологические электронные материалы. Так же применяю онлайн консультирование.
2. Здоровье сберегающие технологии – в моем рабочем сундуке всегда есть методы, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию.
3. Музыкотерапия – я использую музыку для аутогенных тренировок с педагогами и учениками, для расслабления и успокоения, коррекции эмоционального состояния, активизации эмоциональной сферы.
4. Телесная терапия – способы работы с телом использую младшими школьниками,тревожными и гиперактиными детьми, для снятия мышечных зажимов, развития умения контролировать свое тело.
5. Сказкотерапия – используется при проведении индивидуальных занятий с учащимися для коррекции эмоционального нарушения поведения.Сказкотерапия позволяетснизить у детей тревожность, агрессию, преодолеть страхи, развивается творческое воображение, способствует более успешной школьной адаптации детей. Данный метод работы я активно реализую с первоклассниками для более успешной адаптации в школе: «Школа зверей», «Игры в школе», «Школьные задания». С агрессивными детьми – «Мальчик - чудовище», «Мальчик, который не умел играть» и др.Для повышения чувства ответственности у обучающихся ВШУ, я использую чтение и обсуждение рассказа Н. Носов «Огурцы».Для работы с подростками и родителями, просмотр и обсуждение отрывков из мультфильмов и сказок.
6. Изотерапия. Данную технологию, я использую при работе с обучающимися 1 – 6 классов. Работая с красками, пластилином, карандашами, я осуществляю проработку переживаний, снижение тревожности, страхов, стресса.
Основной технологией моей работы является игровая терапия. Метод игровой терапии применяется мной как со школьниками, так и с педагогами и родителями, как известно играть любят все.
С помощью различных психо-диагностичских методик (проективные тесты: «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Школа зверей», ДДЧ; социометрический опрос, анкета психологического климата в классе), я выявляю основные психоэмоциональные нарушения у обучающихся. На основе диагностического обследования, выбираются более эффективные приемы игровой психокоррекции.
Игровая терапия проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме:
Именно игра оказывает сильное влияние на развитие личности обучающихся. С помощью игры у обучающихся развиваются коммуникативные навыки, игра способствует сплочению классных коллективов.
С классами я провожу групповые занятия, направленные на сплочение детского коллектива, преодоление трудностей адаптации, развитие коммуникативных навыков, умений конструктивно разрешать конфликтные ситуаций (игровые занятие «Маленькое государство 5 класса», «Наш класс», «Планета моего класса», тренинг с обучающимися 10 класса «Я-автор событий своей жизни», тренинг для обучающихся 9, 11 классов «Экзамены мне по силам», «Основы бесконфликтного общения», занятие для обучающихся 8 классов «Мой жизненный путь», занятие для обучающихся 6 классов «Успех и постановка целей по преодолению трудных жизненных ситуаций», для 7 классов «Что мне мешает учиться?» и др.).
Среди обучающихся 1, 5, 10 классов выделяются группы учеников, которые испытывают трудности в адаптации к школе, с ними проводятся дополнительные занятия, которые позволяют снизить уровень тревожности, повысить уверенность в себе, развивать коммуникативные навыки. В работе с детьми младшего школьного возраста наиболее эффективны занятия психогимностикой, где дети в игровой форме учатся понимать и выражать свое эмоциональное состояние, анализировать поведение, снимать внутреннее напряжение.
Я провожу коррекционно-развивающие занятие, направленные на подготовку детей к обучению в школе. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность, поэтому данный метод является для меня наиболее эффективным. Я рассказываю будущим школьникам основные правила поведения в школе, интересные истории, затем мы отправляемся в увлекательные путешествия по школе. Игры снижают у детей тревожность при поступлении в нашу школу и повышают мотивацию к обучению. Так же я провожу занятия на развитие мышления, памяти, внимания в игровой форме.
Во время каникул, я провожу занятия с педагогами, направленные на сплочение коллектива, профилактику эмоционального выгорания, развития личностного потенциала. Моделирование игровых ситуаций позволяет педагогам наиболее эффективно разрешать конфликты («Разрешение конфликтов в женском коллективе»), использование метода позволяет делать наш коллектив более дружным («Мы -команда», «Тропинка к своему Я»).
Родителям проигрывание тех или иных ситуаций позволяет лучше понять трудности своего ребенка, найти наиболее эффективные способы разрешения трудностей в воспитании детей: «Как помочь ребенку в обучении», «Средний школьный возраст и его особенности», «Трудности адаптационного периода», «Мотивация к учению», «Ваш беспокойный подросток».
Индивидуальные занятия проводятся с обучающимися с овз, с детьми, склонными к отклоняющемуся и аутоагрессивному поведению, имеющими психоэмоциональные нарушения. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, агрессию, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению.
На своих занятиях, я создаю доверительную обстановку между участниками игрового процесса, отражаю и вербализую их чувства и переживания, помогаю найти выход и способ из сложившейся ситуации, даю рекомендации.
По-моему, мнению, игровая терапия является наиболее эффективным методом при работе с детьми.