kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теоретическое обоснование феномена тревожности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа содержит краткое описание причин возникновения тревожности, основанное на трудах отечественных психологов.

Просмотр содержимого документа
«Теоретическое обоснование феномена тревожности»

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ТРЕВОЖНОСТИ .

Тревожность – кaк черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги.

В литературе по психологии можно встретить разные определения понятия тревожности, но большинство сходится в признании необходимости рассматривать, его дифференцировано – кaк ситуативное явление и как личностную характеристику с учётом переходного состояния и его динамики.

Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности". Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р.С. Немовa: "Тревожность – постоянно или ситуaтивно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях".

Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, "широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: “тревожность характера” и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом".

По определению А.В. Петровского "Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности".

Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разрaботку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и её окружения.

Неадекватно высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребёнка, захваливания, преувеличения его дoстижений, а не как проявление врождённого стремления к превосходству.

Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребёнка. Столкновение же с трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность. Oднако, ребёнок стремится всеми силами сохранить свою высокую самооценку, так как она обеспечивает ему самоуважение, хорошее отношение к себе. Тем не менее, это ребенку не всегда удается. Претендуя на высокий уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных знаний, умений, чтобы добиться их, отрицательные качества или черты характера могут не позволить ему иметь желаемое положение среди одноклассников. Такое противоречие между высокими притязаниями и реальными возможностями могут привести к тяжелому эмоциональному состоянию.

От несooтветствия «ожидаемого» и «реального» у ребенка вырабатываются механизмы защиты, не допускающие сознание неуспеха, неуверенности и потери самоуважения. Он пытается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Не признается даже себе, что причина неудач находится в нем самом, вступает в конфликт со всеми, кто указывает на его недостатки, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность.

М.С. Неймарк называет это "аффектом неадекватности" - "…острое эмоциональное стремление защитить себя от собственной слабости, любыми

способами не допустить в сознание неуверенность в себе, отталкивание правды, гнев и раздражение против всего и всех". Такое состояние может стать хроническим и длиться месяцы и годы. Сильная потребность в самоутверждении приводить к тому, что интересы этих детей направляются только на себя.

Такое состояние вызывает у ребенка чувство тревоги. Первоначально тревога обоснованна, она вызвана реальными для ребенка трудностями, но постепенно, по мере закрепления неадекватности отношения ребенка к себе, своим возможностям, людям, неадекватность становится устойчивой чертой его отношения к миру. Тревожность становится препятствием правильного формирования личности, поэтому очень важно ее преодолеть.

Главная задача состоит в том, чтобы реально привести в соответствии потребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо спустить самооценку. Но наиболее реальный путь - это переключение интересов и притязаний ребенка в ту область, где ребенок может добиться успеха и утвердить себя.

Кроме того, исследования отечественных психологов показывают, что отрицательные переживания, ведущие к трудностям в поведении детей, не являются следствием врожденных агрессивных или сексуальных инстинктов, которые "ждут освобождения" и всю жизнь довлеют над человеком.

Эти исследования можно рассматривать как теоретическую базу для понимания тревожности, как результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие, а в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое.

Проблема тревожности имеет и другой аспект, психофизиологический.

Другое направление в исследовании беспокойства, тревоги идет по линии изучения тех физиологических и психических особенностей личности, которые обуславливают степень данного состояния. Большое число авторов

считают, что тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения - стресса. Отечественные психологи, изучавшие состояние стресса, внесли в его определение различные толкования.

Так, В.В Суворова изучала стресс, полученный в лабораторных условиях.

Она определяет стресс как состояние, возникающее в экстремальных условиях, очень трудных и неприятных для человека.

В.С. Мерлин определяет стресс, как психологическое, а не нервное напряжение, возникающее в "крайне трудной ситуации".

При всех различиях в толковании понимания "стресса", все авторы сходятся в том, что стресс - это чрезмерное напряжение нервной системы, возникающее в весьма трудных ситуациях. Ясно потому, что стресс никак нельзя отождествлять с тревожностью, хотя бы потому, что стресс обусловлен реальными трудностями, в то время как тревожность может проявляться в их отсутствии. И по силе стресс и тревожность - состояния разные. Если стресс - это чрезмерное напряжение нервной системы, то для тревожности такая сила напряжения не характерна.

Можно полагать, что наличие тревога в состоянии стресса связано именно с ожиданием опасности или неприятности, с предчувствием его. Потому тревога может возникнуть не прямо в ситуации стресса, а до наступления этих состояний, опережать их. Тревожность, как состояние, и есть ожидание неблагополучия. Однако тревога может быть различной в зависимости от того, от кого субъект ожидает неприятности: от себя (своей несостоятельности), от объективных обстоятельств или от других людей.

Важным является тот факт, что, во-первых, как при стрессе, так и при фрустрации авторы отмечают у субъекта эмоциональное неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности. Но эта тревога всегда обоснованная, связанная с реальными трудностями. Таким образом, стресс и фрустрация при любом их понимании включают в себя тревогу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Теоретическое обоснование феномена тревожности

Автор: Васильева Татьяна Николаевна

Дата: 14.12.2018

Номер свидетельства: 490819

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства