kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теоретическое обоснование феномена тревожности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа содержит краткое описание причин возникновения тревожности, основанное на трудах отечественных психологов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теоретическое обоснование феномена тревожности»

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ТРЕВОЖНОСТИ .

Тревожность – кaк черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги.

В литературе по психологии можно встретить разные определения понятия тревожности, но большинство сходится в признании необходимости рассматривать, его дифференцировано – кaк ситуативное явление и как личностную характеристику с учётом переходного состояния и его динамики.

Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности". Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р.С. Немовa: "Тревожность – постоянно или ситуaтивно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях".

Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, "широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: “тревожность характера” и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом".

По определению А.В. Петровского "Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности".

Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разрaботку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и её окружения.

Неадекватно высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребёнка, захваливания, преувеличения его дoстижений, а не как проявление врождённого стремления к превосходству.

Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребёнка. Столкновение же с трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность. Oднако, ребёнок стремится всеми силами сохранить свою высокую самооценку, так как она обеспечивает ему самоуважение, хорошее отношение к себе. Тем не менее, это ребенку не всегда удается. Претендуя на высокий уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных знаний, умений, чтобы добиться их, отрицательные качества или черты характера могут не позволить ему иметь желаемое положение среди одноклассников. Такое противоречие между высокими притязаниями и реальными возможностями могут привести к тяжелому эмоциональному состоянию.

От несooтветствия «ожидаемого» и «реального» у ребенка вырабатываются механизмы защиты, не допускающие сознание неуспеха, неуверенности и потери самоуважения. Он пытается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Не признается даже себе, что причина неудач находится в нем самом, вступает в конфликт со всеми, кто указывает на его недостатки, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность.

М.С. Неймарк называет это "аффектом неадекватности" - "…острое эмоциональное стремление защитить себя от собственной слабости, любыми

способами не допустить в сознание неуверенность в себе, отталкивание правды, гнев и раздражение против всего и всех". Такое состояние может стать хроническим и длиться месяцы и годы. Сильная потребность в самоутверждении приводить к тому, что интересы этих детей направляются только на себя.

Такое состояние вызывает у ребенка чувство тревоги. Первоначально тревога обоснованна, она вызвана реальными для ребенка трудностями, но постепенно, по мере закрепления неадекватности отношения ребенка к себе, своим возможностям, людям, неадекватность становится устойчивой чертой его отношения к миру. Тревожность становится препятствием правильного формирования личности, поэтому очень важно ее преодолеть.

Главная задача состоит в том, чтобы реально привести в соответствии потребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо спустить самооценку. Но наиболее реальный путь - это переключение интересов и притязаний ребенка в ту область, где ребенок может добиться успеха и утвердить себя.

Кроме того, исследования отечественных психологов показывают, что отрицательные переживания, ведущие к трудностям в поведении детей, не являются следствием врожденных агрессивных или сексуальных инстинктов, которые "ждут освобождения" и всю жизнь довлеют над человеком.

Эти исследования можно рассматривать как теоретическую базу для понимания тревожности, как результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие, а в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое.

Проблема тревожности имеет и другой аспект, психофизиологический.

Другое направление в исследовании беспокойства, тревоги идет по линии изучения тех физиологических и психических особенностей личности, которые обуславливают степень данного состояния. Большое число авторов

считают, что тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения - стресса. Отечественные психологи, изучавшие состояние стресса, внесли в его определение различные толкования.

Так, В.В Суворова изучала стресс, полученный в лабораторных условиях.

Она определяет стресс как состояние, возникающее в экстремальных условиях, очень трудных и неприятных для человека.

В.С. Мерлин определяет стресс, как психологическое, а не нервное напряжение, возникающее в "крайне трудной ситуации".

При всех различиях в толковании понимания "стресса", все авторы сходятся в том, что стресс - это чрезмерное напряжение нервной системы, возникающее в весьма трудных ситуациях. Ясно потому, что стресс никак нельзя отождествлять с тревожностью, хотя бы потому, что стресс обусловлен реальными трудностями, в то время как тревожность может проявляться в их отсутствии. И по силе стресс и тревожность - состояния разные. Если стресс - это чрезмерное напряжение нервной системы, то для тревожности такая сила напряжения не характерна.

Можно полагать, что наличие тревога в состоянии стресса связано именно с ожиданием опасности или неприятности, с предчувствием его. Потому тревога может возникнуть не прямо в ситуации стресса, а до наступления этих состояний, опережать их. Тревожность, как состояние, и есть ожидание неблагополучия. Однако тревога может быть различной в зависимости от того, от кого субъект ожидает неприятности: от себя (своей несостоятельности), от объективных обстоятельств или от других людей.

Важным является тот факт, что, во-первых, как при стрессе, так и при фрустрации авторы отмечают у субъекта эмоциональное неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности. Но эта тревога всегда обоснованная, связанная с реальными трудностями. Таким образом, стресс и фрустрация при любом их понимании включают в себя тревогу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Теоретическое обоснование феномена тревожности

Автор: Васильева Татьяна Николаевна

Дата: 14.12.2018

Номер свидетельства: 490819


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства