Телесно-ориентированные интеллектуальные игры в работе психолога
Телесно-ориентированные интеллектуальные игры в работе психолога
Тело и психика человека тесно взаимосвязаны. Когда мы испытываем эмоциональный дискомфорт, стресс, наши мышцы реагируют, напрягаются, образуя «мышечные зажимы». Любая эмоция, положительная или отрицательная, сопровождается телесной реакцией: человек хлопает в ладоши и прыгает от радости, сжимает кулаки от злости и т.д. Эта взаимосвязь заинтересовала психоаналитиков почти век назад, благодаря чему возник телесно-ориентированный подход. Сейчас это направление развивается и приобретает популярность в профилактической и коррекционной работе психологов и психотерапевтов.
Дети по природе своей очень спонтанны в любых проявлениях. «Живой язык тела» у них появляется гораздо раньше, чем речь. Движение помогает детям чувствовать и понимать себя, познавать окружающий мир, общаться. Однако в последнее время специалисты и родители все чаще стали отмечать у дошкольников различные трудности, связанные с общением и выражением себя. Детям сложно устанавливать контакт со сверстниками, проявлять инициативу в беседе, они стеснительны, замкнуты. Часто ребенок не умеет адекватно сопереживать и проявлять симпатию. Современные дети чаще конфликтуют и предпочитают одиночество.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Телесно-ориентированные интеллектуальные игры в работе психолога»
Выступление на ММО педагогов-психологов по теме
«Телесно-ориентированные интеллектуальные игры в работе психолога».
Дата: 27.08.2024
Тело и психика человека тесно взаимосвязаны. Когда мы испытываем эмоциональный дискомфорт, стресс, наши мышцы реагируют, напрягаются, образуя «мышечные зажимы». Любая эмоция, положительная или отрицательная, сопровождается телесной реакцией: человек хлопает в ладоши и прыгает от радости, сжимает кулаки от злости и т.д. Эта взаимосвязь заинтересовала психоаналитиков почти век назад, благодаря чему возник телесно-ориентированный подход. Сейчас это направление развивается и приобретает популярность в профилактической и коррекционной работе психологов и психотерапевтов.
Дети по природе своей очень спонтанны в любых проявлениях. «Живой язык тела» у них появляется гораздо раньше, чем речь. Движение помогает детям чувствовать и понимать себя, познавать окружающий мир, общаться. Однако в последнее время специалисты и родители все чаще стали отмечать у дошкольников различные трудности, связанные с общением и выражением себя. Детям сложно устанавливать контакт со сверстниками, проявлять инициативу в беседе, они стеснительны, замкнуты. Часто ребенок не умеет адекватно сопереживать и проявлять симпатию. Современные дети чаще конфликтуют и предпочитают одиночество.
Телесно-ориентированные игры и упражнения наиболее терапевтичны для детей и вот почему:
Очевидный эффект любой активной игры — укрепление физического здоровья.
Занимаясь в паре со сверстником, ребенок учится чувствовать себя по отношению к другому человеку, понимать свои потребности на более глубоком уровне.
Такие упражнения тренируют способность выражать чувства через движения, а движения — через чувства, что помогает ребенку учиться общаться, проявлять себя и понимать других.
Играя с родителями, дети получают чувственный опыт общения с близким человеком, воспринимают родительскую любовь на языке тела.
Важнейшая задача телесно-ориентированного подхода — “исцеление души через работу с телом”. Такие игры помогают поддерживать и настраивать гармонию телесных ощущений и разума.
Умение снимать “мышечные зажимы”, расслабляться, способность двигаться и чувствовать наиболее естественно, не ограничивая себя — такие полезные привычки с детства обеспечат более гармоничное развитие и станут хорошей профилактикой психосоматических заболеваний.
Телесно-ориентированные игры - это разновидность психологической помощи, в основе которой лежит связь тела, движений и психологических сложностей.
В ходе занятий дети получают опыт произвольно управлять телом, импульсивностью и развивают свою эмпатичность.
Интеллектуальные игры - это игры, которые развивают воображение, комбинаторные функции интеллекта, гибкость, а также ассоциативное мышление - расширяют ассоциативное поле. Интеллектуальные игры - это все игры со словами. Однако есть и подвижные телесно-ориентированные интеллектуальные игры.
Итак, сегодня я хочу предложить Вашему вниманию несколько интеллектуальных игр, которые широко используются в психологии как сами по себе, так и в качестве психотерапевтической разминки перед любой серьёзной командной деятельностью.
Интеллектуальная игра «Алгоритм Цицерона»
Эта интеллектуальная игра в слова - самая простая, и она отлично подходит для роли «первой игры разминки» перед любой серьёзной творческой групповой работой.
Группа играющих садится в кружок (обязательное условие - это условие так называемого «круглого стола», то есть помещение играющей группы в круг, который обеспечивает равенство всех участников и тем самым - их психологический комфорт). Сев удобно в кружок, группа получает задание: рассказать совершенно любую историю, опираясь на знаменитый «Алгоритм Цицерона», то есть на серию последовательных вопросов:
Кто?
Что?
Где?
Чем?
Зачем?
Как?
Когда?
Интеллектуальная игра «Цепочка ассоциаций»
Эту игру я бы рекомендовала проводить именно как вторую по счёту - потому что она сложнее первой - требует того, чтобы все игроки наконец-то «проснулись» и включили быстроту реакции.
Данная интеллектуальная игра проводится с мячом, сидя на стульях. Вне игры находятся Ведущий и его Помощник - они оценивают правильность хода игры. Для выбора Помощника игроки тянут жребий. Помощник в этой игре нужен лишь для того, чтобы игра не была или не казалась чересчур авторитарной, не напоминала «школу», из-за того, что в ней «судит» один человек, зачастую - старший.
Сидя в круге, играющие по очереди посылают друг другу мячик, выкрикивая любое пришедшее им на ум слово. Тот, кому послали мяч, должен АВТОМАТИЧЕСКИ ответить пришедшей ему на ум ассоциацией и тут же послать мяч другому.
В этой интеллектуальной игре НЕЛЬЗЯ:
создавать паузы,
разрывать цепочку ассоциаций.
При несоблюдении этого правила, игрок удаляется Ведущим и его Помощником из игры.
Интеллектуальная игра продолжается до тех пор, пока в ней не останется один человек - Победитель.
В ходе выбывания игроков, выбывшие присоединяются к жюри и получают право вместе с жюри кричать «Зачёт!» или же «Не зачёт!».
Внимание:
В этой интеллектуальной игре возможны конфликты и следующие за ними разбирательства. Это возможно потому, что часть людей выдаёт шаблонные стереотипные ассоциации, а часть (кстати, наиболее творческих людей) даёт очень сложные ассоциации, которые порой воспринимаются как нарушение правила игры, как разрыв той самой «цепочки».
Например: если на слово «Клубника» кто-то выкрикивает «сливки» или «Аллергия» или «июнь», или «дача», то это не вызывает ни у кого вопросов.
Но если на слово «Клубника» я выкрикиваю в ответ «автозагар», то это, разумеется, требует пояснений.
Для этого в интеллектуальную игру вводится дополнительное правило
Услышав «спорную» ассоциацию, Ведущий имеет право бросить реплику: «Поясни!»
Игрок, давший спорную ассоциацию, должен в сжатые временные сроки, чётко и лаконично объяснить-убедить жюри, прояснить группе свою ассоциацию. Раскрыть ход своих мыслей. Если ему это не удалось, он всё-таки - выбывает.
Нестандартно мыслящий игрок, таким образом, решает в этой игре положенные ему «задачи повышенной сложности», что и справедливо, и полезно для хода всей игры, так как скоро (под воздействием тенденции к подражанию) вся группа перейдёт на уровень игры повышенной сложности - выкрикиванию сложных ассоциаций с лаконичными и доходчивыми пояснениями.
Пример
Клубника!
Автозагар!
Поясни!
«Клубничка» это фото обнажённых красоток. Обнажённые красотки пользуются автозагаром.
Интеллектуальная игра «Море волнуется»
Это довольно сложная, но невероятно интересная игра, с элементами телесно-ориентированной терапии. Она требует предварительных разминок, в качестве которых можно использовать и предыдущие две игры.
В этой интеллектуальной игре активно тренируется краткосрочная память и быстрота телесных реакций - одновременно.
Стулья расставляют в ряд (как в театре), игроки занимают стулья. Ведущий становится напротив игроков, лицом к ним. В комнате выбирается «база», некоторое отдалённое от основного пространства игры место, куда Ведущий будет отводить игроков.
Начало. «Слова».
Каждый игрок придумывает одно слово (имя существительное) и по цепочке громко называет своё слово вслух - Ведущему.
Самый последний в ряду игрок называет своё задуманное слово и становится Рассказчиком.
Продолжение. «Рассказ Рассказчика».
Последний игрок, который стал Рассказчиком, начинает плести небылицу - то есть рассказывать связный рассказ. В этот рассказ он должен вставить поочерёдно все прозвучавшие в игре слова.
Как только звучит «его слово», игрок, это слово произносивший, поднимается со своего места и идёт, держась за руку Ведущего к «базе» - то есть, подальше от основного пространства игры.
Так, все игроки выстраиваются Ведущим в «Цепочку-очередь».
Последний аккорд интеллектуальной игры. «Море волнуется!»
Перебрав все прозвучавшие слова, включая и своё слово, Рассказчик ЛОГИЧЕСКИ завершает свой выдуманный рассказ фразой: «Море волнуется!»
Как только звучит эта фраза, все игроки, отведённые к базе, должны броситься к своим стульям, чтобы успеть занять свои места, потому что Ведущий бежит вместе с ними, стремясь занять место опоздавшего к своему стулу игрока.
Тот, чей стул занял Ведущий, становится Ведущим в следующем раунде игры.
Внимание:
Главную интригу в этой интеллектуальной игре создаёт Рассказчик. Он должен путать слушателей своим рассказом: заставлять вначале долго ждать «ключевое слово», а затем выдавать несколько слов подряд, чередуя тем самым томительное ожидание и радостную суету.
Интеллектуальная игра «Театр Аббревиатур»
Эта интеллектуальная игра относительно лёгкая, однако требует от её участников «актёрского мастерства», а значит, раскованности каждого, сплочённости группы в целом - то есть, требует предварительной разминки.
Водящий выходит за дверь. Игроки, посовещавшись, придумывают сообща слово.
Это слово должен будет отгадать Ведущий, когда вернётся. Буквы, из которх состоит это слово, распределяются между игроками.
Каждая буква должна соответствовать определённому типу поведения, черте характера, социальному типу. Лучше, если Вы будете играть во что-нибудь одно, например, только черты характера или только типы или профессии людей
З -зависть,
Ж - жадность,
О - озорство,
Э - эрудированность
И так далее...
Когда Ведущий возвращается в комнату, участники интеллектуальной игры представляют ему пантомимы. Водящий должен угадать, что же ему пытаются показать, а из первых букв угаданных слов - сложить и разгадать задуманное в начале игры СЛОВО.
Интеллектуальная игра «Строчка из песни»/«Строчка из стихотворения»
Эта интеллектуальная игра немного сложнее, но и интересней предыдущей.
Ведущий выходит за дверь, а участники сообща загадывают строчку из песни или стихотворения и распределяют меду собой слова.
Ведущий входит в комнату. Ведущий должен заготовить (или спонтанно придумать по ходу игры) вопросы к участникам игры - по одному вопросу на каждого игрока.
Ведущий задаёт свой вопрос.
Игрок, которому вопрос задан, должен ответить на вопрос так, чтобы в ответе прозвучало то слово из задуманной строчки, которое ему досталось по жребию.
Пример.
Задуманная строчка: «Дети, в школу собирайтесь, петушок пропел давно».
Маша (выпало по жребию слово ДЕТИ)
Ведущий: Маша, сколько будет дважды два?
Маша: Ну, это знают даже дети и блондинки: дважды два - четыре.
(Пусть ведущий гадает, какое же слово спряталось в этом высказывании).
Интеллектуальная игра «Окулист»
Командная игра на развитие внимания, логического мышления. Цель - за 5 секунд ответить, что же написано на карточке. Количество очков команды зависит от угаданных слов. Слова или фразы написаны без гласных букв. В набор слов можно включать названия мультфильмов, книг, фильмов, произведений и т.д.
Выглядит это примерно вот так:
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ - ВН ВСЛВЧ МНТ ПРФСС
ТРОЕ ИЗ ПРОСТОКВАШИНО - ТР З ПРСТКВШН
МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ - МСКВ СЛЗМ Н ВРТ
САНТА БАРБАРА сериал - СНТ БРБР
ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО - ПРКЛЧН БРТН
ВОЙНА И МИР книга - ВН МР
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА - СНЖН КРЛВ
колобок сказка- КЛБК
Репка сказка - РПК
Игра «Зеркало»
Цель: Развитие творческого потенциала, навыков межличностного взаимодействия.
Описание: Группа делится по парам. В каждой паре один участник придумывает разные движения и изображает их. Другой участник — «зеркало». Он должен в точности отразить движения первого. Затем они меняются местами (выявляются дети, которые с трудом справляются с данным заданием. Как правило, это гиперактивные, расторможенные дети)
Игра «Уголек в руках»
Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений.
Описание: В течение минуты, двух минут дети подбрасывают массажные мячи на ладони, как будто держат в руках уголек. Сначала правой рукой, потом левой, затем двумя сразу. При непрерывном подбрасывании шар оказывает тонизирующее воздействие на подвижность кистей и кожу рук. Затем катают мяч между ладонями, слегка нажимая на него.
Игра «Бусины»
Цель: Развитие координации движений, эмоциональной сферы, навыков межличностного взаимодействия.
Описание: Ведущий берет за руку одного из детей, тот в свою очередь берет за руку другого ребенка, этот следующего и т.д., пока все участники не будут держаться за руки. Ведущий постоянно движется вместе с детьми, как бы собирая бусины на нитку. Так создается тесный телесный контакт между участниками игры. По команде ведущего (взмах руки и т.д.) «бусы» распадаются, т.е. дети расцепляют руки.
Одним из основных принципов в практике телесно-ориентированных подходов является поддержка инициативы детей. Поэтому для успешной реализации поставленных задач, важно создать условия:
— формирование установок: «Я могу», «Я сумею»;
— создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
— предвосхищающая положительная оценка: «Ты молодец, у тебя все получится!»
Таким образом, телесно-ориентированные игры и упражнения решают разные задачи и приносят различную пользу в зависимости от ситуации. Ребенок может играть один или с родителями, дома или на прогулке, может стать участником такой игры в детском саду, школе или на специальных групповых занятиях.