Просмотр содержимого документа
«Статья "Практика конструктивного взаимодействия образовательной организации и семьи посредством родительского практикума "Школа успешного родителя"""»
Практика конструктивного взаимодействия образовательной организации и семьи посредством родительского практикума
«Школа успешного родителя»
Писарева Наталья Николаевна,
педагог-психолог
МБОУ СОШ № 2 г. Канска
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России от 27.09.2009, Федеральный государственный образовательный стандарт, Указ президента РФ от 29.05.2017 г. «Об объявлении в РФ Десятилетия детства», определили семью как базовую национальную ценность. Поэтому, в настоящее время актуальны вопросы подготовки родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка, готовности родителей к семейному воспитанию детей и возможность повышения их ответственности за воспитание здорового трудоспособного поколения.
Закон «Об образовании» (ст.18 п.1) гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
Таким образом, семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребёнка.
В настоящее время семейное воспитание в России переживает ряд противоречивых состояний:
Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.
Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и др.).
Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях, либо в семьях, где один из родителей не является родным и др.).
Наблюдается тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.
Отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысокий уровень психолого-педагогической культуры и др.).
Таким образом, необходимость и потребность возвращения к обновлённому целенаправленному активному педагогическому просвещению родителей нами была обусловлена рядом причин:
потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации, которая обусловила необходимость обеспечения взаимодействия семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения;
инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
открытостью современного педагогического сообщества к обществу, прошлому опыту, инновациям.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи, по нашему мнению, заключается в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
Считаем, что наша основная цель в организации взаимодействия с родителями – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Главное условие успешного взаимодействия школы и семьи – это полное представление о функциях и содержании деятельности каждой из сторон. Очень важно, чтобы эти стороны могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи и чётко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат, так как зачастую семья передаёт эстафету воспитания школе, тем самым самоустраняясь от процесса воспитания ребёнка, как личности. Между тем, эффективное личностное формирование ребёнка возможно лишь при участии обеих сторон, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг друга.
Таким образом, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из основных задач школы.
В качестве основных направлений работы с родителями мы выделяет следующие:
Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Участие родителей в управлении школой.
Взаимодействие с родительской общественностью осуществляется нами на основе следующих принципов:
первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую
очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих
детей);
достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на
научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические,
юридические и др.) факты);
практикоориентированности информации (информация, рекомендованная
родителям, должна быть доступной для использования в жизни);
взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные
взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также
конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
развития (личности, системы отношений личности, процессов
жизнедеятельности);
гуманизации отношений и общения;
системности воспитательных воздействий на ребёнка;
преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта
ребёнка;
сотрудничества по созданию Образа Человека.
Требования современной реальности заставляют нас, педагогов, овладевать новейшими технологиями педагогической науки и образования для использования их в своей работе, искать новые формы сотрудничества с родителями.
В рамках просветительской работы с родителями у нас возникла идея организации родительского практикума «Школа успешного родителя».
Цель: содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей, выработка единого взгляда семьи и ОО на сущность процессов воспитания и образования с целью создания оптимальных условий для развития личности ребёнка.
Задачи:
Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей, сопровождение их педагогического самообразования.
Знакомство родителей с основами правовых знаний.
Обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи.
Пропаганда и возрождение семейных традиций.
Формирование в семьях ценностного и позитивного отношения к активной социально-общественной деятельности детей.
Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем во взаимоотношениях с ребёнком.
Наша программа родительского практикума «Школа успешного родителя» обеспечивает создание организованной системы взаимодействия «школа-родители-дети» в процессе воспитания и развития ребёнка на основе:
-обновления содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней;
-формирования педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение;
- достижения баланса общественного и семейного воспитания;
- повышения статуса семьи и семейного воспитания в развитии личности ребёнка.
Прогнозируемые результаты:
В результате реализации родительского практикума его участники будут:
«Знать»:
-научно-психологические аспекты о воспитании и развитии детей на разных
возрастных этапах их жизни;
-методы и приёмы успешного взаимодействия в семье;
-права и обязанности детей и родителей.
«Уметь»:
-грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учётом специфических проблем каждого возраста;
-обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности в семье;
-анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе своё собственное поведение, свои родительские взаимоотношения;
-урегулировать конфликтные и другие стрессовые ситуации в семье и с другими людьми;
- с помощью конкретных методов и приёмов вести профилактику вредных привычек и склонностей.
«Владеть»:
-современными технологиями воспитания детей.
В соответствии с основной образовательной программой основного общего образования практикум обеспечивает:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося;
формирование партнерских отношений с родителями (законными представителями) в целях содействия социализации обучающихся в семье, учёта индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей.
Занятия родительского практикума строятся на основе личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Считаем, что важным условием успеха родительского практикума «Школа успешного родителя» является систематический характер и постоянный контингент участников.
В рамках родительского практикума наряду с традиционными формами работы (родительское собрание (общешкольное, классное), конференция, круглый стол и др.) мы используем и новые (психологические ролевые и деловые игры, занятия с элементами тренинга, мастер-класс, игры-инсценировки, родительский ринг, пресс-конференция, «мозговой штурм», метод кейсов и др.).
Считаем, что качество педагогического просвещения родителей повышается и в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и проведения занятий, технического оснащения. Поэтому, на занятиях затрагиваем наиболее актуальные темы, например: «Общение с ребёнком в семье», «Как стать ближе к своему ребёнку», «Профилактика интернет-зависимости у детей и подростков», «Профилактика агрессивного и суицидально поведения у детей и подростков», «Конфликт. Как его избежать?» и др.
Практические упражнения, ролевые игры, инсценировки помогают поддержать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях. Занятия – практикумы проводим по таким темам, как «Коррекция семейного сценария», «Приёмы активного слушания. «Я-высказывание», «Постановка реалистичных жизненных целей и пути их достижения», «Уровень тревожности и стрессоустойчивости личности», «Экспресс - методы снижения тревожности и создания ситуации успеха» и др. В процессе этих занятий родителями осознаются проблемные зоны, собственные эмоции, они начинают глубже понимать себя и других.
В конце каждого занятия родителям предлагается прочитать, в рамках самообразования, научно-популярную психологическую литературу, например: «Общаться с ребёнком. Как?», «Чувства и конфликты» Ю.Б. Гиппенрейтер, «Взрослые дети, или Инструкция для родителей» Кабанова Е., Ципоркина И., «Техника безопасности для родителей детей нового времени» Морозов Д. В. и др.
Ценность таких занятий состоит в том, что у родителей появляется реальный педагогический инструментарий, с помощью которого они могут решать и корректировать возникающие внутрисемейные проблемы. У них расширяется кругозор в области педагогики и психологии, что способствует самообразованию и жизненной самореализации, помогает более продуктивно простроить и реализовать жизненные цели.
Вся информация для родителей дублируется на электронных и бумажных носителях, размещается на стендах и школьном сайте http://school02kansk.ucoz.ru.
После окончания занятий многие родители пересматривают свои взгляды на воспитание, стараются слушать и слышать своих детей. Владение практическими способами и приёмами помогает им сглаживать конфликтные ситуации, более продуктивно общаться с членами семьи и другими людьми.
Для более плодотворной работы привлекаем социальных партнёров: МБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Канска», Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Канска, КГКУ «Центр занятости населения г. Канска», Духовно-просветительский центр при Свято-Троицком соборе г. Канска, МБДОУ «Детский сад № 17».
В течение 3 лет проводим круглый стол с ДОУ № 17 нашего микрорайона. Презентуем родителям игры, методики, упражнения для развития у детей произвольности психических процессов, эмоциональной и мотивационной сфер, коммуникативных навыков и др. Учителя начальных классов озвучивают требования к уровню подготовки будущих школьников. В ходе обсуждения актуальных вопросов по подготовке ребёнка к школе у родителей проясняется круг первостепенных компетентностей, которые должны быть сформированы у ребёнка при поступлении в школу.
Анализ работы родительского практикума «Школа успешного родителя» за время функционирования (2015-2016, 2016-2017 учебные годы) показывает положительную динамику в повышении психолого-педагогических компетенций родителей, посещавших занятия.
Опыт работы по данному направлению нами был представлен на:
- всероссийском конкурсе общеобразовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями в номинации «Школа как центр родительского просвещения» (организатор - Национальная родительская ассоциация http://nra-russia.ru), 2017 г.;
- окружном семинаре-совещании «Изменение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов», 2018 г.;
- городском форуме управленческих практик «Изменение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов», 2018 г.
Мы полагаем, что представленные в работе материалы окажут помощь специалистам в процессе организации просветительской деятельности с родительской общественностью и определении наиболее эффективных форм и методов поддержки.
Разработанная и апробированная нами программа родительского практикума по формированию родительских компетенций может быть использована в практической работе с родителями (законными представителями) специалистами других образовательных организаций.