kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: "Создание эффективных условий и механизмов для адаптации учащихся к инновациям в образовательном процессе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В настоящее время в нашей стране интенсивно развивается школьная социально-психологическая служба. Среди основных целей деятельности психологов и социальных педагогов в образовательных учреждениях - содействие развитию личности учащихся и сохранению их психологического здоровья. Одним из важнейших условий достижения данной цели является обеспечение адаптации детей к образовательной среде. Адаптация ребенка к школе не заканчивается в первом классе, она продолжается фактически до окончания школы, т.к. образовательный процесс, по своей сути, предполагает непрерывные изменения обстановки и осуществляется в условиях непрерывного развития ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Создание эффективных условий и механизмов для адаптации учащихся к инновациям в образовательном процессе"»

Создание эффективных условий и механизмов для адаптации учащихся к инновациям в образовательном процессе



Автор: Щербачева Ирина Константиновна

педагог-психолог

филиал №1 МБОУ «Первомайская СОШ» в с. Иловай-Дмитриевское


В настоящее время в нашей стране интенсивно развивается школьная социально-психологическая служба. Среди основных целей деятельности психологов и социальных педагогов в образовательных учреждениях - содействие развитию личности учащихся и сохранению их психологического здоровья. Одним из важнейших условий достижения данной цели является обеспечение адаптации детей к образовательной среде. Адаптация ребенка к школе не заканчивается в первом классе, она продолжается фактически до окончания школы, т.к. образовательный процесс, по своей сути, предполагает непрерывные изменения обстановки и осуществляется в условиях непрерывного развития ребенка. Тем не менее, в процессе обучения выделяют периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации детей.


Таким периодом является и переход из начальной школы в среднее звено: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников - все это может приводить к снижению успеваемости, нарушению поведения, эмоциональной нестабильности, повышению утомляемости.

Выявление причин этих трудностей и поиск путей организации эффективного социально-педагогического сопровождения учащихся в процессе перехода в среднюю школу являются актуальными задачами.


Целесообразно уточнить мнение Шакуровой: «процесс школьной адаптации, представляющий собой приспособление психики ребенка к новым условиям и требованиям школьного обучения, продолжает быть стихийным: дети сами как-то приспосабливаются друг к другу и к школе. Им приходится преодолевать такие негативные факторы как, различные варианты авторитарного стиля педагогического руководства, нерациональную организацию образовательного процесса и учебной деятельности, искаженное восприятие и отношение к школьной жизнедеятельности ребенка со стороны его семьи, негативные характеристики стиля родительского поведения, внутрисемейного климата, установок ожиданий родителей, связанных со школьными успехами ребенка».


В психолого-педагогической литературе выделяют 3 составляющие, которые входят в понятие адаптация: адаптация физиологическая, психологическая и социальная, или личностная.

Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья ученика, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

Психологическая адаптации ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, индивидуальными особенностями учащихся, с другой - спецификой учебного материала. В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.


Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.


Первый этап физиологической адаптации - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго (две-три недели).


Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие.

На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Организм тратит все, что есть, иногда и "в долг берет". Поэтому учителю важно помнить, какую высокую "цену" платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта "цена" снижается. Буря начинает затихать.


Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденно сидячей позе, или психологическая нагрузка от общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет испытывать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. Но возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации приблизительно пять-шесть недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели.


Личностная, или социальная, адаптация связана с уровнем развития умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами, с формированием умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.
Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.


Есть несколько стратегий адаптации:

Адаптация личности путём преобразования или полного преодоления проблемной ситуации, в том числе различных конфликтов

Это активная, преимущественно незащитная адаптация. В этом случае ресурсы и механизмы адаптации личности мобилизуются для реконструкции реальной социальной ситуации, а в самой личности происходят сравнительно небольшие и в основном положительные изменения (приобретение новых знаний и навыков, социальной компетентности).

Адаптация личности путём ухода от проблемной ситуации

Это «пассивная» адаптация, поиск новых, более благоприятных для безопасности и удовлетворения потребностей стратегий. В этом случае личность претерпевает более глубокие изменения, однако некоторые из них чаще всего не способствуют её самоактуализации и самосовершенствованию.

Адаптация с сохранением проблемной ситуации и приспособлением к ней

Такая адаптивная стратегия может осуществляться либо путём преобразования восприятия и истолкования ситуации, т.е. создания её непроблемного субъективного образа, либо путём более глубокого изменения самой личности, в первую очередь её Я-концепции.

Конечно, есть много случаев адаптации с частичным сохранением проблемной ситуации или же, в результате её преобразования, возникновением иной проблемной ситуации, требующей новых процессов адаптации.

Многие процессы адаптации могут иметь несколько направлений, в связи с этим Журавлев Д.И называет ещё две разновидности адаптации: внешняя и внутренняя.


Внешняя адаптация

Внешняя адаптация - это процесс адаптации, с помощью которого личность приспосабливается к внешним объективным проблемным ситуациям (может быть с сохранением проблемной ситуации или с её устранением и т.д.).

Внутренняя адаптация

Внутренняя адаптация имеет такие разновидности:

адаптация, направленная на разрешение внутренних конфликтов и других внутренних проблем личности;

структурная адаптация в узком смысле - процесс координирования какого-либо механизма с теми уже образованными механизмами, с которыми он составляет комплекс;

структурная адаптация в широком смысле - приспособление её механизма или комплекса ко всей структуре личности.


Итак, любые нарушения равновесия между ребёнком и средой вызывают отрицательные эмоциональные переживания, которые побуждают его искать и развивать те формы поведения и деятельности, те свойства и качества, которые необходимы для утраченного равновесия, а нахождение конструктивного решения появляющихся проблем - цель ребёнка, родителя и учителя.


В рамках школьной жизни объективно присутствуют как минимум три адаптационных периода: в первом, пятом и девятом классах.

В адаптационный период, приходящийся на первый класс для ребенка все новое начиная от коллектива в котором он будет учиться, и, заканчивая классно-урочной системой. Нужно отметить, что для решения этого вопроса проводится большая работа. Детские сады активно готовят детей к переходу в школу, координируются детские программы детских садов и школ, при школах открываются минишколы, так называемый нулевой класс, в котором дети адаптируются и к учителю, и к режимным моментам, организующим жизнь школьника.

К сожалению, при переходе из начальной в среднюю школу вопросам адаптации уделяется гораздо меньше внимания. А ведь образовательная система в пятом классе ставит перед ребенком не менее трудные задачи, чем в первом: надо приспособится к кабинетной организации учебного процесса, различным стилям педагогической деятельности учителей, к самостоятельной организации учебной деятельности.

При этом ни у классного руководителя, ни учителя предметника нет возможности целенаправленно и системно адаптировать каждого ученика к изменившимся обстоятельствам.

Следующий адаптационный период приходится на девятый класс, когда учащимся впервые приходится сдавать экзамены.

В этом вопросе дела обстоят чуть лучше. Активная работа учителей не проходит бесследно, однако наряду с подготовкой по отдельным предметам недостаточное внимание уделяется психологической готовности к сдаче экзаменов. Экзамен в этом случае превращается из проверки знаний в испытание нервов, выдержки, находчивости и т.п. - всего того, что никоим образом не относится к его прямому назначению.

Наиболее сложным в период адаптации является переход из младшего звена в среднее. Переход от одного привычного учителя к взаимодействию с несколькими учителями предметниками, отличающихся стилем общения, темпом речи, тембром голоса. Расставание с первым любимым учителем огорчает детей. Ломаются привычные стереотипы под угрозой самооценка ребенка - теперь его оценивает не один педагог, а несколько. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности окажутся для ребенка также большой неожиданностью.

Но вместе с тем школьники учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и от человека, с которым общаются.


Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к новым требованиям и условиям обучения.

Адаптация ребенка к школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма.


С.В. Масолова подчеркивает, что «если недооценивать психолого-физиологические изменения, которые происходят с младшими подростками, то они могут привести к школьной дезадаптации, когда ребенок становится не дисциплинированным, не внимательным, отстает в учебе, да и просто не хочет идти в школу».


Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

У младших подростков, как уже отмечалось, с одной стороны, очень сильное желание самоутвердиться, им важно быть самостоятельными и независимыми, с другой стороны им необходимо получить первый опыт взаимодействия и сотрудничество в новом классном коллективе.

Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установление норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы.

Важнейшей задачей является помощь детям в осознании требований преподавателей.

Успешность самореализации подростков тесно связано с общим стилем взаимоотношений в учебном коллективе. В этом плане очень важно, чтобы учитель создавал ситуации, позволяющие проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, на свое мнение, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы, выбора, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу обучения.


Для решения поставленных общих задач в основной школе администрация учебных заведений, педагоги в образовательном процессе должны реализовать ряд важных условий:

Создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.

Обеспечить постепенный переход от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развиваются групповые формы организации урока. Напротив, удельный вес групповых работ. Качественно изменяется содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат.

Развивать рефлексивные умения учащихся - умения смотреть на себя "со стороны", "чужими глазами"; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использовать метод совместных (учитель-ученик; ученик - другие ученики) оценок собственных достижений школьника , возможностей и перспектив его развития.

Предоставить учащимся возможность свободного выбора способов и источников информации, обучать умению работать с ними, использовать их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ирина Константиновна Щербачева

Дата: 18.11.2019

Номер свидетельства: 527504

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства