Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Роль и значение дисциплины «Психология и этика профессиональной деятельности» в подготовке будущих специалистов"»
Роль и значение дисциплины «Психология и этика профессиональной деятельности» в подготовке будущих специалистов
Современные стандарты технического и профессионального образования нацелены на подготовку специалиста широкого профиля, способного решать не только организационно – технические, но и психологические задачи.
Поэтому программа по дисциплине «Психология и этика профессиональной деятельности» отражает в своем содержании не только этику общения, но и основы психологии. Рассмотрим на примере рабочую программу по дисциплине по специальности 1114000 – «Сварочное дело», квалификация 1114042 «Электрогазосварщик». Настоящая рабочая программа по дисциплине «Психология и этика профессиональной деятельности» разработана в соответствии с Типовыми учебными планами и образовательными учебными программами технического и профессионального образования по специальности 1114000 – «Сварочное дело», утвержденными Приказом №150 от 24.04.2013 г. Министерства образования и науки Республики Казахстан для квалификаций повышенного уровня и специалиста среднего звена.
Цель изучения дисциплины «Психология и этика профессиональной деятельности» - глубоко изучить и усвоить особенности профессиональной морали, систему этических знаний, необходимых для нравственного становления и развития профессионала, сформировать нравственную культуру студентов, дать им возможность получить представления о путях морального совершенствования и способах разрешения нравственных конфликтных ситуаций в своей профессиональной деятельности.
Программа включает следующие обязательные вопросы:
Эстетическая культура, этическая культура. Психология общения. Культура общения. Культура общения в сфере деятельности, коммуникация, этикет в деловом общении. Стили общения, основные правила поведенческого этикета. Интерьер рабочего помещения как область делового этикета. Правила содержания помещений и рабочих мест.
Для реализации программы рекомендуется использование интерактивных и практико – ориентированных форм организации, методов, способов и приемов обучения. На отдельных занятиях можно с помощью тестирования выявить профессиональную пригодность студентов. Можно применять тесты, помогающие, развивать внимание, память, коммуникативные навыки. Применение развивающих тестов добавит интерес к предмету, позволит студентам приобрести навыки самопознания, некоторые теоретические вопросы предлагаются для самостоятельного изучения. Целесообразно разнообразить виды практических занятий:
- подготовка устного сообщения по теме;
- анализ жизненной ситуации с нравственным содержанием;
-сочинения миниатюры;
- сочинения – размышления- подбор материала из периодической печати, ярких сцен из произведений художественной литературы, исторических фактов и статистических данных.
Программа предусматривает проведение контрольных работ, содержание которых разрабатывается преподавателем самостоятельно, практических занятий, которые способствуют приобретения студентами навыков решения практических задач, связанных с профессией сварщика.
Программа по изучению предмета «Психология и этика профессиональной деятельности» для студентов первого курса по специальности 1114000 «Сварочное дело», квалификация 1114042 «Электрогазосварщик» рассчитана на объем учебной нагрузки, составляющий 20 часов в учебном году.
В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление: -об интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлениях сознания людей, а также о подсознательных проявлениях их психики; -о психологических процессах, свойствах и состояниях разного рода рабочих и деловых групп; -об основных категориях профессиональной этики; -о наиболее известных и общепринятых закономерностях делового этикета; -об основных требованиях к деловому разговору; -о вербальных и невербальных способах общения; -о взаимоотношениях между организациями; -об эстетике труда и производства; -об основных требованиях, предъявляемых к организации рабочего места, знать: - психологические и нравственные стороны делового общения людей; -этические принципы и нормы деловых взаимоотношений; -основные нормы и правила поведения в деловой обстановке; -основные требования к ведению служебного телефонного разговора; -современные требования к эстетике труда, уметь: -определять человеческую психику, включающую в себя три области - системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное; -находить правильную форму и нужный тон в общении с руководителем и с сослуживцами; -правильно (с точки зрения этикета) вести себя в общественных местах; -оставлять о себе приятное впечатление; -правильно организовать рабочее место.
В заключении можно сделать вывод о том, что роль и значение дисциплины заключается в подготовке в конкурентоспособных кадров – содействие приобретению будущим специалистом- сварщиком компетенции в применении техники и приемов эффективного общении в профессиональной деятельности; использовании приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения, соблюдении речевого этикета, культуры профессиональной деятельности.