Просмотр содержимого документа
«Статья "Классификация методов обучения по типу плзнавательной деятельности"»
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТИПУ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения. Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим некоторые из них.
Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей обучения, воспитания и развития
объяснение (четкое изложение материала на основе толкования, анализа, обобщения: с целью формирования понятий)
требования:
- медленный темп речи
- запись понятий на доске
- подробное толкование сложных вопросов
беседа (вопросно-ответный метод обучения: диалог, полилог с целью выявления базовых знаний, побуждению к осмысленному усвоению материала, анализу, размышлению, развитию речи)
требования:
- вопросы должны быть сформулированы корректно (начинаться с вопросительного слова)
- вопросы должны логично вытекать один из другого
- нужно чередовать вопросы по сложности
- поощрять учеников за участие в беседе, побуждать их к ответам
- предусмотреть наводящие вопросы на случай затруднения
- вопросы не должны предполагать односложный ответ (да – нет)
- ошибочные ответы учеников необходимо разбирать
лекция (продолжительное изложение материала, обычно используется в старших классах)
целесообразна, когда объем материала большой и его нужно обобщить
3.наглядные методы
источник получения информации: слово + образ
- демонстрация опыта
- демонстрация наглядных пособий
- демонстрация видеофильма
- демонстрация приемов выполнения работы
Эти методы используют, когда нужно
- сформировать понятие об объекте или явлении
- активизировать внимание
«+»
стимулирует познавательный интерес
развивает наглядно-образное мышление
Количество наглядных пособий не должно быть велико
(«много – не есть хорошо»).
В. по уровню познавательной самостоятельности учащихся (по характеру познавательной деятельности).И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин.
. Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы: а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный); б) репродуктивный (границы мастерства и творчества); в) проблемное изложение знаний; г) частично-поисковый (эвристический); д) исследовательский.
Таблица – лесенкой, так показано повышение познавательной активности учащихся
Относятся к категории
- репродуктивных: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы