kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Классификация методов обучения по типу плзнавательной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье показаны разные методы обучения, применяемые по типу познавательной деятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Классификация методов обучения по типу плзнавательной деятельности"»

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТИПУ


ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

      В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.
      Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим некоторые из них.


Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей обучения, воспитания и развития


КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ


А. По характеру восприятия:

  • слово: словесно - иллюстративный, словесно-исследовательский

  • наглядность: наглядно - иллюстративный, наглядно – исследовательский

  • моторика: моторно - иллюстративный, моторно – исследовательский



Б. По источнику получения знаний


1. практические методы (источник получения информации: слово + образ + действие)


2.словесные методы

источник получения информации: слово учителя

«+»информация сжата (прочитали книгу, рассказали за 5 мин.) и адаптирована для детей

«-»продолжительная речь утомляет, первые 10 – 20 мин. слово воспринимается хорошо

  • рассказ (непрерываемое вопросами повествование с целью познакомить, проинформировать, заинтересовать)

требования к рассказу:

- научная основа

- четкое вычленение основной мысли

- эмоциональность

- правильная выстроенность (вступление, кульминация, заключение)

  • объяснение (четкое изложение материала на основе толкования, анализа, обобщения: с целью формирования понятий)

требования:

- медленный темп речи

- запись понятий на доске

- подробное толкование сложных вопросов

  • беседа (вопросно-ответный метод обучения: диалог, полилог с целью выявления базовых знаний, побуждению к осмысленному усвоению материала, анализу, размышлению, развитию речи)

требования:

- вопросы должны быть сформулированы корректно (начинаться с вопросительного слова)

- вопросы должны логично вытекать один из другого

- нужно чередовать вопросы по сложности

- поощрять учеников за участие в беседе, побуждать их к ответам

- предусмотреть наводящие вопросы на случай затруднения

- вопросы не должны предполагать односложный ответ (да – нет)

- ошибочные ответы учеников необходимо разбирать

  • лекция (продолжительное изложение материала, обычно используется в старших классах)

целесообразна, когда объем материала большой и его нужно обобщить


3.наглядные методы

источник получения информации: слово + образ

- демонстрация опыта

- демонстрация наглядных пособий

- демонстрация видеофильма

- демонстрация приемов выполнения работы

Эти методы используют, когда нужно

- сформировать понятие об объекте или явлении

- активизировать внимание

«+»

стимулирует познавательный интерес

развивает наглядно-образное мышление

Количество наглядных пособий не должно быть велико

(«много – не есть хорошо»).




В. по уровню познавательной самостоятельности учащихся (по характеру познавательной деятельности).И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин.

. Характер познавательной
      деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:
      а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);
      б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);
      в) проблемное изложение знаний;
      г) частично-поисковый (эвристический);
      д) исследовательский.


Таблица – лесенкой, так показано повышение познавательной активности учащихся


Относятся к категории

- репродуктивных: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

- продуктивных: исследовательский, частично-поисковый, проблемный


Исследова-тельский



ЛЕРНЕР И. Я.

Частично-поисковый метод


приобщить


учащихся


к


исследова-


тельской


деятель-


ности


Метод проблем-ного излож-ния



научить


учащихся


исследова-


тельской


деятель-


ности


Репродук-тивный метод


продемонстрировать


ученикам


образец


решения проблемы


Объясни-тельно – иллюстратив-ный метод


научить применять знания,

умения и

навыки

по образцу


1. Цель

помочь учащимся в усвоении знаний, умений и навыков


2. Дея-тель-ность учи-теля

объясняет с использованием различных средств наглядности, обеспечивая усвоение информации в готовом виде


разраба-тывает

алгоритм

систему

заданий,

упражне-ний

сам ставит проблему, сам ее решает, показывая путь решения (рассуж-дения)

формулирует задания проблем-ного характера,

способ выполнения которых заранее неизвестен

констру-ирует

задания

исследова-ний

и

консульти-рует учащихся

3. Дея-тель-ность уче-нии-ков


слушают, наблюдают, запоминают

и воспроизводят

самостоя-тельно

выполняют задания

по алгоритму

следят за ходом рассужде-ний учителя, размыш-ляют


решают проблемные задания с помощью учителя


решают проблему самостоя-тельно

4.

Ре-зуль-тат


ученики воспроизводят информацию в том объеме, в котором получают от учителя



ученики выполняют задания одинаково


ученики получают опыт научного познания


решение проблемы, приобретение учащимися опыта решения отдельных элементов исследования


ученики приобретают опыт исследова-тельской деятельности




Список литературы:


  1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика. 1981. – 186с.

  2. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований/ М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика. 1989. – 560с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Статья "Классификация методов обучения по типу плзнавательной деятельности"

Автор: Дорожкина Римма Николаевна

Дата: 08.05.2018

Номер свидетельства: 468827


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства