kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: «Влияние послеразводного стресса на психику ребенка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда распадается семья, очень часто родители и сами находятся в замешательстве, так как рушатся не только отношения супругов, но и весь уклад жизни семьи. Это всегда очень болезненно переживается не только супругами, но и детьми. Несмотря на то, что для взрослых развод - это болезненное, малоприятное, драматическое переживание, тем не менее, они идут на него из лучших побуждений и по собственной воле. Для детей же, расставание родителей - это всегда разрушение привычной среды обитания.

Процесс адаптации де­тей после развода условно делят на три фазы:

Первая, самая острая фаза, длится примерно около 2-х лет. Это время эмоциональной и физической разлуки одного из супругов с детьми.

Вторая фаза — фаза перехода. Взрослые налаживают жизнь друг без друга, испытывая подъемы и спады в этой жизни. Дети постепенно привыкают к «воскресному» папе или к тому, что в жизни мамы появляются новые друзья-мужчины.

В третьей постразводной фазе каждый из родителей определяет свой новый жизненный стиль. Один или оба заводят новые семьи. При этом последствия замужества и повторного брака для детей различны. Дети зачастую воспринимают приемных родителей как посторонних, и тяжело воспринимают требования дисциплины, расценивая как ограниченность их личной свободы. Очень часто дети высказываются: «Вот мой род­ной папа никогда бы не сделал так, как ты!» Повторный брак дает чувство удовлетворенности и стабильности жизни взрослым людям, но отношения с приемными деть­ми налаживаются медленно, трудно и могут служить ис­точником напряжения между взрослыми.

В итоге, дети с разведен­ными родителями в дальнейшем заметно отличаются по своему поведению от детей, чьи родители жили вместе.  Став взрослыми, такие дети иначе строят свою жизнь. Дети разведенных родителей раньше взрослеют, быстрее оставляют дом, женятся и заводят детей. Отношения с родителями нередко становятся холодными, отчужденными, и они легче впадают в депрессивное состояние.

Конечно, эта картина является средней, так как существует очень большое разнообразие реакций детей на развод ро­дителей, которое зависит от качества жизни, материаль­ных условий семьи, внимания со стороны взрослых, коли­чества членов семьи помимо родителей. Большую эмоци­ональную травму получают дети, родители которых не подготовили их к предстоящему событию, а также те дети, которые безоговорочно принимают сторону одного из ро­дителей, а второго родителя воспринимают как врага, пре­дателя и испытывают сильные негативные чувства к нему.

Несмотры на негативные последствия, иногда развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на его психику супружеских конфликтов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Влияние послеразводного стресса на психику ребенка» »











Статья на тему:

«Влияние послеразводного стресса на психику ребенка»














Подготовила:

Педагог – психолог

ГУ «СОШ №27 города Павлодара»

Лобашевская М.Ю.









Павлодар, 2015

Когда распадается семья, очень часто родители и сами находятся в замешательстве, так как рушатся не только отношения супругов, но и весь уклад жизни семьи. Это всегда очень болезненно переживается не только супругами, но и детьми. Несмотря на то, что для взрослых развод - это болезненное, малоприятное, драматическое переживание, тем не менее, они идут на него из лучших побуждений и по собственной воле. Для детей же, расставание родителей - это всегда разрушение привычной среды обитания.


Процесс адаптации де­тей после развода условно делят на три фазы:

Первая, самая острая фаза, длится примерно около 2-х лет. Это время эмоциональной и физической разлуки одного из супругов с детьми.

Вторая фаза — фаза перехода. Взрослые налаживают жизнь друг без друга, испытывая подъемы и спады в этой жизни. Дети постепенно привыкают к «воскресному» папе или к тому, что в жизни мамы появляются новые друзья-мужчины.

В третьей постразводной фазе каждый из родителей определяет свой новый жизненный стиль. Один или оба заводят новые семьи. При этом последствия замужества и повторного брака для детей различны. Дети зачастую воспринимают приемных родителей как посторонних, и тяжело воспринимают требования дисциплины, расценивая как ограниченность их личной свободы. Очень часто дети высказываются: «Вот мой род­ной папа никогда бы не сделал так, как ты!» Повторный брак дает чувство удовлетворенности и стабильности жизни взрослым людям, но отношения с приемными деть­ми налаживаются медленно, трудно и могут служить ис­точником напряжения между взрослыми.

В итоге, дети с разведен­ными родителями в дальнейшем заметно отличаются по своему поведению от детей, чьи родители жили вместе. Став взрослыми, такие дети иначе строят свою жизнь. Дети разведенных родителей раньше взрослеют, быстрее оставляют дом, женятся и заводят детей. Отношения с родителями нередко становятся холодными, отчужденными, и они легче впадают в депрессивное состояние.

Конечно, эта картина является средней, так как существует очень большое разнообразие реакций детей на развод ро­дителей, которое зависит от качества жизни, материаль­ных условий семьи, внимания со стороны взрослых, коли­чества членов семьи помимо родителей. Большую эмоци­ональную травму получают дети, родители которых не подготовили их к предстоящему событию, а также те дети, которые безоговорочно принимают сторону одного из ро­дителей, а второго родителя воспринимают как врага, пре­дателя и испытывают сильные негативные чувства к нему.

Несмотры на негативные последствия, иногда развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на его психику супружеских конфликтов.


Наблюдается ряд закономерности между реакцией на послеразводовый стресс и полом ребенка:

Девочки: носят переживания «в себе», и внешнее поведение может у них почти не меняться, но могут появиться другие признаки нарушения адаптации: пониженная работоспособность, чрезмерная утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность. Ведущие переживания - грусть и обида. Две трети девочек, многие из которых внешне кажутся преодолевшими кризис, достигнув зрелости, неожиданно становятся глубоко обеспокоенными, теряют способность выбора, испытывают страх измен и предательств в интимных отношениях.

Мальчики: для них характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Ведущие переживания - гнев и агрессивность. Мальчики могут выражать свою агрессивность по-разному, могут демонстративно отказаться говорить с отцом, но если отец вне дома, - пытаться повышать голос на мать. Обычная история - уйти из дома, не предупредив заранее об этом мать. Многие мальчики, достигнув половой зрелости, так и не могут выработать в себе чувство независимости, уверенности, целеустремленности.


В зависимости от отношения ребенка к розводу, выделяют три типа поведенческих реакций: побе­дители, проигравшие и уцелевшие.

Победители получают от развода родителей опреде­ленные выгоды: воскресные папы балуют их, они шанта­жируют матерей тем, что уйдут к папе жить, и развод приносит им усиление внимания со стороны близких.

Проигравшиеэто дети, которые в зависимости от об­стоятельств продолжают страдать. Отношение оставше­гося члена семьи к ребенку резко ухудшается, особенно если ребенок внешне похож на ушедшего супруга.

Уцелевшие это те дети, которые смогли активно справиться с переживаниями, и при этом они становятся более внимательными, более чувствительными, не только к близким, но и к остальным людям. Из травматического опыта дети выносят понимание важности близких эмо­циональных отношений.


Обобщив все вышеизложеное можно сделать вывод, что последствия послеразводового стресса у детей сводятся к следующему:

1. Нарушение их адаптации в повседневной жизни;

2. Изменения представлений о любви и верности, о том, какой должна быть семья;

3. Дети разведенных родителей меньше дорожат сплоченностью семьи и не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов;

4. Дети разведенных родителей взрослеют быстрее, чем их сверсники.

Постарайтесь контролировать себя и воздержаться от типичных ошибок разводящихся родителей. Для этого запомните три нельзя:

1. Обвинять супруга (супругу) при ребёнке (для которого он не плохой муж (жена), а папа (мама));

2. Обвинять в происходящем других родственников («вот результаты действий твоей любимой бабушки…»);

3. Обвинять самого ребёнка в том, что случилось («ты плохо себя вёл, много болел, уходил из дома, курил, не помогал мне…»).


И маленький совет на последок: разводиться нужно так, чтобы с разводом ребенок не «терял» родителя решившего жить другой жизнью. И если это в ваших силах, сохраните эти отношения любой ценой, ради будущего благополучия вашего ребенка, несмотря на ваши чувства.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья на тему: «Влияние послеразводного стресса на психику ребенка»

Автор: Лобашевская Маргарита Юрьевна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189142


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства