Статья на тему: «Влияние послеразводного стресса на психику ребенка»
Статья на тему: «Влияние послеразводного стресса на психику ребенка»
Когда распадается семья, очень часто родители и сами находятся в замешательстве, так как рушатся не только отношения супругов, но и весь уклад жизни семьи. Это всегда очень болезненно переживается не только супругами, но и детьми. Несмотря на то, что для взрослых развод - это болезненное, малоприятное, драматическое переживание, тем не менее, они идут на него из лучших побуждений и по собственной воле. Для детей же, расставание родителей - это всегда разрушение привычной среды обитания.
Процесс адаптации детей после развода условно делят на три фазы:
Первая, самая острая фаза, длится примерно около 2-х лет. Это время эмоциональной и физической разлуки одного из супругов с детьми.
Вторая фаза — фаза перехода. Взрослые налаживают жизнь друг без друга, испытывая подъемы и спады в этой жизни. Дети постепенно привыкают к «воскресному» папе или к тому, что в жизни мамы появляются новые друзья-мужчины.
В третьей постразводной фазе каждый из родителей определяет свой новый жизненный стиль. Один или оба заводят новые семьи. При этом последствия замужества и повторного брака для детей различны. Дети зачастую воспринимают приемных родителей как посторонних, и тяжело воспринимают требования дисциплины, расценивая как ограниченность их личной свободы. Очень часто дети высказываются: «Вот мой родной папа никогда бы не сделал так, как ты!» Повторный брак дает чувство удовлетворенности и стабильности жизни взрослым людям, но отношения с приемными детьми налаживаются медленно, трудно и могут служить источником напряжения между взрослыми.
В итоге, дети с разведенными родителями в дальнейшем заметно отличаются по своему поведению от детей, чьи родители жили вместе. Став взрослыми, такие дети иначе строят свою жизнь. Дети разведенных родителей раньше взрослеют, быстрее оставляют дом, женятся и заводят детей. Отношения с родителями нередко становятся холодными, отчужденными, и они легче впадают в депрессивное состояние.
Конечно, эта картина является средней, так как существует очень большое разнообразие реакций детей на развод родителей, которое зависит от качества жизни, материальных условий семьи, внимания со стороны взрослых, количества членов семьи помимо родителей. Большую эмоциональную травму получают дети, родители которых не подготовили их к предстоящему событию, а также те дети, которые безоговорочно принимают сторону одного из родителей, а второго родителя воспринимают как врага, предателя и испытывают сильные негативные чувства к нему.
Несмотры на негативные последствия, иногда развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на его психику супружеских конфликтов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Влияние послеразводного стресса на психику ребенка» »
Статья на тему:
«Влияние послеразводного стресса на психику ребенка»
Подготовила:
Педагог – психолог
ГУ «СОШ №27 города Павлодара»
Лобашевская М.Ю.
Павлодар, 2015
Когда распадается семья, очень часто родители и сами находятся в замешательстве, так как рушатся не только отношения супругов, но и весь уклад жизни семьи. Это всегда очень болезненно переживается не только супругами, но и детьми. Несмотря на то, что для взрослых развод - это болезненное, малоприятное, драматическое переживание, тем не менее, они идут на него из лучших побуждений и по собственной воле. Для детей же, расставание родителей - это всегда разрушение привычной среды обитания.
Процесс адаптации детей после развода условно делят на три фазы:
Первая, самая острая фаза, длится примерно около 2-х лет. Это время эмоциональной и физической разлуки одного из супругов с детьми.
Вторая фаза — фаза перехода. Взрослые налаживают жизнь друг без друга, испытывая подъемы и спады в этой жизни. Дети постепенно привыкают к «воскресному» папе или к тому, что в жизни мамы появляются новые друзья-мужчины.
В третьей постразводной фазе каждый из родителей определяет свой новый жизненный стиль. Один или оба заводят новые семьи. При этом последствия замужества и повторного брака для детей различны. Дети зачастую воспринимают приемных родителей как посторонних, и тяжело воспринимают требования дисциплины, расценивая как ограниченность их личной свободы. Очень часто дети высказываются: «Вот мой родной папа никогда бы не сделал так, как ты!» Повторный брак дает чувство удовлетворенности и стабильности жизни взрослым людям, но отношения с приемными детьми налаживаются медленно, трудно и могут служить источником напряжения между взрослыми.
В итоге, дети с разведенными родителями в дальнейшем заметно отличаются по своему поведению от детей, чьи родители жили вместе. Став взрослыми, такие дети иначе строят свою жизнь. Дети разведенных родителей раньше взрослеют, быстрее оставляют дом, женятся и заводят детей. Отношения с родителями нередко становятся холодными, отчужденными, и они легче впадают в депрессивное состояние.
Конечно, эта картина является средней, так как существует очень большое разнообразие реакций детей на развод родителей, которое зависит от качества жизни, материальных условий семьи, внимания со стороны взрослых, количества членов семьи помимо родителей. Большую эмоциональную травму получают дети, родители которых не подготовили их к предстоящему событию, а также те дети, которые безоговорочно принимают сторону одного из родителей, а второго родителя воспринимают как врага, предателя и испытывают сильные негативные чувства к нему.
Несмотры на негативные последствия, иногда развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на его психику супружеских конфликтов.
Наблюдается ряд закономерности между реакцией на послеразводовый стресс и полом ребенка:
Девочки: носят переживания «в себе», и внешнее поведение может у них почти не меняться, но могут появиться другие признаки нарушения адаптации: пониженная работоспособность, чрезмерная утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность. Ведущие переживания - грусть и обида. Две трети девочек, многие из которых внешне кажутся преодолевшими кризис, достигнув зрелости, неожиданно становятся глубоко обеспокоенными, теряют способность выбора, испытывают страх измен и предательств в интимных отношениях.
Мальчики: для них характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Ведущие переживания - гнев и агрессивность. Мальчики могут выражать свою агрессивность по-разному, могут демонстративно отказаться говорить с отцом, но если отец вне дома, - пытаться повышать голос на мать. Обычная история - уйти из дома, не предупредив заранее об этом мать. Многие мальчики, достигнув половой зрелости, так и не могут выработать в себе чувство независимости, уверенности, целеустремленности.
В зависимости от отношения ребенка к розводу, выделяют три типа поведенческих реакций: победители, проигравшие и уцелевшие.
Победителиполучают от развода родителей определенные выгоды: воскресные папы балуют их, они шантажируют матерей тем, что уйдут к папе жить, и развод приносит им усиление внимания со стороны близких.
Проигравшие – это дети, которые в зависимости от обстоятельств продолжают страдать. Отношение оставшегося члена семьи к ребенку резко ухудшается, особенно если ребенок внешне похож на ушедшего супруга.
Уцелевшие – это те дети, которые смогли активно справиться с переживаниями, и при этом они становятся более внимательными, более чувствительными, не только к близким, но и к остальным людям. Из травматического опыта дети выносят понимание важности близких эмоциональных отношений.
Обобщив все вышеизложеное можно сделать вывод, что последствия послеразводового стресса у детей сводятся к следующему:
1. Нарушение их адаптации в повседневной жизни;
2. Изменения представлений о любви и верности, о том, какой должна быть семья;
3. Дети разведенных родителей меньше дорожат сплоченностью семьи и не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов;
4. Дети разведенных родителей взрослеют быстрее, чем их сверсники.
Постарайтесь контролировать себя и воздержаться от типичных ошибок разводящихся родителей. Для этого запомните три нельзя:
1. Обвинять супруга (супругу) при ребёнке (для которого он не плохой муж (жена), а папа (мама));
2. Обвинять в происходящем других родственников («вот результаты действий твоей любимой бабушки…»);
3. Обвинять самого ребёнка в том, что случилось («ты плохо себя вёл, много болел, уходил из дома, курил, не помогал мне…»).
И маленький совет на последок: разводиться нужно так, чтобы с разводом ребенок не «терял» родителя решившего жить другой жизнью. И если это в ваших силах, сохраните эти отношения любой ценой, ради будущего благополучия вашего ребенка, несмотря на ваши чувства.