Статья "Грамматические игры как один из приемов активизации мыслительной деятельности учащихся коррекционной школы"
Статья "Грамматические игры как один из приемов активизации мыслительной деятельности учащихся коррекционной школы"
Основной формой учебно-воспитательной работы в школе является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы формирования каждого учащегося как личности.
Может ли современный урок в начальной школе быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие и познавательные силы ученика? Конечно может.
У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается запоздалое по сравнению с нормой развитие познавательного интереса, его неустойчивость
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Грамматические игры как один из приемов активизации мыслительной деятельности учащихся коррекционной школы" »
Грамматические игры как один из приемов активизации мыслительной деятельности учащихся
Основной формой учебно-воспитательной работы в школе является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы формирования каждого учащегося как личности. Может ли современный урок в начальной школе быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие и познавательные силы ученика? Конечно может. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается запоздалое по сравнению с нормой развитие познавательного интереса, его неустойчивость. Внимание и запоминание слабое, поэтому нужно вводить в урок и игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно. Важным условием активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности и мышления является игра. Игра на уроке вызывает у детей радость, внимание и интерес. к воображению. Игра побуждает учащихся к игровым действиям, дает возможность каждому ребенку лучше представить разыгрываемую ситуацию, полученные роли, определить необходимые для игры атрибуты. В игре дети учатся концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребенку заново пережить яркие впечатления и события, однако «игра не есть простое воспоминание о пережитом», считал Л.С. Выготский, а «творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка». Играя, дети накапливают знания, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли и т. д. Таким образом, в процессе игры у детей создаются благоприятные условия для восприятия полученного материала на уроке
Игра — творчество, игра — труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных условиях, пополняют запас представлений, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием,. Как пробудить интерес к знаниям, как повысить грамотность письма? Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является игра. Цель игры: пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Вопрос активизации познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка представляет сложную проблему.. Игра на уроке не сама цель, не средство развлечь учеников. Это обычное упражнение, обличенное в занимательную форму (рассказ-шутку, сказку, загадку, ребус, кроссворд и т. д.). Занимательность нередко достигается повышенной трудностью, нестандартностью и необычностью поставленной задачи, которую приходится решать ученику. Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний. В процессе игр, связанных с русским языком, дети незаметно для себя тренируются в разграничении сложных языковых явлений, отыскивают предметы, соответствующими тому или иному правилу, с большим удовольствием упражняются в написании трудных слов, а в результате приобретают более прочные грамматические и орфографические навыки. Появление интереса к обучению у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов. На уроках русского языка речь, язык становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К.Д. Ушинский, опору на логическую способность ребенка, на его умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение». Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания можно провести игру «Кто быстрее и вернее?». Учащимся дается время для прочтения слов по тетради, в которых нужно было вставить пропущенную орфограмму, подчеркнуть и проверить ее. Затем ребята, по одному с каждого ряда, на доске записывают столбиком слова в порядке их следования в упражнении. Осуществляется перекрестная проверка записанных слов, выделяются ошибки, подсчитываются очки, определяется ряд — победитель. Далее, каждый ученик сверяет с записью на доске, правильно ли он выполнил домашнее задание. Использование игр помогает учителю оживить урок, пробудить у школьников любознательность и стремление овладеть богатством языка. В развлекательной форме можно приучить учащихся глубже вглядываться в явления и сущность русского языка как особой лингвистической науки. Но ни в коем случае нельзя перенасыщать урок игровыми элементами, так как это может привести к ненужной развлекательности.
В виде игры может быть проведена и подготовительная работа к усвоению нового материала. несколькими видами. Наиболее распространенной является игра — соревнование. Широко используют на уроках викторины, грамматические шарады, скороговорки, загадки, игры- «экскурсии», подбор слов на определенную тему или букву, кроссворды и т.д. Причем каждую игру можно еще разнообразить: составлять словосочетания, предложения, тесты-миниатюры. Приведу примеры некоторых дидактических игр и игровых приемов, которые применяю на своих уроках.
Игра «Почтальон»
Цель: закрепить знания по подбору проверочного слова, расширить словарный запас. Игра «Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. Игры «Заполни клетки, чтобы получились слова», «Переставь буквы, чтобы получились новые слова», «Заполни клетки нарицательными существительными», «Подбери слова 1,2,3 склонения», «Спрячь мягкий знак в середину слова» и т.д.
Игра «Кто что делает?»
Цель: закрепление умения употреблять глагол в нужном числе. Содержание. Играют две команды по шесть человек. На доске записаны слова в два столбика существительных во множественном числе. Задача игроков: дописать к каждому существительному глагол, подходящий по смыслу и обозначающий действие одного предмета. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее справится с заданием. Игра «Закончи пословицу»
Цель: закрепление понятия о глаголе, знакомство с глаголами, противоположными по смыслу. столбика пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу команд.
. На уроках, где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Игра позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного развития личности. Познавательная и мыслительная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны
Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Для педагога игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся.