kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Эйдо-рацио мнемотехника как метод наглядного моделирования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                       Эйдо-рацио мнемотехника

                     как метод наглядного моделирования

                для развития когнитивной сферы школьников

                 с особыми образовательными потребностями.

         Образовательная система в целом, и учительство в частности, выполняют важную функцию, а именно: функцию помощи и поддержки при вхождении учащихся в мир социального опыта.

         Каждому ребенку  от природы многое дано. Задача взрослых помочь ему раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои  индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Необходимо наблюдать за ребенком в естественных условиях и принимать его таким, каков он есть. Именно об этом говориться в Законе Республики Казахстан «О правах ребенка в РК» в статье 9, глава 3; гарантирующем право каждого ребенка, в том числе и ребенка с ограниченными возможностями на индивидуальность.

         Согласно Конвенции по правам ребенка (ст.2 и 22), равно как и соответствующего Закона РК (гл.1 ст.4) все дети имеют одинаковые права и равную ценность, любой ребенок с физическими  или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.

         Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.

          В современной общей и коррекционной педагогике изменилось положение в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии.

          Естественно, что структура урока с такими детьми отличается от обычных уроков в общеобразовательной школе, и построена на комплексной основе с интеграцией различных видов деятельности: игровая, предметно-практическая и учебная. Уроки строятся на едином игровом сюжете с использованием большого количества игрового и дидактического материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья "Эйдо-рацио мнемотехника как метод наглядного моделирования"»

Эйдо-рацио мнемотехника

как метод наглядного моделирования

для развития когнитивной сферы школьников

с особыми образовательными потребностями.




Образовательная система в целом, и учительство в частности, выполняют важную функцию, а именно: функцию помощи и поддержки при вхождении учащихся в мир социального опыта.


Каждому ребенку от природы многое дано. Задача взрослых помочь ему раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Необходимо наблюдать за ребенком в естественных условиях и принимать его таким, каков он есть. Именно об этом говориться в Законе Республики Казахстан «О правах ребенка в РК» в статье 9, глава 3; гарантирующем право каждого ребенка, в том числе и ребенка с ограниченными возможностями на индивидуальность.


Согласно Конвенции по правам ребенка (ст.2 и 22), равно как и соответствующего Закона РК (гл.1 ст.4) все дети имеют одинаковые права и равную ценность, любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.


Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.


В современной общей и коррекционной педагогике изменилось положение в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии.


Естественно, что структура урока с такими детьми отличается от обычных уроков в общеобразовательной школе, и построена на комплексной основе с интеграцией различных видов деятельности: игровая, предметно-практическая и учебная. Уроки строятся на едином игровом сюжете с использованием большого количества игрового и дидактического материала.


Особое внимание в работе с нашими детьми должно быть уделено развитию восприятия, внимания, мышления и памяти.


Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе. Овладение нормами поведения, приобретения умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.


Память, как известно, заключается в запоминании, узнавании и воспроизведении различного материала. Важнейшей задачей обучения является обеспечение такой степени усвоения знаний, при которой ребенок легко может пользоваться ими.


Педагоги областной вспомогательной школы-интерната активно применяют в своей практике по развитию памяти метод наглядного моделирования или эйдо-рацио мнемотехнику.


Метод наглядного моделирования был глубоко изучен психологами еще в 80-е годы ΧΧ века, когда специалистами под научным руководством Л.А.Венгера исследовались проблемы диагностики развития и познавательных способностей детей, выявлялись скрытые резервы становления личности ребенка.


Под наглядным моделированием психологи понимают совокупность действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (схемы, абстракции, модели), «элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы» (А.Н.Леонтьев). В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления, факта другим предметом, изображением, знаком, символом.


По нашему мнению работа педагога и детей с ограниченными возможностями может определяться следующей последовательностью:


  1. На первом этапе целесообразно использовать метод наглядного моделирования в обучении детей восприятию и анализу разнообразных предметов, живых объектов и явлений окружающего мира и составлению на этой основе описательных, сравнительных и объяснительных рассказов.

  2. В дальнейшем возможности данного метода могут быть расширены путем его применения в процессе ознакомления школьников с художественными произведениями.

  3. На следующем этапе наглядное моделирование может успешно использоваться в такой области речевой деятельности детей, как составление собственных сюжетных рассказов, что требует от ребенка достаточно высокого уровня владения связной монологической речью, обширного словарного запаса, навыков планирования монологического высказывания.


Элементы данной методики целесообразно включать в структуру уроков русского языка, ознакомления с окружающим миром и внеклассных занятий по развитию речи.


В начале обучения моделированию и пересказу художественных произведений разумно предложить детям предметную модель, которая может быть представлена в виде серии сюжетных картин, книжных иллюстраций, изображений на фланелеграфе или в плоскостном театре и т.п., последовательно отражающих движение сюжета.


Приводим фрагмент внеклассного занятия по развитию речи во 2-ом классе.


Весной пробуждается природа, капают сосульки (сосульки из целлофана, намочить

в воде, прикрепить к доске). Ребята, сосульки испортили приготовленные мною карточки для урока. На карточках образовалась ледяная корочка. Для того чтобы ее почистить необходимо, использовать стеки (карточки покрыты слоем пластилина).


  1. Дети счищают с карточек пластилин.

На карточках слова: елка (рис1), девочка (рис2), дом (рис3) шляпа (рис4), корзинка (рис5), волк (рис.6) и символы-рисунки.











Рис1. рис.2 рис.3 рис.4 рис.5 рис.6


Учитель: Ребята каждому слову соответствует свой символ. Давайте составим пары. А теперь найдите мне слова в которых три слога (девочка, шапочка, корзинка).

Сейчас я вам загадаю загадку и если вы ее отгадаете правильно, глядя на эти символы, то узнаете в гости к какой сказке мы сегодня отправимся.


Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка, что опасность ждет.

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится девочке сейчас.


Мы отправимся сегодня в сказку «Красная шапочка» Шарля Перо (показываю книгу, портрет писателя-сказочника).


  1. Фрагмент аудиосказки до слов «… собралась и пошла в другую деревню…»( + сюжетная картинка девочка с мамой)

  2. Задание: Начертить в тетрадях маршрут Красной Шапочки в стиле графического диктанта.

  3. Фрагмент аудиозаписи встречи с волком (сюжетная картинка) и до

слов «… по самой короткой дорожке…». Задание: Р/и «Перепутанные дорожки»

  1. Запись «… идет по лесу, собирает цветы…». Задание: Украсим тропинку (выкладывание цветов на мокрой доске из фрагментов, вырезанных из разноцветной клеенки).

  2. Встреча волка с бабушкой до слов «… охрипла от болезни…». Задание: р/и «Узнай по голосу».

  3. Встреча волка с Красной Шапочкой в доме у бабушки. До слов «… это почему у тебя такие большие зубы. Чтобы съесть тебя…». Задание: Сложить картинку по памяти (картинку волка).

  4. Охотники – дровосеки. Задание: р/и «Дартс».

  5. Встреча бабушки и Красной Шапочки. Задание: Вспомнить сказку по сюжетным картинкам (пересказ по цепочке).


По нашим представлениям, целесообразно вести детей от предметной модели к схематической, последовательно усложняя методику работы. В дальнейшем педагог вводит схематическое моделирование, где, как известно, вместо конкретного, наглядного изображения предметов и явлений используются условные, символические или схематические обозначения.


При этом главная задача педагога – научить детей замещению. Далее приводим фрагмент урока «Ознакомление с окружающим миром» в 4-ом классе вспомогательной школы:


1. Зимой много праздников – Новый год, Рождество, Курбан Айт. Самый веселый праздник – Новый год.

2. Символ Нового года – елка.

В тетради при помощи линейки с геометрическими фигурами начертить елку.

3. Дед Мороз приносит подарки, а вам принес загадки:


а) У нас под крышей висит белый гвоздь,

солнце взойдет, гвоздь упадет.


б) Что за звездочка резная

на пальто и на платке?


в) Лежало одеяло мягкое, белое.

Солнце припекло, одеяло утекло.


г) И не снег и не лед,

а серебром деревья уберет.


д) Гуляет в поле, да не конь,

летает на воле, да не птица.


е) Жил я посреди двора, где гуляет детвора,

но от солнечных лучей превратился я в ручей.


ж) Рассыпался горох на 70 дорог

никто его не подберет


з) Рыбам зиму жить тепло

крыша – толстое стекло


Символы выставляются последовательно на демонстрационной доске.



Задание1. – Запомните ряд символов.

Дети закрывают глаза, запоминают данный ряд. После определенного времени, дети должны восстановить последовательность символов.


Задание 2. Учитель меняет 2 или более символа местами. Дети должны найти разницу.

Задание 3. Составление связного рассказа по данным символам.

Задание 4. Выбрать символы, соответстствующие данному рассказу.


На протяжении всего обучения у детей активно развивается способность моделировать знакомые произведения и затем использовать самостоятельно составленные модели при пересказывании, составлении рассказов.



Сегодня очевидно, что для достижения наибольшего эффекта рекомендуемые методы и приемы обучения необходимо дополнять и обогащать инновационными рекомендациями, которые плодотворно сказываются на развитии опосредованного запоминания.



Таким образом, в настоящее время существенно меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые во вспомогательной школе методы и приемы инновационных технологий, в частности метод эйдо-рацио мнемотехники не преследует цели искусственного умственного развития детей, они в правильных пропорциях смешивают игру и учебно-познавательную деятельность, повышают интеллектуальную активность, подготавливают к успешному преодолению трудностей дальнейшего обучения в школе.




Используемая литература.


  1. О.И.Киселева. Метод наглядного моделирования при работе над сказкой.// Начальная школа. 2006.№ 2. с. 52-58

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1991

  3. Шибицкая А.Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок./ Художественное творчество в детском саду/ Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974

  4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков: Фолио,1997







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
статья "Эйдо-рацио мнемотехника как метод наглядного моделирования"

Автор: Дмитриченко Наталья Александровна

Дата: 24.03.2016

Номер свидетельства: 309708


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства