Наш девиз: «Искать, идти вперед, творить. С детьми найти ответ ы на вопросы, И показать дорогу им в мир знаний и открытий, Учить ценить добро и видеть красоту, И верить в силы и мечту». Наш адрес: Краснодарский край Тимашевский район ст. Медведовская ул. Пушкина,1 тел./факс 8(86130) 71-6-75 сайт ДОУ medvedsad32.ucoz.ru e-mail [email protected] (2) Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультфильмов или компьютерные игры, а ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками (метод эмоционально-сенсорного воздействия) В рамках данной технологии стоят следующие задачи: • помочь детям научиться эффективно общаться; • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей; • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества; • воспитать в дошкольниках желание узнавать новое. • создание атмосферы доверия с участниками образовательного процесса. Законы общения, которые они предлагают: • Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его; • Не ворчать, не ныть, не бурчать; • Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её; • Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными; • Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании; • Поддержи, помоги подняться и победить; • Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче; • Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего; • Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы Социо-игровая практика базируется на трех китах. Чего же следует опасаться тем, кто собирается работать в социо-игровом стиле? 1. Отсутствия движений – раз! Если дети на занятии были (6)«Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д. Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников. Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д. Можно потом поменять ведущего. «Мост дружбы» Воспитатель показывает детям линейку и говорит кому-нибудь из них: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное». Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других. Можно использовать секундомер. «Волшебные нити дружбы» Участники наматывают нить на палец, после чего говорят, что они больше всего любят и как обычно отдыхают, затем бросают клубок другому человеку. В результате в центре образуется «паутина», «сеть», «связующая нить», которая объединяет всех участников. Следующий этап – участники сматывают нить в обратном порядке и задают любой вопрос. Дошкольникам можно предложить сначала говорить о своих трудностях и недостатках (что трудно дается или с какими своими чертами характера хотел бы расстаться),а в обратную сторону о том, что нравится в том человеке, которому бросают клубок, или за что ему благодарен. 5. Игры вольные, требующие передвижения –игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате, поддерживают двигательную активность, способствуют укреплению здоровья «День наступает – всё оживает,ночь наступает – всё замирает» Воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит «День наступает – всё оживает», играющие двигаются по площадке хаотично (4) Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом. 6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, а педагогу следует не учить, а уметь слушать и слышать детей, доверять им. 1. Игры-задания для рабочего настроя – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. « Волшебная палочка »- дети собирают разрезную картинку (цветок, овощи, времена года и т. д. близкое по значению проблемной ситуации) целое представление картнки, объединяет детей в группы, пары, команды. 2. Игры для социо-игрового приобщения к делу - могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом - «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др. «Комплимент» - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье..."). Принимающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Вместо похвалы можно просто сказать "вкусное", "сладкое", "молочное" слово. «Стиральная машина». Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. Я хочу вам предложить сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина, не простая, а волшебная! В нашей чудо машине будет «стираться» не бельё, а люди. Выберем сейчас самого грустного игрока. После «стирки» он должен стать сияющим, счастливым, | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 32 Муниципального образования Тимашевский район
Методические рекомендации для педагогов- психологов ДОУ «Социо - игровая технология в работе педагога –психолога с детьми дошкольного возраста» Дата: 27.10.2015 г. из опыта работы педагога-психолога: Жуковой Н. Г. (7) (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег). Вариант: -использование любых движений «День наступает – всё оживает» -использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание) Любая социо-игровая технология, методика, прием – это всего лишь нижняя “планка”, всего лишь “почва” для его методических поисков и личностного процветания. Удачи вам и творческих успехов уважаемые коллеги!!! (3) малоподвижны, то социо-игрового стиля на нем скорее всего не было (что бы там в своих рабочих планах или отчетах воспитатель ни записывал). 2. Отсутствия смены, разнообразия, вариативности – два! Если в деятельности не было хотя бы двух-трех смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то смело можно утверждать, что занятие было не вполне социо-игровым. 3. Отсутствия малых групп – три! Если про ходу деятельности дети не объединялись для работы в малые группки, или эти группки между собой не вступали в общение (а только с самим педагогом), то социо-игровая педагогика и “близко не лежала”. Основные правила и условия 1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Главным в деятельности является связь «ребенок – ребенок», а не «воспитатель – ребенок», деление на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться: - по цвету волос, глаз, одежды; - чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и тд. 2 правило: «Смена лидерства» понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. 3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, способствуя снятию эмоционального напряжения. Дети могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной. 4 правило: Смена темпа и ритма. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности. 5 правило– социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. (5) улыбающимся, с приподнятым настроением. Как можно поднять своим друзьям и близким настроение? Правильно! Добрыми, нежными словами и комплиментами. Какие вы знаете комплименты? Играющие встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Выбранный игрок проходит с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый игрок произносит добрые, нежные слова или комплименты. В результате из «мойки» выходит сияющий, улыбающийся игрок. Если дети затрудняются сказать комплимент, можно пожать руку или обнять ребенка. Дальнейшее обсуждение: - Легко ли говорить приятные вещи другим детям? Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры? Дружные ли дети в группе 3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. «Люблю – не люблю» - дети стоят по парам. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) один ребенок в розовых очках , другой в черных . Ребенок в розовых очках , говорит - «Я люблю, …» Ребенок в черных очках говорит - «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …» и т. д. «Царевна – Несмеяна» - дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...; «Тень» - один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д. 4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат «Пресс-конференция» участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например |