kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально-психологические аспекты проблемы профессиональных деформаций у педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 Сущность феномена эмоционального выгорания

Стадии формирования синдрома эмоционального выгорания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социально-психологические аспекты проблемы профессиональных деформаций у педагогов»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ У ПЕДАГОГОВ


1.1. Сущность феномена эмоционального выгорания

Понятие «эмоциональное выгорание» (профессиональное выгорание) появилось в психологии около 30-ти лет тому назад. Ранее, в 1840–1883 гг., американский психиатр Джордж Бирд описал невроз в работе «Неврастения или нервное истощение». В сущности, Бирд описал синдром выгорания [7].

Автор идеи Х.Фрейденберг говорит, что профессиональное выгорание является истощением энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей. Это состояние, как он утверждает, сопровождается циничной установкой: «Зачем беспокоиться? Это не имеет никакого значения». Когда сотрудник «выгорает» по какой-либо причине, он становится неэффективным в своих целях и действиях, следовательно, снижается качество выполняемой им работы.

Другой основоположник идеи выгорания, К. Маслач, определяет это понятие как «синдром психического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательное отношение к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам». Доктор К. Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением.

Выгорание можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении. Но момент, когда стресс переходит в выгорание, ясно не определен.

Г. Селье определяет общий адаптационный синдром как наличие общих признаков стресса во всем теле, которые развиваются через определенное время. На стадии истощения индивидуум не способен к какому-либо приспособлению или сопротивлению. Хотя стресс является одним из необходимых компонентов нашей обыденной жизни, слишком сильный стресс токсичен. Оптимальное количество напряжения для каждого из нас высоко индивидуально. В классических исследованиях Селье, Лазаруса, Розенмана, Фридмана было показано, что длительное воздействие стресса приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. Анализ факторов, вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми [5,18].

В процессе выполнения любой работы, людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных разовых нагрузках, бессознательно включаются естественные механизмы регуляции и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека. Например, после тяжелой умственной или физической работы, человек может проспать больше, чем обычно и встать отдохнувшим. В других случаях, когда нагрузки значительны и действуют продолжительное время, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановиться.

Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов и специалистов различных социальных служб связана с большими нервно-психическими нагрузками.

Действительно, условия работы этих специалистов далеко не комфортные, так как существуют не только физиологические факторы, связанные с условиями труда (гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д.), но психологические и организационные трудности: необходимость все время быть в форме, невозможность выбора учащихся или клиентов, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д.

При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Ее проявлениями является: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиение, повышенная утомляемость и другие индивидуальные проявления.

При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознанном желании как бы уменьшить или сократить время взаимодействия с учащимися, либо с клиентами.

М.М. Скугаревская рассматривает синдром эмоционального выгорания как состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося в результате хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие этого синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.) [19].

Бойко В.В., описывая синдром эмоционального выгорания, считает, что это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. В.В. Бойко считает, что эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального профессионального поведения, который помогает человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы [4].

Таким образом, согласно современным данным, под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющегося в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [14].

В настоящие время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены специалисты, вынужденные по роду деятельности осуществлять многочисленные контакты с другими людьми - работники социальной сферы: педагоги, психологи, врачи, юристы и сотрудники милиции, системы здравоохранения, социального обеспечения, т.е. все, кто имеет дело с клиентами, находящимися в негативном эмоциональном состоянии [19].



1.2. Стадии формирования синдрома эмоционального выгорания

Существует множество теорий развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), но все они сходятся в том, что развитие СЭВ носит стадийный характер.

На 1-й стадии можно наблюдать умеренные, недолгие, преходящие признаки этого процесса, такие как небольшие перерывы в работе с целью расслабления.

На 2-й стадии перерывы становятся более длительными, человек прикладывает дополнительные усилия для того, чтобы вернуться к работе.

На 3-й стадии симптомы становятся хроническими. Могут развиваться физические и психологические проблемы: например депрессии, специалист подвергает сомнению ценность своей работы, профессии и жизни, как таковой, далее могут присоединяться соматические расстройства.

Согласно К. Маслач, выгорание может проявляться в 3-х стадиях (эмоциональная истощенность, деперсонализация, редукция профессиональных достижений).

1-я стадия. Индивидуум истощен эмоционально и физически, может жаловаться на головные и другие боли, опустошенность, связанную с профессиональной деятельностью.

2-я стадия. Развивается отрицательное, циничное, обезличенное отношение к людям, возникновение негативных мыслей по отношению к клиентам, уход в себя, снижение количества и качества выполняемой работы. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а как проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу.

3-я стадия. Полное выгорание, согласно К. Маслач, обнаруживается не часто, оно выражается в полном отвращении ко всему на свете. Жизнь кажется неуправляемой, специалист не способен выражать эмоции и сосредоточиться. Возникает чувство некомпетентности, осознание неуспеха в профессиональной деятельности.

По мнению К. Маслач, на 1-й и 2-й стадии индивидууму нужно либо научиться жить с тем, что есть, либо изменить ситуацию. Полностью выгоревшему человеку восстановиться очень трудно, скорее невозможно [14].

Согласно концепции «Предболезни» обсуждаются вопросы формирования и развития негативных форм нервно-психических расстройств и состояний психической дезадаптации, которые ряд авторов рассматривают в качестве основной дифференциально-диагностической характеристики в континууме «здоровье – предболезнь – болезнь». Таким образом, оценивая состояние адаптационных механизмов, можно определить в каждом отдельном случае место индивида в данном континууме, причем степень дезадаптации ранжируется в соответствии с нарастающей вероятностью болезни [1].









Рис.1. Взаимосвязь степени дезадаптации и болезни (по Ю.А.Александровскому)


Согласно концепции М. Буриша в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить следующие фазы:


1. Предупреждающая фаза

а) Чрезмерное участие

• Чрезмерная активность, чувство незаменимости

• Отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований

• Ограничение социальных контактов

b) Истощение

• Чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев

2. Снижение уровня собственного участия

а) По отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам и т.д.

• Потеря положительного восприятия коллег

• Переход от помощи к надзору и контролю

• Приписывание вины за собственные неудачи другим людям

• Доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам - проявление негуманного подхода к людям

b) По отношению к остальным окружающим

• Отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки

с) По отношению к профессиональной деятельности

• Нежелание выполнять свои обязанности

• Искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени

• Акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой d) Возрастание требований

• Потеря жизненного идеала концентрация на собственных потребностях

• Чувство переживания того, что другие люди используют тебя, зависть

3. Эмоциональные реакции

а) Депрессия

• Постоянное чувство вины, снижение самооценки

• Безосновательные страхи, нестабильность настроений, апатия

b) Агрессия

• Защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах

• Отсутствие толерантности и способности к компромиссу

• Подозрительность, конфликты с окружением

4. Фаза деструктивного поведения

а) Сфера интеллекта

• Снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий

• Ригидность мышления, отсутствие воображения

b) Мотивационная сфера

• Отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям

с) Эмоционально-социальная сфера

• Безразличие, избегание неформальных контактов

• Отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу

• Избегание тем, связанных с работой

• Самодостаточность, одиночество, отказ о хобби, скука

5. Психосоматические реакции

• Снижение иммунитета

• Неспособность к релаксации в свободное время

• Бессонница, сексуальные расстройства

• Повышенное давление, тахикардия, головные боли

• Боли в позвоночнике, расстройства пищеварения

• Зависимость от никотина, кофеина, алкоголя

6. Разочарование

• Отрицательная жизненная установка

• Чувство беспомощности и бессмысленности жизни

• Экзистенциальное отчаяние


Согласно теории стресса Ганса Селье, СЭВ содержит три фазы:

1-я фаза. Нервное напряжение, которое возникает в результате хронической, неблагоприятной психоэмоциональной атмосферы на рабочем месте, повышенной ответственности.

2-я фаза. Резистенции. Человек всячески пытается защитить свою психику, оградить себя от негативных моментов.

3-я фаза. Истощение. Снижение эмоционального тонуса, появившегося в результате неэффективной защиты, оскудение психических ресурсов. Все это ведет к нарастанию эмоционального выгорания [18].

С. Филина [19] описывает стадии следующим образом:

1-я стадия. На уровне выполнения функции, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. В зависимости от характера деятельности величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста стадия может формироваться в течение 3–5 лет.

На 2-й стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, повышенная раздражительность, время формирования от 5–15 лет.

3-я стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Стадия формируется от 10–20 лет.

Люди с СЭВ имеют различные сочетания психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции, характерны также когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания), синдром хронической усталости, нарушение сна (трудности с засыпанием и раннее пробуждение), личностные изменения.

Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, кофеин, транквилизаторы и т.д.), суицид. Общими соматическими расстройствами могут быть: головная боль различного характера и локализации, гастроинтерсценальные расстройства (диарея, диспепсия, анорексия, булимия и т.д.), кардиоваскулярные расстройства (тахикардия, аритмия, ВСД, гипертония, кардиалгия) и другие нарушения.

1.3. Факторы, способствующие развитию СЭВ

Вслед за выявлением СЭВ, у психологов возникла новая задача: определение основных факторов, способствующих развитию эмоционального выгорания. Какова основная его причина: личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей среды? Все это отражение общего методологического вопроса о взаимодействии личности, профессии, окружающей социальной среды и т.п.

Приверженцы различных теорий развития СЭВ имеют свою точку зрения и на факторы, способствующие развитию выгорания.

Так, с точки зрения теории «Здоровье – предболезнь – болезнь» предлагается рассматривать динамически взаимосвязанную систему действия факторов риска и функционального состояния адаптационных компенсаторных механизмов, в которых уровень адаптации является определенным индикатором особенностей действия и характеристик этих факторов. Основоположники этой теории Г.С. Юмашев и К. Ренкер [23] выделяют две группы факторов риска: внеличностные факторы риска и фактор риска внутриличностной локализации (у педагогов).

1 группа представляет собой факторы широкого, комплексного и неспецифического воздействия (геофизиогенные, социогенные, профессиогенные, урбаногенные).

2 группа факторов риска разнообразна и определяется, прежде всего, индивидуально-личностными особенностями: типологией, ценностными ориентациями, сознанием, самоотношением, защитными психологическими механизмами.

Для факторов риска I группы характерны следующие признаки:

  • социальные катаклизмы, вызывающие постоянную нервно-психическую напряженность, непрерывно ухудшающие условия деятельности;

  • неадекватная социальная и материальная оценка труда, приводящая к снижению социального престижа профессии, количественное и качественное снижение уровня жизни, приводящее к сверхурочным нагрузкам;

  • постоянное действие фрустрирующих факторов, связанных с условиями труда, ненормированный или разрывной рабочий день, нерациональная организация деятельности;

  • необходимость одновременного удержания в поле зрения и выполнения значительного числа различных функций и действий, протекающих в неблагоприятных внешних условиях;

  • нарастающий поток требований и необходимость усвоения большого объема новой информации;

  • профессиональные требования, связанные с необходимостью межличностного общения, часто при неумении и неготовности к этому общению и преодолению конфликтных и стрессовых ситуаций.

Факторы риска 2-ой группы личностного характера могут локализоваться:

1. В биоконституциональной области, отражая генетические, конституциональные, соматические, физиологические и др. особенности, влияющие на формирование дезадаптации.

2. Факторы социально психологического, индивидуально-личностного характера определяют потенциальную возможность возникновения дезадаптивного состояния.

Факторы биоконституционального характера определяют своеобразие и формы этого состояния:

  • соматические (нозологические, морфологические, патологические состояния);

  • невротические (нервно-психические состояния, а также весь спектр внутриличностных проявлений, особенностей психического реагирования на психогенное воздействие);

  • психологические (социально-психологические, отражающие многообразие форм и проявлений реагирования в процессе личностно-средового взаимодействия).

В.Е.Орел [14] пишет о том, что традиционно факторы, вызывающие выгорание, группировались в два больших блока:

  1. Индивидуальные факторы (внутренние).

  2. Организационные факторы (внешние).

I. Индивидуальные факторы.

  1. Социально-демографические характеристики.

Многочисленные зарубежные исследования подтверждают наличие отрицательной корреляционной связи возраста и выгорания. В работах К. Маслач отмечается, что средний медицинский персонал психиатрических клиник «выгорает» через 1,5 года после начала работы, а социальные работники через 2–4 года. В некоторых исследованиях, проведенных в военных медицинских учреждениях, отмечается, что наиболее чувствительны к выгоранию не только молодые люди (19–25 лет), но и более старшие (40–50 лет). Рассматривается также взаимосвязь между:

  • полом и выгоранием;

  • семейным положением и выгоранием;

  • уровнем образования и выгоранием.

  1. Личностные особенности.

Многие ученые считают, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и с факторами рабочей среды. К наиболее важным из них относятся:

  • личностная выносливость. Некоторые авторы считают, что она тесно связана со всеми тремя компонентами выгорания (истощением, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений);

  • связь между индивидуальными стратегиями сопротивления и выгорания. Считается, что люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания. А в исследованиях E. Greenglass отмечается, что женщины продуктивнее, чем мужчины, используют стратегии избегания стрессовых ситуаций;

  • обнаруживается связь между психическим выгоранием и «локусом контроля». В большинстве работ отмечается положительная корреляционная связь между внешним «локусом контроля» и основными признаками эмоционального выгорания;

  • отмечается отрицательная корреляция между компонентами выгорания и самооценкой;

  • прослеживается положительная связь между эмоциональной сенситивностью и выгоранием. Люди, способные эмоционально воздействовать на других, «заражая» их своей энергией, но не чувствительные к эмоциям других, имеют большой риск получить выгорание.

II Организационные факторы

  1. Условия работы.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что повышенные нагрузки в профессиональной деятельности, сверхурочная работа стимулирует развитие выгорания.

  1. Содержание труда.

Данные о зависимости выгорания от количества клиентов не однозначны. В ряде исследований отмечается, что продолжительность контакта с одним клиентом (а также при решениях острых проблем клиента в сочетании с низким успехом в эффективности их решения) в течение рабочего дня, может способствовать выгоранию.


  1. Социально-психологические факторы.

Одним из важных среди этих факторов является социально-психологические взаимоотношения в организации. Во многих исследованиях отмечается отрицательная зависимость между выгоранием и социальной поддержкой. В ряде работ (в сфере образования) отмечается, что атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать выгорание у педагогов.

  1. Стимулирование работников.

Многие исследователи считают, что дополнительное вознаграждение за выполнение определенной работы, повышает чувство профессиональной эффективности, а наказание приводит к развитию деперсонализации.

  1. Ролевой конфликт и ролевая двойственность.

Ролевая амбивалентность предполагает отсутствие значимой информации для эффективного выполнения профессиональной деятельности, что может приводить к эмоциональному истощению и деперсонализации.

  1. Удовлетворенность трудом.

Этот фактор, по мнению многих зарубежных исследователей, имеет положительные корреляции со всеми тремя компонентами выгорания (эмоциональным истощением, деперсонализацией, редукцией профессиональных достижений).

Бойко А.В. подразделяет факторы, влияющие на СЭВ, на внешние и внутренние.

I. Внешние факторы.

1. Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность.

Профессионалу, которому большую часть рабочего времени приходится общаться с людьми, необходимо ставить и решать проблемы, воспринимать, запоминать, быстро интерпретировать и принимать решения.

2. Дестабилизирующая организация деятельности.

Дестабилизирующая обстановка вызывает многогранный негативный эффект, т.к. она сказывается на самом профессионале и на субъекте общения.

3. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.

Профессионалы, основной деятельностью которых является общение, работают в постоянном режиме внешнего и внутреннего контроля, им приходится «входить и находиться в состоянии субъекта». Самоотдача и самоконтроль настолько значительны, что к следующему рабочему дню психологические ресурсы практически не восстанавливаются.

4. Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.

Определяется основными чертами: конфликтность в системе «руководитель – подчиненный» и в системе «коллега – коллега». Одни профессионалы растрачивают свои эмоции в этих условиях, другие ищут способы экономии своих психических ресурсов.

5. Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения.

У работников милиции – злостные нарушители, у обслуживающего персонала – капризные и грубые клиенты, у медиков - тяжелые и умирающие больные, у педагогов - дети с аномалиями характера и нервной системы, задержанного психического развития и т.д. Все это приводит к экономии эмоциональных ресурсов, а далее к выгоранию.

II. Внутренние факторы.

  1. Склонность к эмоциональной ригидности.

Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен, восприимчив и более эмоционально сдержан, чем у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами.

  1. Интенсивная интериоризация обстоятельств профессиональной деятельности.

Это явление возникает у людей с повышенной ответственностью. Каждый стрессогенный случай оставляет у этих людей глубокий след в душе. Постепенно эмоциональные энергетические ресурсы исчерпываются, возникает необходимость их восстанавливать или беречь. В конечном результате это приводит к эмоциональному выгоранию, безразличию и апатии.

  1. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Профессионал в сфере общения не заинтересован проявлять соучастие, сопереживание субъекту своей деятельности, что является причиной возникновения безразличия, душевной черствости.

4. Нравственные дефекты и дезориентация личности.

Нравственная дезориентация вызывается неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности. Неспособность включать во взаимодействие с партнерами такие категории как совесть, добродетель, добропорядочность, уважение к другой личности.

Таким образом, многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых не дают однозначного ответа на вопрос, что же является главным в возникновении СЭВ, какова его основная причина, а ведь это является важным моментом для поиска и разработки мер предупреждения данного явления.

Большая часть исследователей все же согласны с тем, что одной из важных причин, вызывающих выгорание, является результат несоответствия между личностью и работой. Выделено шесть факторов такого несоответствия:

  1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику и его ресурсами.

  2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе и жесткой и нерациональной политикой администрации.

  3. Несоответствие работы и личности в виду отсутствия вознаграждения.

  4. Несоответствие личности и работы в виду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде.

  5. Несоответствие между личностью и работой при отсутствии понятия справедливости на работе.

  6. Несоответствие между принципами личности и требованиями работы.

Обзор отечественных и зарубежных исследований по проблеме психического выгорания показывает глубокую проработку данной проблемы на различных уровнях. В настоящее время интенсивно ведется разработка методик, предотвращающих психологическое выгорание.

Глава 2. Программа психологической профилактики эмоционального выгорания у педагогов


2.1. Теоретические аспекты разработки программы

В исследовании участвовали преподаватели общеобразовательных школ г. Севастополя. Всего было обследовано 25 человек.

Для психологической диагностики были использованы следующие методики:

  1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

  2. Шкала самочувствия.

  3. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности А.И. Вассермана.

  4. Методика самооценки 4-х состояний по Г.Айзенку.

  5. Методика диагностики доминирования психологической защиты в общении.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко позволяет оценить формирование выгорания в соответствии со стадиями развития стресса, который состоит из трех фаз: напряжения, резистенции, истощения. Позволяет оценить 12 соответствующих «выгоранию» симптомов.

Показатель выраженности каждого симптома находящегося в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов – не сложившийся симптом;

10-15 баллов – складывающийся симптом;

16 и более – сложившийся.

Выраженность каждой фазы можно определить по сумме баллов входящих в нее симптомов. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. По количественным показателям можно судить насколько сформировалась та или иная фаза:

36 и менее – фаза не сформировалась;

37 – 60 – фаза в стадии формирования;

61 и более – сформировалась.

Анализируя смысловое содержание и количественные показатели, можно дать достаточно объемную характеристику личности, а также наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Данная методика освещает следующие вопросы:

  • какие симптомы доминируют;

  • какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;

  • можно ли объяснить «истощение» факторами профессиональной деятельности, или субъективными факторами;

  • какие симптомы более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

  • в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

  • какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило вреда ей, профессиональной деятельности и партнерам [16, C. 161-168].


Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана( модификация В.В.Бойко)

Данная методика позволяет выявить дезорганизующее эмоциональное состояния, которые возникают в режиме угнетения психики.

К таким состояниям можно отнести депрессию, апатию, растерянность, тревогу, страх, и другие. Эти эмоциональные состояния имеют ряд общих признаков:

  • личность не реагирует на внешние воздействия иначе как при помощи дезорганизующего эмоционального состояния;

  • в возникшем энергетическом режиме не справляется со своей задачей интеллектуальность;

  • его роль в оценке внешних воздействий и переживаний личности практически не заметна.

Таким образом, воля и разум не помогают человеку быстро и успешно преодолеть неадекватность эмоциональных состояний, придать им коммуникабельную форму. Для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой, помощь окружающих.

Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в пределах нормы или приобретать психопатологическую форму, которая может возникнуть при наличии сопутствующих факторов.

Психологические расстройства состояний характеризуются общим изменениям нервно-психологическим тонусом и могут вызываться:

  • органическими поражениями мозга;

  • дефектами нервной системы;

  • соматическими заболеваниями;

  • внешними причинами, среди них такие, которые вызывали психический стресс, интоксикацию, травмы.

Эти разные по своему проявлению расстройства состояний имеют одну и ту же механику. Отсутствует нормальная связь между интеллектом и эмоциями. Интеллект не оценивает должным образом внешние и внутренние воздействия. Его управляющие команды не включают адекватные эмоциональные программы и наработанные при жизни стереотипы эмоционального поведения. Вместо адекватных эмоциональных программ и стереотипов автоматически все время вступает в действие один и тот же стереотип, свойственный личности.

Методика позволяет выявить уровень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Уровень фрустрированности по каждому пункту может варьировать от 0 – 4 баллов.

Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:

  • 3,5 – 4 балла – очень высокий уровень;

  • 3,0 – 3,4 балла – повышенный уровень;

  • 2,5 – 2,9 балла – умеренный уровень;

  • 2,0 – 2,4 балла – неопределенный уровень;

  • 1,5 – 1,9 балла – пониженный уровень;

  • 0,5 – 1,4 балла – очень низкий уровень;

  • 0 – 0,5 балла – отсутствует уровень фрустрированности [16, С.157-160].

Таким образом, данная методика включена в батарею методик диагностики уровня эмоционального выгорания для того, чтобы подтвердить наличие симптомов той или иной фазы эмоционального выгорания.


Методика диагностики самооценки психических состояний

(по Г.Айзенку)

Методика позволяет выявить такие важные для каждого человека качества личности как:

  • тревожность;

  • фрустрация;

  • агрессивность;

  • ригидность.

Тревожность может быть личностной либо реактивной (ситуационной). Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Высокая тревожность вызывает нарушение внимания, снижение адаптации, неудовлетворенность достигнутыми результатами. Очень высокая тревога может нарушать профессиональную деятельность и прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами, а также с психосоматическими заболеваниями.

В данной методике тревожность выражается от 0 до 14 баллов:

  • 0 – 7 баллов – не тревожные;

  • 8 – 14 баллов – тревожность средняя;

  • 15- 20 – очень тревожные.

Агрессивность – это неотделимое качество личности, которая помогает адаптации в социуме. Поэтому, когда речь идет об уровне агрессивности, мы можем говорить, насколько комфортно в социуме чувствует себя человек и те люди, с которыми он общается.

Достаточно ли он корректен со своими коллегами и легко ли им общаться с ним. Достаточно ли у человека здорового честолюбия и самоуверенности, либо он излишне агрессивен, бывает неуравновешенным и чрезмерно жестоким по отношению к другим людям, что может привести к трудностям в работе с людьми.

В методике уровень агрессии варьирует от 0 – 20 баллов:

  • 0 –7 баллов – спокойствие, выдержанность;

  • 8 – 14 баллов - средний уровень агрессивности;

  • 15 – 20 баллов – агрессивность, не выдержанность.

Ригидность является важнейшей чертой личности. Она представляет собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Ригидность – тенденция к сохранению своих установок, стереотипов, способов мышления, неспособность изменить личную точку зрения.

В этой методике ригидность может оцениваться от 0 – 20 баллов:

  • 0 – 7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость;

  • 8 – 14 – средний уровень ригидности;

  • 15 – 20 баллов – сильно выраженная ригидность.

О таком качестве как фрустрация, упоминалось выше, в методике Л.И.Вассермана.

В методике самооценки 4-х составляющих Г.Айзенка фрустрация может получить оценку от 0 – 20 баллов:

  • 0 –7 баллов – высокая самооценка, устойчивость к неудачам;

  • 8 – 14 баллов – средний уровень фрустрации;

  • 15 – 20 баллов – низкая самооценка, избегание трудностей [16, C. 141-145].


Методика диагностики доминирующей стратегии

психологической защиты в общении В.В.Бойко

Данная методика включена в батарею методик определения уровня эмоционального выгорания. Можно выяснить, каким психологическим механизмом защиты пользуется человек в общении с партнерами.

Методика позволяет определить следующие стратегии психологической защиты в общении:

  • миролюбие;

  • избегание;

  • агрессия.

Миролюбие - психологическая стратегия защиты субъективной реальности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер.

Интеллект погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для личности.

Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки, быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного – сохранения достоинства. В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать партнеру, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое Я.

Интеллект в ансамбле с «хорошим» характером создают психогенную предпосылку для миролюбия.

Избегание – психологическая стратегия защиты субъективной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов.

Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект.

Избегание носит психогенный характер, если оно обусловлено природными особенностями индивида. Например – у человека слабая врожденная энергия: бедные ригидные эмоции, посредственный ум, вялый темперамент. Или другой вариант: человек от рождения обладает мощным интеллектом, чтобы уходить он напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его Я. Возможен и третий вариант, когда человек заставляет себя обходить острые углы в общении и конфликтные ситуации, умеет во время сказать себе: «не возникай со своим Я». Для этого надо обладать крепкой нервной системой, волей и жизненным опытом.

С увеличением угрозы для субъективной реальности личности ее агрессия возрастает. Личность и инстинкт агрессии, вполне совместимы, а интеллект выполняет роль «передаточного звена». Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счет придаваемого ей смысла [16, С. 281-287].

Исследование синдрома эмоционального выгорания было проведено в нескольких школах г. Севастополя. Всего было использовано 25 комплектов методик (по 4 методики в каждом).

Все респонденты женщины – учителя. В обследуемую группу входили испытуемые от 21-67 лет. Основную часть респондентов (32%) составили лица трудоспособного возраста от 41-50 лет.

Возрастная характеристика группы представлена в табл. 1

Таблица 1

Характеристика контингента испытуемых по возрасту
Возраст

Число респондентов

Процентное соотношение

20-30 лет

5

20

31-40 лет

6

24

41-50 лет

8

32

51-60 лет

4

16

61 и старше

2

8

Всего:

25

100%

По стажу группа выглядит следующим образом (табл.2).

Таблица 2 Характеристика контингента испытуемых по стажу работы

Стаж

Абсолютное число

%

1-5

5

20

6-10

2

8

11-15

3

12

16-20

5

20

21-30

8

32

31-42

2

8

Всего:

25

100%

Результаты исследования по методике В.В. Бойко представлены на рис.1.

Рис. 1. Распределение степени сформированности отдельных фаз синдрома эмоционального выгорания

На рис.1 видно, что полностью сформирована 2 фаза (резистенции) у двоих человек, у одного сформирована фаза напряжения, что составляет 12%.

Сформирована фаза резистенции и формируются фазы напряжения и истощения у 4-х человек, что составляет 16%.

Сформирована фаза напряжения и формируется фаза резистенции у 1 человека. Сформирована фаза резистенции и формируется фаза истощения у двоих человек. В общем это составляет 12%.

Формируется фаза истощения у 1 человека; формируется фаза резистенции у 7 человек, что составляет 28%.

У 8 человек (32%) не формируются фазы СЭВ.

Прослеживается корреляционная связь стадий формирования синдрома эмоционального выгорания от таких психических состояний личности как тревожность, фрустрация, агрессивность, а также уровня социальной фрустрированности (табл.3).

Таблица 3

Распределение сформированности фаз эмоционального выгорания

Фазы синдрома эмоц.выгорания

Чел./%

Тревожность

Фрустрация

Агрессивн.

Ригидность

Соц.

фрустр.

Фаза сформирована или находится в стадии формирования

17/68%

7/41%

3/18%

8/47%

4/24%

8/47%


Таким образом, из 17 человек (68% всех респондентов), у которых сформированы фазы эмоционального выгорания либо находятся в стадии формирования, 7 человек имеют средний уровень тревожности, что составляет 41%, 3 человека имеют средний уровень фрустрации, что составляет 18%, 8 человек имеют средний или высокий уровень агрессивности, что составляет 47% и 8 человек социально фрустрированы (47%).

Проведенное исследование с помощью методики оценки психических состояний (Г.Айзенка) позволяет сделать вывод, что 8 человек (32%) всей выборки имеют повышенную или высокую тревожность, 6 человек (24%) имеют средний уровень фрустрированности, 11 человек (44%) имеют средний уровень агрессивности, 6 человек (24%) имеют средний уровень ригидности.

Исследования с помощью методики диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И.Вассермана, позволили определить, что 4 человека (16%) имеют высокий уровень социальной фрустрированности, 8 человек (32%) имеют средний уровень социальной фрустрированности.

Исследование с помощью методики диагностики доминирующей стратегии и психологической защиты в общении В.В.Бойко, позволяет говорить о том, что 12 человек (48%) выбирают стратегию «миролюбия», 11 человек (44%) выбирают стратегию «избегания», а 2 человека (8%) используют «миролюбие» и «избегание».

Стратегия психологической защиты «агрессия» не используется в данной выборке.


2.2. Содержание программы

Цель программы – Углубление опыта анализа ситуаций общения. Коррекция формирования развития установок, необходимых для успешного общения, развитие способности, адекватно воспринимать себя и других, анализировать ситуации группового взаимодействия.

Предмет коррекции – Эмоциональная сфера:

  1. Состояние психического дискомфорта;

  2. Тревожность, враждебность;

  3. Гармонизация личности.

Объект коррекции – группа 5-10 человек, имеющая проблемы в эмоциональной сфере.

Блок I «Снятие состояния психического дискомфорта»

Задачи:

  1. Снижение эмоционального напряжения.

  2. Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности в группе»

  3. Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения.

Занятие №1

Упр. № 1 «Знакомство»

Цель: Осуществить первичное знакомство членов группы. (Можно взять псевдоним).

Упр. №2 «Подарок»

Цель: Создать непринужденную обстановку для общения.

Упр. №3 «Дотрожка»

Цель: Осуществить разминку, повысить эмоциональный настрой.

Упр. №4 «Мой счастливый день»

Цель: Формирование позитивной эмоциональной атмосферы в группе.

Упр. № 5 «Рисуем музыку»

Цель: Обеспечить возможность творческого самопредставления.

Упр. № 6 «Контроль индивидуальности»

Цель: Развитие социальной перцепции.

Упр. № 7 «Ромашковый луг»

Цель: Снять усталость, восстановить силы.

Рефлексия занятия.

Занятие № 2

Упр. № 1 «Приветствие»

Цель: Снять напряжение, обеспечить настрой группы на работу.

Упр. № 2 «Скажи мне кто твой друг»

Цель: Сплочение членов группы.

Упр. № 3 «Да – диалог, нет – диалог»

Цель: Преодоление барьеров в общении, развитие коммуникативных

способностей.

Упр. № 4 «Мобилизующая микропауза»

(по А.А.Репину)

Цель: Снятие психического напряжения, мобилизация сил.

Упр. № 5 «Письмо другу»

Цель: Отреагирование прошлого доверия, травмирующего опыта, решение личностных проблем, обеспечение взаимной поддержки.

Упр. № 6 «Моечная машина»

Цель: Формирование чувства доверия, снятие психического напряжения.

Упр. № 7 «Мысленные игры о плохом»

Цель: Избавление от деструктивных психологических защит личности. Принятие ответственности на себя за свою судьбу.

Упр. № 8 «Волшебный залив»

Цель: Снятие психического напряжения и усталости. Восстановление сил.

Рефлексия занятия.

Блок II. Коррекция тревожности

Задачи:

  1. Снижение эмоционального напряжения.

  2. Научиться справляться с негативными переживаниями.

  3. Воспитание уверенности в себе.

Занятие № 1

Упр. № 1 «Привет индивидуальность»

Цель: Развитие социальной перцепции. Формирование уверенного

поведения.

Упр. № 2 «Я имею право быть»

Цель: Принятие себя и своих прав.

Упр. № 3 Разминка «Австралийский дождь-1»

Цель: Снятие усталости.

Упр. № 4 «Горячий стул»

Цель: Формирование атмосферы доверия.

Упр. № 5 «Проблемы в шапку»

Цель: Совместный анализ и решение личностных проблем.

Упр. № 6 «Карусель»

Цель: Формирование уверенного поведения.

Упр. № 7 «Большое дерево»

Цель: Снятие усталости. Укрепить нервную систему.

Упр. № 8 «Ресурсы»

Цель: Научиться анализировать собственные ресурсные запасы.

Упр. № 9 «Умение сказать «нет»

Цель: Формирование умения говорить «нет».

Упр. № 10 «Волшебное дерево»

Цель: Снятием усталости. Повышение энергетического потенциала.

Рефлексия занятия.

Занятие № 2

Упр. № 1 Разминка «Мы вместе»

Цель: Развитие эмпатии. Сплочение группы.

Упр. № 2 «Мои сильные стороны»

Цель: Обеспечение принятия себя и осознание членами группы своих достоинств.

Упр. № 3 «Ранжирование»

Цель: Снятие усталости, повышение эмоционального тонуса.

Упр. № 4 «Вы меня узнаете?»

Цель: Закрепление позитивного представления о себе.

Упр. № 5 «Интервью»

Цель: Преодоление барьеров в общении. Формирование чувства доверия.

Упр. № 6 «Скульптура»

Цель: Снятие психического напряжения. Повышение позитивного

эмоционального тонуса.

Упр. № 7 «Святая ложь»

Цель: Развитие толерантности и способностей к анализу.

Упр. № 8 «Заброшенный магазин»

Цель: Отреагирование травмирующего опыта. Принятие себя.

Упр. № 9 «Постоянство»

Цель: Формирование навыков к самоанализу. Выявление причин снижения личной динамики и внутренних конфликтов.

Упр. № 10 Медитация. «Переживание цвета»

Цель: Обучение психологической саморегуляции. Снятие усталости.

Рефлексия занятия.

Блок III. Гармонизация личности

Задачи:

  1. Снятие эмоционального напряжения.

  2. Коррекция поведения.

  3. Обучение приемам саморегуляции.

Занятие№ 1

Упр. № 1 Разминка. «Бережный танец»

Цель: Психологическая разгрузка. Формирование доверия друг к другу.

Упр. « 2 «Моя проблема в общении»

Цель: Оказание взаимной помощи и поддержки.

Упр. № 3 «Психогимнастика» (по А.А.Репину)

Цель: Снятие усталости.

Упр. № 4 «Я глазами группы»

Цель: развитие рефлексии.

Упр. № 5 «Прокуроры и адвокаты»

Цель: Формирование умения отстаивать свои интересы.

Упр. № 6 Разминка. «Австралийский дождь-2»

Цель: Снятие усталости.

Упр. № 7 «Ролевая карточная игра»

Цель: Выявить индивидуальные способности и особенности членов группы. Негативные механизмы и групповую динамику.

Упр. № 8 «Пожелание»

Цель: Формирование позитивного эмоционального фона.

Упр. № 9 «Волшебное дерево»

Цель: Снятие усталости. Повышение энергетического потенциала

Упр. № 10 Аутогенная тренировка (по И.Г.Шульцу)

Цель: Обучение методам саморегуляции.

Рефлексия занятия.

Занятие № 2

Цель: Обучение способам саморегуляции и самовоздействия.

  1. Способы, связанные с управлением дыхания.

  2. Способы, связанные с управлением тонуса мышц, движением.

  3. Способы, связанные с воздействием слова.

  4. Способы, связанные с использование образов.

Рефлексия занятия. (20)

Профилактические мероприятия синдрома эмоционального выгорания включают в себя следующие принципы:

  1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели доставляющие удовольствие.

  2. Общение. Когда профессионалы общения анализируют свои чувства и ощущения, делятся ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается или этот процесс менее выражен.

  3. Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия. Очень нужен отдых от работы и других нагрузок.

  4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, определение целей, положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию».

  5. Сохранение положительной точки зрения. Необходимо найти людей, которые обеспечат социальную поддержку и помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действия.

  6. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома «выгорания». Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам оставаться психически устойчивым.

Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания необходимо:

  • стараться рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;

  • учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

  • проще относиться к конфликтам на работе;

  • не пытайтесь всегда и во всем быть лучшим.

Необходимо помнить, что работа – всего лишь часть жизни.

Таким образом, признаки профессионального выгорания учителей в ситуациях профессиональных нагрузок указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и психического здоровья учителей. Среди факторов психической перегрузки и профессионального выгорания, отмечается поведение «трудных» учащихся, что требует расширенной психологической подготовки будущих учителей.

Теоретической основой профилактики выгорания может служить концепция Антоновского, согласно которой детерминантами психического здоровья в профессиональной среде являются: чувство соответствия между собственными возможностями и требованиями среды; адекватная оценка своих возможностей; переживание ситуации как важной и имеющей индивидуальный смысл и значение; чувство собственной значимости и эффективности своих действий. Совокупность этих факторов создает предпосылки для личностного и профессионального развития человека. Восприятие среды как значимой и доброжелательной, а также ожидание положительных результатов своей деятельности, расширяют компетенцию индивида, снижают вероятность развития симптомов выгорания [15, С. 92-93].


2.3. Результаты апробации программы

С целью оценки эффективности программы профилактики эмоционального выгорания и целесообразности ее использования в практической деятельности, было проведено повторное экспериментальное исследование, в котором приняли участие респонденты, находящиеся в “группе риска” и с которыми проводились мероприятия, по психопрофилактике выгорания (экспериментальная группа), и группа респондентов, которые участвовали в констатирующем эксперименте и с которыми программа по психологической профилактике эмоционального выгорания не проводилась (контрольная группа в количестве 11 человек).

В формирующем эксперименте принимали участие 17 человек: 11 человек – контрольная группа, 6 человек – экспериментальная группа.

В формирующем эксперименте использовались следующие психодиагностические методики: тест Люшера, рисуночный тест “Дом-Дерево-Человек”, модифицированный опросник-самоотчет самочувствия и настроения, показывающий наличие ситуативной и личностной тревожности.

Для оценки достоверности различий результатов психодиагностических методик до и после проведения психопрофилактической программы с респондентами, применялся точный метод Фишера (в варианте упрощенной 4-польной таблицы).

Анализируя результаты проективной методики "Дом-Дерево-Человек" следует отметить, что в экспериментальной группе от 83% до 100% испытуемых показали достоверные различия на уровне 2,5% между первоначальными и повторными результатами исследования и положительную динамику по симптомокомплексам "Тревожность" и "Трудности в общении". Таким образом, уровень тревожности испытуемых снизился, коммуникативные умения и навыки усовершенствовались, и общение с коллегами стало менее затруднительным. По остальным симптомокомплексам теста "Дом-Дерево-Человек" наблюдается положительная тенденция, т.е. ухудшения эмоционально-психического состояния не наступило.

Анализ результатов теста цветовых выборов Люшера подтвердил наличие значимых различий между результатами констатирующего и формирующего эксперимента по снижению тревожности. Также наблюдается положительная тенденция к уменьшению суммарного отклонения (уровень нервно-психической устойчивости) и вегетативного коэффициента у 83% испытуемых экспериментальной группы, но достоверных различий по этим показателям не выявлено.

Данные о результатах констатирующего и формирующего эксперимента в экспериментальной группе приведены ниже (рис. 2).

Рис. 2. Результаты констатирующего и формирующего эксперимента

в экспериментальной группе


Анализируя результаты проективной методики "Дом-Дерево-Человек" в контрольной группе следует отметить, что положительная динамика отмечается по различным симптомокомплексам, начиная от 36% до 82% испытуемых. Эти данные представляют собой тенденцию, достоверные различия не выявлены.

Анализ результатов теста цветовых выборов Люшера выявил значимые различия по уровню тревожности в контрольной и экспериментальной группах. Так, наблюдается положительная тенденция к уменьшению тревожности у тех испытуемых, с которыми проводились мероприятия по психопрофилактике эмоционального выгорания (экспериментальная группа). В показателях суммарного отклонения и вегетативного коэффициента у испытуемых экспериментальной и контрольной групп достоверных различий не выявлено.

Данные о результатах констатирующего и формирующего эксперимента в контрольной группе приведены ниже (рис. 3).

Рис. 3. Результаты констатирующего и формирующего эксперимента

в контрольной группе


Анализируя результаты модифицированного опросника-самоотчета самочувствия и настроения, показывающего наличие ситуативной и личностной тревожности на субъективном уровне, следует отметить, что положительная динамика в виде снижения уровня тревожности наблюдается в экспериментальной группе, проходящей специальное обучение по программе психологической профилактики эмоционального выгорания. У респондентов контрольной группы, наоборот, наблюдается повышение уровня личностной и ситуативной тревожности на субъективном уровне.

Таким образом, на основании результатов констатирующего и формирующего эксперимента, самоотчетов респондентов, можно сделать вывод, что в группе испытуемых существует тенденция к развитию синдрома эмоционального выгорания. Это обусловлено спецификой профессиональной деятельности и индивидуально-психологическими особенностями респондентов. Систематическая работа по психологической профилактике эмоционального выгорания на производстве и индивидуально, пропаганда здорового образа жизни, психологическое консультирование сотрудников по вопросам, вызывающим нервно-психическую напряженность, периодическое информирование работников о синдроме, его признаках и профилактике выгорания, поможет сотрудникам сохранить работоспособность, повысить собственную стрессоустойчивость и улучшить свое физическое и психическое самочувствие.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Представленные результаты эмпирического исследования синдрома эмоционального выгорания у учителей указывают на высокий потенциал угрозы развития данного феномена (68% респондентов имеют различный уровень выраженности признаков синдрома эмоционального выгорания).

  2. Длительное воздействие психотравмирующего фактора способствует развитию эмоционального и умственного истощения, которое проявляется синдромом эмоционального выгорания.

  3. Симптоматика синдрома, его проявления носят индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а так же условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

  4. В профессиональной деятельности наблюдается совокупное влияние внутренних и внешних групп факторов на развитие синдрома эмоционального выгорания.

  5. Признаки профессионального выгорания учителей указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и психического здоровья учителей.

  6. Психологическая профилактика должна быть направлена на различные аспекты жизни учителей и носить индивидуальный характер.









Список литературы
  1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. – М., 1976.

  2. Абрамова Г.С., Юдчис Ю.А. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников //Психология в медицине. – М., 1998. - С.231-244.

  3. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания//Вести МГУ. – 1995. Сер.14 - №1. – С. 54-55.

  4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении, взгляд на себя и на других. – М., 1996. – С. 132-153.

  5. Беребин М.А. Факторы риска психических дезадаптации и ее распространенность у педагогов образовательных школ. – СПб., 1996.

  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб. - 2001.

  7. Гарбузов В.И. Неврозы и психотерапия. – СПб., 2001. – С. 121-128.

  8. Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы//Психологические проблемы саморегуляции личности. – СПб., 1997.

  9. Дьяченко М.И. Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости//Вестник психолога. 1990. - №1- С.106-113.

  10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.,2001, С.221-223, С.386-388, С.514-521.

  11. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага. - 1983. –с.245-278.

  12. Коломинский Я.Л. Психология эмоциональных отношений // Вестник психологии. - 1990. - № 1 –С.106 - 113.

  13. Лошукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики //Вестник психологии. РАТЭПП. – СПб., 1995. - № 1.

  14. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования и перспективы //Психологический журнал. Т. 22. –2001. № 1 – с. 90-101.



  1. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях //Психологический журнал. – 2002. -№ 3. – С.85-95.

  2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты //Под ред.Д.Я.Райгородского. - «Бахрах-М». - 2002.

  3. Психология здоровья / Под редакцией Г.С.Никифорова. – СПб., 2000. - С.443-463.

  4. Селье Г. Стресс без дистресса. –М., 1982. – С. 25-51.

  5. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания //Медицинские новости. - 2002. - №7. – С.3-9.

  6. Ковалев В.И., Тищенко С.М., Мирошина Г.Г., Стародубцева И.В. Тренинги для старшеклассников, педагогов, родителей. - Севастополь. - 2004.

  7. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания учителя //Вопросы психологии. – 1994. - № 6. – С.54-67.

  8. Филина С. //Школьный психолог. - 2003. - № 36. – С. 18-19.

  9. Юмашов Г.С., Ренкер К. Основы реабилитации. – М. 1973.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Социально-психологические аспекты проблемы профессиональных деформаций у педагогов

Автор: Михайлова Светлана Николаевна

Дата: 26.01.2021

Номер свидетельства: 571485


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства