Просмотр содержимого документа
«Социально-психологическое сопровождение учащихся во время экзаменов»
Социально-психологическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ
Актуальность темы исследования заключается в том, что подготовка к экзаменам вызывает сильное эмоциональное напряжение, причиной которого является переживание за сдачу экзамена и в частности за итоговый результат. Это выражается в чувстве повышенной тревожности и страхах, сниженном настроении, подавленности; неустойчивой самооценке; агрессии в поведении; утрате способности видеть положительные результаты труда, ресурсы организма, личностные достоинства; в отрицательной установке по отношению к результатам экзаменов. Такие переживания и эмоциональные нарушения в школьном возрасте сопровождаются трудностями в обучении.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА). Организация и проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена осуществлялось в рамках реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации: от 16 февраля 2001 года № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» [1].
В соответствии с частью 5 и пунктом 1 части 13 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» был издан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598) об утверждении Положения о порядке и формах проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Каждый год более 2 миллионов выпускников 11 классов сдают Единый государственный экзамен. Специалисты сходятся во мнении о том, что выпускной экзамен в школе - это не только оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту, но и сильный стресс.
Под психологической готовностью к ЕГЭ понимается сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность при сдаче выпускного государственного экзамена.
Объект исследования: психологическое состояние учащихся одиннадцатого класса.
Предмет исследования: психологическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ.
Цель исследования: изучить особенности психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ.
Гипотеза исследования: оказание специализированной психологической помощи учащимся старших классов способствует успешной подготовке к ЕГЭ.
В нашем исследовании для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
1. Рассмотреть вопросы исследовательской темы в научных и нормативных источниках.
2.Разработать систему психологических занятий по подготовке к ЕГЭ.
3. Определить трудности и пути их преодоления при подготовке к ЕГЭ.
В сложившихся за последние десятилетия социально-экономических условиях в нашей стране, в системе образования происходят большие изменения, касающиеся структуры образования, его форм, итогового контроля и других аспектов. Одним из таких изменений является введение в систему образования ЕГЭ. В этой связи все более актуальным становится изучение психологических особенностей личности школьников и их влияния на успешность сдачи итогового школьного экзамена. Это обусловлено кардинальными изменениями в требованиях к сдаче экзаменационных испытаний учащимися в школе. Нововведения в системе общеобразовательных учреждений предъявляют высокие требования к подготовке к экзаменам, к процедуре прохождения экзаменов. Современную психологию всегда интересовало влияние личностных психологических особенностей школьников на процесс их обучения, развития. Успешность и эффективность обучения зависит от индивидуально-психологических особенностей (Ананьев Б.Г., Мерлин B.C., Мясищев В.Н., Рубинштейн C.JL), особенностей личности, таких как мотивация деятельности (Ильин Е.П., Курдюкова Н.А., Хекхаузен X.), учебная мотивация (Божович Л.И., Курдюкова Н.А., Прихожан A.M.), уровень притязаний, самооценка (Дембо Т.В., Божович Л.И., Прихожан A.M.). В связи с изменениями в системе образования, несомненно, становится важным изучение влияния вышеуказанных параметров на успешность сдачи выпускниками школ итоговых экзаменов в принципиально разных формах. Вышеперечисленные обстоятельства позволяют отнести изучение психологических особенностей личности школьников и их влияния на успешность сдачи итогового школьного экзамена к актуальной проблеме современной педагогической психологии.
В анализе результатов исследования практически значимым становится вопрос изучения психологических особенностей выпускников, способствующих успешности сдачи экзаменов в форме ЕГЭ и снижающих его результативность. Изучение личностной специфики выпускников позволит учитывать ее при психологической и предметной подготовке учащихся к сдаче итоговых экзаменов, при проведении соответствующей психологической помощи выпускникам школ на этапе подготовки к сдаче итоговых экзаменов.Существует связь между психологическими особенностями личности учащихся –выпускников и успешностью сдачи ими итоговых школьных экзаменов. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные экспериментальные данные, их психологический и статистический анализ дают возможность оптимизировать взаимодействие учителей с учениками в течение учебного года в процессе подготовки учащихся выпускных классов к экзаменам, в частности, к ЕГЭ.
Высокая мотивация на достижение успеха учащихся выпускных классов способствует эффективной сдаче ими ЕГЭ. Учащиеся с высоким уровнем личностной тревожности показывают на ЕГЭ более низкий результат, относительно своих среднегодовых показателей, учащиеся со средним уровнем личностной тревожности демонстрируют примерно те же результаты на ЕГЭ, что и были у них в течение года, а учащиеся с низким уровнем личностной тревожности, в большинстве своем, успешно сдают ЕГЭ.
Личностными факторами, положительно влияющими на успешность сдачи выпускниками школ ЕГЭ, являются: высокий уровень мотивации на достижения, высокий и средний уровень притязаний, высокий и адекватный уровень самооценки. В свою очередь, мотивация избегания неудач, низкий уровень притязаний и повышенный уровень личностной тревожности, являются факторами, отрицательно влияющими на результативность ЕГЭ.
Результаты проведенного исследования могут иметь теоретическое и практическое значение для дифференцированной подготовительной работы школьных психологов с учащимися, имеющими те или иные значимые личностные особенности, с целью повышения эффективности и результативности итоговой аттестации школьников-выпускников и их дальнейшего профессионального обучения.
Мы провели исследование, обследовали 30 старшеклассников, обработали полученные результаты и сделали следующие выводы. Осознанное, серьезное и ответственное отношение к ЕГЭ продемонстрировали 92% респондентов, что позволяет нам говорить о хорошем уровне психологической готовности данных учащихся к сдаче экзамена. Кроме того, выпускники имеют достаточно адекватный характер эмоциональных переживаний в условиях проверки знаний. Для них характерны уравновешенность поведения, адекватная самооценка, отсутствие повышенной чувствительности, решительность и самостоятельность.
Необходимо отметить важность высокого уровня осведомленности учащихся о процедуре проведения ЕГЭ: 100% старшеклассников владеют процессуальной информацией, т.е. навыками заполнения бланков ЕГЭ, осведомлены о правилах проведения экзамена, имеют представление о предъявляемых требованиях к участникам экзамена и правах.
Но, не смотря на такие положительные результаты, среди нас учатся ребята, которым необходима квалифицированная помощь. Мы рекомендуем им, прежде всего, обратиться за индивидуальной помощью к психологу, а также начать посещать дополнительные занятия и элективные курсы в школе. Следует наметить также индивидуальный план действий, который позволит сформировать оптимистическое отношение к ЕГЭ, а также научиться управлять своим эмоциональным состоянием, регулировать свое поведение в стрессовых ситуациях.