Просмотр содержимого документа
«Социально-психологический тренинг "Я выбираю жизнь!" (методическая разработка)»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр юных техников»
Социально-психологический
тренинг
Выполнила:
Стафеева Наталья Анатольевна
педагог – психолог
первой квалификационной категории
Златоуст, 2016
Социально-психологический тренинг
для подростков
«Я выбираю жизнь»
Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги. Поэтому чтобы такого желания не возникло, подросток должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами воспитания.
В современных условиях важно развитие и усиление «Я», формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности.
Для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других психоактивных веществ необходимо развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения, формирование стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью курса по профилактике наркомании в школе являются групповые занятия, направленные на формирование гармоничной личности, развитие осознанных систем целей жизни, выделение негативной роли ПАВ.
Представленный тренинг может быть использован в цикле мероприятий по профилактике наркозависимости, так и как самостоятельный тренинг. В рамках СПТ приведённые упражнения не выходят на психотерапевтический уровень.
Цель: профилактика наркозависимости, через самопознание, саморазвитие личности подростка.
Задачи:
Осознание своего отношения к проблеме принятия психоактивных веществ.
Определение качеств личности способствующих развитию личности.
Способствовать развитию навыков уверенного отказа.
4. Психогимнастическое упражнение«Ни кто не знает, что Я…» (5 минут)
Автор:Н. Ю. Хрящёва
Цель: создание работоспособной группы, познание друг друга.
5. Упражнение «Чувства» (25 минут)
Цель: анализ чувств помогает осознать то, насколько мы вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.
6. Упражнение «Марионетка» (20 минут)
Цель: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя.
7. Упражнение «Скульптура» (20 минут)
Цель: определение качеств способствующих личностному развитию человека.
8. Упражнение «Слово "нет"» (30 минут)
Цель: развитию навыков уверенного отказа.
9.Рефлексия (10 минут).
10. Притча «ПТИЦА НА ВЕТКЕ»
Сценарий
социально-психологический тренинг для подростков
«Я выбираю жизнь»
Ход тренинга
Здравствуйте ребята!
Сегодня мы с Вами собрались, чтобы пообщаться и выразить своё отношение к проблеме употребления наркотических веществ, определим качества, способствующие развитию личности свободной от зависимости, отработаем навыки уверенного отказа. Работать мы с вами будем примерно два часа, с перерывом на чай.
А для начала давайте познакомимся.
Упражнение «Знакомство»
Ведущий: Посмотрите, какие разные ребята собрались, я предлагаю вам познакомится. Для этого необходимо назвать своё имя, и выразить в 2-3 предложениях своё мнение по проблеме употребления наркотических веществ.
После выполнения: Как настроение? (Как правило, участники испытывают эмоциональный подъём) Замечательно, тогда вперед!
Упражнение «Незаконченные предложения»
Ведущий: В каждой группе существуют свои гласные и негласные правила, определяющие, какое поведение допустимо, а какое — нет. Нередко эти нормы поведения не осознаются, или же не являются совместно принятыми.
Инструкция: Я хочу предложить вам, определит правила, которые будут действовать в нашей группе (раздать каждому листы бумаги с началом предложения)
Напишите, пожалуйста, по два варианта окончания для каждого из следующих незаконченных предложений:
— В этой группе нежелательно...
— Из этой группы будет исключен тот, кто...
— В этой группе можно...
Прикрепить на ватман полученные правила, разместить на доске.
После выполнения: Обсуждение происходит в круге.
Упражнение «Ни кто не знает, что Я…»
. Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.
Ведущий: Я вам предлагаю поиграть, и получше узнать друг друга.
Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу. Ни кто из вас не знает, что я (или — у меня)..." Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать много раз».
В результате проведения этого упражнения улучшается групповая атмосфера, участники чувствуют себя более непринужденно, сокращается дистанция в общении. Многие участники группы раскрываются с неожиданной стороны: о ком-то мы узнаем, что этот человек — мастер спорта, другой — играл раньше в ансамбле на трубе и т. п.
Упражнение «Чувства»
Предлагаю вам посмотреть видеоролик. Прислушайтесь к себе. Зафиксируйте те чувства, мысли, которые у вас возникают.
Просмотр видеоролика.
Инструкция:вспомните ситуацию, когда вам приходилось общаться с человеком, находящемся в наркотическом опьянении. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали, общаясь с этим человеком (возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых или просто человек, встреченный вами на улице).Вспомните свои чувства, возникшие при просмотре видеороликов.
1 этап: участники общаются в парах и в течение 2 минут рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течение этого времени рассказывает, а другой внимательно слушает, затем роли меняются.
2 этап: Нарисовать свои чувства на бумаге (лист А4) .
После этого участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего, описывают те чувства, которые они испытывали, когда рассказывали и когда слушали, рисовали. После рассказа вывешиваются на доске (по желанию).
Ведущий: Мы с вами получили картину наших чувств, наше отношение к проблеме употребления наркотических веществ.
Кофе – пауза (10 минут)
Упражнение «Марионетка»
Инструкция: разбейтесь на тройки. В каждой выбирается "марионетка" и два "кукловода". Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыграть маленькую сценку (3 минуты) кукольного представления, где "кукловоды" управляют всеми движениями "марионеток". Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.
После того как все побудут в роли «марионетки», ведущий проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если в обсуждении будет сделан акцент как на чувствах "марионетки", так и на чувствах "кукловодов", управлявших ее движениями.
Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта; важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными.
Упражнение «Скульптура»
Ведущий: Прежде чем перейти к следующему упражнению, необходимо понять следующий простой закон: наркотик не только вызывает химическую зависимость, но и как бы раздваивает Ваше «Я». Ведь «Я» под влиянием наркотика абсолютно непохож на себя без него. «Я» принимающий наркотик и «Я» без наркотиков — два разных человека. Человек, принимающий психоактивные вещества является зависимым, не принимающий – свободным.
Инструкция: Разделитесь на две группы. Первая группа лепит скульптуру «Человека зависимого», вторая группа «Свободного Человека» используя всё, что вы видите вокруг.
Задание:
Внимательно посмотрите на ваши скульптуры, какие качества личности присущи «зависимой личности», «свободной личности» (написать на ватмане)?
Какие качества делают человека сильнее, какие ослабляют человека, не дают ему развиваться?
Какие качества личности помогут вам противостоять искушению?
Каждая группа озвучивает свой результат.
Обсуждение.
Ведущий: Чтобы оставаться Свободным человеком, необходимо уверенно, осознанно научится говорить «НЕТ». Давайте попробуем это сделать.
Упражнение «Слово "нет"» (30 минут)
1этап: Озвучьте слово «нет». Оно должно зазвучать Вашим голосом. Услышьте его. Попробуйте произнести его с 10 различными интонациями. Каждое произнесение как бы усиливается. Запомните все оттенки его звучания.
2 этап: Увидьте слово «нет». Оно может появиться в виде какого-нибудь образа, животного или предмета. У многих это просто огненные буквы, как картинка, зажигающиеся в сознании. Поищите, как это слово выглядит для Вас.
3 этап: Почувствуйте слово «нет». Поищите жест или мышечное ощущение, которое ассоциируется для Вас с этим словом. А может быть, это ощущение холода или боли? Ведь испытываемые Вами чувства всегда сугубо индивидуальны.
4 этап: Группа разбивается на « продавцов» и «покупателей». В течение пяти минут «продавцы» пытаются продать, а «покупатели » отказаться от покупки.
Обсуждение чувств возникших при выполнении упражнения. Как это относится к вашей жизни?
Рефлексия
Ведущий: Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность, творчество! Наша совместная работа заканчивается, и я хочу попросить выразить своё мнение по следующим вопросам:
Что понравилось сегодня, что нет?
Что показалось вам новым, необычным?
Чему новому вы научились?
Пригодится ли вам это в жизни?
Ваши пожелания участникам группы?
Выслушать всех желающих в группе.
В заключении послушайте, пожалуйста, притчу «ПТИЦА НА ВЕТКЕ»
Однажды уставшая птица села отдохнуть па ветку. Она наслаждалась своей безопасностью и открывшимся ей видом. Она пела и играла с другими птицами. Но не успела она привыкнуть к этой ветке, к надежной опоре под ногами и безопасности, как налетел сильный ветер и начал раскачивать ветку из стороны в сторону с такой силой, что, казалось, она вот-вот сломается. Но птица ничуть не волновалась, потому что знала две важные истины. Во-первых, даже если ветки и не будет, она (птица) сможет взлететь - два собственных крыла обеспечат ей безопасность. Во-вторых, кругом множество других веток, на которых она может обрести временное пристанище.
Но не стоит испытывать страх, если вам покажется, что ваше благополучие пошатнулось и готово исчезнуть. Все в мире меняется и может исчезнуть в любую минуту. Наша истинная сила не в этих внешних и эфемерных вещах, а скорее в том, что внутри нас, - в крыльях ЛЮБВИ и МУДРОСТИ. Они-то и должны стать основой нашей безопасности и источником радости и счастья. Когда мы научимся любить бескорыстно и постигнем мудрость, согласно которой всех нас пронизывает единое сознание, несчастья и страхи исчезнут. Так давайте же вкушать блага материального мира, но не будем впадать в заблуждение и считать, что наша безопасность, счастье и самоценность зависят от вещей материальных.
Когда мы зависим от кого-то или от чего-то, мы теряем свою силу, свободу и счастье.
До новых встреч!
ЛИТЕРАТУРА:
Галичкина О.В. Система работы администрации школы по профилактике наркомании. – Волгоград: Учитель, 2006.
Евтихов О.В. Практика психологического тренинга.- СПб.: Издательство «Речь», 2004.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в иг-ры. - М., 1988.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.
Бикбулатов З.Т. Профилактика наркомании и токсикомании среди молодёжи. Методическое пособие / ГУОиН Челяб.обл.; ЧелИРПО. - Челябинск, 2003.
Здоровый образ жизни и профилактика наркомании. Учебное пособие/ П.А. Виноградов, А.Т.Паршиков, Н.В. Паршикова, В.П. Мочёнов, Т.М. Брук. – М.: Советский спорт, 2003.