kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально-психологические аспекты работы с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все родители хотят, чтобы их дети были «самыми-самыми». Но иногда уникальные способности ребенка трудно разглядеть невооруженным глазом. Лишь очень близкое общение с ребенком в ежедневной жизни, в различных ситуациях, оценка его общения с другими детьми, со старшими поможет заметить нестандартность способностей, реакций, общения. Довольно часто таланты скрываются за непослушанием и непоседливостью и даже за плохими школьниками отметками. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социально-психологические аспекты работы с одаренными детьми »

Социально-психологические аспекты работы с одаренными детьми Кожевникова ОксанаНиколаевна, методист

МБОУ ДО Дом детского творчества

г. Новый Уренгой


«Дайте детству созреть в детях» Д.Локк

Все родители хотят, чтобы их дети были «самыми-самыми». Но иногда уникальные способности ребенка трудно разглядеть невооруженным глазом. Лишь очень близкое общение с ребенком в ежедневной жизни, в различных ситуациях, оценка его общения с другими детьми, со старшими поможет заметить нестандартность способностей, реакций, общения. Довольно часто таланты скрываются за непослушанием и непоседливостью и даже за плохими школьниками отметками.

Одаренные дети учатся быстро и легко. У них богатое воображение. Они очень любознательны и любопытны. За интересующим их явлением они могут наблюдать длительное время, ищут причины различных явлений. Способны делать обобщения, воспринимать абстрактные понятия и видеть их связи. У таких детей богатый словарный запас, сильно развито стремление быть лидером. Этот список можно продолжить.

Но, к сожалению, кроме положительных, одаренные дети часто обладают массой отрицательных качеств. И настолько часто, что скорее паинька, «умный ребенок» - явление очень редкое.

Дети, поражающие окружающих в детском коллективе и дома своими гениальными способностями, в школе успевают на тройки за счет лишь моментального «схватывания» мысли, хорошей памяти. Выполнять рутинные упражнения им скучно. У них бывает очень плохой почерк, их часто называют непослушными. «Умники» замечают непоследовательность поступков взрослых, ловят их на неточностях и обязательно сообщают им об этом.

Одаренные дети, начиная дело, могут бросать его, не закончив, и взяться за другое. Их увлекает процесс, а не результат. На уроках они часто бывают не внимательны, так как погружаются в свои фантазии. Такие дети эмоционально неуравновешенны, легко падают духом и болезненно переживают свои «провалы».

Несмотря за разнообразие характеров, большинство одаренных детей начинают с энтузиазмом учиться (тем более, что это не составляет им труда), получают отличительные оценки. Но постепенно положение их в количестве становится некомфортным: их не любят одноклассники (считают выскочками) и даже учителя.

Дети - лидеры ведут себя в коллективе настолько неадекватно, что за их плохим поведением прекрасные способности часто незаметны. Некоторым детям признание сверстника дороже собственного мнения. Они могут намеренно не выполнять задания, чтобы не быть выскочками.

С психологической точки зрения важно различать одаренность явную и скрытую, то есть пока не проявившую себя в учебной или трудовой деятельности, но существующую как потенциальная перспектива развития способностей. Вопросы развития детей с повышенной способностью к обучению не следует выделять в отдельную проблему, потому что все дети обладают творческим началом к развитию своих способностей. Кроме того, академическая одаренность не всегда совпадает с одаренностью интеллектуальной.

Очень редко встречаются люди, одаренные односторонне, еще реже совсем бездарные. Задача педагогов всех учебно-воспитательных учреждений – выявить дар, помочь ему развиться. Если же способности ребенка не находят своего полноценного и творческого развития, то виноваты в том взрослые, которые либо не создали условий необходимых для развития природных возможностей данного ребенка, либо загасили его природные способности свои догматическими методами обучения.

Очень часто в школе, когда речь идет об одаренных детях, имеют в виду академическую одаренность (т.е. высокую способность усваивать большой объем знаний) и стараются как можно больше загрузить ребенком материалом по своей дисциплине, так, что у детей совершенно нет свободного времени. При этом любой учитель отлично знает, что чрезмерная нагрузка ведет к усталости, апатии, безразличию. И восторг от знакомства с новым, интересным предметом проходит.

«Ни один предмет, который они должны изучить, не следует превращать в бремя для них. Все, что предлагается в такой форме, немедленно становится скучным, душа проникает отвращением даже в том случае, если раньше было для него приятно…» (Д.Локк).

Сейчас и родители озабочены тем, чтобы напичкать детей разными знаниями, совершенно не считаясь с их психолого-педагогическими и физиологическими возможностями.

Не секрет, что чаще всего учитель старается сообщить ученику как можно больше теоретических знаний по своему предмету. Широчайшие горизонты практического, прикладного использования своих способностей ребенку зачастую неизвестны. В большинстве своем их стремления направлены к поступлению в вуз для продолжения изучения дисциплины, получения узкой специализации, связанной с этой дисциплиной. Узконаправленная эксплуатация одной из сторон одаренности ребенка в ущерб другим превращается в своеобразный «флюс», при котором подросток вынужден по объективным или субъективным причинам сойти с дистанции в движении к узкой цели, он теряется и в большинстве случаев пополняет число неудачников.

В учебе, как и в спорте, есть пьедестал почета. И на нем очень мало места. И как бы ни были значительны достижения других спортсменов, даже мы не способные выполнять самое простое упражнение, считаем их неудачниками. Ребенку для счастливой жизни нужны успехи, достижения, как дождь растению. Как можно вырасти полноценным человеком, осознавая, что ты хуже кого-то? Кто-то смиряется и понуро тянет свою лямку, а кто-то протестует.

По мнению Я.А.Коменского «…поистине гораздо более нуждаются воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей». Он и приводит слова из священного писания: «Презирающий мудрость и наставления – несчастен, и суета надежда его, и труды его бесплодны, и дела его бесполезны».

Великий педагог Джон Локк считает обязательным сочетание умственного труда и различных ремесел, ручного труда: «Молодой джентльмен… не может быть постоянно занят учением, чтением и разговором, то, кроме того времени, которое будет занимать у него эти занятия, будет оставаться немного свободных часов, и, если он не будет их тратить указанным образом, то затратит их хуже. Ибо… молодой человек в редком случае пожелает оставаться в полной праздности и безделье, и если это имеет место, то перед нами порок, который нужно исправить».

«Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они не в нежном возрасте… Так же формируется и сам человек: кому нужно сделать большие успехи в изучении мудрости, тому нужно раскрыть чувства ко всему в первые же годы жизни, пока он может загореться воодушевлением, пока ум быстр, а память крепка». (Д. Локк).

Современная школа не может предоставить каждому ребенку достаточный спектр знаний, чтобы помочь ему выявить свои способности, даже если хорошо понимает их необходимость. Все-таки основной задачей школы остается сообщение определенного объема знаний, необходимых для продолжения образования, получения профессии. Даже при большом количестве кружков, секций, факультативов сохраняется дистанцирование учителя и ученика. В новые учебные коллективы переносятся и стереотипы отношений. Поэтому, играя значительную положительную роль, проблем они не решают.

Учреждения дополнительного образования могут предоставить ребенку, подростку гораздо больший спектр деятельности, по сравнению со школой, удовлетворение индивидуальных потребностей, общения, обогащения и совершенствования личного опыта. Воспитание дополнительным образованием признается не только как одна из сторон, но и как философия всего образовательного процесса.

Вид деятельности в ДДТ ребенок чаще всего выбирает, опираясь на те же способности и интересы, которые он проявляет в школе. Отдавая предпочтение математике, физике, чаще всего ребенок пойдет в технические кружки, в кружок автомоделирования и т.д.; увлекаясь биологией, химией, ребенок выбирает экологический, растениеводства, зоопарк; способность к изобразительному искусству приведет его в кружок изо, рукоделия, резьбы и т.д. Таким образом, происходит взаимопроникновение учебы в школе и досуговой деятельности деятельности. Практическая работа в кружках помогает понять связь учебных дисциплин с широким полем деятельности человека. Необходимость решать многие практические задачи досуговой деятельности побуждает к расширению знаний по школьным предметам, связанным с этой деятельностью. Перед молодыми людьми раскрываются более широкие горизонты по применению своих способностей. Имея представление о различных видах деятельности, они точнее ориентируются в борьбе будущей профессии (решают вопросы профориентации), хотя в этом случае найти свое место с первого раза трудно, но поиск его все-таки облегчен знанием большого числа вариантов применение своих способностей.

Важнейшим фактором успешности любого человека является умение организовать свою деятельность во времени. Загруженность детей учебной деятельностью в школе и дома, не оставляющая ни сил, ни свободного времени, лишает их возможности учиться этой организации. Дети должны иметь свободное время, чтобы учиться организовывать, планировать свою деятельность, отдых. Даже умнейший образовательный человек, не умеющий организовываться, похож на полный сундук, доверху набитый множеством разнообразных важных вещей, каждую из которых невозможно извлечь в нужное время.

Важно, что, во-первых, выбирая себе интересное направление деятельности в системе дополнительного образования, ребенок имеет и возможность выбирать педагога.

Во-вторых, руководитель детского творческого объединения часто становится образцом в увлекательном для воспитанника деле.

В-третьих, общение детей и педагога происходит в неформальной обстановке, что делает их отношения более близкими и, естественно, открытыми.

Большое значение имеют и особенности программ дополнительного образования. Образовательная программа в учреждениях дополнительного образования – средство развития мотивации, способности ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведения базиса личной культуры. Содержание каждой программы учитывает возрастные и социально-психологические особенности школьников, их интересы и потребности.

Трудностью в дополнительном образовании является то, что учителя и многие другие родители не интересуются занятиями своих воспитанников.

Дети, особенно младшие, нуждаются в положительной оценке своей работы. Порой даже успешный результат может не привести ребенку радости, если на это не обратили внимание люди, мнение которых он дорожит.

Работа педагога-внешкольника может стать гораздо результативнее и эффективнее в том случае, если он сумеет вовлечь в совместную и взаимодополняющую деятельность близких для ребенка людей – родителей.

В повседневной практике учреждений дошкольного образования используются все виды взаимодействия, дополняющие и углубляющие друг друга в различных ситуациях.

Тесные, доверительные отношения детей и педагогов; детей меду собой – основа коллектива. В этом коллективе дети приобретают иной, чем в классе, статус. Педагог – человек, с которым можно общаться на равных, делиться своими проблемами, получать помощь в трудных ситуациях, случающихся в коллективе, семье. Педагог такой же, как я, только старше, умнеет. Я могу стать таким же.

Конечно, в одиночку даже самый талантливый педагог не может разрешить все проблемы ребенка. Поэтому, помимо поиска педагогов школы и ДО, пути навстречу друг другу и вместе – к родителям своих учеников, нужны более тесные связи общеобразовательных школ с УДО на административном, организованном уровнях. Дома детского творчества и являются координаторами большинства разнообразных движений, организаторами фестивалей и смотров, нужны отношения: школа – ДДТ на уровне классов, более тесные общения педагогов в решении общих задач. Обычно школьные учителя ревнуют своих учеников к педагогу ДДТ. Некоторые советую родителям не разрешать детям посещать занятия кружков, якобы они мешают выполнению заданий. В результате ребенок и в школе не учиться должным образом, и не занимается ничем полезным. Большинство попросту самоутверждаться на улицу. Конечно, занятия в кружке сами по себе не улучшают положение ребенка в классе, отношение к учебе, взаимоотношения с одноклассниками. Нужны значительные усилия для решения этих проблем. Одно ясно: грамотное взаимодействие педагогов разных образовательных учреждений способно решить многие проблемы. Каждый ребенок заслуживает хотя бы доброжелательной обстановки. Пусть это будет нашим главным критерием.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Социально-психологические аспекты работы с одаренными детьми

Автор: Кожевникова Оксана Николаевна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142652


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства