Социально-психологический тренинг "Толерантность в нас и вокруг нас"
Социально-психологический тренинг "Толерантность в нас и вокруг нас"
Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблемы, связанной с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности в настоящее время обращается всё больше исследователей.
Вашему вниманию предлагается 1,5 часовой сценарий социально-психологического тренинга «Толерантность в нас и вокруг нас», который может быть проведен специалистами системы образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социально-психологический тренинг "Толерантность в нас и вокруг нас" »
МКУ «Департамент образования Местной администрации г.о. Нальчик»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Эрудит» г. о. Нальчик
«Утверждаю»
Директор
МКОУ ДОД ЦДТ «Эрудит»
____________ И. А. Куашева
«____» _____________ 2014г.
Социально-психологический тренинг
«Толерантность в нас и вокруг нас»
/1,5 часовой тренинг формирования толерантного сознания среди молодежи/
Автор-составитель:
Жилетежева А. А. –
заместитель директора по УВР,
педагог-психолог
г.о. Нальчик
2014
Социально-психологический тренинг
«Толерантность в нас и вокруг нас»
Цели тренинга:
Формирование установок толерантного поведения.
Повышение уровня информированности участников по данной теме.
Задачи тренинга:
Создать комфортный психологический климат в группе.
Помочь осознать свою индивидуальность.
Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим тесно связаны.
Помочь внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
Создать условия для самопознания и приобретения опыта позитивного общения.
Обучить различным способам выхода из конфликтных ситуаций, умению выражать свои чувства и переживания без конфликтов.
Оборудование и материалы: Доска, мел, ватман, флип-чат, магниты, фломастеры, бумага, визитные карточки, булавки, мяч, цветные карандаши, другая атрибутика занятия.
Структура тренинга:
Знакомство. Упражнение на знакомство «Снежный ком» - 10 минут.
Выработка правил работы в группе – 5 минут.
Работа с группой. Понятия «толерантность» и «интолерантность» - 5 минут.
Упражнение «Эмблема толерантности» - 10 минут.
Что такое конфликт? Упражнение «Способы решения конфликтов» - 10 минут.
Работа в подгруппах. Упражнение «Конфликтная ситуация» - 15 минут.
Упражнение «Мои положительные черты» - 10 минут.
Упражнение «Ассоциации» - 10 минут.
Упражнение «Контуры тела» - 5 минут.
Рефлексия. Упражнение «Я желаю себе и другим…» - 5 минут.
Участники тренинга:
учащиеся образовательных учреждений;
студенты среднего профессионального звена;
студенты ВУЗов;
учителя;
педагоги дополнительного образования;
социальные педагоги;
педагоги-психологи;
классные руководители;
другие заинтересованные специалисты.
Знакомство. Упражнение на знакомство «Снежный ком» - 10 минут.
Участники рассаживаются в круг.
Инструкция: Каждый участник по кругу называют свое имя. Причем первый называет - только свое имя, второй - имя первого и свое, третий - имя первого, второго, свое и так далее. Последний участник называет имена всех предыдущих участников и свое. Пишут свои имена на бейджах.
Выработка правил работы в группе – 5 минут.
Участники предлагают свои правила, которые обсуждаются и записываются на доске:
доверительный стиль общения;
искренность в общении;
общение по принципу "здесь и теперь";
конфиденциальность всего происходящего в группе;
активное участие;
уважение мнений;
оцениваем не участника, а его действия и поступки;
правило «1 микрофона» (уважение говорящего);
отключение сотовых телефонов;
хранитель времени.
Работа с группой. Понятия «толерантность» и «интолерантность» - 5 минут.
Притча об Аксакале
В одном селении умирал старый аксакал. Пришли к нему люди попрощаться и говорят: «Скажи нам, мудрый старец, как удалось тебе создать такой порядок в семье, при котором все невестки, дочери и зятья жили вместе в мире и согласии?». Старик уже не мог разговаривать и ему дали бумагу и карандаш и писал он долго-долго пока не умер. Когда увидели листок все очень удивились - на нем 100 раз было написано всего одно слово. Не догадываетесь какое? На листке 100 раз было написано слово «ТЕРПИМОСТЬ!».
Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своём роде. Поэтому очень полезно бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. А сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность».
А что с вашей точки зрения означает слово «толерантность»?
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. Для англоговорящих, толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Французский язык толкует толерантность как «уважение свободы другого человека». С точки зрения китайцев, быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». Для арабов - «прощение, снисхождение». Персы считают толерантностью «терпение, выносливость, готовность к примирению»
Давайте определим черты толерантной и интолерантной личности.
Виды толерантности:
«Этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других национальностей, установки, определяющие межкультурное взаимодействие.
«Социальная толерантность» определяеттолерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей, нищих и т.д.), а также изучение установок личности по отношению к некоторым социальным процессам.
«Толерантность как черта личности» включает личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
Упражнение «Эмблема толерантности» - 10 минут.
Группа делится на 2 подгруппы. Каждая группа рисует свою эмблему толерантности на ватманах и по итогам работы представляют ее, защищая и отвечая на все вопросы.
Что такое конфликт? Упражнение «Способы решения конфликтов» - 10 минут.
Беседа тренера с участниками на тему: «Что такое конфликт?». Идет сбор разных мнений, фиксируется на листе ватмана.
Да, это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов, зачастую выраженное в обостренной, жестокой форме. И, как любое столкновение, конфликт имеет не только свои последствия, но и выходы из конфликтной ситуации.
А что такое конфликтная ситуация?
Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои несовпадающие цели, интересы, желания. Зачастую противники в споре отличаются друг от друга позицией, «силой» или статусом.
Какие виды педагогических конфликтов вы знаете?
учитель – ученик
учитель – администрация
учитель – родитель
учитель – учитель
ученик – ученик
Какая наука изучает конфликты?
Да, правильно! Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает конфликтология. С точки зрения этой науки существует 5 стратегий поведения в конфликтных ситуациях (давайте попробуем составить небольшую таблицу, используя стратегии):
- приспособление
- избегание (уклонение)
- соперничество (конкуренция)
- сотрудничество
- компромисс
Упражнение «Способы решения конфликтов»
Инструкция: Мы сейчас с вами разделимся на 2 группы. Каждой группе в течение 5 минут необходимо восстановить логические цепочки и правильно расположить позиции, которые я вам раздам на листах. То есть угадать по описанию, о какой стратегии поведения идет речь:
1-я группа – работает со способами выхода их конфликтных ситуаций
2-я группа – работает над типами людей, склонных тому или иному поведению
Стратегии
Приспособление
Избегание (уклонение)
Соперничество (конкуренция)
Сотрудничество
Компромисс
Способы выхода из конфликта
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого
Уклонение от принятия решений
Стремление добиться своего за счет другого
Поиск решения, устраивающего обе стороны
Урегулирование разногласия путем взаимных уступок
Тип
людей
Мирные, спокойные,
уступчивые люди
Люди, неуверенные в себе, не способные отстаивать собственные интересы
Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные
Сильные, зрелые, уверенные в себе люди
Уверенные в себе, мирные, зрелые личности
Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы. Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас и когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. То есть идет повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.
Стиль избегания (уклонения) реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права и интересы, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время, силы и нервы на принятие решения. То есть, отсутствие внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера. Поэтому начинаете уклонятся, то есть избегать, уходить от проблемы.
Стиль соперничества (конкуренции) может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, способный к агрессии, обладающий лидерскими качествами, не очень заинтересованный в сотрудничестве и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы и желания. То есть идет сосредоточение внимания только на своих интересах и полное игнорирование интересов партнера.
Стиль сотрудничества можно использовать, отстаивая собственные интересы, принимая во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать и слушать друг друга, а также сдерживать свои эмоции. То есть позволяет учесть интересы обеих сторон.
Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия путем взаимных уступок. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо, поэтому подбирается решение, с которым каждая сторона могла бы согласится и остаться довольной. То есть достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной.
Нужно помнить, что ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них, учитывая конкретные обстоятельства в определенных конфликтных ситуациях. Зачастую конфликт, как и болезнь легче предупредить, чем лечить.
Работа в подгруппах. Упражнение «Конфликтная ситуация» - 15 минут.
Инструкция: Группа делится на 2 подгруппы. В подгруппах в течение 10 минут обсуждается одна конфликтная ситуация. Каждая подгруппа находит выход из данной ситуации, использую одну из вышеперечисленных стратегий поведения.
Представители групп выносят результаты на обсуждение – 5 минут. Пока выступает одна группа, вторая выполняет роль эксперта.
Конфликтная ситуация №1: Мама ученицы начальной школы уверена, что по английскому языку ее дочь должна иметь «четыре», а не «три». Со своими претензиями она идет не к учителю, а сразу к завучу. Учитель, с которым мама предварительно не поговорила, считает этот поход к завучу некорректным и не желает давать никаких объяснений.
Конфликтная ситуация №2: Учителя не устраивает расписание, составленное учебной частью. Заместитель директора отказывается его изменить, считая, что всем угодить невозможно, кто-то всё равно останется недоволен. В ответ учитель не согласился вести уроки вместо заболевшей коллеги.
Упражнение «Мои положительные черты» - 10 минут.
Продумайте задание и напишите на листах свои положительные черты.
Вопросы после выполнения упражнения.
Трудно ли было Вам написать эти черты? Почему?
Теперь ещё раз прочтите то, что написано на Вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в Вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что Вы у себя отметили.
Что Вы чувствовали когда выполняли это упражнение?
По желанию обсудить упражнение.
Упражнение «Ассоциации» - 10 минут.
Цель: Осознание собственного эмоционального поля восприятия интолерантного поведения и проявления конфликта.
Инструкция: Когда мы произносим это слова: «интолерантность», «нетерпимость», «конфликт» у нас возникает ряд ассоциаций, эмоций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем о нем и даже сталкивались и видели, как он проявляется в поведении людей. Сейчас мы исследуем отражение конфликта на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение? Участники высказываются по кругу.
Упражнение «Контуры тела» - 5 минут.
Цель: Осознание связи эмоций с телесными ощущениями.
Инструкция: Представьте, что Вы находитесь в состоянии конфликта и Вас разрывают отрицательные эмоции (злость, страх, ненависть, испуг, раздражение, обида и т.д.). Перед вами рисунки контура тела. Почувствуйте, где в Вашем теле находятся эти эмоции и заштрихуйте эти участки на 1-ом рисунке карандашами того цвета, которые соответствуют цвету Ваших эмоций.
Теперь представьте положительные эмоции, которые Вы испытываете при радостных событиях (смех, радость, улыбки, восторг, шутки и т.д.). Аналогично обозначьте и заштрихуйте на 2-ом рисунке положительные эмоции, на каком участке тела Вы их испытываете соответствующими цветами.
Рефлексия. Упражнение «Я желаю себе и другим…» - 5 минут.
Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу. В завершении желающие могут высказаться о своих чувствах, эмоциях…