kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально-психологический проект "Островок помощи и понимания".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты проведенного нами исследования показали, что проблема суицида действительно имеет особую актуальность, как для общества в целом, так и для нашего поселка. При высокой суицидальной активности молодежи, ее большинство не знает о том, как себя вести в ситуации риска, что в словах и в поведении другого человека является криком о помощи, признаком душевной катастрофы, кто из специалистов может помочь в критической ситуации. Существует обоснованная необходимость в специально организованной социально-психологической работе с молодежью, в создании поселковой службы экстренной психологической службы и телефона доверия.

   Мы в очередной раз убедились, что семья может стать главным жизненным источником подростка, дающим ему силу, поддержку, оберег, и той роковой причиной, что толкает к пропасти. Этот важный вывод необходимо обсудить на родительских собраниях.

   Главным результатом проведенной нами исследовательской работы стало повышение внимания старшеклассников к изучаемой проблеме. Многие юноши и девушки могли впервые открыто обсудить столь тревожную тему, высказать свое мнение, задать волнующие ранее вопросы.

   Появился и целый ряд новых вопросов, требующих изучения: 

 - насколько может быть эффективен, в рассматриваемой ситуации, телефон доверия;

 - что влияет на формирование жизненной стойкости и можно ли ее привить;

 - какие реальные профилактические меры, направленные на снижение подросткового суицида, можно считать самыми эффективными в сегодняшних условиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социально-психологический проект "Островок помощи и понимания". »

Автор проекта: педагог-психолог МБОУ «СОШ №2 им. Д. Х. Скрябина»

ГО «Жатай» Уваровская Елена Александровна

Социально-психологический проект «Островок помощи и понимания».



1.1 Актуальность темы.


Суицид – это аутогенная (агрессия, направленная на себя самого), умышленное лишение себя жизни. В современной психологии самоубийство рассматривается как следствие социально – психологической дезадаптации личности под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Суицид – это уход. Уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения… словом, всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не самых радужных ее проявлениях.

По данным статистики. Ежегодно почти миллион человек заканчивает жизнь самоубийством. Вследствие суицида погибает больше людей, чем из–за преступлений, ДТП и войн. Такие данные привела группа международных экспертов, в преддверии Всемирного дня предотвращения самоубийств, который отмечался в сентябре 2004 года. При этом 10-20 миллионов человек за такой же период совершают попытки самоубийства, заканчивающиеся ранениями, травмами и госпитализацией. Даже по самым оптимистическим прогнозам экспертов к 2020 году в результате суицида будет погибать уже 1,5 миллиона жителей планеты.

Россия в этой печальной статистике занимает 3 место.

Статистические данные свидетельствуют, что пик суицидальной активности определяется на протяжении человеческой жизни дважды: в подростковом возрасте и в период инволюции. Число покушений на самоубийство подростков неуклонно растет во всем мире, при этом темпы роста этих показателей в подростковой популяции заметно выше, чем популяции взрослых. В России за 10 лет уровень самоубийства подростков вырос на 130% и, как свидетельствуют прогнозы специалистов, это не предел.

Таким образом, проблема суицида, особенно подросткового выходит по своей значимости на один уровень с проблемами национальной безопасности страны, что делает тему данного исследования весьма актуальной.


    1. Цель работы:


Изучение проблемы аутогенной агрессии в молодежной среде нашего поселка.

Разработка программы по профилактике суицида в подростковой и молодежной среде.


1.3 Предмет исследования:


Отношение молодежи к проблеме аутогенной агрессии (суицида) данной возрастной категории.


1.4 Методы исследования:

анкетирование учащихся 8 – 11 классов


    1. Гипотеза исследования:


Мы предполагаем, что:

1. молодежь нашего поселка слабо информирована о рассматриваемой общественно - психологической проблеме;

2. для поселка, характеризующегося большим количеством социальных трудностей, проблема суицида имеет особую актуальность.


    1. Задачи исследования:


1. Изучить теорию вопроса посредством анализа имеющейся литературы.

2. Разработать практическую опросную методику изучения рассматриваемой проблемы, отвечающую таким требованием, как – оперативность проведения, возможность обследовать сразу большую группу испытуемых, информативность, соответствие этическим и психологическим нормам.

3. Провести исследование отношения молодежи нашего поселка к проблеме суицида.

4. На основании проведенных исследований сделать выводы об основных причинах, влияющих на рост аутогенной агрессии в молодежной среде.

5. Разработка программы по профилактике суицида в подростковой и молодежной среде.


2.Исследование проблем, влияющих на рост аутогенной агрессии (суицида) в молодёжной среде.


    1. Краткий теоретический анализ проблемы.


Как показал анализ литературы, к суицидальной форме поведения относят суицидальную активность, т.е. мысли и фантазии, суицидальные попытки и суицидальные действия, которые чаще заканчиваются летальным исходом.

Профессор Жмуров В.А. и Иванова Т.С. выделяют следующие виды суицидального поведения:

  1. Самоотречение- отказ от жизненных благ для себя.

  2. Институциональное поведение - крайние варианты религиозности и фанатичности характера. Наиболее распространено у сектантов, фанатиков и в террористических организациях.

  3. Итоговое самоубийство - чаще всего происходит в ожидании смерти или позора.

  4. Альтруистическое – ради спасения другой жизни.

  5. Платоническое – люди с таким суицидальным поведением предпочитают смерть, чем отказ от своих идейных убеждений.

  6. индуцированный суицид – внушённый.

  7. Демонстративный – демонстрация мужества, как средство шантажа, призыв о помощи.

  8. Скачкообразное самоубийство – самоубийство на высоте болевого приступа, как физического, так и психологического.

  9. Самоубийство в играх детей – для ребёнка нет представления о необратимости смерти, и в своих играх он может воспроизвести то, что увидел по телевизору.

  10. Самоубийство, как форма жизни – это употребление алкоголя, курение, наркомания (ведь во всех этих случаях человек осознаёт, что сокращает продолжительность своей жизни).

В качестве самых распространённых причин самоубийства специалисты называют денежные долги, ревность, публичное унижение, шантаж, коллективную травлю, одиночество, подражание кумиру и т.д. Крюкова М.А., Никитина Т.И. и Сергеева Ю.С. в своей работе называют более тридцати распространенных причин суицида.[3]. Авторы проводят анализ ошибочных представлений о самоубийстве, распространённых в общественном сознанию. После знакомства с этим материалом мы пришли к выводу о том. Что просвещённость общества в рассматриваемом вопросе может привести к более внимательному отношению людей к возможному появлению тревожных сигналов в поведении близких, или знакомых, а значит, даст шанс спасти самое ценное, что есть на Земле – Жизнь.

В подростковом возрасте смертность часто оценивается как временное явление. Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности. Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на «второе рождение» характерно для суицидентов детского и подросткового возраста. Представления о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребёнка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон и т.п.). Знание о смерти не соотносится ребёнком ни со своей собственной личностью, ни с личностью кого-либо из близких; не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребёнок признаёт возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является отличительной чертой психологии детей. Было бы ошибочно относить попытки детей и подростков к демонстративным действиям. Дети, в силу отсутствия жизненного опыта и осведомлённости, не могу использовать метод выбора. Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти вне зависимости от формы самовоздейсвия. Опасность увеличивают также возрастные особенности. У подростков формируется страх смерти, который, однако, ещё не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. «Метафизическая интоксикация», свойственная психологии подростка, в частности, в углублённом размышлении на тему жизни и смерти. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации создаёт предпосылки для суицидального поведения. Кроме критерия осознанности намеренья лишить себя жизни, для определения истинного покушения на самоубийство у взрослых анализируется способы реализации суицида и особенности поведения суицидента. Анализируя суицидоопасные конфликтные ситуации, мы убедились, что для ребенка или подростка они могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц.

Некоторый максимализм в оценках, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта, свойственные периоду детства, и создавали ощущения безысходности, неразрешимости конфликта, порождали чувство отчаяния и одиночества. Все это делало даже незначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребенка и, особенно для подростка, что подчас недооценивалось окружающими взрослыми. Все это обуславливает повышенный суицидальный риск в пубертатном возрасте, что, в частности, подтверждается и статистически.

Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит также от некоторых особенностей личности суицидента. У всех изученных лиц были обнаружены эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, некоторая эксплозивность, импульсивность. Эти черты, выраженные нередко до уровня акцентуации характера, создавали предпосылки для социально – психологической дезадаптации личности в пубертатном периоде.


    1. Кто из подростков входит в группу риска. Одиночество, как одна из основных причин суицида.


В зоне повышенного суицидального риска находятся:

Депрессивные подростки;

Подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;

Подростки, либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелем суицида члена семьи;

Одаренные подростки;

Подростки с плохой успеваемостью в школе;

Беременные девочки;

Подростки – жертвы насилия.

Одной из самых основных причин, по которой подростки склоняются к суициду, является одиночество.

Что же такое одиночество? Одиночество – это состояние души. Но что же тогда в душе одинокого человека? И такие люди, безусловно, часто страдают от непонимания или как ,и полагают, не желание понять их. Но, следует также принять во внимание, что насмешки и издевательства – лишь маска, за которой скрывается недоумение по поводу их необщительности и скрытности. Ведь именно так в большинстве случаев реагирует на человека - одиночку его одноклассники, сверстники, знакомые…

Поняв, что же собой представляет одиночество и, немного разобравшись в том, что творится в душе у человека-одиночки, следует затронуть еще одну немаловажную тему6 куда может завести человека одиночество?

Каковы могут быть последствия одиночества?

Разумеется, лучшее, что он может сделать – это попробовать решить свои проблемы с помощью психолога. Возможно, что его в случае еще не все потеряно и психолог может посодействовать. Но к сожалению, не все одинокие люди приходят к такому разумному решению. Многие полагают, что им терять больше нечего, что все мосты на пути к общению уже сожгли…

И, как следствие одиночества, самоубийство – добровольный уход из жизни.

Далеко не все одиночки понимают, что, уйдя из жизни, все не перечеркнешь. Они полагают, что если нет жизни - нет проблем. Однако суицид – наихудшее из решений. Оставив жизни, самоубийца вместе с ней оставляет родных и близких, тех, кому он очень нужен. Ошибочно считать, что из-за некоторых нехороших людей он больше не нужен никому. Нельзя судить всех людей по одному примеру!

Суицид среди подростков Якутии превышает среднероссийские показатели в 2 раза.

Количество случаев суицида среди подростков и молодежи в Якутии превышает среднероссийские показатели в 2 раза. За последние 3 года в республике зафиксировано 109 случаев добровольного ухода из жизни несовершеннолетних, заявила заместитель директора Центра психолого - медико-социального сопровождения Татьяна Мартынова. Об этом ИА Росбалт – Север сообщили в пресс – службе администрации республики. По словам Мартыновой, в 2006 году самоубийство совершили 37 молодых людей. Особенно неблагоприятная обстановка сложилась в северных улусах: Анабарском (39 случаев на сто тысяч человек), Усть-Янском (21,5), Эвено-Бынатайском (21,4), Нюрбинском (14,3), Абыйском (13), Момском (12,7), Среднеколымском (12,2). В связи с этим участники встречи приняли Положение об аттестации педагогов-психологов и одобрили проект Этического кодекса педагогов Якутии. Кроме этого, администрациям школ рекомендовано ввести часы психологии для старшеклассников, Институту повышения классификации рекомендовано читать будущим педагогам лекции на тему: Профилактикасуицидального поведения детей и подростков. Коллегия Минобразования республики разработала рекомендации муниципальным органам управления образования, этих мер будет достаточно для того, чтобы хоть в какой-то степени улучшить ситуацию.


    1. Исследование отношения молодежи поселка к проблеме суицида.

Целью данного этапа было исследование у учащихся отношения к проблеме суицида, их осведомленности по данной проблеме.


Практическая часть исследования реализовывалась с участием старшеклассников нашей школы. Всего было опрошено 61 человек, из них 24 юноши и 37 девушек. В качестве основного метода исследования использовалась специально разработанная нами анкета.


2.4 Анализ результатов исследования отношения молодежи поселка к проблеме суицида.

Результаты опроса показали, что большинство старшеклассников слабо информированы о проблемах и стратегиях поведения в ситуациях риска.

Оказалось, что большинство подростков (70%) хотя бы раз в жизни обсуждали в разговорах со сверстниками, друзьями, родителями, учителями тему суицида. Показатели по данному вопросу выше у девушек (73%), чем у юношей (67%).


Обсуждаете ли вы тему суицида в разговорах со сверстниками, друзьями, родителями, учителями?


ДЕВУШКИ

да– 73%

нет – 27%

Обсуждаете ли вы тему суицида в разговорах со сверстниками, друзьями, родителями, учителями?


ЮНОШИ

да – 67%

нет – 33%


Обсуждаете ли вы тему суицида в разговорах со сверстниками, друзьями, родителями, учителями?


ВСЯ ГРУППА

да – 70%

нет – 30%



Большое количество опрошенных подростков считает проблему суицида личной.



Считаете вы проблему суицида социальной или личной?


ДЕВУШКИ


социальной – 41%

личной – 59%


Считаете вы проблему суицида социальной или личной?


ЮНОШИ


социальной – 50%

личной – 50%




Считаете вы проблему суицида социальной или личной?


ВСЯ ГРУППА


социальной – 44%

личной – 56%

Наиболее значимыми причинами (набравшими 50 и более процентов) для совершения суицида подростки, как девушки, так и юноши, выделили:

- несчастная любовь (60%)

- одиночество (55%)

- проблемы с родителями, проблемы в семье (52%)


Каковы наиболее значимые причины для совершения суицида?

ДЕВУШКИ

Каковы наиболее значимые причины для совершения суицида?

ЮНОШИ


Каковы наиболее значимые причины для совершения суицида?


ВСЯ ГРУППА


Анализируя результаты исследования, мы увидели, что проблема суицида имеет особую актуальность. При высокой суицидальной активности молодежи, большинство не знает, кто из специалистов может оказать квалифицированную помощь в критической ситуации. На данный вопрос подростки, причем, как юноши, так и девушки, в большинстве ответили, что за помощью обратились бы к родителям (69%), друзьям (59%). И лишь 20% обратились бы за помощью к психологу и 7% к врачу-специалисту. Настораживает, что 3% подростков вообще затруднились ответить на этот вопрос, 5% считают, что никто не смог бы помочь, 7% надеются только на себя. Это говорит о недостаточной информированности молодежи в данном вопросе, недостаточности мер по профилактике суицида в молодежной среде.



Кто в критической ситуации может оказать помощь?


ДЕВУШКИ



Кто в критической ситуации может оказать помощь?


ЮНОШИ


Кто в критической ситуации может оказать помощь?


ВСЯ ГРУППА



3. Выводы.


Результаты проведенного нами исследования показали, что проблема суицида действительно имеет особую актуальность, как для общества в целом, так и для нашего поселка. При высокой суицидальной активности молодежи, ее большинство не знает о том, как себя вести в ситуации риска, что в словах и в поведении другого человека является криком о помощи, признаком душевной катастрофы, кто из специалистов может помочь в критической ситуации. Существует обоснованная необходимость в специально организованной социально-психологической работе с молодежью, в создании поселковой службы экстренной психологической службы и телефона доверия.

Мы в очередной раз убедились, что семья может стать главным жизненным источником подростка, дающим ему силу, поддержку, оберег, и той роковой причиной, что толкает к пропасти. Этот важный вывод необходимо обсудить на родительских собраниях.

Главным результатом проведенной нами исследовательской работы стало повышение внимания старшеклассников к изучаемой проблеме. Многие юноши и девушки могли впервые открыто обсудить столь тревожную тему, высказать свое мнение, задать волнующие ранее вопросы.

Появился и целый ряд новых вопросов, требующих изучения:

- насколько может быть эффективен, в рассматриваемой ситуации, телефон доверия;

- что влияет на формирование жизненной стойкости и можно ли ее привить;

- какие реальные профилактические меры, направленные на снижение подросткового суицида, можно считать самыми эффективными в сегодняшних условиях.



Средства решения проблемы.


Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь.

Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована.


Необходимые ресурсы:


Внутренние ресурсы:

  • Инстинкт самосохранения;

  • Интеллект;

  • Социальный опыт;

  • Коммуникативный потенциал;

  • Позитивный опыт решения проблем.

Внешние ресурсы:

  • Поддержка семьи;

  • Стабильная работа;

  • Приверженность религии;

  • Устойчивое материальное положение;

  • Медицинская помощь;

  • Индивидуальная психотерапевтическая программа.


Необходимо учить подростков:

- сосредотачивать своё внимание на хорошем;

- благосклонно принимать любезные, приятные слова;

- стараться иметь о себе положительное мнение;

- заботиться о себе с помощью физических упражнений и рационального питания;

- помнить, что нет ничего плохого в том, чтобы попросить о помощи;

- справляться со стрессом.


Советы, как справиться со стрессом:


  • Собирайтесь каждую неделю всей семьёй, чтобы обсудить проблемы и способы преодоления стресса.

  • Расположите по порядку то, что следует сделать.

  • Научитесь расслабляться. Уделите время развлечениям.

  • Занимайтесь физическими упражнениями.

  • Употребляйте в пищу питательные продукты.

  • Поговорите с кем-нибудь о том, как вы себя чувствуете.

  • Обратитесь за помощью к специалисту.


В разговоре с человеком, который готов пойти на самоубийство важно уделить достаточное внимание активному выслушиванию, не осуждая дать возможность выговориться, понять чувства собеседника, помочь сохранить веру в себя.


Что значит активно слушать?


  • Разговаривать в спокойном месте.

  • Уделять всё внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив.

  • Парафраз.

  • Дать возможность высказаться, не перебивая.

  • Говорить без осуждения и пристрастия.



Для успешной реализации программы по профилактике суицида в подростковой и молодежной среде п. Жатай необходимо создание школьного антикризисного центра социально-психологической поддержки.


Срок реализации проекта 1 год.


Основные этапы реализации проекта:


1. Создание школьного антикризисного центра психологической помощи.

Центр предполагается создать на базе школьного кабинета педагога-психолога. Для этого необходимо:

* Организация работы школьного телефона доверия;

* Оснащенный кабинет психологической разгрузки.


  1. Информирование о создании и работе центра через средства массовой информации.

О создании и работе центра подростки и молодежь поселка будут информироваться через средства массовой информации (газета «Жатайский вестник», местное радио).


  1. Деятельность центра.

В антикризисном центре будет работать школьный психолог, к работе центра будут привлекаться учащиеся и родители.

В центре подросткам и молодежи будет оказываться психологическая помощь и поддержка, вестись индивидуальное консультирование, а так же просветительская и профилактическая работа.


  1. Анализ деятельности центра, внедрение опыта работы на муниципальном уровне.

По истечение года предполагается провести анализ деятельности центра с целью отслеживания эффективности работы по данному направлению.

Проанализировать ряд вопросов, требующих изучения:

  • насколько эффективен, в рассматриваемой ситуации, телефон доверия;

  • что влияет на формирование жизненной стойкости и можно ли ее привить;

  • какие реальные профилактические меры, направленные на снижение подросткового суицида, можно считать самыми эффективными в сегодняшних условиях.

Для организации школьного телефона доверия можно задействовать в вечернее время один из школьных телефонов.

Для организации кабинета психологической разгрузки на базе кабинета школьного психолога необходимо привлечение средств для закупки оборудования из бюджета поселка.


















Список литературы:


  1. Крюкова М. А., Никитина Т. И., Сергеева Ю. С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС. 2003.

  2. Пурич-Пейакович Йу., Дуньич Душан Й. Самоубийство подростков: Пер. с сербск. – М.: Медицина, 2000. – 168 с.

  3. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Акадмия», 2001. – 336 с.

  4. Виктор Франкл. Психотерапия на практике: Пер. с нем. – СПб.: 2001. – 256 с.

  5. «Учительская газета», 2006, №10.

  6. «ОБЖ», декабрь 2002, №12.

  7. «Знание-сила», 2004, №5.

  8. «Экология и жизнь», 2004, №3.

  9. «Основы логотерапии. Психотерапия и религия» Виктор Франкл.

  10. «Психологическая защита у детей» И. Никольская, Р. Грановская.










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социально-психологический проект "Островок помощи и понимания".

Автор: Уваровская Елена Александровна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184704


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства