kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально – педагогическое и психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

      Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только  в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социально – педагогическое и психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей »

Социально – педагогическое и психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.

Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

  • совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;

  • содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);

  • развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

  • содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;

  • содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.

К методам выявления одаренных детей относятся:

- наблюдение;

- общение с родителями;

- работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.


Содержание работы педагога-психолога с одаренными детьми


1. Развитие одаренного ребенка в начальной школе.

Цель: Обеспечить психологическую подготовку учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.

Реализация:

  • на этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности;

  • разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей;

  • определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

  • способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений;

  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.

  • проводить уроки творчества для одаренных детей.

В начальной школе по итогам первого психодиагностического минимума и наблюдениям учителей формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к категории "талантливые или одаренные дети". Психологическое сопровождение таких детей предполагает составление индивидуального маршрута,

т. е. индивидуальных программ развития. Программы составляются совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальный педагог и т. д.). При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не могут дать полного представления обо всех особенностях одаренного ребенка. Пакет методик подбирается с учетом индивидуальности ребенка. Возможно использование тестов на выявление творческих способностей (например, тест Торренса), методики диагностики умственных способностей Векслера (IQ = 130).

Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время.

Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если соблюдается комплекс мероприятий:

  • своевременное применение различных видов тестирования;

оценки способностей по успеваемости;

  • участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);

  • заключение психолога;

  • участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);

  • самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);

  • наблюдения родителей.

При проведении социометрических процедур важно обратить внимание на социальный статус ребенка в классе. Часто одаренные дети в начальной школе являются и лидерами (учительница его продвигает), что может вызвать неприязнь других детей. Поэтому педагогу-психологу целесообразно при проведении групповых занятий в классе или больших психологических игр по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков планировать совместные занятия одаренных детей с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватного самоотношения, стараться избегать крайностей в признании и оценке успехов учащегося.

2. Развитие одаренных подростков.

Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.

Реализация:

  • выявление и развитие творческих возможностей и профессиональных интересов учащихся в области естественнонаучных, гуманитарных, художественных, социальных, технических сфер деятельности с целью разработки индивидуальных программ развития таланта и помощи в профессиональной ориентации;

  • организация творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам в кружках по интересам при школе, клубах, библиотеках, музеях и др.;

  • психологическое консультирование учащихся.

В средней школе развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности. Педагог-психолог должен знать, что значительную роль играют методы обучения одаренных учащихся. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса — это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ — это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса. К сожалению, традиционные формы и методы еще оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных учащихся. Преобладающее число заданий низкого мыслительного уровня, затраты времени на выполнение заданий часто не учитываются.

Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит от обогащенной индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики.

В связи с этим психологу важно быть готовым предоставить информацию о современных психолого-педагогических технологиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы.

Существенное направление деятельности педагога-психолога – психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность. Целесообразно направлять школьников в группы социально-психологического тренинга, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.

К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.

3. Развитие и обучение одаренных юношей и девушек на этапе профессионального самоопределения.

Цель: развитие творческих способностей одаренных учащихся старших классов в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения.

Реализация:

выявление одаренных и талантливых школьников по итогам конкурсов в основных областях науки, техники, литературы, искусства при университетах, ВУЗах, научно-исследовательских и научно-практических работ;

развитие и воспитание талантливых учащихся в работе школьных факультативов;

В старшей школе особую значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего.


Психологическое сопровождение педагогов


Принципы работы:

1. Каждый ребенок уникален и нуждается в педагогической поддержке, развитии способностей.

2. Успешность работы по развитию одаренности зависит от уровня координации деятельности учителя, классного руководителя, психолога, родителей, интеграции усилий для самореализации ребенка.

3. Развитие творческих способностей зависит от общения с творческими, талантливыми взрослыми, расширение сферы деятельности с которыми – задача педагогического коллектива.

4. Для реализации программы необходимо обучение педагогов работе с одаренными детьми, знакомство с программами для одаренных детей, с новыми методиками продуктивного обучения.

5. Обучать и воспитывать одаренных детей не менее сложно, чем слабоуспевающих, необходимо знать психолого-социальные, личностные, поведенческие характеристики этой группы детей, видеть проблемы учащихся, помогать их преодолевать.

Направления работы:

  • Привнесение в образовательную среду школы психологического содержания, а также психологических технологий и средств.

  • Методическая поддержка педагогов. Обучение психологическим технологиям, обеспечивающим успешное обучение и развитие одаренности при оптимальной психической нагрузке.

  • Психологическое консультирование педагогов. Информирование об особенностях психики конкретных детей, обсуждение влияния этих особенностей на обучение

  • Психологическая поддержка педагогов. Создание условий для творческого роста, самопринятия, профессионального и личностного саморазвития.

Психологическое сопровождение родителей

  • Психологическое консультирование родителей по вопросам прогнозирования развития одаренности детей

  • Выработка согласованных (между родителями, педагогами, психологом) подходов к развитию деткой одаренности, исходя их интересов ребенка и необходимости эмоционального проживания детства

  • Гармонизация внутрисемейных взаимоотношений, семейного микроклимата





.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Маркович Инна Викторовна

Дата: 24.09.2014

Номер свидетельства: 114614


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства