Семинар для педагогов с использованием МАК "Профилактика и преодоление профессиональных стрессов"
Семинар для педагогов с использованием МАК "Профилактика и преодоление профессиональных стрессов"
Знакомству с профессиональным стрессом посвящен данный семинар. В работе семинара используются метафорические ассоциативные карты: "Ресилио", "Зонтики", "Источник".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар для педагогов с использованием МАК "Профилактика и преодоление профессиональных стрессов"»
Семинар-практикум для педагогов на тему:
«Психология здоровья: профилактика и преодоление профессиональных стрессов»
Цель: психопрофилактика профессионального выгорания, нервно-психического напряжения, истощения эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога.
Задачи:
1. Информирование педагогов о механизме развития стресса, факторах стресса.
2. Знакомство с методами преодоления стрессового напряжения для практического использования их в профессиональной деятельности.
3. Предоставить возможность получения опыта регуляции эмоционального состояния, выявление ресурсов.
4. Формирование навыков продуктивного копинга для снижения уровня эмоционального выгорания.
Введение
В последнее время проблема сохранения психологического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Переход современной школы на новые модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе.
Ежедневно нам приходится решать множество мелких дел, больших задач, а иногда и сложных проблем. И многие из тех событий, которые с нами происходят, способны вызвать физическое или эмоциональное напряжение, а значит, привести к стрессу. Стресс давно и прочно вошел в наш повседневный обиход. Наиболее распространено представление о нем как о негативном явлении, с которым нужно бороться. Тем не менее, это представление не совсем верно. Знакомству со стрессом посвящен сегодняшний семинар.
Озвучиваются цель и задачи семинара.
Ожидания участников семинара: С каким настроением вы пришли? Что вы ждете от сегодняшней встречи?
Дискуссия. Как вы считаете, какие особенности труда учителя в наибольшей степени отрицательно сказываются на здоровье и вызывает стресс и переутомление?
1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОГО ТРУДА УЧИТЕЛЯ
Повседневная работа учителя постоянно погружает его в эмоционально напряженные ситуации: ученики не могут усвоить учебный материал, не проявляют должного усердия, нарушают дисциплину. Время от времени возникают конфликты с родителями. Коллеги не всегда проявляют понимание. Кроме этого дополнительные обязанности, постоянный контроль и разнообразные отчеты. Учителя часто сталкиваются с различными нововведениями, часто меняющимися требованиями, бесконечными проверками. Эти нарушающие привычный, размеренный ход школьной жизни события создают дополнительное напряжение. Вы сталкиваетесь с такими трудностями, как: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д. Таким образом, профессия учителя чаще, чем большинство других, приводит к ситуации сверх-стресса, то есть стресса, превышающего «повседневный» психический потенциал человека.
К особенностям труда учителя относятся следующие особенности:
одновременное наблюдение за несколькими изменяющимися во времени производственными процессами или осмысление деятельности многих людей (учащихся); необходимость сохранения интенсивности и напряженности внимания, памяти, мышления, эмоций и различных гомеостатических констант организма (ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ);
частое и быстрое информационное переключение направления внимания на множественность объектов, постоянная переадаптация, быстрая реакция на ситуации в классе (ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ);
острый дефицит времени для переработки этой информации и для ответственных распоряжений (ВРЕМЯ);
чувство повышенной ответственности за принимаемое решение, переходящее в эмоциональный стресс (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ);
оценочная мотивационная деятельность, связанная с выбором альтернатив, направлений организации новых видов работы в соответствии с доминирующей потребностью учебного процесса (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ);
необходимость одновременной мыслительной деятельности и эмоционального напряжения для решения производственных задач (ПСИХИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ).
восприятие и переработка разнообразной и многочисленной информации, часто имеющей эмоциональный характер (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ);
Последний пункт считаю тоже очень важным, так как действительно информационные перегрузки у современного учителя очень большие.
Для демонстрации предлагаю выполнить упражнение «Кошка-собака».
2.РАЗМИНКА. УПРАЖНЕНИЕ«КОШКА-СОБАКА»
Цель: тренировка внимания, снятие напряжения, создание доброжелательной атмосферы.
Психолог: У меня в руке 2 фломастера. Зеленый фломастер называется «кошка», красный фломастер называется «собака». Я пущу «кошку» налево, а собаку» направо. Важно, чтобы каждый фломастер, пройдя круг, вернулся назад ко мне, чтобы он не «застрял».
Процедура проведения: разминка проводится сидя/стоя в кругу. Психолог берет два фломастера в руки, говорит инструкцию и тут же демонстрирует эталон проведения (процедуру проведения для участников). Когда первый из двух фломастеров вернется к тренеру, разминка завершается.
Психолог: В этом упражнении мы увидели, что получается, если через нас проходит одновременно два информационных потока. Смотрите, как непросто разобраться, какую информацию кому передать, если у нас цейтнот, как остаться и внимательным и объективным, не запутаться и не подвести свою команду.
Рефлексия
- понравилось ли вам упражнение?
- изменилось ли ваше настроение после этого упражнения?
3. ПОНЯТИЕ СТРЕССА. МИФЫ О СТРЕССЕ
Стресс в переводе с английского слово «стресс» означает «напряжение».
Стресс – это неспецифическая реакция организма на разнообразные неблагоприятные воздействия («адаптационный синдром»). Стресс – это необходимый процесс, который помогает нашему организму выработать наиболее адекватный способ реагирования в той или иной ситуации. Причем адаптационную реакцию могут вызвать не только те события, которые традиционно принято считать стрессовыми, но и все то, что считается радостным и позитивным. То есть, стресс – это реакция организма на любые изменения нашей жизнедеятельности.
Три мифа о стрессе:
Миф первый. Стресс для всех одинаков. Неправда! Ситуация, стрессовая для одного человека, для другого может быть совершенно нормальной. Например, для одной хозяйки прием гостей дома – сплошная нервотрепка, тогда как для другой – это праздник и удовольствие. Все зависит от точки зрения!
Миф второй. Стресс всегда вреден. Это тоже далеко от истины. Стресс так же важен для нашей жизни, как для скрипки – правильное натяжение струн: если оно слишком слабое, то звук получится глухим и дребезжащим, а если слишком тугое, то скрипка будет издавать довольно резкие звуки или струна порвется. Стресс может как испортить жизнь, так и разнообразить ее. Вопрос в том, как вы к нему относитесь.
Миф третий.Стресс поджидает нас повсюду, и с этим ничего нельзя сделать. На самом деле сделать кое-что можно. Например, относиться к стрессовой ситуации с юмором, чтобы снять напряжение и суметь найти рациональное решение.
4. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СТРЕССА
Первая (стадия тревоги) возникает в преддверии сложной ситуации и характеризуется общим возбуждением, мобилизацией имеющихся ресурсов. В организме усиливается выработка и поступление в кровь гормонов, он перестраивается, приспосабливается к трудным условиям. В подобном состоянии максимального напряжения человек не может находиться долго: ресурсы организма не бесконечны.
Вторая стадия – стадия сопротивления или стабилизации. Острота ситуации прошла, но стрессор никуда не делся. Сбалансированное расходование адаптационных резервов, в целом ресурсов организма. При этом, все системы работают в усиленном режиме. То есть происходит поддержание жизнедеятельности организма в сложных (новых, нетипичных) для него условиях. К концу этой стадии состояние организма нормализуется. Этот цикл, по Г. Селье, называется собственно стрессом или эустрессом.
По мере сокращения адаптационных ресурсов (если стресс слишком силен или продолжителен) наступает третья стадия – стадия истощения. Ресурсы подошли к концу, у человека уже не осталось сил, чтобы нормально функционировать. Признаки истощения начинают проявляться в эмоциональной, поведенческой и соматической сферах. В эмоциональном отношении: человек тревожен, апатичен, раздражителен; в поведенческом – стремится уклониться от ответственности и взаимоотношений, небрежен в работе; в соматическом – ухудшается здоровье, вынуждая постоянно употреблять лекарства, но, несмотря на это, человек по-прежнему истощен. Потеря возможности сопротивления приводит к заболеваниям. В этом случае говорят о дистрессе.
Причины истощения организма – дистресс:
1. Невозможность отреагирования – подавление.
2. Большая интенсивность стрессора.
3. Длительность воздействия стрессового фактора.
4. Неоднократное повторение, суммация.
5. Отсутствие поддержки в социальном окружении – чувство беспомощности.
5. СТРЕССЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
КУЛЬТУРНЫЙ СТРЕСС. Он возникает в том случае, когда нельзя ударить, убежать или хотя бы накричать. Такой стресс чаще всего встречается в работе младшего и среднего состава при общении с начальством и коллегами. Естественная реакция в данном случае запрещена нормами трудовой этики и культурными традициями, сложившимися в обществе.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС. Каждый, кто раз брал на себя какую-либо ответственность, в той или иной степени знаком с информационным стрессом: нужно срочно принять оптимальное решение, для которого необходимо быстро и правильно оценить имеющуюся информация.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС. Это один из ведущих стрессов современности. Каждую минуту нас окружают сотни и тысячи людей. Мы находимся в непрерывном процессе общения. Находясь на работе, человек не имеет права отказаться от общения с окружающими, однако человек – не робот. Неизбежно возникают обиды и разногласия, как результат – эмоциональный стресс. Этот стресс распространяется повсеместно. Наибольшую нагрузку испытывает некоммуникабельный человек, попавший в большой коллектив или на работу, требующую постоянных контактов с людьми, зачастую совершенно незнакомыми.
СТРЕСС БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Возникает он в том случае, когда человеку, настроенному на активное действие, оказывается, нечего делать, им овладевает скука. Скука – это тоже разновидность стресса, не менее опасная, чем все остальные.
Дискуссия. Как вы думаете, какие из этих стрессов наиболее характерны для педагогических работников?
6. ФАКТОРЫ СТРЕССА. ВИДЫ «СТРЕССОРОВ»
Итак, основные факторы стресса в профессиональной деятельности учителя:
- перегрузки;
- конфликтные ситуации, возникающие с различными категориями участников образовательного процесса (коллеги, администрация, ученики, родители учеников);
- систематические нововведения, вынуждающие менять привычные формы работы;
- неудовлетворенность социальным статусом.
Некоторые авторы предлагают делить все стрессоры (т.е. факторы, вызывающие стресс) на две группы: те, которые нам неподвластны, и те, на которые мы можем оказывать влияние. Итак, есть события, на которые мы не можем повлиять, или степень нашего влияния минимальна. Но это не значит, что мы не в состоянии противостоять стрессу. В тех случаях, когда мы не можем изменить ситуацию, мы должны изменить отношение к ней. Поэтому различные техники эмоциональной регуляции помогут взять контроль не над самой ситуацией, а над своими переживаниями. Другая группа стрессоров – это те, на которые мы можем и должны влиять. К таким факторам стресса относятся те, которые лежат в области межличностных отношений или обусловлены особенностями нашего характера, наших ошибочных и неадекватных убеждений или отсутствием таких навыков. В этом случае избежать многих стрессовых ситуаций помогут приобретенные навыки разрешения конфликтов, психологической устойчивости к давлению со стороны других людей, навыки организации своего времени без перегрузок.
Отношение к какому-либо событию в жизни зависит не только от внешних факторов (т.е. других людей и событий), но и от личностных особенностей человека, от его жизненных ценностей и установок, от его картины мира, от физиологических факторов, таких как усталость, болезнь, от значимости ситуации и т.п. Следовательно, одно и тоже событие для кого-то будет сопровождаться стрессом, а для кого-то – нет. Оценка ситуации как стрессовой зависит от того, насколько значим для нас стрессор и как мы его оцениваем.
И сейчас мы проведем с вами практическое упражнение с использованием метафорических ассоциативных карт. Немного о том, что такое МАК. МАК – это относительно новый инструмент работы практического психолога, который представляет собой набор картинок размером с игральную карту. Эти картинки устроены особым образом, так, что каждый человек их трактует по-разному, каждый в них увидит что-то свое и даже один и тот же человек в разных ситуациях, в разных эмоциональных состояниях увидит там разное. Первое слово - метафорические означает, что в каждой карте есть метафора, то есть иносказание. Второе слово ассоциативные. Какие ассоциации приходят вам на ум, какие воспоминания, какие впечатления вам приходят, когда вы на эту картинку смотрите. И как это относится к вам. МАК налаживают некую связь между нашим сознанием и тем, что находится в подсознании (за рамками сознания). МАК – это не гадальные карты, это не ТАРО, это не какие не мистические практики. Сегодня мы попробуем поработать с несколькими наборами карт. Алгоритм работы:
1. Что вижу?
2. Что об этом думаю?
3. Что чувствую? Как это относится ко мне?
Упражнение с МАК «Ресилио». Колода изображений помещается лицом вниз. Кто-то первым переворачивает верхнюю карту в стопке и отвечает на вопрос: Что изображено для вас на картинке? Будет ли эта ситуация для вас стрессовой или нет и насколько? Далее каждый по очереди берет эту же карту и рассказывает свою версию относительно изображенной ситуации. Так можно сделать несколько кругов. Второй вариант: каждый берет разные карты. Обратить внимание группы на различия в интерпретации и оценках у разных участников. Одна и та же ситуация может вызывать стресс у одних и не вызывать у других.
7. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА
Для снятия эмоционального напряжения и профилактики «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности педагога важное значение имеет знание методов и приемов нейтрализации и снятия нервно-психического напряжения и восстановления эмоционально-энергетических ресурсов личности.
В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, а именно к этому разряду профессий относится работа учителя, - важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы» и расслабляться.
В течение 3-5 мин., затраченных на выполнение упражнений, вы сможете снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе.
Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти негативные ситуации.
Сейчас мы проведем несколько упражнений.
УПРАЖНЕНИЕ НА «СТИРАНИЕ» СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ.
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до её полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
УПРАЖНЕНИЕ “РЕЗЕРВУАР”. В беседе с родителем трудного ребенка, например, сыграйте роль “пустой формы”, резервуара, в которую Ваш собеседник “вливает”, “закладывает” свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния “резервуара”: “Вы форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки, - Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!”. Потренируйтесь 2 – 3 раза, когда у Вас получится, можно приступать к беседе.
УПРАЖНЕНИЕ “ПРЕСС”. Оно способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Его рекомендуется практиковать перед работой в “трудной” группе, классе, разговором с “трудным” ребенком или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. К выполнению упражнения необходимо прибегать в начале возникновения эмоционального состояния, мешающего успешной работе, т.к. психотерапевтический результат достигается только в том случае, если педагог умеет вовремя заметить в самом себе нарастание психической напряженности. Суть упражнения: педагог представляет внутри себя на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет. Заканчивается упражнение расслаблением.
УПРАЖНЕНИЕ «ЛИМОН»
Представьте, что вы в каждой руке держите по лимону. Начните выжимать сок из лимонов, чувствуя сильное напряжение в каждой руке. Выжав весь сок, можно их выбросить и взять новые лимоны, ведь сока должно хватить на целый стакан. Второй раз давим лимоны еще сильнее, а бросаем их медленно. Важно при этом почувствовать разницу между напряженной и расслабленной рукой. Взяв лимоны в третий раз, стараемся не оставить в них ни капли сока, и только после этого медленно ослабляем руки и бросаем воображаемые лимоны. Теперь расслабляем руки и плечи. Рефлексия.
8. ЧТО ТАКОЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ? КОПИНГ-СТРАТЕГИИ В БОРЬБЕ СО СТРЕССОМ
Итак, в трудной ситуации мы испытывает стресс и напряжение. Это неприятно, и поэтому мы хотим выйти из этой ситуации как можно скорее. В психологии есть такое понятие как копинг или копинг-стратегии. Копинг-стратегии – это способы взаимодействия со сложной, стрессовой ситуацией. Это привычные схемы, с помощью которых конкретный человек привык выходить из сложных для себя ситуаций.
Под действием своих привычных копинг-стратегий мы ищем или не ищем ресурсы для борьбы со стрессом, используем или не используем их. Таким образом, человек может знать очень много о том, как сохранить свое здоровье и не стать «жертвой» патовой ситуации, но не может пользоваться своими знаниями.
Как формируются копинг–стратегии?
Человек ежесекундно учится взаимодействовать с миром. Его учат определенным правилам поведения в тех или иных ситуациях, они могут быть заложены и в культуре и быть сформированы личным опытом. Выбор стратегий взаимодействия со стрессовой ситуаций зависит от тех ресурсов, которыми владеет человек: знания, здоровье, социальная поддержка и т.п.
Какие бывают копинг – стратегии?
Когда возникает стрессовая ситуация, мы начинаем думать – чувствовать – действовать. Поэтому существуют аналогичные копинг – стратегии – когнитивные, эмоциональные стратегии, поведенческие. В сфере мышления происходит планирование, принимается решение о том, каким образом человек будет решать проблему: он может формировать установку на изменение ситуации, может осуществлять поиск информации по проблеме, а может вообще оказаться от решения проблемы из-за неблагоприятного прогноза последствий или негативного прошлого опыта, отстраниться от проблемы, сделать вид, что ее нет.
Эмоциональные копинг-стратегии направлены на уменьшение дискомфорта и излишнего напряжения. В плане эмоций человек может выражать эмоции или подавить их. «Настоящие мужчины не плачут» – классическая копинг – стратегия, сформированная культурой.
Поведенческие стратегии определяют то, как ведет себя человек, столкнувшись со стрессом. Например, человек, попадая в трудную ситуацию, может занять активную, ориентированную на проблему, позицию: изучать ситуацию, искать социальную поддержку. Также человек может выбрать такой тип совладания со стрессом, при котором он не будет взаимодействовать с ситуацией, а будет только снижать физиологический ответ на стресс. Человек начнет принимать алкоголь, наркотики, переедать, много спать или отказываться от сна, нагружать себя тяжелой работой и т.п.
Помимо понятия «копинг-стратегия» существует еще понятие копинг-стиля. Копинг-стиль относит поведение к одному из трех видов реагирования на угрожающую ситуацию. Как и животное, человек обычно использует три стиля реагирования на угрозу: замирание, бегство и нападение. Применительно к человеческому поведению это будет капитуляция, избегание и сверхкомпенсация.
При капитуляции человек принимает неприятное переживание за нечто необоримое, с чем можно только смириться, и ведет себя в соответствии с этой идеей. При избегании человек пытается не попадать в определенные сложные для него ситуации. При сверхкомпенсации человек ведет себя так, как будто вовсе не находится или не может попасть в трудную ситуацию, которой боится.
Примеры реагирования согласно каждому из копинг-стилей в ситуации, когда человек боится критики окружающих.
1) Копинг-стиль «Капитуляция»: человек идет не вечеринку, где чувствует себя очень некомфортно и скованно, и думает, что он вот такой вот скованный и неинтересный человек, и ничего с этим не поделаешь.
2) Копинг-стиль «Избегание»: человек избегает вечеринок и любых ситуаций общения, где может почувствовать себя неловко.
3) Копинг-стиль «Сверхкомпенсация»: человек идет на вечеринку и старается там стать душой компании, громко разговаривает и смеется, пьет алкоголь, пытаясь скрыть от себя и других людей свой дискомфорт.
У каждого копинг-стиля есть несколько копинг-стратегий, с помощью которых реализовывается стремление избежать ситуации, смириться с ней или компенсировать ее.
Согласно Р. Лазарусу, существует несколько типов совладания со стрессом:
Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;
Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;
Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи; Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;
Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;
Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;
Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием». Хочу еще раз подчеркнуть, что мы часто выбираем те или иные стратегии восприятия и реагирования на ситуацию стереотипно и автоматически, не задумываясь, потому что так привыкли или так было усвоено. При этом мы не учитываем то, что наше поведение может быть неэффективно.
Получается, есть эффективные и неэффективные копинг – стратегии? Почему мы тогда продолжаем ими пользоваться ?
Да, копинг – стратегии бывают со знаком плюс и минус. Продуктивные копинг – стратегии – это те, которые направлены на решения проблемы, не снижают уровень здоровья, не приводят к социальной дезадаптации. Непродуктивные являются антагонистами продуктивных стратегий, т.е. ведут к ухудшению здоровья, снижению активности и социальной адаптации на фоне стресса. Мы продолжаем или пользоваться в силу разных причин:
1. Раньше это поведение приносило положительные изменения. Несколько раз человеку удалось справиться со стрессом. Однако условия изменились, и теперь данный тип поведения является непродуктивным. Но человек в силу прошлого опыта продолжает им пользоваться.
2. Родительский опыт. Грубо говоря, так научили. Часто родители говорят своим детям «ударь в ответ» – копинг взаимодействия с ситуацией, или «не трогай его, не пачкай руки» - копинг избегания. При этом у ребенка могут быть совершенно иные чувства по отношению к ситуации, однако он научается регулировать себя в соотвествиис выученными правилами поведения.
3. Социальный опыт. Общество, в котором мы живем, диктует нам то, как мы должны вести себя. Не всегда существующие клише эффективны при стрессоустойчивости. Например, мужчина всегда должен агрессивно реагировать на стрессовую ситуацию. 4. Личный опыт. Это те модели поведения и реакции, которые были сформированы человеком в процессе жизни.
5. Наличие ресурсов, личностная и социальная характеристики. Сюда включаются самооценка, самопринятие, локус контроля и уровень тревожности, ресурсы самоэффективности, пол и возраст, принадлежность к определенной социальной группе.
Копинг-стратегии могут быть продуктивные – помогающие быстро и успешно совладать со стрессом; относительно-продуктивные, помогающие лишь в некоторых ситуациях; непродуктивные копинг-стратегии – которые не устраняют стрессовое состояние, а напротив, способствует его усилению.
9. РАБОТА В ГРУППАХ
1 группа получает когнитивные копинг-стратегии;
2 группа – эмоциональные;
3 группа – поведенческие.
Задача каждой группы – определить какие из этих стратегий являются продуктивными, какие относительно-продуктивные, какие из них непродуктивные с последующим обсуждением в группе.
10. УПРАЖНЕНИЕ «МЕТАФОРА СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ»
Итак, постоянно меняющиеся условия жизни ставят человека перед необходимостью приспосабливаться к различного рода переменам и преодолевать различной сложности проблемы. Жизнь порой напоминает меняющуюся погоду, удивляющую многообразием проявлений. Каждый человек по-разному относится к настигшей его непогоде. Кто-то пристально вглядывается в небо и никогда не забывает взять зонт, если видит, что на небе собираются тучи. Есть те, кто выходит под моросящий дождь, не боясь простуды. Кто-то бережно сохраняет любимый старый бабушкин зонт, у кого-то зонт новый, созданный с использованием современных технологий. У каждого свои средства защиты от ненастья или палящего зноя… И поскольку зонт – это специально сконструированное устройство для защиты от неприятных сюрпризов погоды, он является очень точной метафорой приобретенных человеком способов совладения с проблемными, стрессовыми ситуациями. Для начало определим, что такое метафора. Метафора – это образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающее через картинку увидеть новые смыслы.
И сейчас мы попробуем рассмотреть зонт как метафору того, как мы справляемся с различными жизненными трудностями и сделать упражнение с использованием метафорических карт «Зонтики» и посмотреть какими копинг-стратегиями пользуетесь вы чаще всего.
Каждый из участников берет вслепую или в открытую по одной карте из колоды. Вопросы для обсуждения:
1. Опишите, что вы видите на этой карте?
2. Зонт. Какой он? Опишите детали.
3. Как вы думаете, о чем может говорить этот образ? Что хотел сказать этим изображением автор?
4. Какие ассоциации у вас возникают когда вы смотрите на этот образ?
5. Какую копинг-стратегию вы увидели в этом образе?
6. Как эта карта про вас?
Обсуждение в группе. Легко или тяжело вам было увидеть в этих образах копинг-стратегии?
11. УПРАЖНЕНИЕ «НАХОДИМ РЕСУРСЫ»
Итак, мы с вами говорили о том, что естественные ресурсы человека не бесконечны, поэтому для того, чтобы бороться со стрессовым напряжением нам необходимо находить дополнительные ресурсы. Что же может быть ресурсом?
- знания;
- убеждения («Я имею право на ошибку»);
- умения, способности;
- качества (настойчивость, усидчивость);
- состояния (спокойствие, уверенность в себе, релаксация).
И в заключении нашего семинара, для того, чтобы найти свой источник сил, нащупать свою точку опоры, выйти на нужное позитивное состояние предлагаю найти необходимые ресурсы, для этого мы будем использовать колоду метафорических карт «Источник». Предлагаю каждому из вас в закрытую выбрать 1-3 карт с вопросом «Какие ресурсы могут мне помочь в сохранении моего психологического здоровья?» Каждый высказывается по кругу.
Заключение
Вот и окончен наш небольшой практикум. Старайтесь применять предложенные методы при каждом необходимом случае. Освоив их, применяйте в своем режиме труда и отдыха. Это не требует никаких затрат, условий, приспособлений, а приносит неоценимую пользу. Но если у вас не получится, как хотелось бы, не огорчайтесь, не бросайте начатое дело на полпути. Учтите, что овладение своими эмоциями подобно подъему по канату. Настойчиво разучивая упражнение, вы поднимаетесь вверх по пути самовоспитания и самосовершенствования. Но как только вы прекратили работать над собой «опустили руки» – сползаете вниз, и надо будет все начинать сначала. Применяя психологические методики, вы научитесь снимать нервно-эмоциональное напряжение, повышенную раздражительность, возникшую в процессе работы, сможете улучшить качество отдыха, что, несомненно, скажется на здоровье, работоспособности, производительности вашего педагогического труда.
12. УПРАЖНЕНИЕ «ИТОГИ ДНЯ»
Рефлексия по семинару в форме высказываний каждого участника:
Что принес вам сегодняшний день?
Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?
Что возьмете на вооружение, и будете использовать в дальнейшем?
Оправдались ли в целом ваши ожидания от сегодняшнего занятия?