семинар - практикум "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации"
Семинар - практикум "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации"
В КГУ "Троебратской средней школе"обучаются дети из неблагополучных семей. с каждым годом число неблагполучных семей увеличивается. за счет переезда семей из других сел, которые имели статус неблагополучных. отсутствие заработка для проживания. а в большинстве случае отсутствие желания иметь этот заработок. беспомощность перед возникшими жизненными проблемами. Поэтому одной из важных направлений воспитательной работы нашей школы - профилактика правонарушений. девиантного поведения. бродяжничества. безнадзорности среди несовершеннолетних. а также раннего семейного неблагополучия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«семинар - практикум "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации" »
Костанайская область
Узункольский район
КГУ «Троебратская средняя школа»
Проект программы
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и
семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации
2015
Пояснительная записка
Семья – это самостоятельное звено образовательного процесса. В Положении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы отмечается, что казахстанское образование в рамках политики модернизации находится на этапе поиска новых моделей организации учебно – воспитательного процесса, призванных обеспечить подготовку подрастающего поколения к жизни в условиях постиндустриальной цивилизации, гражданского общества, демократического государства, динамично развивающейся экономики, информационных технологий.
В реализации данной задачи, одним из основных механизмов является взаимодействие государства, семьи и школы.
В последние годы в нашей стране отмечается рост неблагополучных семей, в которых дети оказываются брошенными на произвол судьбы. Ценность семейного воспитания несколько принизилась. Семья в современных условиях не всегда самостоятельно выходит из сложных жизненных ситуаций. Именно семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток на формирование нравственных качеств личности.
Главные причины антиобщественного поведения несовершеннолетних закладываются в ходе воспитания детей в семье и в школе. Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и специалистов, работающих с ними. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается, прежде всего, на детях, как наименее защищенной части населения. Их проблемам и переживаниям стали уделять меньше внимания в семье. Статистически доказано, что в воспитанных семьях, где ребёнок окружен любовью, очень редко нарушаются законы и ущемляются права людей. Родители несут огромную ответственность за жизнь своих детей и всегда должны быть близкими для них, чтобы поддержать своего ребёнка и направить на истинный путь.
Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на неё функциями в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены. Процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.
В КГУ «Троебратская средняя школа» обучаются дети из неблагополучных семей. С каждым годом число неблагополучных семей увеличивается, за счет переезда семей из других сёл, которые имели статус неблагополучных, отсутствие заработка для проживания, а в большинстве случаев отсутствие желания иметь этот заработок, беспомощность перед возникшими жизненными проблемами.
Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков.
Особенно актуальна на сегодняшний день проблема формирования всесторонне развитой, общественно активной, социально – полноценной личности среди несовершеннолетних из «группы риска».
Учащиеся «группы риска» есть в каждом классе. Они характеризуются различными проявлениями девиантного поведения, плохой успеваемостью, отсутствием интереса к учению, незнанием и неприятием социальных норм и ценностей, неумением правильно реагировать на свои поступки и поступки других людей.
Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы нашей школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности среди несовершеннолетних, а также раннего семейного неблагополучия.
Профилактика - это вид социально – педагогической деятельности по предупреждению проблем в развитии и социальном становлении несовершеннолетнего ребенка.
Основная цель деятельности социального педагога – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально – педагогические, семейные, правовые ситуации.
В профилактической работе необходимо взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и администрации школы, так как работа связана с её объектом - это человек, учащийся в социальной среде.
Взаимодействие имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально – педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Содержание
Основная цель профилактической работы – защита ребенка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.
Задачи:
Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин, способствующих этому;
Урегулирование конфликтных ситуаций. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних с соблюдением всех правовых норм ребенка, регламентируемых законодательством РК;
Социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
Обеспечение каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.
Профилактическая работа с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, требует соблюдения педагогом следующих принципов:
Взаимопонимание;
Конфиденциальность;
Доверие;
Единство действий;
Гуманный стиль общения;
Разумная требовательность.
В школе создаются условия для нормального воспитания и развития личности ребенка:
Гуманный стиль общения между всеми участниками образовательного процесса;
Разумная дисциплина и порядок, как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
Возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.
Функции
и задачи каждого участника взаимодействия
I этап. Выявление детей и подростков, находящихся в социально
опасном положении.
Классный руководитель предоставляет сведения о ребенке социальному педагогу по форме:
Фамилия, имя учащегося
Дата рождения
Класс
Функция ученика в самоуправлении класса
Положитель
ные
качества
личности
Взаимо
отношения в классном
.коллективе
Хобби
Хаара
тер
Влия
ние
семьи
Причины неадекват
ного поведения
Какая работа проведена классным руководителем;
Выяснение причин (учителя, дети, родители, сам ребенок);
Индивидуальные беседы: цель, результат;
Предварительная беседа с родителями;
Совместная работа по цепочке «учитель – ученик – родители;
Создание социального паспорта класса.
Задача классного руководителя:добиться положительного результата через вовлечение ученика в самоуправление, КТД, персонализацию личности в классе (Как? При помощи чего? Кого?)
II этап. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков
Социальный педагог:
Систематизирует полученные сведения, беседует с подростком, посещает семью;
Посещает уроки (особенно те, на которых возникают проблемы), беседует с учениками класса, учителями;
Изучает конфликтную ситуацию, отклонения в поведении;
Определяет причины отклонений в поведении;
Отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;
Изучает индивидуальные особенности подростка;
Изучает интересы и потребности;
Исследует условия и особенности отношений с социумом;
Исследует условия жизнедеятельности подростка.
Социальным педагогом составляется банк данных в начале учебного года и корректируется в течение всего учебного года.
№
Ф.И.О. учащегося
Дата рождения
Класс
Состояние здоровья
Причина неблаго
получия
Краткая хар-ка семьи, её проблемы
Вид профилак. учета
Постановка на учет/ снятие с учета
Доход семьи
Домашний адрес
Методы работы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов.
Профилактическая работа проводится совместно с психологом.
Психолог:
Диагностирует развитие личности ребенка, выявляет отрицательные установки в поведении, развитии:
а) несформированность элементов и навыков учебной деятельности;
б) несформированность мотивации учения, направленность на на другие виды деятельности, не соответствующие возрасту;
После диагностики психолог проводит коррекционные мероприятия, помогает ребенку в осознании неконструктивного поведения, организует поиски путей решения проблемы.
Заместитель директора по воспитательной работе:
После работы с подростком, в случае отсутствия положительного результата:
Проводит мини - педконсилиумы совместно с классным руководителем, социальным педагогом, психологом, родителями;
Решает вопрос о приглашении учащегося на Совет по профилактике правонарушений.
Директор школы:
Координирует действия заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, психолога, классного руководителя;
В случае необходимости принимает решение о направлении учащегося на Комиссию по делам несовершеннолетних.
III этап. Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания
Цель: оказать своевременную социально – психолого – педагогическую помощь и поддержку детям и подросткам, находящимся в социально – опасном положении.
Задачи:
Вовлечение детей и подростков в процесс преодоления
проблемной ситуации;
Создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем;
Создание индивидуального плана работы с подростком.
В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, психолог, классный руководитель и педагоги школы.
Формы
индивидуально – профилактической работы с несовершеннолетними
№
Мероприятия
Кто выполняет
Форма работы
1
Изучение особенностей личности подростков
Психолог
Анкетирование, беседа
Проведение занятий по коррекции поведения подростков, обучения их навыкам общения
Психолог
Индивидуальные занятия
2
Посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям
Классный руководитель, социальный педагог, зам. директора школы по ВР
Наблюдение, беседы
3
Посещение на дому с целью контроля над условиями семейного воспитания, подготовкой к урокам, организацией свободного времени, занятостью каникулярного времени
Классный руководитель, социальный педагог, зам. директора школы по ВР
Наблюдение, беседы, анкетирование, мониторинг
4
Психолого – педагогическое консультирование родителей, учителей - предметников, классных руководителей с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению несовершеннолетних подростков, предупреждения отклонений в поведении.
Психолог
Беседы, консилиум,
консультации родителей, родительские собрания
5
Индивидуальные и групповые профилактические беседы с подростками и их родителями
Вовлечение подростков в социально значимую деятельность, в школьные мероприятия, кружки, спортивные секции.
Классный руководитель, социальный педагог, зам. директора школы по ВР
Кружки, секции, клубы по интересам
Содействие в получении подростком необходимых видов помощи и поддержке в разрешении трудной жизненной ситуации;
Социальный педагог
Оказание необходимых видов помощи
IV этап. Планирование деятельности в рамках индивидуальной профилактической работы по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних
Цель:
Формирование установок на здоровый образ жизни;
Предупреждение противоправных поступков.
Задачи:
Создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса;
Продумывание методов и форм работы с ребенком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;
Способствование активизации и развитию личностных ресурсов ребенка и его семьи, формировать и поддерживать мотивацию на преодоление возникших трудностей;
Способствование изменению условий семейного воспитания;
Способствование изменению характера личных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми;
Вовлечение ребенка в различные виды положительной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;
Осуществление представительства и защиты прав ребенка и его семьи в учреждениях системы профилактики.
Методы работы: социальный патронат, беседы, консультирование, вывоз на ПМПК.
Социальный педагог тесно сотрудничает с психологом, классным руководителем, родителями, ученическими коллективами, учителями.
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы:
улучшение положения и качества жизни ребенка;
устранение источников неблагополучия;
расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование;