kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Школьная неуспеваемость.Где искать причины?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьная неуспешность, явление многослойное, снимая слой за слоем можно понять причину. Данный материал, предназначен психологам и учителям предметникам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Школьная неуспеваемость.Где искать причины?»

Школьная неуспешность.  Где искать причины? Подготовили: Педагог –психолог МОУ «СОШ №58» Распутина Светлана Петровна Педагог – психолог МОУ «СОШ № 59» Диваева Ирина Валерьевна

Школьная неуспешность. Где искать причины?

Подготовили:

Педагог –психолог МОУ «СОШ №58»

Распутина Светлана Петровна

Педагог – психолог МОУ «СОШ № 59»

Диваева Ирина Валерьевна

Понятийный аппарат  Успешность - является производным от понятия «успех» и определяется следующим образом: – удача в задуманном деле, в достижении поставленной цели ; – признание такой удачи со стороны окружающих, проявляющееся в общественном одобрении чего-нибудь, чьих-нибудь достижений; – признание чьих-нибудь достоинств, внимание общества к кому-нибудь.

Понятийный аппарат

Успешность - является производным от понятия «успех» и определяется следующим образом:

– удача в задуманном деле, в достижении поставленной цели ;

признание такой удачи со стороны окружающих, проявляющееся в общественном одобрении чего-нибудь, чьих-нибудь достижений;

– признание чьих-нибудь достоинств, внимание общества к кому-нибудь.

Понятийный аппарат Неуспеваемость - с педагогической точки зрения большинством ученых рассматривается как отставание ребенка в учебе, выражающаяся в пробелах в знаниях, умениях. С точки зрения психологии неуспеваемость, прежде всего, связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами.

Понятийный аппарат

Неуспеваемость - с педагогической точки зрения большинством ученых рассматривается как отставание ребенка в учебе, выражающаяся в пробелах в знаниях, умениях. С точки зрения психологии неуспеваемость, прежде всего, связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами.

Понятийный аппарат Школьная неуспешность - многофакторное явление, можно сказать, синдром, и касается оно не только результативности ученика, но и затрагивает его личность. * «Школьная неуспеваемость» понятие намного уже, чем школьная неуспешность, касается в первую очередь эффективности усвоения знаний и не включает в себя многие факторы, приводящие к формированию состояния «неуспешности».

Понятийный аппарат

Школьная неуспешность - многофакторное явление, можно сказать, синдром, и касается оно не только результативности ученика, но и затрагивает его личность.

* «Школьная неуспеваемость» понятие намного уже, чем школьная неуспешность, касается в первую очередь эффективности усвоения знаний и не включает в себя многие факторы, приводящие к формированию состояния «неуспешности».

Проявления синдрома неуспешности неуспеваемость; постоянно высокий уровень тревоги; низкая мотивация учиться; нарушения внимания, памяти; неусидчивость или уход в себя; заниженная (или неадекватная) самооценка, представление о себе как о «безнадежном», «плохом ученике»; неуверенность в себе; неверие в возможность удачи; ожидание помощи от других.  **Если представление о собственной неуспешности «встроится» в личность ребенка, то оно будет преследовать человека долгие годы, возможно, всю жизнь!

Проявления синдрома неуспешности

  • неуспеваемость;
  • постоянно высокий уровень тревоги;
  • низкая мотивация учиться;
  • нарушения внимания, памяти;
  • неусидчивость или уход в себя;
  • заниженная (или неадекватная) самооценка, представление о себе как о «безнадежном», «плохом ученике»;
  • неуверенность в себе;
  • неверие в возможность удачи;
  • ожидание помощи от других.

**Если представление о собственной неуспешности «встроится» в личность ребенка, то оно будет преследовать человека долгие годы, возможно, всю жизнь!

«Луковица» школьной неуспешности    Наиболее уязвимыми для формирования школьной неуспешности являются:

«Луковица» школьной неуспешности

Наиболее уязвимыми для формирования школьной неуспешности являются:

  • первый класс;
  • переход в среднюю школу;
  • и подростковый возраст.
Возраст, жизненный период Отношения в школе: с педагогом, классом, атмосфера в школе Отношения в семье Личностные качества ребенка Эмоциональные особенности ребенка Интеллект и особенности познавательных процессов Причины синдрома неуспешности:

Возраст, жизненный период

Отношения в школе: с педагогом, классом, атмосфера в школе

Отношения в семье

Личностные качества ребенка

Эмоциональные особенности ребенка

Интеллект и особенности познавательных процессов

Причины синдрома неуспешности:

Ш.А.Амонашвили Цель школьного обучения – воспитание Благородного Человека.

Ш.А.Амонашвили

Цель школьного обучения – воспитание Благородного Человека.

Мозговой штурм

Мозговой штурм

Причины синдрома школьной неуспешности

Причины синдрома школьной неуспешности

  • 1) физиологические;
  • 2) психологические;
  • 3) социальные.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  (психоорганические синдромы, познавательная сфера)

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (психоорганические синдромы, познавательная сфера)

  • слабое здоровье;
  • несозревшая моторика;
  • недостаточное развитие мышления;
  • плохая память;
  • низкая концентрация внимания;
  • неразвитая речь;
  • низкий уровень познавательных способностей;
  • леворукость;
  • нарушения обучаемости (ЗПР);
  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
  • и др.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  (мотивационная, эмоционально-волевая сферы)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (мотивационная, эмоционально-волевая сферы)

  • отсутствие учебной мотивации;
  • неадекватная (низкая) самооценка;
  • темперамент;
  • определённые черты характера;
  • неразвитость волевых качеств;
  • низкая ответственность;
  • некритичное отношение к себе;
  • повышенная эмоциональность, тревога, раздражительность;
  • негативные психологические состояния, сниженное настроение, апатия;
  • и др.
СОЦИАЛЬНЫЕ  (семья, школьная образовательная среда)

СОЦИАЛЬНЫЕ (семья, школьная образовательная среда)

  • недостатки семейного воспитания;
  • попустительство и инфантилизм родителей;
  • завышенные ожидания родителей;
  • чрезмерное захваливание/отсутствие разумной требовательности и последовательности;
  • гиперопека;
  • несформированность навыков общения;
  • сложности в отношениях с одноклассниками;
  • отношения с педагогом;
  • эмоционально неблагополучная атмосфера в школе;
  • и др.
Цитата В.А.Сухомлинского «Урок – это не только перекладывание знаний из головы учителя в головы детей. Это прежде всего отношение ребёнка к вам, воспитатели. На уроке, наиболее ярко и полно должно раскрываться отношение человека к человеку как к высшей ценности. Если этого нет – рождается нежелание учиться».

Цитата В.А.Сухомлинского

«Урок – это не только перекладывание знаний из головы учителя в головы детей. Это прежде всего отношение ребёнка к вам, воспитатели. На уроке, наиболее ярко и полно должно раскрываться отношение человека к человеку как к высшей ценности. Если этого нет – рождается нежелание учиться».

Рекомендации учителям  Вялость, инертность, хилость нервных клеток коры полушарий головного мозга можно излечить удивлением,  изумлением, как вялость мускулов излечивают физическими нагрузкам и

Рекомендации учителям

Вялость, инертность, хилость нервных клеток коры полушарий головного мозга можно излечить удивлением, изумлением, как вялость мускулов излечивают физическими нагрузкам и

Рекомендации учителям Чем не успешнее ребёнок, тем больше ему надо читать. Чтение учит его мыслить, мышление становится стимулом, пробуждающим силы разума.

Рекомендации учителям

Чем не успешнее ребёнок, тем больше ему надо читать.

Чтение учит его мыслить, мышление становится стимулом, пробуждающим силы разума.

Рекомендации учителям Чем больше ученик думает , чем больше видит в окружающем непонятного , тем восприимчивее становится он к знаниям, тем легче учителю работать.

Рекомендации учителям

Чем больше ученик думает , чем больше видит в окружающем непонятного , тем восприимчивее становится он к знаниям, тем легче учителю работать.

Рекомендации учителям Развитие памяти: чем больше знаний добыто собственными усилиями, напряжением воли, чем глубже затронуто логическое познание и эмоциональная сфера учащегося, - тем прочнее память.

Рекомендации учителям

Развитие памяти:

чем больше знаний добыто собственными усилиями, напряжением воли, чем глубже затронуто логическое познание и эмоциональная сфера учащегося, - тем прочнее память.

Рекомендации учителям

Рекомендации учителям

  • обеспечить ребенку ощущение успеха;
  • при оценке его работы ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников);
  • ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов!!!
Рекомендации учителям

Рекомендации учителям

  • важно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя;
  • нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах;
  • следует подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному;
  • хвалить именно тогда, когда он что-то делает.
Рекомендации учителям Чтобы помочь ребенку встать на путь успеха, необходимо обеспечить ему ощущение этого успеха, снизить ценностное значение школьных отметок (но не знаний!), хвалить не за результат, а за любую попытку его достижения,  обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя.

Рекомендации учителям

Чтобы помочь ребенку встать на путь успеха, необходимо обеспечить ему ощущение этого успеха, снизить ценностное значение школьных отметок (но не знаний!), хвалить не за результат, а за любую попытку его достижения,  обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя.

Рекомендации учителям Мотивировать подростка учиться  – вполне разрешимая задача, несмотря на ее большую трудность. В зависимости от индивидуально – личностных особенностей необходимо найти, чем можно зацепить ученика, чтобы у него появилось желание учиться.

Рекомендации учителям

Мотивировать подростка учиться  – вполне разрешимая задача, несмотря на ее большую трудность. В зависимости от индивидуально – личностных особенностей необходимо найти, чем можно зацепить ученика, чтобы у него появилось желание учиться.

Рекомендации учителям Повышение самооценки и укрепление самоуважения учащихся также имеет большое значение для учебной успеваемости

Рекомендации учителям

Повышение самооценки и укрепление самоуважения учащихся также имеет большое значение для учебной успеваемости

Рекомендации учителям «Школьная неуспешность» не исчезнет за день-другой, за неделю. Поэтому нужно быть максимально терпеливым и не ждать слишком быстрых изменений к лучшему .

Рекомендации учителям

«Школьная неуспешность» не исчезнет за день-другой, за неделю. Поэтому нужно быть максимально терпеливым и не ждать слишком быстрых изменений к лучшему .

Трудностей не избежать, поражения будут.  Важно, как мы научим наших детей к ним относиться. Если школьные трудности будут восприниматься ребенком как «рабочие моменты», с которыми по силам справиться,  мы сделали большой шаг к подготовке к самостоятельной жизни.

Трудностей не избежать, поражения будут.

Важно, как мы научим наших детей к ним относиться. Если школьные трудности будут восприниматься ребенком как «рабочие моменты», с которыми по силам справиться,

мы сделали большой шаг к подготовке к самостоятельной жизни.

Желаем здоровья, успехов, радости, творческого подъема!!!

Желаем здоровья, успехов, радости, творческого подъема!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Школьная неуспеваемость.Где искать причины?

Автор: Диваева Ирина Валерьевна

Дата: 25.11.2019

Номер свидетельства: 528651


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства