Школьная неуспешность, явление многослойное, снимая слой за слоем можно понять причину. Данный материал, предназначен психологам и учителям предметникам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школьная неуспеваемость.Где искать причины?»
Школьная неуспешность.Где искать причины?
Подготовили:
Педагог –психолог МОУ «СОШ №58»
Распутина Светлана Петровна
Педагог – психолог МОУ «СОШ № 59»
Диваева Ирина Валерьевна
Понятийный аппарат
Успешность - является производным от понятия «успех» и определяется следующим образом:
– удача в задуманном деле, в достижении поставленной цели ;
– признание такой удачи со стороны окружающих, проявляющееся в общественном одобрении чего-нибудь, чьих-нибудь достижений;
– признание чьих-нибудь достоинств, внимание общества к кому-нибудь.
Понятийный аппарат
Неуспеваемость - с педагогической точки зрения большинством ученых рассматривается как отставание ребенка в учебе, выражающаяся в пробелах в знаниях, умениях. С точки зрения психологии неуспеваемость, прежде всего, связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами.
Понятийный аппарат
Школьная неуспешность - многофакторное явление, можно сказать, синдром, и касается оно не только результативности ученика, но и затрагивает его личность.
* «Школьная неуспеваемость» понятие намного уже, чем школьная неуспешность, касается в первую очередь эффективности усвоения знаний и не включает в себя многие факторы, приводящие к формированию состояния «неуспешности».
Проявления синдрома неуспешности
неуспеваемость;
постоянно высокий уровень тревоги;
низкая мотивация учиться;
нарушения внимания, памяти;
неусидчивость или уход в себя;
заниженная (или неадекватная) самооценка, представление о себе как о «безнадежном», «плохом ученике»;
неуверенность в себе;
неверие в возможность удачи;
ожидание помощи от других.
**Если представление о собственной неуспешности «встроится» в личность ребенка, то оно будет преследовать человека долгие годы, возможно, всю жизнь!
«Луковица» школьной неуспешности
Наиболее уязвимыми для формирования школьной неуспешности являются:
первый класс;
переход в среднюю школу;
и подростковый возраст.
Возраст, жизненный период
Отношения в школе: с педагогом, классом, атмосфера в школе
Отношения в семье
Личностные качества ребенка
Эмоциональные особенности ребенка
Интеллект и особенности познавательных процессов
Причины синдрома неуспешности:
Ш.А.Амонашвили
Цель школьного обучения – воспитание Благородного Человека.
чрезмерное захваливание/отсутствие разумной требовательности и последовательности;
гиперопека;
несформированность навыков общения;
сложности в отношениях с одноклассниками;
отношения с педагогом;
эмоционально неблагополучная атмосфера в школе;
и др.
Цитата В.А.Сухомлинского
«Урок – это не только перекладывание знаний из головы учителя в головы детей. Это прежде всего отношение ребёнка к вам, воспитатели. На уроке, наиболее ярко и полно должно раскрываться отношение человека к человеку как к высшей ценности. Если этого нет – рождается нежелание учиться».
Рекомендации учителям
Вялость, инертность, хилость нервных клеток коры полушарий головного мозга можно излечитьудивлением,изумлением, как вялость мускулов излечивают физическими нагрузкам и
Рекомендации учителям
Чем не успешнее ребёнок, тем больше ему надо читать.
Чтение учит его мыслить, мышление становится стимулом, пробуждающим силы разума.
Рекомендации учителям
Чем больше ученик думает , чем больше видит в окружающем непонятного , тем восприимчивее становится он к знаниям, тем легче учителю работать.
Рекомендации учителям
Развитие памяти:
чем больше знаний добыто собственными усилиями, напряжением воли, чем глубже затронуто логическое познание и эмоциональная сфера учащегося, - тем прочнее память.
Рекомендации учителям
обеспечить ребенку ощущение успеха;
при оценке его работы ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников);
ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов!!!
Рекомендации учителям
важно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя;
нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах;
следует подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному;
хвалить именно тогда, когда он что-то делает.
Рекомендации учителям
Чтобы помочь ребенку встать на путь успеха, необходимо обеспечить ему ощущение этого успеха, снизить ценностное значение школьных отметок (но не знаний!), хвалить не за результат, а за любую попытку его достижения, обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя.
Рекомендации учителям
Мотивировать подростка учиться – вполне разрешимая задача, несмотря на ее большую трудность. В зависимости от индивидуально – личностных особенностей необходимо найти, чем можно зацепить ученика, чтобы у него появилось желание учиться.
Рекомендации учителям
Повышение самооценки и укрепление самоуважения учащихся также имеет большое значение для учебной успеваемости
Рекомендации учителям
«Школьная неуспешность» не исчезнет за день-другой, за неделю. Поэтому нужно быть максимально терпеливым и не ждать слишком быстрых изменений к лучшему .
Трудностей не избежать, поражения будут.
Важно, как мы научим наших детей к ним относиться. Если школьные трудности будут восприниматься ребенком как «рабочие моменты», с которыми по силам справиться,
мы сделали большой шаг к подготовке к самостоятельной жизни.