Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.
Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к воспитаннику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). Все это обусловило выбор направления работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар-тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»»
Семинар-тренинг
«Профилактика эмоционального
выгорания педагогов»
Составитель:
Юлдашева Э.Р.,
психолог
г. Омск, 2025 год
Аннотация. Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.
Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к воспитаннику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). Все это обусловило выбор направления работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания.
Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи:
Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе.
Повышать самооценку педагогов.
Формирование позитивного отношения к себе, к жизни.
Повышение мотивации к профессиональной деятельности.
Формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Обучение способам саморегуляции.
Форма проведения: круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах .
Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, памятки, ватман, клубок ниток, мяч.
Структура занятия
Вводная часть
Цель: положительный настрой участников на тренинг, знакомство с темой тренинга, озвучивание его целей.
«Психологическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное расходование огромных душевных сил» (В.А.Сухомлинский).
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров, и других специалистов, работающих с людьми. По данным НИИ медицины, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% педагогов. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. Такие заболевания, как гипертония, язва желудка становятся профессиональными заболеваниями педагогов. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
Для реализации цели профилактики синдрома «сгорания» разработан специальный тренинг, который направлен на решение двух основных задач - непосредственно профилактические и коррекционные меры по предупреждению психического выгорания посредством работы с личностными качествами и налаживания социально-психологического климата в коллективе.
Теоретическая часть
Профессия педагога относится к сфере профессий типа «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию эмоционального «сгорания». В настоящее время синдром эмоционального «сгорания» удостоен диагностического статуса.
Для начала, дадим определение, что такое «Синдром эмоционального выгорания».
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Причины возникновения СЭВ у педагогов
отсутствие четкой связи между процессом воспитания дошкольников и получаемым результатом;
несоответствие результатов затраченным силам;
ограниченность времени для реализации поставленных целей;
неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
большие нагрузки;
ответственность перед начальством, родителями;
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями и т.д.
В современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние.
Практическая часть
Упражнение «Паутина»
Цель: осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими; формирование позитивного самовосприятия.
Участники садятся в круг, каждый называет свое имя и рассказывает что-нибудь о себе. Участник берет клубок нити в руки и, рассказав о себе, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок участнику, сидящему напротив. Если вы ничего не хотите желать себе, то можете просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему».
Таким образом, все сотрудники оказываются в «паутине». Ведущий заключает, что получилась паутина, которая связывает всех ее участников в единое целое. Далее следует распутать паутину в обратном порядке.
Упражнение «Имена-качества».
Цель: обмен положительными эмоциями и чувствами.
Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 2-3 положительных качества на 1-ю букву имени. Например: «Марина - мечтательная, миролюбивая».
Примечание: При затруднении участника связать свое имя с качеством ему помогают другие, но при этом педагог-психолог должен помочь завершить словесный ряд положительным качеством участника.
Обсуждение .
Упражнение «Я учусь у тебя»
Цель: поддержание положительного эмоционального настроя друг к другу.
Педагоги встают в круг, ведущий бросает каждому мяч со словами: «Я учусь у тебя …». Участники называют профессиональное или личностное качество человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего. Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться …» или «Да, я могу научить …». Затем он бросает мяч другому участнику.
Например, Юлия Сергеевна, я учусь у Вас доброжелательности.
Юлия Сергеевна: «Да, у меня можно этому научиться».
Обсуждение.
Упражнение «Неожиданные картинки, или рисунок по кругу»
Каждый участник берет лист бумаги, подписывает его с обратной стороны и по сигналу ведущего начинает рисовать любую картинку (30 сек.) По новому сигналу начатые рисунки передаются следующему участнику по кругу, все продолжают рисовать на чужих листах. Через 30 секунд происходит новый обмен листками по кругу, таким образом, рисунки проходят полный круг и возвращаются к владельцам.
Вопросы для обсуждения:
Нравится ли вам рисунок, который получился в итоге?
Понравилось ли дорисовывать чужие рисунки?
На что вы ориентировались, дорисовывая чужие рисунки? (пытались определить и сохранить замысел предыдущего художника, воплощали собственные желания, не задумывались)
Где может пригодиться такой способ организации работы?
Упражнение «Самодиагностика»
Цель: самовыявление степени выраженности эмоционального выгорания.
Ведущий подводит педагогов к тому, что «выгорание» – это достаточно длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, иногда незаметно.
Педагогам предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака на основании ниже предложенной таблицы. Оценка, безусловно, имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем выше балл. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится. Желающие могут поделиться впечатлениями.
Симптомы
Степень выраженности, частота
1
2
3
4
5
Поведенческие
Сопротивление выходу на работу
Частые опоздания
Откладывание деловых встреч
Уединение, нежелание видеть коллег
Нежелание видеть детей
Нежелание заполнять документацию
Формальное исполнение обязанностей
Аффективные
Утрата чувства юмора
Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения
Повышенная раздражительность
Ощущение придирок со стороны других
Равнодушие
Бессилие, эмоциональное истощение
Подавленное настроение
Когнитивные
Мысли о смене профессии, уходе с работы
Слабая концентрация внимания, рассеянность
Ригидность мышления, использование стереотипов
Сомнения в полезности работы
Разочарование профессией
Циничное отношение к коллегам, воспитанникам
Озабоченность собственными проблемами
Физиологические
Нарушение сна (бессонница/уход в сон)
Изменение аппетита (отсутствие/переедание)
Длительно текущие незначительные недуги
Восприимчивость к инфекционным заболеваниям
Усталость, быстрая физическая утомляемость
Головные боли, проблемы со стороны желудочно-кишечного тракта
Обострение хронических заболеваний
Упражнение «Лестница»
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
— Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
— Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
— Что мешает Вам находиться наверху?
— Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?
Ведущий рассказывает притчу участникам.
Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международныхотношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10, и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.
Упражнение «Распредели по порядку»
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего » Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
дети
работа
муж
Я
друзья, родственники.
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:
Я
Муж (жена)
Дети
Работа
Друзья, родственники.
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
Упражнения быстрого снятия сильного
эмоционального и физического напряжения
Цель: осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.
Метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления.
С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Муха», «Лимон», «Сосулька».
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Необходимо встать, руки поднять вверх и закрыть глаза. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Упражнение «Передышка»
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
Упражнение «Звуковая гимнастика»
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
М – воздействует на работу всего организма;
X – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!
Ведущий предлагает участникам вспомнить 1 жизненную ситуацию, в которой они показали себя с лучшей стороны, и похвалить себя за это: «Мы так редко себя хвалим, считая это неудобным, неправильным, непринятым. Сейчас у вас есть редкая возможность забыть об ограничениях и похвалить себя за что-нибудь. Продолжите фразу «Я хвалю себя за то, что...».
По окончании упражнения ведущий задает вопросы:
Трудно ли было хвалить себя?
Какие чувства вы испытывали при этом?
Медитация "Дочь"
Необходимо принять удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.
Представьте, что у вас родилась дочь. Вот она младенец на ваших руках, приятно сопит во сне. Теперь представьте, что ей три годика. Сейчас представьте ее подростком. Какой вы ее видите? А теперь вашей дочери 20 лет и она выходит замуж, а вы на ее свадьбе. Вам нужно произнести поздравление с пожеланиями вашей дочери в этот важный для нее день. Что вы ей пожелаете?
Сейчас медленно открывайте глаза и возвращайтесь в реальность.
Обсуждение. Что вы чувствовали во время выполнения упражнения? Что было сложно? Ваша дочь из упражнения – это вы сами. И все, что вы ей пожелали, вы пожелали себе.
Рефлексия
Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.
Участники встают в общий круг. Ведущий предлагает поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Ведущий предлагает участникам ответить на вопрос: «Что было для вас сегодня особенно приятным?»
Участники продолжают фразу: «Приятным для меня сегодня было…»
Подведение итогов: Проходя через сегодняшний тренинг, мы научились навыкам саморегуляции, мобилизовали свою внутреннюю энергию, активизировали свои ресурсы и тем самым укрепили свое здоровье.
В заключении каждому из вас я предлагаю написать пожелание себе и своим коллегам, также на ватмане от руки записать свои рекомендации по профилактике выгорания педагогов, в том числе с разумной долей юмора (примеры таких рекомендаций приведен в Приложении 1). Идеи участников тренинга по профилактике эмоционального выгорания предполагают дальнейшее использование рекомендаций при планировании работы на новый учебный год.
Спасибо за совместную работу. Желаю удачи и хорошего настроения!
Каждый участник в конце тренинга получает Упражнения «Снятие напряжения в 12 точках» (Приложение 3) и Памятки педагогу (Приложения 4 и 5).
Список использованных источников
Погуляева Н. А., Кузнецова Ю. С. «Тренинг для педагогов по преодолению профессионального выгорания «Помоги себе сам» научно-методический журнал Методист №4 2014, Издательльский дом «Методист», стр. 64.
Селюкова М. А. Педагог-психолог ГБОУ центр образования № 641 имени С. Есенина г. Москва Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» журнал Эксперимент и инновации в школе 2012/2, стр. 35.
Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса: учебное пособие // Вестник МГУ, Сер. 14 «Психология», 2000, №3.
Семенова Е. М.Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
1396950481_shkola_zdorovya_dlya_pedagogov_4.doc.
Болтянова Н. А. Комплекс занятий с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагогов учреждений ПТО и ССО».
Чумакова М. И., Смирнова З. В. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами - Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 135 с.
Прощать промахи другим. Критиковать не при народе, а лично.
Не поднимать планку требований бесконечно. У людей есть предел!
Свободное общение педагогов. Сбегать от реальности. Менять обстановку.
Выезжать всем педагогам на природу, экскурсии.
Шопинг. «Если горит на работе – набросьте тряпку. Желательно от кутюр».
Не забывать о любви.
Иметь хобби, увлечение.
Алгоритм работы коллектива
Устроить психологический тренинг для воспитателей. Кричать долго и громко.
Организовать динамические паузы для педагогов (2 раза в день).
Уменьшить нагрузку, а зарплату увеличить.
Отменить заполнение всех бумажек, журналов и отчётов.
Что-то выглядит с определённой долей юмора, но в каждой шутке есть и рациональное зерно.
Результаты «мозгового штурма» рекомендуется вывесить в методическом кабинете для ознакомления коллективом и администрацией.
Приложение 2
Дополнительные материалы
Экспресс-оценка профессионального выгорания
Участникам раздаётся анкета на бумажных носителях.
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».
Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен.
Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.
Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики и т. д.).
На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (-ась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д.
Коллегам (воспитанникам, родителям воспитанников) я придумал (а) обидные прозвища, которые использую мысленно.
С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям.
За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.
Подсчитайте количество положительных ответов.
0 – 1 балл – синдром выгорания вам не грозит.
2 – 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7 – 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьёзное, но, возможно, в вас ещё теплится огонёк; нужно, чтобы он не погас.
Приложение 3
Дополнительные материалы
Упражнения «Снятие напряжения в 12 точках»
Упражнения нужно повторять каждый день по несколько раз.
Плавное вращение глазами: дважды в одном направлении, дважды в другом.
Зафиксируйте своё внимание на отдалённом предмете, а затем переключитесь на предмет, который перед вами.
Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь,
Широко зевните несколько раз.
Расслабьте шею, покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону.
Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите.
Расслабьте запястья и поводите ими.
Сожмите кулаки, разожмите, расслабляя кисти рук.
Сделайте три глубоких вдоха, затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперёд-назад и из стороны в сторону.
Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки.
Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.
Приложение 4
Дополнительные материалы
Памятка педагогу №1
Не позволяйте себе брать работу на дом!
Определяйте краткосрочные и долгосрочные цели вашей деятельности.
Прежде, чем поставить себе профессиональную цель, подумаете, насколько её реализация реальна (не слишком ли высока планка).
Чаще представляйте себе образ успешного, конечного результата вашего труда.
Используете «паузы» в работе.
Найдите время для себя – позволяйте себе «лениться» (ежедневно уделяйте СЕБЕ, не менее 2 ч.).
Чаще общайтесь с единомышленниками.
Избегайте ненужной конкуренции.
Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем!
День, проведенный в насыщенном общении, компенсируйте полным одиночеством.
Наполняйте свою личную жизнь обществом, не связанным с работой.
Учитесь конструктивному общению, учитесь говорить «НЕТ».
Поддерживайте физическую форму, занимаясь приятным вам видом спорта.
Помните – смех продлевает жизнь!
Будьте оптимистами!
Приложение 5
Дополнительные материалы
Памятка педагогу №2
Не скрывайте свои чувства. Проявляйте свои эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
Не ожидайте, что тяжелое состояние, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Вам необходима помощь.
Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений.
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни.
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого.
Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам не нравится.
Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
Старайтесь реже говорить «я это не смогу сделать».