Просмотр содержимого документа
«Семинар-тренинг для педагогов "Конструктивная коммуникация"»
Семинар-тренинг для учителей
«Конструктивная коммуникация».
Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия с учащимися, их родителями и другими педагогами, формирование эмпатии, сотрудничества, взаимоуважения и взаимопонимания.
Цель: показать, как формируются сплетни и искажается информация в процессе ее передачи.
Шестеро учителей выходят в коридор, седьмому психолог рассказывает какую-либо информацию. Затем учителя по очереди передают друг другу то, что они запомнили.
Психологическийсмыслупражнения заключается в том, что оно позволяет очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации. На примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь искажаются и теряются блоки информации, эмоционально безразличные для участников, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении.
Обсуждение:
Что вызвало искажение сообщения при его передаче от участника к участнику?
Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно?
Психолог: Добрый день уважаемые коллеги. Всем нам каждый день приходится взаимодействовать с людьми: учениками, их родителями и, конечно, с коллегами. Наше настроение, а также успехи в профессиональной практике напрямую зависят от того, насколько мы умеем общаться. Поэтому сегодня мы с Вами примем участие в упражнениях, которые научат нас взаимодействовать, сотрудничать и понимать других людей.
Просмотр мультфильма «Точка зрения».
Мораль данного мультфильма такова: в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.
Поэтому здесь особую актуальность принимает умения человека общаться, правильно воспринимать, понимать другого человека. Соответственно, если человек владеет навыками конструктивного взаимодействия, то это является своеобразной профилактикой благополучных отношений с окружающими.
Упражнение «Учителя и ученики».
Цель: ролевая идентификация с противоположной стороной в конфликте.
Участники делятся на две группы: «учителя» и «ученики». Рассматривается ситуация подготовки к сдаче ВОУД.
Каждая группа получает задание:
«Учителя» - предположить, что про них думают ученики.
«Ученики» - предположить, что про них думают учителя.
Предположения фиксируются на листе бумаги.
Обсуждение, рефлексия своих чувств.(Обратить внимание на наличие значительного количества необоснованных опасений относительно противоположной стороны!).
Упражнение «Постройтесь по росту!»
Цель:преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.
Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться по росту, не разговаривая друг с другом. Общаться можно только с помощью мимики и жестов. Во второй части упражнения задание усложняется – нужно построиться по дате рождения. После построения для проверки участники поочередно озвучивают свои дни рождения.
Психологический смысл упражнения: содержание, т.е. слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса - 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать - один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и «прочитывать» эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.
Правила конструктивного взаимодействия.
Психолог: Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
Улыбка,
имя собеседника
комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вамидетей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Упражнение «Рисуем вместе».
Цель: развитие эмпатии, умения внимательно и бережно относиться друг к другу.
Участники сидят в кругу, каждый получает лист формата А3. Каждый берет в руки фломастер определенного цвета (желательно, чтобы цвета фломастеров в группе не повторялись). По команде психолога каждый участник понравившимся цветом начинает рисовать на листе то, что он хочет. Остальные участники поступают так же.
Задание: молча нарисовать общий рисунок.
Психологический смысл упражнения: если каждый человек будет бережно относиться к чувствам других людей, несмотря на любые разногласия, то результаты деятельности будут гораздо лучше.
Упражнение «Рюкзак».
Цель: рефлексия.
Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной.