kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар-тренинг для педагогов "Конструктивная коммуникация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие предназначено для формирования навыков конструктивного взаимодействия с учащимися, их родителями и другими педагогами.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-тренинг для педагогов "Конструктивная коммуникация"»


Семинар-тренинг для учителей

«Конструктивная коммуникация».



Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия с учащимися, их родителями и другими педагогами, формирование эмпатии, сотрудничества, взаимоуважения и взаимопонимания.


Оборудование: интерактивная доска, мультфильм, листы А4, А3, фломастеры, карточки «учителя», «ученики», рисунок рюкзака, стикеры.



Ход семинара-тренинга


  1. Упражнение «Сплетни».

Цель: показать, как формируются сплетни и искажается информация в процессе ее передачи.

Шестеро учителей выходят в коридор, седьмому психолог рассказывает какую-либо информацию. Затем учителя по очереди передают друг другу то, что они запомнили.

Психологический смысл упражнения заключается в том, что оно позволяет очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации. На примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь искажаются и теряются блоки информации, эмоционально безразличные для участников, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении.


Обсуждение:

  • Что вызвало искажение сообщения при его передаче от участника к участнику?

  • Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно?

  • Насколько заслуживает доверия информация, полученная «через третьи руки»?


Психолог: Добрый день уважаемые коллеги. Всем нам каждый день приходится взаимодействовать с людьми: учениками, их родителями и, конечно, с коллегами. Наше настроение, а также успехи в профессиональной практике напрямую зависят от того, насколько мы умеем общаться. Поэтому сегодня мы с Вами примем участие в упражнениях, которые научат нас взаимодействовать, сотрудничать и понимать других людей.


  1. Просмотр мультфильма «Точка зрения».

Мораль данного мультфильма такова: в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

Поэтому здесь особую актуальность принимает умения человека общаться, правильно воспринимать, понимать другого человека. Соответственно, если человек владеет навыками конструктивного взаимодействия, то это является своеобразной профилактикой благополучных отношений с окружающими.



  1. Упражнение «Учителя и ученики».

Цель: ролевая идентификация с противоположной стороной в конфликте.

Участники делятся на две группы: «учителя» и «ученики». Рассматривается ситуация подготовки к сдаче ВОУД.

Каждая группа получает задание:

  1. «Учителя» - предположить, что про них думают ученики.

  2. «Ученики» - предположить, что про них думают учителя.

Предположения фиксируются на листе бумаги.

Обсуждение, рефлексия своих чувств. (Обратить внимание на наличие значительного количества необоснованных опасений относительно противоположной стороны!).



  1. Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.

Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться по росту, не разговаривая друг с другом. Общаться можно только с помощью мимики и жестов. Во второй части упражнения задание усложняется – нужно построиться по дате рождения. После построения для проверки участники поочередно озвучивают свои дни рождения.

Психологический смысл упражнения: содержание, т.е. слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса - 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать - один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и «прочитывать» эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.



  1. Правила конструктивного взаимодействия.

Психолог: Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

  • Улыбка,

  • имя собеседника

  • комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

  • Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

  • Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

  • Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

  • Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вамидетей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.


  1. Упражнение «Рисуем вместе».

Цель: развитие эмпатии, умения внимательно и бережно относиться друг к другу.

Участники сидят в кругу, каждый получает лист формата А3. Каждый берет в руки фломастер определенного цвета (желательно, чтобы цвета фломастеров в группе не повторялись). По команде психолога каждый участник понравившимся цветом начинает рисовать на листе то, что он хочет. Остальные участники поступают так же.

Задание: молча нарисовать общий рисунок.

Психологический смысл упражнения: если каждый человек будет бережно относиться к чувствам других людей, несмотря на любые разногласия, то результаты деятельности будут гораздо лучше.


  1. Упражнение «Рюкзак».

Цель: рефлексия.

Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной.

Собирать рюкзачок будем всей группой.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар-тренинг для педагогов "Конструктивная коммуникация"

Автор: Базаркина Ирина Викторовна

Дата: 22.02.2019

Номер свидетельства: 500939

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства