Цель: оказать специалистам психологической службы теоретическую и практическую поддержку в организации благоприятного психологического климата между участниками учебно-воспитательного процесса и создании комфортной социально-психологической среды в образовательной организации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: оказать специалистам психологической службы теоретическую и практическую поддержку в организации благоприятного психологического климата между участниками учебно-воспитательного процесса и создании комфортной социально-психологической среды в образовательной организации.
Задачи:
Углубить знания по формированию благоприятного психологического климата в коллективе, улучшения взаимодействия, сплоченности.
Развитие умения работать в команде.
Повысить коммуникативные навыки, настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Видеоролики: «День и ночь», «Пингвины и акула» 10 мин.
Рефлексия «Дорога чувств» 10 мин.
Общее время проведения: 1,5-2 часа.
Слайд 1
Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.
Слайд 2
«В каждый момент нашей жизни
мы должны стараться отыскивать не то,
что отделяет нас от других людей,
а то, что у нас с ними общего»
Джон Рескин
Слайд 3
Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
Слайд 4
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал. Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Слайд 5
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.
Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело.
Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.
Слайд 6
Так что же такое коллектив? Коллектив – это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом.
Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликты, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. В то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов у способов педагогического воздействия.
Слайд 7
Важнейшими факторами, влияющими на формирование комфортного психологического климата в коллективе являются:
организация условий труда и отдыха;
снижение уровня конфликтности в коллективе;
формирование адекватного отношения к критике;
создание атмосферы и условий для творчества, самореализации и самоутверждения педагогов;
единство администрации и членов коллектива;
сплоченность коллектива, уважение, признание ценностей и традиций коллектива.
Слайд 8
Существует три вида социально-психологического климата:
Благоприятный климат: характеризуется взаимным доверием, уважением, информированностью по значимым вопросам, взаимовыручкой и взаимной ответственностью.
Неблагоприятный климат: проявляется в неуважительном отношении членов коллектива друг к другу, повышенным уровнем конфликтности, формированием негативных установок, снижением мотивации к труду.
Нейтральный климат: климат, направленность которого четко не определена.
Таким образом, коллектив с благоприятным психологическим климатом не склонен к аффектам, стрессам, внутригрупповым и межличностным конфликтам, имеет конструктивную направленность.
Слайд 9
В качестве погружения в тему, и в качестве настроя на совместную, коллективную и результативную работу мы с вами выполним упражнение «Дерево достижений ». Перед вами листочки трех цветов. Если вы считаете, что для вас важнее достигнуть успехов в профессиональной деятельности, в работе – приклеиваете на «дерево» красный листочек. Если важнее научиться успешно общаться друг с другом – зеленый. Если вы считаете, что достижения успехов в личном плане важнее – желтый.
С помощью этого дерева достижений мы смогли увидеть, как различны предпочтения в выборе достижений. И достижения нашего коллектива станут еще более существенными и значимыми, если в коллективе будет благоприятный психологический климат, если коллектив будет сплоченным и творческим, если коллектив педагогов станет командой единомышленников.
Слайд 10
Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям.
Важной составляющей поддержания на оптимальном уровне психологического здоровья педагога является умение вовремя и эффективно снять накопившуюся усталость и напряжение, своевременный и активный отдых, смена видов деятельности, умение ко всему относиться с юмором.
Сегодня мы хотели бы предложить вам поучаствовать в нашем занятии и выполнить коллективно несколько упражнений.
Слайд 11
Упражнение «Аплодисменты»
Целью данного упражнения является создание благоприятной групповой атмосферы.
Предлагаю начать наше занятие с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, с упражнения «Аплодисменты». Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью.
Спасибо за аплодисменты, мы почувствовали вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.
Слайд 12
Следующим упражнением нашего занятия будет:
Упражнение «Чем мы похожи»
Целью данного упражнения является повышение доверия участников друг к другу, сплочение коллектива.
Участники передают мяч коллеге на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Юля, я передаю тебе мяч, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)» Юля выбирает кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не передадут мяч.
Вывод: все мы разные, но у нас есть много общего, все мы чем-то похожи.
Слайд 13
Следующее наше упражнение называется
Упражнение «Секретное сообщение»
Задача данного упражнения, передать по кругу «секретное сообщение», как можно быстрее и по возможности без искажения. Первый участник получает сообщение, которое шёпотом передаёт второму. Второй передаёт третьему, третий четвёртому и т.д. Последний участник должен огласить то, что услышит. Затем содержания посланного и полученного сообщений сравниваются и делаются соответствующие выводы.
В кругу не должно быть подсказок, и сообщение должно передаваться шёпотом.
«Позвони моему мужу, скажи: Я задерживаюсь на работе, по дороге зайду куплю цветы. Встретимся возле кафе, и там будем ждать его маму. Пусть не забудет выгулять нашего любимца - Бублика, почешет его от меня и скажет, что хозяйка скучает по нему».
Выводы: Упражнение показывает, как часто информация при передаче неумышленно искажается, так как каждый человек слышит и воспринимает её по-своему.
Слайд 14
Следующее упражнение называется
Упражнение «Любимый цветок»
Волшебный дар цветов - их красота, а сила красоты творить чудеса. Общаясь с этими прекрасными творениями природы, человек становится добрее, нежнее, духовно богаче. Цветы лучшие посредники в общении между людьми.
Пожалуйста, ассоциируйте себя с каким-либо цветком и нарисуйте. А теперь давайте создадим цветочную композицию (участники выходят к макету и прикрепляют свои цветы, заранее вырезанные).
Так же, как и в нашем букете разнообразен и красив по своему каждый цветок, так и в коллективе, все люди разные, по-своему интересны, удивительны, уникальны, а вместе создаём крепкий, дружный коллектив.
Слайд 15
Следующее упражнение:
Упражнение «Красноречивая картина»
Картины всегда безмолвны. Но наверняка многим зрителям было бы интересно узнать, о чем думают или о чем могут разговаривать между собой нарисованные герои. Попробуйте «озвучить» некоторые картины. Для того чтобы войти в образ, примите позу, в которой находится персонаж на полотне и … говорите, что вы думаете и чувствуете. Сейчас мы раздадим по командам изображения картин и попросим вас выполнить упражнение. Чувство юмора приветствуется.
Слайд 16
Картина «Охотники на привале», художник Василий Григорьевич Перов.
Слайд 17
Картина «Запорожцы», художник Илья Репин.
Слайд 18
Картина «Рождение Венеры», художник Сандро Боттичелли.
Слайд 19
Картина «Три Богатыря», художник Виктор Михайлович Васнецов.
Слайд 20
Картина «Утро в сосновом лесу», художник Иван Шишкин.
Слайд 21
Картина «Девочка на шаре», художник Пабло Пикассо.
Слайд 22
Упражнение «Затруднительная ситуация»
А сейчас мы хотим предложить вам упражнение. На группу из 2-3х человек будет дана затруднительная ситуация, из которых вам необходимо найти оригинальный выход. Игроки наугад вытаскивают по одной карточке, вслух читают написанные там вопросы, либо это делает ведущий. Обсуждение.
Слайд 23
Упражнение «Будь внимателен»
Цель: развитие внимательности участников друг к другу.
При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте, поиграем. Закройте глаза.
- Поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя.
- Опять закройте глаза. У кого сосед с тёмными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя.
- У кого сосед в юбке или платье?
- У кого сосед психолог?
- У кого сосед с короткой стрижкой?
- У кого сосед мужчина?
- У кого сосед в очках?
-У кого сосед с серёжками в ушах?
-У кого сосед в светлой одежде?
- У кого сосед с челкой?
По окончании этого упражнения мы видим, что общаясь с человеком часто не замечаешь элементарных вещей.
Слайд 24
Теперь мы хотим рассказать вам сказку о школе.
«Школьная сказка»
В одной сказочной стране, на берегу красивой и быстрой реки стоял дворец.
Ещё в стародавние времена прежние правители свезли во дворец все мудрые книги, обустроили все залы так, чтобы в них было уютно, и открыли самую настоящую сказочную школу. Здесь маленькие жители страны начинали узнавать законы жизни, постигали древние знания, познавали, на что способны. Много учителей сменилось в школе. И вот в неё пришли преподавать Маугли, Крот и Стрекоза.
Вам покажется, что все они – герои разных сказок и поэтому не могут быть вместе, а тем более преподавать. Но, это же сказка, в ней возможно всё.
Маугли много играл со своими учениками. Он учил сам и давал возможность учить себя. Ему было интересно, и никогда он не проводил уроки одинаково. Он был большой выдумщик и фантазёр.
Кроту не всегда нравилась манера Маугли вести уроки. Ведь крот был очень умным и учил «правильно», как это делали многие поколения учителей. Крот не выносил яркого света новых идей. Ученики на его уроках узнавали много нового, но этого нового было так много, что часто их голова с этими знаниями не справлялась.
Что касается Стрекозы, то она была, пожалуй, самым необычным учителем. В её учебном зале стояло большое зеркало. Ведя урок, она то и дело смотрелась в него. Стрекоза очень нравилась себе, ей нравилось, как она ведет урок. Правда, ей казалось, что в школьном дворце она мало себя реализует. Но что может стоить мнение учеников для такой прелестницы, как она? Надо ли говорить, что прекрасная Стрекоза чувствовала себя невостребованной.
Часто после уроков, когда школьный дворец пустел, Стрекоза говорила Кроту и Маугли, что скоро улетит отсюда. Ведь ей так важно было знать, что она здесь только временно. Крот усмехался, а Маугли удивлялся этому.
И вот пришло время, когда Стрекоза сказала: «Все, с меня хватит! Мне надоели эти глупые ученики и их напыщенные родители! Да и сам этот дворец такой противный! Я буду прилетать сюда, когда мне этого захочется!»
С этого дня покой и привычный ритм школьного дворца были нарушены. Крот стал ворчливым, а Мауги беспокойным. Зачастую Крот старался уличить Маули в том, что тот учит недостаточно хорошо. А Маугли называл Крота скучным и неинтересным. Стрекоза появлялась тогда, когда ей вздумается, и принимала сторону то одного, то другого.
Эта ситуация тянулась довольно долго и все к ней привыкли.
Но однажды в школьный дворец пришёл психолог Медведь Балу. Он был добрым и весёлым, знал много разных историй и обладал мудростью, жизненным опытом, различными методами и техниками работы. Пришел он во дворец не случайно. Он очень хотел поделиться знаниями с учениками и учителями, сделать их жизнь интересной и разнообразной, рассказать, как много удивительных вещей происходит в их сказочном мире, научить быть добрее и терпимее друг к другу.
На приход Балу каждый реагировал по-своему. Ученики заинтересованно, Крот усмехался, Стрекоза кокетничала, а Маугли подружился с ним. Ведь они из одной сказки и были единомышленниками.
Балу решил пригласить всех на Большой Совет.
«Друзья мои!» - начал он. Когда я шел сюда, я и не думал, что увижу таких прекрасных и разных учителей. Ведь помимо того, что вы умеете хорошо учить, каждый из вас обладает особенным даром. Как земля хранит корни деревьев, тянущихся к свету, так Крот хранит знания, оставленные нам предшественниками. Крот не только их хранит, но и точно передаёт их своим ученикам. Как воздух переносит всё новое, так и Стрекоза, всюду летая, приносит нам много новостей, умеет красиво показать нашу работу и пробудить к ней интерес даже в самых далёких уголках нашего сказочного государства. Ну а применить новое, преобразовать уже известное умеет Маугли – ведь он так ловко приспосабливается к постоянно изменяющемуся сказочному миру!»
Крот, Стрекоза, и Маугли посмотрели друг на друга и улыбнулись.
«Надо же, Балу, мы думали, ты не поймёшь нас и осудишь! А ты увидел то, о чём мы давно забыли…»
С тех пор Крот, Стрекоза, Маугли и Балу собирались на Большом Совете. Они делились друг с другом своими наблюдениями, идеями и знаниями. Каждый из них чувствовал себя полезным и востребованным.
А школьный дворец засиял и приобрел удивительную притягательную силу: он притягивал к себе всё хорошее, творческое, светлое, ибо в нём царило СОГЛАСИЕ.
Вот и в нашем коллективе пусть царит согласие, взаимоуважение, понимание. Каждый из нас должен осознать свои недостатки и постоянно работать над собой.
Сейчас мы хотели бы предложить вам посмотреть мультфильмы.
Видео «День и ночь», «Пингвины и акула»
Слайд 25
Упражнение «Дорога чувств»
Как рефлексию нашего занятия мы хотим предложить вам составить карту чувств, которые мы испытываем по дороге на работу и с работы. Возьмите, пожалуйста, пару следов, на правом напишите то, что вы чувствуете, идя на работу, а на левом то, что чувствуете, идя с работы, прикрепите следы на тропинки.
Слайд 26
Люблю я Работу, Зарплату люблю! Всё больше себя я на этом ловлю
Люблю я и Босса, он лучше других! И боссова Босса и всех остальных.
Люблю я и школу, её размещенье, А к отпуску чувствую я отвращенье! Люблю мою мебель, сырую и серую Бумажки, в которых как в Бога я верую...
Люблю моё кресло, в ячейке без света, И в мире предмета любимее нету... Люблю я и равных мне по положению Косые их взгляды, насмешки, глумления. Мой славный Дисплей и Компьютер я лично Украдкой целую, хоть им безразлично. И каждую схему опять и опять, Я время от времени силюсь понять.
Я счастлив здесь быть и, пока не ослаб, Любимой работы - счастливейший раб,
Я нормы и сроки работ обожаю Люблю совещанья, хоть там засыпаю.
Люблю я работу - скажу без затей, И этих нарядных всех в белом людей, Пришедших сегодня меня навестить
С желаньем куда-то меня поместить!!!
(автор неизвестен)
Слайд 27
Рассматривая дорогу можно заметить разнообразие чувств по дороге на работу и с работы, но не стоит забывать, чтобы коллектив был здоровым, с благоприятным психологическим климатом, каждый член этого коллектива должен начать с себя: