kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар-практикум «Про-филактика распространения деструктивных движений среди интернированных детей и формирование безопасной обра-зовательной сре-ды»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов по профилактике детского и подросткового суицида.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум «Про-филактика распространения деструктивных движений среди интернированных детей и формирование безопасной обра-зовательной сре-ды»»




Семинар-практикум «Профилактика распространения деструктивных движений среди интернированных детей и формирование безопасной образовательной среды»




Цель: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов по профилактике детского и подросткового суицида.



Социальные и экономические проблемы в обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи и ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя, самоубийств. Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. Нужно обратить внимание на подростков с заниженной са­мооценкой, на ребят, страдающих от своей малозначимости и низкой популярности в среде сверстников. 
Поэтому огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи педагогов школы, ведь большую часть времени дети проводят именно в школе. Педагогам необходимо усилить воспитательную работу в рамках внеурочной деятельности для формирования активной позиции подростков, выработки самоуважения, самовосприятия несовершеннолетних себя как личности. Уметь помочь подросткам в проблемных ситуациях, сопровождать наиболее сложные случаи, находить актуальные выходы совместно с подростком и семьёй для дальнейшей успешной социализации в обществе.

В последнее время участились случаи ухода из жизни среди несовершеннолетних. Отвлечь подростка от тягостных мыслей, помочь ему организовать досуг, поднять самооценку — это все должно противостоять добровольному уходу из жизни, а ранние проявления такого настроя должен увидеть в первую очередь педагог школы.

Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика. Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что – часто общаясь с ребенком – он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, соц. педагога, психолога, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста. Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла. Осуществляя психопрофилактику суицида, мы должны знать, что в каждом возрастном периоде у детей появляются психологические новообразования, сензитивные к психологическому воздействию. В связи с этим необходимо осуществлять непрерывную психопрофилактику, с самого первого класса, учитывая основные виды деятельности учащихся во все школьные психологические периоды:



Дети, имеющие проявления тревожности,  должны состоять на особом учете у педагогов.

Организация педагогической помощи:

  • Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;

  • Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках, определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования;

  • Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности

  • Анализ результата деятельности учеников, их достижений.

  • Поощрение положительных изменений.

  • Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и заботы;

  • Оказание педагогической помощи родителям.

  • Очень важно, соблюдать педагогическую этику, проблемы ребенка не выносить на всеобщее обсуждение в классе, школе.


Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Исторически неврозы весной отождествлялись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавшимися весельем и радостью. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель — самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.




Практикум жизнеутверждающих навыков


Кто-то хочет мудрым стать,

Кто-то — звездочку достать,

Кто-то — крылья обрести,

Кто-то — сквозь огонь пройти!

Кто-то хочет на лугу

Ласково кивнуть цветку.

Кто-то в капельке дождя

Разглядеть спешит себя.

Кто-то хочет всем планетам

Подарить цветов букеты.

Кто-то хочет на луне

Помолится в тишине.

Цель у каждого прекрасна,

Каждый хочет, это ясно,

Жить, надеясь и любя,

Чтобы обрести себя.

К чему в жизни вы стремитесь?

Чем цель отличается от мечты?

Как вы думаете, может ли быть счастлив человек, живущий без цели?

Отличается ли смысл жизни у взрослых и детей?
Как вы думаете, нужно ли старым людям к чему-либо стремиться?

Как вы думаете, может ли школа, педагоги и др. представители школы предотвратить кризисную ситуацию ребенка?



Притча

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить.

Знакомство с упражнениями направленных на:

  • эмоциональная поддержку и установление доверительных отношений

  • развитие стрессоустойчивости,

  • коррекция самооценки

  • снятие психологического и физического барьеров.

Все упражнения выполняются в кругу.








Разминка «Доброе животное».

Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Вы — одно большое доброе животное. Животное дышит. Шаг назад – вдох. Шаг вперед — выдох. У животного бьется сердце. Два шага назад — притопывая, два шага вперед. Спасибо.

Какие эмоции, ощущения вы испытали? (высказывания по желанию)


Игра «Оцени свою работоспособность?»

Всем участникам предлагается оценить свою работоспособность по 5-ти бальной системе. Например, «я чувствую себя на 3 балла, потому что сегодня не выспался».

Разминка «Стаканчик».

Ведущий ставит на ладонь мягкий стаканчик (одноразовый) и говорит участникам группы следующее: «Представьте, что этот стаканчик – сосуд для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза). В него вы можете положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза), это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите». На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент ведущий сминает стаканчик. Затем ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы. Важно обсудить, что почувствовали участники, и что им захотелось сделать. Заключительная фраза ведущего этого упражнения может быть следующей: «То, что вы сейчас пережили, - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе и в общении с другими людьми».

Упражнение «Рыба для размышления»

Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.

Предложения на карточках:

Самый большой страх — это…

Я не доверяю людям, которые…

Я сержусь, когда…

Я не люблю, когда…

Мне грустно когда…

Когда я спорю…

Когда на меня повышают голос, я…

Самое грустное для меня…

Человек считается неудачником, если…

Мне скучно, когда…

Я чувствую неуверенность, когда…

Обсуждение.  Какое чувство вы испытали, заканчивая предложения? Действительно, каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту.




Упражнение: “Мы тебя любим”

Все участники становятся в круг. Каждый участник по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: “Мы тебя любим!”.


Помните: Эти слова ласкают душу ребенка: 
- Ты самый любимый! 
- Ты очень многое можешь! 
- Спасибо! Что бы мы без тебя делали?! 
- Иди ко мне! Садись рядом, мы можем поговорить… 
- Расскажи мне, что с тобой… 
- Могу я с тобой посоветоваться… 
- Я готов помочь тебе, если совсем что-то не получается у тебя… 
- Я радуюсь твоим успехам! Я горжусь, какой ты талантливый! 
- Что бы ни случилось, помни: я с тобой и готов помочь! 


Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ценность ее зависит от того, что мы туда бросаем. Чувства отчуждённости, покинутости, вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой. Иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить и поддержать. Сам ребенок – не беспомощная «соломинка на ветру», которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не столько от опыта и знаний взрослых, но и от их умения чувствовать и догадываться. Так давайте чувствовать, догадываться и любить! Для любви человек рождается, и она побеждает всё. Любовь у человека есть всегда, пока он жив.

Мозговой штурм. Теперь давайте подумаем, как можно снять такое напряжение и беспокойство после перенесенного стресса?

  1. Узнать все, что возможно о том, что произошло.

  2. Отвлечься от происходящего (не застревать в стрессовой ситуации).

  3. Подготовить себя и к успеху, и к неудаче.

  4. Иметь запасной план – прекрасный способ уменьшить стресс.

  5. Снизить важность события.

  6. Расслабиться

  7. Мыслить позитивно (посмеяться или найти что-то полезное в случившемся)

  8. Выплеснуть накопившуюся негативную энергию наружу, например: помыть посуду, поиграть в футбол, побить «грушу» (подушку) и др.

Рекомендации психолога. Я предлагаю вам в подобных случаях выполнять следующие упражнения. Давайте их сделаем.

Упражнение «Крик». Закройте все окна и двери в помещении, где находитесь или уйдите в пустынное место и покричите изо всех сил в течение 1 минуты.

Смысл упражнения. В процессе крика человек освобождается от излишней негативной энергии.

Обсуждение. 1. Как вы чувствуете себя после этого упражнения? Знаком вам этот способ снятия напряжения? 2. Почему подростки часто кричат на уроках, в разговоре с кем- то?

Вывод. Когда человек кричит, он, таким образом, снимает с себя излишнее нервное напряжение. Наверное, это не самый лучший способ сохранения своего психоэмоционального здоровья, но, в крайнем случае, если это не в ущерб другим людям, он помогает.

Упражнение «Старая газета». Взять старую газету или ненужную бумагу и разорвать её в течение 1 минуты на мелкие части и выбросить в урну.

Смысл упражнения. Вместе с бумагой уходит накопившаяся негативная энергия и человек получает облегчение.

Обсуждение. 1. Какие эмоции сопровождали ваши действия? 2. Получили ли вы какое - то облегчение?

Упражнение «Ладони». Соедините ладони перед собой и давите одной рукой на другую в течение 1-2 минут.

Смысл упражнения. Напрягая мышцы рук, мы снимаем накопившуюся злость или раздражение.

Обсуждение. 1. Что ощущается в данный момент в вашем теле? 2. Какие изменения происходят с вашими эмоциями?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Елена Николаевна Ушакова

Дата: 29.02.2024

Номер свидетельства: 646538


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства