Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для классных руководителей и родителей детей подросткового возраста»
Семинар-практикум для классных руководителей и родителей
детей подросткового возраста
Тема: «Роль полового воспитания детей в условиях семьи»
Цель:повышение коммуникативной компетенции классных руководителей при взаимодействии с родителями.
Задачи:
актуализировать чувства и эмоции педагогов по отношению к родителям «группы риска»;
помочь классным руководителям в осознании вербальных и невербальных барьеров в общении с родителями «группы риска»;
способствовать формированию навыков эффективного общения педагогов с родителями детей подросткового возраста, развитию эмпатии по отношению к родителям «группы риска».
Обучение техникам невербального общения и активного слушания.
Обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.
Необходимые материалы: листы А4, бланки для упражнений, ручки, газеты
Формы работы: мини-лекция, мозговой штурм, работа в группах, практические упражнения.
Программа семинара
1. Организация пространства
2. Приветствие. Знакомство с участниками. Введение в тему.
Приветствие ведущего. Упражнение «Имя + качество личности» Упражнение «Продолжи предложение»
Проблемы и трудности, с которыми сталкивается ребенок в подростковом кризисном возрасте. Профилактика аутодеструктивного поведения детей (педагог-психолог).
Состояние подростковой преступности в школе. Проблемы и перспективы (зам. директора по БЖ).
3. Основная часть. Блок 1
Упражнение «Солнце - воздух – вода» Мини-лекция «Роль и ответственность семьи за воспитание ребенка в период кризисного подросткового возраста».
Игра «Как услышать подростка» (Соц. Педагог)
Упражнение «Графическое изображение взаимодействия классного руководителя и родителя «группы риска» Упражнение «Мозговой штурм» «Позиции родителей «группы риска» по отношению к школе, педагогам. Причины. Трудности взаимодействия» 4. Перерыв
5. Основная часть. Блок 2
Упражнение «Разгоняем паровоз» Мини-лекция с демонстрацией практических упражнений «Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями «группы риска»
Организация работы с родителями по профилактике аутодеструктивного поведения (классный руководитель из опыта работы).
Информационно - консультативная работа (пом. прокурора). Знакомство с памяткой «Методы и приемы снижения эмоционального напряжения». Упражнение «Нас с тобой объединяет». Мини-лекция «Рефлексивное слушание и «Я-сообщение» как эффективные способы взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска»(педагог-психолог). Знакомство с памяткой «Техника активного слушания». Мини-тест «Умеем ли мы слушать». Знакомство с памяткой «Теория «Я-высказывания». Упражнение «Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска».
Итог работы семинара (педагог-психолог). «Круг обратной связи» Заполнение анкет обратной связи Ритуал завершения.
ХОД СЕМИНАРА
Добрый день уважаемые коллеги и уважаемые родители. Рада приветствовать вас на семинаре.
Притча
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю», скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой родители и дети будут чувствовать себя «как дома».
Беседа по теме
Беседуя с классными руководителями о роли родительских собраний. Понимаешь что, для многих родительское собрание ассоциируется с работой, которую необходимо выполнять. Некоторые видят родительское собрание как ожидание помощи, совместное решение проблем.
Взаимодействие с родителями затрудняют следующие качества: стрессогенное состояние (психическое напряжение, которое возникает в ответ на неблагоприятное воздействие), гиперответственность, эмоциональность.
Учитывая, что семья – относительно замкнутый институт воспитания, а воспитательный потенциал родителей весьма различен, важно при взаимодействии с родителями уметь обеспечить высокое качество контакта. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми. Оценивая ребёнка, учитель тем самым даёт оценку и родителям. Особый дискомфорт на собраниях испытывают родители отстающих и трудных учащихся. Не следует на публичных собраниях допускать разговора о слабых сторонах тех или иных детей. Лучше разобрать общие и актуальные для всех вопросы. В индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики ученика, раскрыть волнующую проблему и вместе с родителями наметить пути её решения.
К сожалению, считают нормой «негативные высказывания». Нам легче критиковать всё и вся, жаловаться, чем хвалить, поощрять и говорить о позитивном. Попробуйте хоть один день прожить в добре и оптимизме. Включите в свою речь как можно больше приятных слов, сопровождая их улыбкой, и вы увидите множество светящихся глаз, людей желающих выполнить любое ваше поручение.
Необходимо поощрять детей и отмечать даже незначительные успехи.
Родители, в свою очередь, должны быть уверены в том, что любая доверительная беседа с учителем не будет использована во вред их ребёнку. Особенно бережно должны храниться тайны, доверенные учителю учеником.
Необходимо ещё раз акцентировать внимание на том, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы, этику и такт таким образом, чтобы родители принимали активное участие в жизни школы.
Упражнение «Имя + настроение руками»
Ведущий предлагает педагогам познакомиться, назвать свое имя и показать свое настроение сейчас с помощью рук, без слов. Следующий участник называет имя и показывает настроение предыдущего, а затем представляется сам и показывает свое настроение. И так как «снежный ком» до последнего участника. Первым представляется ведущий и показывает свое настроение.
Вступление:
Упражнение «Продолжи предложение»
Участникам раздаются карточки с началом фразы «Воспитание подростка - это…». Задание: быстро, не раздумывая в течение 1 минуты продолжить фразу и передать ведущему. Листочки не подписываются. Ведущий обобщает представления участников о воспитании детей подросткового возраста. Выделяются трудности, связанные с возрастными особенностями детей подросткового возраста.
Мини-лекция «Проблемы и трудности, с которыми сталкивается ребенок в подростковом кризисном возрасте. Профилактика аутодеструктивного поведения детей» (педагог-психолог).
Информационная справка: Состояние подростковой преступности в школе. Проблемы и перспективы (зам. директора по БЖ).
3. Основная часть
1 блок
Игра «Как услышать подростка» (Соц. Педагог)
Мини-лекция «Роль и ответственность семьи за воспитание ребенка в период кризисного подросткового возраста».
Упражнение «Графическое изображение взаимодействия классного руководителя и родителя «группы риска»
Каждому участнику предлагается выполнить следующее задание: на предложенном листе с помощью двух кругов изобразите себя и типичного для вас родителя «группы риска» во взаимодействии, отразите на рисунке именно свой тип взаимодействия с родителями. Затем каждый участник показывает группе свой рисунок и поясняет свой вариант. Далее ведущий предлагает участникам объединиться в группы по похожести рисунков и придумать название выбранного способа взаимодействия КР (кл. руководителя) с Ргр (родителем «группы риска»). Упражнение «Графическое изображение взаимодействия классного руководителя и родителя «группы риска» 4. Перерыв
Упражнение «Мозговой штурм». Тема: «Позиции родителей «группы риска» по отношению к школе, педагогам. Причины. Трудности взаимодействия»
Выполняется на листах в образованных в предыдущем упражнении подгруппах. Представление каждой подгруппой своей работы. Обсуждение.
Упражнение «Где моя пара?»
Участникам предлагается найти себе пару в аудитории по принципу «Размер ладони у нас похож» (измеряем только путем накладывания «ладонь-ладонь»)
Упражнение в парах «Чувства родителей «группы риска» при взаимодействии с классными руководителями, педагогами. В парах распределяются роли: один – «классный руководитель», другой – «родитель «группы риска». Каждой паре дается карточка с ситуацией. Необходимо в парах согласно ролям проиграть предложенную ситуацию. Задача каждого: понять, какие чувства в данной ситуации испытывает родитель «группы риска». (Предположить причину). Далее идет обмен ролями и проигрывание другой ситуации. Обсуждение: чувства родителей «группы риска» при общении с классным руководителем.
4. Перерыв 5 минут
5. Основная часть
2 блок
Упражнение на снятие психоэмоционального и физического напряжения «Разгоняем паровоз»
Участникам предлагается по очереди совершать по два хлопка ладонями так, чтобы получился звук разгоняющегося паровоза. Ведущий показывает необходимую мелодию хлопков. Упражнение проходит очень активно и снижает напряжение от усталости.
Мини-лекция с демонстрацией практических упражнений «Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями «группы риска».
С чего обычно начинается общение двух людей. С приветствия, в нашем случае – со слова «Здравствуйте». И оно может происходить по разному и иметь в результате различный результат.
Упражнение «Здравствуйте!»
Каждому участнику дается карточка с названием эмоции, которую может испытывать любой человек. Задача: не показывая карточку остальным участникам, произнести слово «Здравствуйте», пытаясь изобразить предложенную эмоцию. Задача остальных при этом: попробовать понять, какие чувства, эмоции вложил в это слово участник и назвать ее. Дополнительно: а что вы почувствовали в этот момент сами? Хочется ли дальше строить разговор?
Обобщение: все успешно справились с данным заданием, то есть понимание, «как надо» и «как не надо» у нас есть.
Мини-доклад: «Организация работы с родителями по профилактике аутодеструктивного поведения» (классный руководитель из опыта работы).
Упражнение-эксперимент «Уважаемая, Мария Ивановна»
Среди участников выбирается 5 человек, которые будут «классными руководителями» и произносить предложенную фразу так, как написано у них в карточке. Задача еще 5-ых – они «родители «группы риска»: отслеживать свои эмоции и чувства и проговаривать их после каждого произнесения фразы.
Рефлексия. Итог упражнения.
Информационно - консультативная справкапом. прокурорагорода «Профилактика преступности детей подросткового возраста».
Знакомство с памятками «Методы и приемы снижения эмоционального напряжения», «Техника активного слушания». Упражнение «Нас с тобой объединяет». Каждый участник по кругу, обращаясь по очереди к трем другим участникам (третий справа сосед, третий слева сосед и сосед напротив), находит общее между собой и тем человеком, к которому он обращается, заканчивая следующее предложение: «Нас с тобой объединяет…» + «Мне нравится в тебе…» Мини-лекция «Рефлексивное слушание и «Я-сообщение» как эффективные способы взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска» (педагог-психолог). Мини-тест «Умеем ли мы слушать». Упражнение «Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска».
Мини-лекция «Рефлексивное слушание и «Я-сообщение» как эффективные способы взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска»
6. Завершение
Игра «Дорисуй фигуру». Все мы детьми любили фантазировать, рисовать, выдумывать, приукрашивать….. поэтому сейчас я предлагаю Вам вернуться в детство.
Вам предлагается шесть фигур (треугольник, квадрат, круг, овал, пятиугольник), которые необходимо дорисовать и превратить в законченные изображения на тему: «Семья».
Важно постараться, чтобы изображения выглядели как можно более неожиданно, фантастически.
Диагностическое упражнение «Домик».
Упражнение позволяет проанализировать семейные взаимоотношения.
Каждый рисует на листе формата А4 (или А5) домик с шестью окошками. После этого расселить в этом домике свою семью.
Рисунки не обсуждаются. Происходит самоанализ.
Упражнение «Мишень настроения» (рефлексия).
Сейчас я предлагаю вам написать свои пожелания ведущему и выразить свое настроение следующим образом. Вам будут передавать стикеры и мишень настроения. Ваша задача написать на листочке пожелание и приклеить его на мишень выбрав круг, где надпись будет соответствовать вашему настроению здесь и сейчас.
«Круг обратной связи»
Ведущий предлагает участникам семинара обменяться своими ощущениями, чувствами, мнением о семинаре по схеме: «Я сейчас чувствую… я думаю… я хочу сделать…»
Заполнение анкет обратной связи.
Заключительное слово ведущего:
Спасибо что вы были сегодня здесь с нами. Делились своими мыслями, чувствами. Цените и берегите свою семью, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой – приспособить к жизни в обществе. И пусть взаимодействие с родителями ваших учеников всегда будет только эффективным. Желаю вам успехов.