Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска»
Успешность профессионального становления будущего педагога во многом определяется эффективность его адаптации к образовательному процессу колледжа.
Целью педагогического процесса КГА ПОУ «Канского педагогического колледжа» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Именно поэтому для нашего педагогического коллектива огромное значение имеет процесс адаптации студентов в колледже.
Социальная адаптация студента – это процесс усвоения молодым человеком норм студенческой жизни, включение его в систему межличностных отношений, освоение статуса студента. Социальный статус студента сложен, требует от него выполнений социальных ролей: организации учебной и внеучебной деятельности, принятие социальных норм и правил колледжа, установление отношений с окружающими.
Степень социальной адаптации первокурсника в колледже определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д.
Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего педагога. На протяжении первого года обучения происходит вхождение студента-первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается признание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности.
Особая роль в адаптации первокурсников принадлежит кураторам групп, и это не случайно, так как эти преподаватели являются ведущими в новых образовательных условиях колледжа, кто оказывает помощь первокурсникам в трудных ситуациях с первых дней пребывания, координируя и организуя их деятельность в колледже.
Взаимодействие с группой предполагает работу самих студентов над умением объединяться и согласовывать свои действия. Задача студенческой группы – не поиск усредненного варианта включения в новые виды общения деятельности, а создание условий для общего оптимального взаимодействия и продуктивного контакта. Поэтому кураторы групп лишь содействуют естественному процессу развития группы, от которой в большей степени зависит успешность адаптации первокурсников.
Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Адаптация студента происходит тогда, когда студент адекватно оценивает ситуацию, выбирает один их социально одобряемых вариантов своих действий и успешно использует возможности их осуществления.
Дезадаптация проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта, напряженности, чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе, что блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить нарушениям психического здоровья.
Общепринятым является положение о том, что адаптационный процесс не ограничивается первым курсом, но в течение этого периода наиболее интенсивно происходит развитие адаптивности как личностного качества, направленного на выработку адаптационных стратегий, новых средств по овладению содержанием учебной деятельности, новых форм отношений и общения. Именно в первый год обучения студент в большей степени нуждается в психолого-педагогическом сопровождении и поддержки процесса его адаптации, что мы и создаем благодаря слаженной системе работы всего коллектива.
Реализация настоящей Программы осуществляется на основан плана воспитательной работы и предусматривает совместную деятельность администрации колледжа, учебных подразделений, кураторов академических групп, преподавательского состава, структурных подразделений задействованных в организации воспитательной и внеучебной работы.