«Рекомендации родителям ученика-репатрианта (оралмана) по успешной школьной адаптации»
«Рекомендации родителям ученика-репатрианта (оралмана) по успешной школьной адаптации»
Современные ученые различают климатическую, психологическую, социальную, культурную, экономическую и др. типы адаптации. Характеристики данных типов адаптации можно найти в многочисленных монографиях зарубежных ученых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Современные ученые различают климатическую, психологическую, социальную, культурную, экономическую и др. типы адаптации. Характеристики данных типов адаптации можно найти в многочисленных монографиях зарубежных ученых. Согласно С. Келлеру лишь спустя 10 лет пребывания в стране иммигрант или беженец чувствует себя более или менее стабильно. Говоря о проблемах адаптации репатриантов к местной среде, необходимо отметить тот факт, что, несмотря на понижение социального статуса казахского этноса, способность адаптации высокого уровня помогает поиску своего места в обществе и в новых условиях. Особенность представителей казахской диаспоры заключается в том, что казахи способны успешно адаптироваться к любой среде. Некоторые иностранные исследователи считают, что главной особенностью казахов, помогающей им сохранить традиционные устои, является ярко выраженное стремление подчеркнуть свою принадлежность к определенным потомственным группам. И. Сванберг, говоря и характеризуя казахскую диаспору в Турции, пишет: «Осознанная и сильная казахская групповая идентичность продолжает свое существование даже при условии изменения в новом окружении части ежедневных ритуалов, применении другой технологии, другого способа ведения хозяйства, новых темпов работы, всего образа жизни, также как и культуры питания».
Концепция РК о репатриации этнических казахов на историческую родину предусматривает обеспечение скорейшей интеграции репатриантов в казахстанское общество, организацию специальных курсов адаптации репатриантов, предусматривающие изучение государственного - казахского языка и языка межнационального общения в РК - русского, а также законодательства Республики Казахстан. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что многие возвращающиеся на историческую родину, пополняет маргинальные слои современного казахстанского общества. Это обуславливается факторами, которые коренятся в социально-экономических и социокультурных сферах жизнедеятельности казахстанского общества.
Соответственно появилась необходимость рассмотреть все стадии возвращения этнических репатриантов на историческую родину-стадию формирования мотивов, процесс адаптации репатриантов на новом месте, а также процесс самоидентификации в казахстанском обществе. Акцент на процессе адаптации этнических иммигрантов позволяет выявить мотивы решения возвращения. Учет мотивационной структуры возвращения этнических казахов на историческую родину способствует увеличению количества потенциальных репатриантов иммигрировать в Казахстан.
По данным проведенного социологического исследования проведенного по регионам Казахстана по теме «Роль миграции различных национальностей в формировании демографической ситуации Казахстана» мигрантам сложнее адаптироваться в экономической, бытовой и религиозной, служебной, правовой сферах.
На основе анализа результатов исследования можно сказать, что трудности адаптации мигрантов имеют региональные особенности, которые должны учитывать при выработка региональной миграционной политики.
Среди проблем, названных респондентами в качестве актуальных наибольшее значение имеют следующие: отсутствие жилья (18,0%), дороговизна жизни (15,0%), нехватка средств (15,0%), трудоустройство (12,0). Языковой барьер (17,0%), дороговизна жизни и нехватка средств (15,0%), сложные отношения с местными органами власти (8,0%) являются основными в структуре трудности адаптации мигрантов Южного региона. Адаптационный период наиболее сложнее проходить для мигрантов Западного региона Казахстан. В данном регионе успешной адаптации мигрантов мешают следующие причины: дороговизна жизни (64,2%); нехватка средств (46,3%); отсутствие жилья (40,7%). По сравнению с другими регионами Казахстана в данном регионе указанные показатели самые высокие. Дороговизна жизни и нехватка средств являются весомыми факторами адаптации и для мигрантов восточного региона. Они так же в числе причин указали проблему с устройством детей (24,2%), трудоустройством (18,0%), Языковой барьер (13,9%), чуждость менталитета (12,8%). В центральном регионе в рейтинге трудностей адаптации первое место занимает проблемы отсутствия жилья (28,0%), дороговизна жизни (16,0%). Весомую роль в процессе адаптации мигрантов данного региона играет нехватка средств (14,0%), трудоустройство (11,0%), языковой барьер (6,0%).
Дороговизну жизни в качестве основной проблемы называют респонденты следующих регионов: Западный Казахстан (64,2%). Восточный Казахстан (59,2%).Сложные отношения с местным населением больше всего волнуют респондентов из Южного Казахстана (9,0%). Нехватку средств остро ощущают мигранты Западного (46,3%) и Восточного Казахстана (49,4%). Отсутствие жилья в качестве основной проблемы называют респонденты Южного региона (40,7%). Для мигрантов Восточного региона больше всего волнуют чуждость менталитета (12,8%). Сложные отношения с местными органами власти больше всего волнуют мигрантов Южного региона (8,0%). Проблема с трудоустройством считают главной проблемой респонденты Западного (27,3%) и Восточного регионов (18,0%). Получение образования и устройство детей в первую очередь беспокоить мигрантов молодого возраста. Особенно данный показатель важен для респондентов Западного региона (8,9%) . Отсутствие доступа к медобслуживанию остро ощущают мигранты Южного (5,0%) и Западного (4,4%) регионов. Данный показатель является значимым в процессе адаптации мигрантов, т.к. своевременное лечение и профилактика усиливает их самооценку и ощущение полноценным гражданином казахстанского общества. Доступ к медобслуживания также усиливает безопасность в отношении сохранения здоровья населения Казахстана. Проверка здоровья и тесты на проверку инфекционные заболевания должны стать нормой при оформлении мигрантов.
С языковым барьером сталкиваются многие мигранты, особенно с дальнего Зарубежья. По результатам проведенного исследования языковым барьером чаще встречаются мигранты Южного региона. Для мигрантов из СНГ языковой барьер не является основным фактором, который мешает успешной адаптации. Старикам и людям среднего возраста труднее преодолеть языковой барьер. Молодежь, в связи возрастными потенциальными возможностями, легче осваивают языки, которые считаются функциональными в Казахстане.
И хотя на первый взгляд проблемы носят преимущественно социально-экономический характер, нельзя не обращать внимания на значение социально-культурных факторов для успешной социализации в условиях казахстанской реалии. Необходимо отметить значение проблемы социально-культурного характера, которые могут быть причиной успешной адаптации мигрантов.
Для обеспечения быстрой адаптации репатриантов в казахстанское общество служат некоторые сдерживающие факторы, изложенные выше, но именно система образования становится одним из главных ресурсов адаптации и интеграции оралман в казахстанское общество. Система образования и эффективное обеспечение доступа к нему, организованное с учетом специфических характеристик процесса репатриации, является ресурсом адаптации оралманов, так как, обеспечивает усвоение новых ценностей и норм внутри системы образования и способствует развитию навыков межличностного общения, карьерного роста и самореализации в новых условиях жизнедеятельности.
Вместе с тем, сохраняется высокий уровень ответственности перед казахстанским обществом во всех опрошенных группах. Это выражается в очень низком проценте репатриантов, взвешивающих возможность оставить страну и очень высоком проценте тех, кто не разочаровался в своем решении репатриироваться на историческую родину. Лица казахской национальности, прибывающие из стран СНГ, являются наиболее адаптированной категорией переселенцев, как в экономическом, так и в культурном отношении. К тому же, в рамках СНГ подписан ряд документов, регулирующих различные проблемы социального характера (выплата пенсий, организация образования, трудоустройства и др.). Это выражается в быстроте выхода на рынок труда, серьёзном отношении к учебе, стремлении приобретения жилья уже на ранних ступенях пребывания в стране. Оралманы пытаются "жить в двух мирах". С одной стороны, испытывают чувство долга перед Республикой Казахстан, ощущая себя его частью, с другой, ощущают глубокую связь с языком и культурой страны исхода. Однако нельзя игнорировать тот факт, что часть репатриантов, лишены чувства долга перед страной. Это молодые люди, не изъявлявшие сильного желания репатриироваться. Они пессимистически настроены относительно перспектив жизни в Казахстане, не идентифицируют себя с казахстанским обществом и остро реагируют на равнодушие коренного населения к их проблемам.
Одна из проблем, вызывающих трудности в адаптации наших соотечественников, переселившихся из ближнего и дальнего зарубежья – казахский алфавит. В настоящее время в устной речи казахов всего мира нет никаких различий, однако письменность письма казахов проживающих в разных странах отличается. Например, Узбекистан и Туркменистан перешли на латинский алфавит, казахи проживающие в Казахстане, Монголии, России пишут кириллицей, а казахи из стран Европы обучаются письму на латинице. Это различие вызывает трудности у наших собратьев, вернувшихся на историческую Родину, особенно при получении среднего и высшего образования.
Необходимо уделить особое внимание расселению репатриантов равномерно по регионам и по областям страны. Часто они остаются в южных областях, что обусловлено благоприятными природно-климатическими условиями. Необходимо создать эффективный механизм, который поможет расселить репатриантов и в северные регионы, включающий, к примеру, налоговые льготы, кредиты, помощь в трудоустройстве.
Следует стараться поселить репатриантов в одном регионе, что поможет их более быстрой адаптации. Репатрианты сохранившие традиции и обычаи своего народа могут внести значительный вклад в консолидацию казахского этноса, а также обогатить национальную культуру. Возвращение казахской диаспоры не только повлияет на демографическую ситуацию в стране но и будет способствовать возрождению традиционной культуры.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личности качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения, здесь же возникает у малыша чувство доверия к окружающему миру, к близким людям. Семейное воспитание должно помочь ребенку изначально усвоить нормы поведения в обществе, коллективе, во взаимоотношениях с людьми, то есть воспитание в современном обществе рассматривается не только как сугубо семейное дело, но и как социальная обязанность родителей.
Безусловно, успешность адаптации детей оралманов можно гарантировать только тогда, когда создано единое воспитательно-образовательное пространство «семья – образовательное учреждение». Опыт показывает, что чем теснее осуществляется связь семьи и учреждения образования, тем эффективнее педагогический результат.
Для успешной адаптации детей оралманов необходима систематическая работа всего педагогического коллектива образовательного учреждения с семьей, которая включает в себя:
- планирование содержания общения с каждой семьей, сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
- обеспечение ежедневного информирования родителей о жизни ребенка в образовательном учреждении, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке;
- определение «проблемных зон» развития ребенка и пути их решения;- установление требования всестороннего обсуждения и коллегиальной выработки конструктивных предложений в создавшейся конфликтной ситуации;
- повышение психологической культуры взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагогов, родителей, детей;
- совершенствование стиля общения с родителями, принятого в образовательном учреждении;- обеспечение защиты прав детей в образовательном учреждении и семье.
Ведущими направлениями взаимодействия образовательного учреждения и семьи оралманов могут быть:
- изучение семьи, ее проблем и потребностей (анкетирование, мониторинг, собеседования и т.д.);
- информирование родителей (родительские собрания, дни открытых дверей, родительские конференции, дискуссии, родительские вечера и т.д.);
- психолого-педагогическое просвещение родителей (родительский лекторий, материнская школа, семейная гостиная, консультационная служба, проведение и практикумов и тренингов с родителями);
- совместная деятельность родителей и детей (организация семейных конкурсов, рассказ о семейных традициях, увлечения, проведение совместных мероприятий, праздников и дел, творческие встречи с родителями, презентация семейных династий, создание тематических фотоальбомов и т.д.).
Привлечение родителей к совместной деятельности решает ряд воспитательных задач:
- установление дружеских отношений, сотрудничества, формирование опыта творческой деятельности;
- формирование межпоколенной трансмиссии, укрепление традиций, передача навыков и умений в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно полезной, художественно-творческой, игровой, свободном общении;
- налаживание теплых отношений между детьми, родителями и педагогами за счет совместного позитивного переживания.
Педагогам следует обратить внимание родителей, что адаптация их детей будет проходить успешно только в условиях тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Можно условно обозначить следующий механизм построения конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленного на успешную адаптация детей мигрантов, детей вынужденных переселенцев:
1. Первоначальное скрининговое обследование поступающих в образовательное учреждение детей оралманов, (социальное и материальное положение семьи; уровень владения казахским языком – письменным и устным; психофизическое состояние ребенка).
2. При необходимости – всестороннее обучение языку при использовании традиционных методов и интерактивных методик.
3. Разъяснение родителям необходимость обязательного участия их детей в дополнительных занятиях и культурных мероприятиях второй половины дня (присмотр фильмов, использование компьютерный языковых и культурологических программ, участие в секциях, кружках).
4. Создание оптимальной «принимающей среды» для включения детей оралманов в жизнь социума: максимальное использование мероприятий, где ребенок со слабым владением языком может применять свои ресурсы и умения, быть успешным наравне с одноклассниками.
5. Включение в культурную среду совместными силами педагогических работников, учащихся и их семей.
Проведение совместной работы образовательного учреждения с семьями можно условно разделить на два направления:
- объединяющие мероприятия, способствующие сближению учащихся и становлению активной гражданской позиции (родительские клубы, школьные советы, семейные соревнования, проведение общегражданских праздников);
- мероприятия с этнокультурным компонентом, способствующие становлению и сохранению позитивной этнической идентичности и развивающие межкультурные контакты.
Данные мероприятия служат сохранению и развитию традиций многонационального округа. В их число входят многонациональные фестивали, выставки, презентации национальных костюмов, кухни, ремесел, фольклорные и театральные мероприятия, фестивали семейных театров и фольклорных групп.
Педагогам следует рекомендовать родителям особенно внимательно относиться к чувствам и поведению своих детей в период адаптации. Если родители замечают, что сын или дочь проявляют интолерантное поведение, то им следует узнать причину такого поведения ребенка, прямо и открыто обсудить с ним эту проблему. Родителям необходимо интересоваться кругом общения ребенка, обращать внимание на то, что он читает, какие телепередачи смотрит. Родители должны обязательно контролировать собственные высказывания. Пусть они знают и помнят, что дети всегда «зеркалят» их мысли, взгляды, высказывания, точку зрения на ту или иную ситуацию.
Задача родителей – не только знакомить ребенка с собственными традициями и семейным укладом, но и культурой округа, особенностями тех народов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать.
Адаптация детей оралманов - сложный процесс, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой. Успешное приспособление определяется как ощущение гармонии с окружением, а основное внимание уделяется анализу чувства удовлетворенности, психологического благополучия к душевному здоровью детей мигрантов.
Аккультурационные изменения отражаются в таком понятии, как «культурный шок», и сходном с ним - «шок перехода», «культурная утомляемость». Симптомы культурного шока - недостаток уверенности в себе, тревожность, раздражительность, бессонница, психосоматические расстройства, депрессия. Это негативная сущность культурного шока. Но есть и позитивная сторона процесса - ярко выраженный личностный рост, возникающий при благоприятных условиях вхождения в новую культуру, когда индивид проходит цикл «стресс - адаптация - личностный рост».
Первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей, моделей поведения и в конечном счете важен для саморазвития личности.
Для детей оралманов необходим такой межкультурный контакт, как интеграция, то есть сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении в сообщество на новом значимом основании. Мигрант синтезирует обе культуры, будучи их связующим звеном. Для этого и необходимо психологическое сопровождение интеграции и социокультурной адаптации детей оралманов, чтобы они быстрее могли погрузиться в иную культуру и приобрести определенные качества, свойственные представителям новой культуры, также сохраняя свои культурные ценности.
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей опирается на такие принципы, как:
- признание и уважение общечеловеческих ценностей;
- развитие национально-культурной идентичности;
- обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-образовательной среде;
- поддержка индивидуальности детей в условиях ненасильственного гуманистического развития;
личностно-ориентированный подход;
систематические и регулярные занятия «Развитие речи» с логопедом.
Недостаток (или низкий уровень) доверия может стать серьезным барьером как для общества, так и для составляющих его групп, в особенности для подрастающего поколения, которому необходимо выработать стратегию и тактику выживания для успешной интеграции в общество и развивать перспективы социальной мобильности.