kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации по коррекцию речи длядошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации.Проблема речевого развития

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по коррекцию речи длядошкольников»

«Рекомендации по коррекцию речи

для детей 3-х лет с задержкой речевого развития»

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 до 4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. Что же ребенок должен уметь к 3-м годам?

  • Словарный запас детей 3-х лет состоит из 1000 слов.

  • Ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов (н-р, бибика, аф-аф, ту-ту).

  • Он умеет строить предложение с соблюдением норм грамматического оформления (н-р, ребенок изменяет слова в речи по числам, одна игрушка; по родам, моя игрушка; по падежам, нет игрушки).

  • Ребенок 3-х лет может пересказать содержание простой сказки.

  • Задает много вопросов (возраст почемучки).

  • Употребляет все части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие.

  • Ребенок проговаривает свои действия, когда он играет один со своими игрушками. Говорит: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо.

Это показатели нормального развития речи, но наша с вами цель своевременно увидеть отклонение в речевом развитии и поэтому хочу обратить ваше внимание на особенности развития ребенка при временной задержки речи.

Задержка речевого развития – замедленное развитие речи у детей до 3-х лет. Дети с диагнозом ЗРР имеют особенности поведения: либо гипервозбудимы, либо пассивны.

Внимание таких детей неустойчивое, ребенок быстро отвлекается.

Игровая деятельность носит монипулятивный характер действий (н-р, возит машинку туда сюда, нет сюжета в игре).

Мелкая моторика рук развита слабо.

Артикуляционная моторика развита слабо, они не могут точно выполнить движение губами, языком.

Они ориентируются в существительных, но названия действий (н-р, идет, бежит, стоит не различают).

Активный словарь состоит из 5-10 слов как правило 1, 2-х слогов, н-р, мама, баба, на. Иногда вместо слова ребенок воспроизводит 1 слог – ударный. Они не могут передать интонацию слова. Интересной особенностью их речи является стремление к употреблению открытых слогов (н-р, мяч, мя или мятя). Существительные произносятся со множеством звуковых пропусков (н-р, иня – машина, кука — кукла).

Работа по ранней коррекции речи должна проводится комплексно и в детском саду и дома.

Рекомендации по развитию речи детей 3-го года жизни:

Обогащение словарного запаса. Старайтесь давать определение предметам по их родовой принадлежности, н-р: хлебница – посуда для хлеба, называя слова обобщения: посуда, одежда, мебель, обувь и т.д. Применять их можно в форме просьбы «Сложи свою одежду аккуратно». На прогулках обращайте внимание детей на растение, цветы, деревья, птиц. Обогащайте словарь ребенка их названиями.

Вводите слова – названия основных цветов, н-р: сейчас наденем красные штанишки; в какую чашку налить чай синюю или белую. Знакомьте детей со словами, которые обозначают форму предмета: круглый, квадратный, треугольный, овальный, н-р: часы круглые, а кубики квадратные.

Расширяйте понятие размера словами: широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий, называя признаки окружающих вещей: длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст.

В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, горячий чай, теплый свитер, сухие носки, чистые руки.

Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов – действий или глаголов. Называть действие выполняемое ребенком нужно точно, с использованием приставок, н-р: воду из чашки перелили, в чайник воду налили, из ведра воду вылили. Нужно показать разницу между настоящим временем и прошедшим (н-р, мама кашу варит, мама кашу сварила). Помогает усвоению глаголов подвижные игры с речевым сопровождением. Также развивается слуховое внимание, понимание речи, общая моторика, координация движений.

Развитие грамматического строя речи. Работа над грамматическим строем речи должна стать ведущей в этом возрасте. Один из главных приемов – беседа при рассматривании иллюстраций к сказкам (н-р, по сказке «Колобок»). Задавайте вопросы: Откуда скатился колобок? С кем сначала встретился Колобок? Просите ребенка отвечать полными предложениями, н-р: Колобок встретился с зайцем. Большое внимание следует уделить работе над предлогами. При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог, н-р: игрушка лежит на столе, под столом, убрал со стола.

Развитие связной речи. В этом возрасте можно говорить лишь о подготовке детей к расказыванию. Дети учатся слушать взрослых. При совместном рассматривании игрушки, взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки, н-р: мишка плюшевый – большой; у него есть голова, туловище, лапы; на голове ушки, нос, глаза, рот, затем спрашивает какой мишка? Что есть мишки? Покажи где у мишки лапы? Во время разговора игрушка должна находится в руках у ребенка. Обязательно нужны упражнения мышц артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы органов артикуляции и звуки появляются быстрей и звучат более четко.

Развитие дыхания. Не маловажную роль в развитии речи играет правильная постановка дыхания. Лучше этот делать с использованием игрушек: вертушки, шарики, губные гармошки, дудочки, мыльные пузыри. Пальчиковая гимнастика. Очень важна пальчиковая гимнастика, т.к. мелкие мышцы пальцев на прямую связаны с речевым центром, а если она сопровождается стихотворным текстом, то развивается слуховое внимание и умение выполнять действия по инструкции.

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – я Вот и вся моя семья.

Очень полезно загадывать детям загадки, они развивают мышление и фонематический слух, т.е. то, без чего не возможно развитие речи.

Хитрая плутовка – рыжая головка

Пушистый хвост краса

Кто это? – лиса

Встает на заре

Поет во дворе

На голове гребешок

Кто же это? – петушок

Какие книги читать ребенку. Книга должна быть похожа на игрушку, объемная раскладушка большого формата с крупными красочными картинками.

Правила для родителей читать ребенку каждый день! Важно что читать малышу: обязательно народные сказки: «Колобок», «Теремок» или сказки в стихах «Мойдодыр», «Айболит», «Муха — цокотуха». Власова А.А.,



















































Рекомендации для родителей детей,

имеющих задержку речевого развития


Описание материала: предлагаю вам рекомендации для родителей детей, имеющих задержку речевого развития. Почему ребёнок в 2 года ничего не произносит? Как правильно общаться с ребёнком, в какие игры играть? На эти вопросы поможет ответить предлагаемый материал. Это практические советы, которыми может воспользоваться любой родитель в общении со своим ребёнком. 
Вот некоторые рекомендации:
• Всё свободное время говорите с ребёнком, озвучивайте все действия (кормление, купание, одевание, прогулка). Комментируйте происходящее вокруг, не бойтесь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно.
• Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа “Дай ложку, где носик?”. Опирайтесь на то, что доступно ребёнку. Неоднократно повторяйте уже усвоенное. 
• Вызывайте желание подражать взрослому. Это желание возникает, когда сочетается эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку). Можно вместе удивляться АХ! ОХ! ЭЙ!
• Читайте, рассказывайте ребёнку доступные для восприятия стихотворения, сказки. Важно, чтобы ребёнок понимал значения слов, встречающихся в данном тексте (комментируйте, объясняйте новые слова). Пробуйте сопровождать текст показом действий (Идёт бычок, качается…)
• Побуждайте ребёнка заканчивать слово, фразу стихотворного текста (хорошо, когда нужное слово ребёнок подбирает с помощью рифмы)
• Не перегружайте ребёнка телевизионной информацией. При чтении и разговоре с ребёнком сокращайте текст до понятных фраз.
• Не говорите при ребёнке о его отставании.
• Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребёнок не говорит.
• Играя с ребёнком, учите его понимать соотношение предметов по размеру (большой-маленький…), по цвету, форме (дай такой же…), количеству.
• Проводите массаж ладоней и пальчиков с помощью су-джока. Проводите пальчиковую гимнастику, играйте в мозаику, «лего», раскладывайте по цветам пуговицы, перебирайте фасоль, крупы, лепите из теста, пластилина любые поделки.
• Выполняйте простые артикуляционные упражнения в игровой форме (улыбнулись, как девочка; показали язычок, как кошка).
• Нельзя принуждать ребёнка к высказыванию с помощью слов “Скажи, повтори”. Лучше в игровой форме ненавязчиво побуждать к речи (“Как собачка сказала?” “Как я сделала?”)
• Любое речевое проявление ребёнка надо поощрять, не обращая внимания на качество произношения. Но повторять за ребёнком эти звукокомплексы не нужно. Ребёнок должен слышать правильную речь.
• При чтении рассматривайте иллюстрации с ребёнком. Задавайте вопросы ребёнку, хвалите его за любое речевое проявление. Сами отвечайте на вопросы, если ребёнок затрудняется ответить на них.
• Покупайте ребенку мыльные пузыри, вертушки, свистульки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, все, что с помощью ветра "играет". Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука.
Успехов вам в ваших занятиях с детьми.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Рекомендации по коррекцию речи длядошкольников

Автор: Савочкина Галина Григорьевна

Дата: 27.07.2017

Номер свидетельства: 424550


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства