Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по коррекцию речи длядошкольников»
«Рекомендации по коррекцию речи
для детей 3-х лет с задержкой речевого развития»
В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 до 4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. Что же ребенок должен уметь к 3-м годам?
Словарный запас детей 3-х лет состоит из 1000 слов.
Ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов (н-р, бибика, аф-аф, ту-ту).
Он умеет строить предложение с соблюдением норм грамматического оформления (н-р, ребенок изменяет слова в речи по числам, одна игрушка; по родам, моя игрушка; по падежам, нет игрушки).
Ребенок 3-х лет может пересказать содержание простой сказки.
Задает много вопросов (возраст почемучки).
Употребляет все части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие.
Ребенок проговаривает свои действия, когда он играет один со своими игрушками. Говорит: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо.
Это показатели нормального развития речи, но наша с вами цель своевременно увидеть отклонение в речевом развитии и поэтому хочу обратить ваше внимание на особенности развития ребенка при временной задержки речи.
Задержка речевого развития – замедленное развитие речи у детей до 3-х лет. Дети с диагнозом ЗРР имеют особенности поведения: либо гипервозбудимы, либо пассивны.
Внимание таких детей неустойчивое, ребенок быстро отвлекается.
Игровая деятельность носит монипулятивный характер действий (н-р, возит машинку туда сюда, нет сюжета в игре).
Мелкая моторика рук развита слабо.
Артикуляционная моторика развита слабо, они не могут точно выполнить движение губами, языком.
Они ориентируются в существительных, но названия действий (н-р, идет, бежит, стоит не различают).
Активный словарь состоит из 5-10 слов как правило 1, 2-х слогов, н-р, мама, баба, на. Иногда вместо слова ребенок воспроизводит 1 слог – ударный. Они не могут передать интонацию слова. Интересной особенностью их речи является стремление к употреблению открытых слогов (н-р, мяч, мя или мятя). Существительные произносятся со множеством звуковых пропусков (н-р, иня – машина, кука — кукла).
Работа по ранней коррекции речи должна проводится комплексно и в детском саду и дома.
Рекомендации по развитию речи детей 3-го года жизни:
Обогащение словарного запаса. Старайтесь давать определение предметам по их родовой принадлежности, н-р: хлебница – посуда для хлеба, называя слова обобщения: посуда, одежда, мебель, обувь и т.д. Применять их можно в форме просьбы «Сложи свою одежду аккуратно». На прогулках обращайте внимание детей на растение, цветы, деревья, птиц. Обогащайте словарь ребенка их названиями.
Вводите слова – названия основных цветов, н-р: сейчас наденем красные штанишки; в какую чашку налить чай синюю или белую. Знакомьте детей со словами, которые обозначают форму предмета: круглый, квадратный, треугольный, овальный, н-р: часы круглые, а кубики квадратные.
Расширяйте понятие размера словами: широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий, называя признаки окружающих вещей: длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст.
В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, горячий чай, теплый свитер, сухие носки, чистые руки.
Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов – действий или глаголов. Называть действие выполняемое ребенком нужно точно, с использованием приставок, н-р: воду из чашки перелили, в чайник воду налили, из ведра воду вылили. Нужно показать разницу между настоящим временем и прошедшим (н-р, мама кашу варит, мама кашу сварила). Помогает усвоению глаголов подвижные игры с речевым сопровождением. Также развивается слуховое внимание, понимание речи, общая моторика, координация движений.
Развитие грамматического строя речи. Работа над грамматическим строем речи должна стать ведущей в этом возрасте. Один из главных приемов – беседа при рассматривании иллюстраций к сказкам (н-р, по сказке «Колобок»). Задавайте вопросы: Откуда скатился колобок? С кем сначала встретился Колобок? Просите ребенка отвечать полными предложениями, н-р: Колобок встретился с зайцем. Большое внимание следует уделить работе над предлогами. При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог, н-р: игрушка лежит на столе, под столом, убрал со стола.
Развитие связной речи. В этом возрасте можно говорить лишь о подготовке детей к расказыванию. Дети учатся слушать взрослых. При совместном рассматривании игрушки, взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки, н-р: мишка плюшевый – большой; у него есть голова, туловище, лапы; на голове ушки, нос, глаза, рот, затем спрашивает какой мишка? Что есть мишки? Покажи где у мишки лапы? Во время разговора игрушка должна находится в руках у ребенка. Обязательно нужны упражнения мышц артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы органов артикуляции и звуки появляются быстрей и звучат более четко.
Развитие дыхания. Не маловажную роль в развитии речи играет правильная постановка дыхания. Лучше этот делать с использованием игрушек: вертушки, шарики, губные гармошки, дудочки, мыльные пузыри. Пальчиковая гимнастика. Очень важна пальчиковая гимнастика, т.к. мелкие мышцы пальцев на прямую связаны с речевым центром, а если она сопровождается стихотворным текстом, то развивается слуховое внимание и умение выполнять действия по инструкции.
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – я Вот и вся моя семья.
Очень полезно загадывать детям загадки, они развивают мышление и фонематический слух, т.е. то, без чего не возможно развитие речи.
Хитрая плутовка – рыжая головка
Пушистый хвост краса
Кто это? – лиса
Встает на заре
Поет во дворе
На голове гребешок
Кто же это? – петушок
Какие книги читать ребенку. Книга должна быть похожа на игрушку, объемная раскладушка большого формата с крупными красочными картинками.
Правила для родителей читать ребенку каждый день! Важно что читать малышу: обязательно народные сказки: «Колобок», «Теремок» или сказки в стихах «Мойдодыр», «Айболит», «Муха — цокотуха». Власова А.А.,
Рекомендации для родителей детей,
имеющих задержку речевого развития
Описание материала: предлагаю вам рекомендации для родителей детей, имеющих задержку речевого развития. Почему ребёнок в 2 года ничего не произносит? Как правильно общаться с ребёнком, в какие игры играть? На эти вопросы поможет ответить предлагаемый материал. Это практические советы, которыми может воспользоваться любой родитель в общении со своим ребёнком. Вот некоторые рекомендации: • Всё свободное время говорите с ребёнком, озвучивайте все действия (кормление, купание, одевание, прогулка). Комментируйте происходящее вокруг, не бойтесь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно. • Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа “Дай ложку, где носик?”. Опирайтесь на то, что доступно ребёнку. Неоднократно повторяйте уже усвоенное. • Вызывайте желание подражать взрослому. Это желание возникает, когда сочетается эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку). Можно вместе удивляться АХ! ОХ! ЭЙ! • Читайте, рассказывайте ребёнку доступные для восприятия стихотворения, сказки. Важно, чтобы ребёнок понимал значения слов, встречающихся в данном тексте (комментируйте, объясняйте новые слова). Пробуйте сопровождать текст показом действий (Идёт бычок, качается…) • Побуждайте ребёнка заканчивать слово, фразу стихотворного текста (хорошо, когда нужное слово ребёнок подбирает с помощью рифмы) • Не перегружайте ребёнка телевизионной информацией. При чтении и разговоре с ребёнком сокращайте текст до понятных фраз. • Не говорите при ребёнке о его отставании. • Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребёнок не говорит. • Играя с ребёнком, учите его понимать соотношение предметов по размеру (большой-маленький…), по цвету, форме (дай такой же…), количеству. • Проводите массаж ладоней и пальчиков с помощью су-джока. Проводите пальчиковую гимнастику, играйте в мозаику, «лего», раскладывайте по цветам пуговицы, перебирайте фасоль, крупы, лепите из теста, пластилина любые поделки. • Выполняйте простые артикуляционные упражнения в игровой форме (улыбнулись, как девочка; показали язычок, как кошка). • Нельзя принуждать ребёнка к высказыванию с помощью слов “Скажи, повтори”. Лучше в игровой форме ненавязчиво побуждать к речи (“Как собачка сказала?” “Как я сделала?”) • Любое речевое проявление ребёнка надо поощрять, не обращая внимания на качество произношения. Но повторять за ребёнком эти звукокомплексы не нужно. Ребёнок должен слышать правильную речь. • При чтении рассматривайте иллюстрации с ребёнком. Задавайте вопросы ребёнку, хвалите его за любое речевое проявление. Сами отвечайте на вопросы, если ребёнок затрудняется ответить на них. • Покупайте ребенку мыльные пузыри, вертушки, свистульки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, все, что с помощью ветра "играет". Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука. Успехов вам в ваших занятиях с детьми.