Рекомендации педагога-психолога родителям детей с ОВЗ. Упражнения по саморегуляции.
Рекомендации педагога-психолога родителям детей с ОВЗ. Упражнения по саморегуляции.
Как помочь ребенку с ОВЗ в сложные минуты? самое правильное- научить его помогать самому себе, тоесть научить выполнять упражнения с целью развития саморегуляции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации педагога-психолога родителям детей с ОВЗ. Упражнения по саморегуляции.»
Рекомендации родителям
Упражнения по саморегуляции
Как помочь ребёнку в сложные минуты? Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с упражнениями саморегуляции. Все они построены на трех этапах:
1) Осознание – это, пожалуй, самое сложное. Детям тяжело отследить своё эмоциональное состояние. Они очень импульсивны, реакции быстро сменяются одна другой. Здесь на первых порах необходима помощь взрослого. Скажите ребенку: «Я заметила, что ты нервничаешь (сердишься, злишься).» Можете показать лицо ребенка в зеркале или изобразить, что вы увидели. Уточните, правильно ли вы поняли. Это должен быть спокойный дружеский разговор, а не нотация или упреки.
2) Напряжение. Далее ребенку необходимо дать инструкцию, что делать в такой ситуации. Это должно быть связано с мышечным напряжением. Например, сожми кулаки или сильно надави ногами в пол.
3) Расслабление. Нужно попросить ребенка расслабиться. Это всегда легче после напряжения.
Вот несколько примеров таких упражнений:
Шаловливая минутка
Объясните ребенку: "Сейчас наступает «шаловливая минутка». В течение этой минутки ты можете делать все, что хочется: прыгать, бегать, кричать... Но помни, что есть правило: «шаловливая минутка» начинается со звучания музыки, а заканчивается, когда музыка выключается. Упражнение повторяется 2 – 3 раза
«Возьми себя в руки»
Ребёнку говорят: «Как только ты почувствуешь, что ты забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, остановись на секунду. Поставь ноги чуть шире плеч, обхвати ладонями плечи и сильно прижми руки к груди, – это поза выдержанного человека».
Рисование ладонями
Взрослый рисует пальцем геометрические фигуры на спине ребенка, ребенок с закрытыми глазами угадывает их названия. Взрослый выполняет движения на спине ребенка.
Море, море, море…(медленно поглаживаем верхнюю часть спины ребенка от позвоночника в стороны одновременно двумя руками)
Рыбы, рыбы, рыбы…(быстрые и легкие прикосновения пальцами в том же направлении)
Горы, горы, горы…(медленные прикосновения всей ладонью)
Небо, небо, небо…(снова поглаживания)
«Врасти в землю»
Попробуй сильно-сильно надавить стопами на пол, руки прижми к туловищу, сожми зубы, напряги шею и спину. Ты огромное крепкое дерево, у тебя мощные корни, и никакие бури тебе не страшны. Это поза уверенного человека.
«Пружинка»
Поставь ноги на ширину плеч, согни их немного в коленях, расслабь туловище и свободно опусти руки, расправь пальцы и склони голову к груди. Слегка покачайся в стороны, вперёд, назад. А сейчас резко выпрямись, как бы раскройся, подними голову и руки, выпрями ноги. Ты стряхнул всю усталость. Чуть-чуть осталось? Повтори ещё.
«Наоборот» Взрослый показывает различные движения (руки вверх, вправо и т. д., а ребенок изображают движения, только с точностью до «наоборот» (руки вниз, влево и т. д.) .
«Солдатик»
Когда ты бегаешь и не можешь остановиться, взять себя в руки замри, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки прижми к туловищу. Ты превратился в солдата на посту, ты несёшь свою службу, оглянись по сторонам, посмотри, что вокруг тебя происходит, кто чем занят, кому надо помочь, кого защитить. А теперь поменяй ногу и посмотри ещё пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник.
«Гора с плеч»
Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо ещё что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад. Сделай это упражнение 5-6 раз и тебе станет легче.
После нормализации эмоционального состояния можно вместе поискать конструктивные пути решения проблемы или продумать действия, которые предотвратят её возникновение.
Для профилактики напряжения или стимуляции расслабления можно использовать игровые упражнения такого плана:
«Ёжик»
Представь, что ты маленький ёжик и идешь по зимнему лесу. Вдруг подул сильный морозный ветер. Ёжик сжался в клубочек и задрожал от ледяного порыва. Но вдруг выглянуло солнышко и погладило ёжика теплым лучиком по спинке и он развернулся, потянулся и улыбнулся ласковым лучикам.
«Медвежонок»
Представь, что ты медвежонок. И играешь с шишками. Ты берёшь шишку и разламываешь её на две части. Для этого нужно много силы, хорошенько напряги пальцы рук. И брось шишку на пол — стряхни руки, расслабь кисти.
«Свет»
Представь, что в нашей комнате горит очень яркий свет. Он немного режет глаза — нужно изо всех сил их зажмурить. А теперь свет потушили — расслабь лицо.
Эти упражнения помогут снять мышечное напряжение, расслабиться, избавиться от зажимов.