kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие нравственных качеств у детей младшего школьного возраста через использование метафор из сказок

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития общества особое значение приобретает проблема нравственности. Нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.Огромной силой воздействия на внутренний мир и ценностную сферу личности обладает  сказка, как особый литературный жанр и метод психотерапии. Именно поэтому применение сказок в процессе психокоррекционных и психопрофилактических занятий, а также включение элементов сказкотерапии в учебную программу играет важную роль в формировании нравственных ценностей учащихся младших классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие нравственных качеств у детей младшего школьного возраста через использование метафор из сказок »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И. Покрышкина станицы Калининской









Развитие нравственных качеств у детей младшего школьного возраста через использование метафор

из сказок.




Педагог-психолог МБОУ СОШ №2

Стригунова Е.В.




На современном этапе развития общества особое значение приобретает проблема нравственности. Нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Российская педагогика традиционно рассматривает духовно-нравственное воспитание личности, как целенаправленный процесс, включающий в себя формирование воли, морального сознания, нравственных привычек, чувства долга, чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений. Задача нравственного воспитания заключается в приведении этих качеств в целостную систему.

К.Д. Ушинский считал, что сущность нравственного воспитания не в «кодексе правил поведения», а в создании внутренней направленности человека. Поведение же его вытекает из внутренней установки личности: «Создай раньше материал нравственности, а потом ее правила».

Огромной силой воздействия на внутренний мир и ценностную сферу личности обладает сказка, как особый литературный жанр и метод психотерапии. Именно поэтому применение сказок в процессе психокоррекционных и психопрофилактических занятий, а также включение элементов сказкотерапии в учебную программу играет важную роль в формировании нравственных ценностей учащихся младших классов.

Из сказок ребенок черпает первые представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Сказки пробуждают у детей желание быть храбрыми, стойкими, настойчивыми. Поэтому главной задачей, которая стоит перед взрослым, является не только прочитать, познакомить детей с содержанием сказки, но и определить моральное, познавательное ядро, лежащее в ее основе.

Чтобы ненавязчиво повлиять на поведение ребенка, нужно задействовать его эмоциональный опыт, знания превратить в убеждения в непринужденной обстановке. В этом и заключается педагогическая функция сказки. В свою очередь сказка учит детей сравнивать и сопоставлять, формирует привычку доказывать свое отношение и взгляды, воспитывает умение сочувствовать героям, дает возможность выбрать собственную позицию относительно положительного или отрицательного поступка. Конкретное содержание каждой сказки имеет свои ниточки воспитательного воздействия на эмоции и чувства.

Из сказок дети получают первое представление о размере, время, пространство, связь живой и неживой природы, связь человека с природой. Сказка пробуждает в маленьком человеке самые творческие задатки. Она помогает естественной детской фантазии приобрести образность и мышление.

Какие же сказки целесообразно использовать в процессе нравственного воспитания подрастающего поколения? В первую очередь, это, безусловно, художественные сказки, которые принято разделять на народные и авторские (по типологии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой).

Особое место среди авторских художественных сказок занимают сказки Г.Х.Андерсена, в которых широко проявляется христианский тип духовности, наиболее органичный для большинства россиян. Среди сказок Андерсена хочется выделить такие известные сказки, как «Дикие лебеди» и «Снежная королева», которые воспевают братскую любовь, жертвенность, упорство и целеустремленность, терпение и труд, невинность и чистоту, веру и надежду, то есть все те нравственные качества, которые мы хотели бы видеть в наших детях.

Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки.

Использование метафор очень эффективно в работе с детьми. Метафора при этом используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста.

Используя привычную для ребенка форму, терапевтическая метафора прячет свою истинную цель в ткани рассказа. Ребенок воспринимает только описываемые события и поступки. Не задумываясь о скрытом в них смысле.

Как в письменной истории, так и в мифах, ведущих в самые далекие глубины воспоминаний человека о своем опыте, метафора использовалась как механизм, при помощи которого передавались и развивались идеи.

Способ, при помощи которого герой решает свою проблему, может в аналогичной ситуации давать возможное решение и для других людей. Если какой-нибудь конфликт, описываемый в данной истории, напоминает человеку аналогичный случай из его жизни, рассказ становится для человека более значимым. Слушая сказку, ребенок может испытывать определенные ощущения, связанные с идентификацией персонажей данной истории с людьми или событиями, непосредственно ему знакомыми. При подобных ассоциациях вполне вероятно, что ребенок почувствует особый интерес к тому, как завершится данная история.

Проигрывая ситуации в сказке и реализуя разрешения в воображении, ребенок понемногу освобождается от рамок, учится использовать новые для себя способы поведения, реагирования. А, попробовав новый путь однажды, он смелее шагнет на него в следующий раз.

Чтобы рассказ оставил отпечаток на реальной жизни ребенка, должен образоваться мостик понимания между ребенком и событиями повествования. Удачная терапевтическая метафора достигает этого предельно точным изложением проблемы ребенка, чтобы он перестал ощущать свое одиночество, но и не слишком прямым, чтобы не вызвать у ребенка чувства смущения, стыда или сопротивления. Как только произошла идентификация ребенка с событиями и героями сказки, вместо чувства обособленности приходит чувство разделенного переживания. Однако все это происходит не совсем осознанно. В этом и заключается некая утонченность терапевтической метафоры. Смысл рассказанного "попадает в точку", но отстраненным путем. Проблема хоть и высвечивается, но предстает спокойно расплывчатой; повествование хоть и пробуждает скрытые возможности и способности, но неким обобщенным и отнюдь не напористым образом.

В общем смысле метафору можно определить как средство сообщения, в котором одна область вещей выражается через термины, принадлежащие к другой области вещей, и все вместе проливает новый свет на характер того, что описывалось ранее.

Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

  • о жизненно важных явлениях;

  • о жизненных ценностях;

  • о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

     В сказке в символической форме содержится информация о том:

  • как устроен этот мир, кто его создал;

  • что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

  • какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

  • какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

  • какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

  • как приобретать и ценить дружбу и любовь;

  • какими ценностями руководствоваться в жизни;

  • как строить отношения с родителями и детьми;

  • как прощать.

В своей работе с младшими школьниками я использую сказки из книг О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», «Лабиринт души: терапевтические сказки». (Приложение 1). В этих книгах представлены авторские сказки и истории, которые являются проблемно-ориентированными, т.е. каждая из них предназначена для решения какой-то одной проблемы или нескольких сразу. (Приложение 2,3). Такие сказки позволяют ребенку сосредоточиться на решение проблемы, показывает возможность, но не дает жестких рекомендаций. Один из вариантов работы со сказкой: взрослый читает или рассказывает сказку, а дети слушают, рисуют, а затем обязательно проговаривают или проигрывают ее, принимая на себя роли тех персонажей, которые наиболее понравились. (Приложение 4,5 ).

Часто уже в процессе обсуждения дети делают довольно серьезные выводы. Например, прослушав «Сказку о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море» Даша (11лет) сказала: «Что она как эта маленькая рыбка, а психолог, как «сомик» из сказки, показывающий ее неповторимость и красоту окружающего мира». Миша, (10 лет) испытывая трудности в обучении в школе, прослушав сказку о «Цветике – семицветике» сказал, что нужно только очень захотеть и все получиться. Иногда дети обращаются к содержанию сказки в последующие дни. «Как ежик» - через неделю после чтения сказки говорили ребята о мальчике, который привлекает к себе внимание деструктивными выходками. Таким образом, у ребенка развивается «механизм самопомощи». Он осознает, что необходимо искать силы для разрешения конфликта в себе самом. В этом случае силы обязательно найдутся. «Ты наверняка победишь трудности, у тебя все получится»- всегда в заключении говорю я ребенку.

Другой вариант работы со сказкой предполагает, что ее герои включаются в игры и упражнения для детей. Такие игры дают детям возможность получить новый опыт из новой роли – тот, который по разным причинам ребенок не мог получить ранее. Для этих игр можно использовать знакомые детям народные и авторские сказки. (Приложение 6).

Работа со сказкой и метафорой может происходить не только на занятиях в школе, но и родители дома также могут решать проблемы детей таким необычным образом. (Приложение 7 ).

Работа по развитию нравственных качеств младших школьников проводится на групповых занятиях с целью преодоления имеющихся проблем у детей.

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития.

В 2013-2014 учебном году с учащимися 1-х классов была проведена диагностика уровня воспитанности. Повторная диагностика в ноябре 2014 года проведенная с этими учащимися показала, что уровень воспитанности увеличился.

Для выявления усвоения моральных норм была проведена анкета «Оцени поступок». В результате диагностирования я выявила, что дети в 1-м классе назвали такие нравственные качества, присущие им, как: дружный, хороший, добрый, хороший, веселый, красивый, смелый. Так же некоторые дети называли такие качества как злой, стеснительный, нехороший, неуклюжий.

В 2-м классе дети повторили качества, которые называли в 1-м классе, причем количество их назвавших увеличилось, «ушли» такие качества как неуклюжий, нехороший. Добавились качества: умный, вежливый, общительный, трудолюбивый, из отрицательных качеств добавилось – ленивый.


Сказки рождают ощущение у ребенка, что его понимают, что взрослого интересуют его проблемы. Реакция ребенка на эти истории может оказаться для него единственным способом раскрыть душу, рассказать о своих трудностях. Сказочный урок переходит в реальную жизнь ребенка, предоставляя ему возможность не просто проговорить свою обиду, гнев или страх, но и осмыслить ситуацию по-новому.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Стригунова Елена Владимировна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179522


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства