Развитие нравственных качеств у детей младшего школьного возраста через использование метафор из сказок
Развитие нравственных качеств у детей младшего школьного возраста через использование метафор из сказок
На современном этапе развития общества особое значение приобретает проблема нравственности. Нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.Огромной силой воздействия на внутренний мир и ценностную сферу личности обладает сказка, как особый литературный жанр и метод психотерапии. Именно поэтому применение сказок в процессе психокоррекционных и психопрофилактических занятий, а также включение элементов сказкотерапии в учебную программу играет важную роль в формировании нравственных ценностей учащихся младших классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие нравственных качеств у детей младшего школьного возраста через использование метафор из сказок »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И. Покрышкина станицы Калининской
Развитие нравственных качеств у детей младшего школьного возраста через использование метафор
из сказок.
Педагог-психолог МБОУ СОШ №2
Стригунова Е.В.
На современном этапе развития общества особое значение приобретает проблема нравственности. Нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Российская педагогика традиционно рассматривает духовно-нравственное воспитание личности, как целенаправленный процесс, включающий в себя формирование воли, морального сознания, нравственных привычек, чувства долга, чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений. Задача нравственного воспитания заключается в приведении этих качеств в целостную систему.
К.Д. Ушинский считал, что сущность нравственного воспитания не в «кодексе правил поведения», а в создании внутренней направленности человека. Поведение же его вытекает из внутренней установки личности: «Создай раньше материал нравственности, а потом ее правила».
Огромной силой воздействия на внутренний мир и ценностную сферу личности обладает сказка, как особый литературный жанр и метод психотерапии. Именно поэтому применение сказок в процессе психокоррекционных и психопрофилактических занятий, а также включение элементов сказкотерапии в учебную программу играет важную роль в формировании нравственных ценностей учащихся младших классов.
Из сказок ребенок черпает первые представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Сказки пробуждают у детей желание быть храбрыми, стойкими, настойчивыми. Поэтому главной задачей, которая стоит перед взрослым, является не только прочитать, познакомить детей с содержанием сказки, но и определить моральное, познавательное ядро, лежащее в ее основе.
Чтобы ненавязчиво повлиять на поведение ребенка, нужно задействовать его эмоциональный опыт, знания превратить в убеждения в непринужденной обстановке. В этом и заключается педагогическая функция сказки. В свою очередь сказка учит детей сравнивать и сопоставлять, формирует привычку доказывать свое отношение и взгляды, воспитывает умение сочувствовать героям, дает возможность выбрать собственную позицию относительно положительного или отрицательного поступка. Конкретное содержание каждой сказки имеет свои ниточки воспитательного воздействия на эмоции и чувства.
Из сказок дети получают первое представление о размере, время, пространство, связь живой и неживой природы, связь человека с природой. Сказка пробуждает в маленьком человеке самые творческие задатки. Она помогает естественной детской фантазии приобрести образность и мышление.
Какие же сказки целесообразно использовать в процессе нравственного воспитания подрастающего поколения? В первую очередь, это, безусловно, художественные сказки, которые принято разделять на народные и авторские (по типологии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой).
Особое место среди авторских художественных сказок занимают сказки Г.Х.Андерсена, в которых широко проявляется христианский тип духовности, наиболее органичный для большинства россиян. Среди сказок Андерсена хочется выделить такие известные сказки, как «Дикие лебеди» и «Снежная королева», которые воспевают братскую любовь, жертвенность, упорство и целеустремленность, терпение и труд, невинность и чистоту, веру и надежду, то есть все те нравственные качества, которые мы хотели бы видеть в наших детях.
Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки.
Использование метафор очень эффективно в работе с детьми. Метафора при этом используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста.
Используя привычную для ребенка форму, терапевтическая метафора прячет свою истинную цель в ткани рассказа. Ребенок воспринимает только описываемые события и поступки. Не задумываясь о скрытом в них смысле.
Как в письменной истории, так и в мифах, ведущих в самые далекие глубины воспоминаний человека о своем опыте, метафора использовалась как механизм, при помощи которого передавались и развивались идеи.
Способ, при помощи которого герой решает свою проблему, может в аналогичной ситуации давать возможное решение и для других людей. Если какой-нибудь конфликт, описываемый в данной истории, напоминает человеку аналогичный случай из его жизни, рассказ становится для человека более значимым. Слушая сказку, ребенок может испытывать определенные ощущения, связанные с идентификацией персонажей данной истории с людьми или событиями, непосредственно ему знакомыми. При подобных ассоциациях вполне вероятно, что ребенок почувствует особый интерес к тому, как завершится данная история.
Проигрывая ситуации в сказке и реализуя разрешения в воображении, ребенок понемногу освобождается от рамок, учится использовать новые для себя способы поведения, реагирования. А, попробовав новый путь однажды, он смелее шагнет на него в следующий раз.
Чтобы рассказ оставил отпечаток на реальной жизни ребенка, должен образоваться мостик понимания между ребенком и событиями повествования. Удачная терапевтическая метафора достигает этого предельно точным изложением проблемы ребенка, чтобы он перестал ощущать свое одиночество, но и не слишком прямым, чтобы не вызвать у ребенка чувства смущения, стыда или сопротивления. Как только произошла идентификация ребенка с событиями и героями сказки, вместо чувства обособленности приходит чувство разделенного переживания. Однако все это происходит не совсем осознанно. В этом и заключается некая утонченность терапевтической метафоры. Смысл рассказанного "попадает в точку", но отстраненным путем. Проблема хоть и высвечивается, но предстает спокойно расплывчатой; повествование хоть и пробуждает скрытые возможности и способности, но неким обобщенным и отнюдь не напористым образом.
В общем смысле метафору можно определить как средство сообщения, в котором одна область вещей выражается через термины, принадлежащие к другой области вещей, и все вместе проливает новый свет на характер того, что описывалось ранее.
Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
о жизненно важных явлениях;
о жизненных ценностях;
о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
В сказке в символической форме содержится информация о том:
как устроен этот мир, кто его создал;
что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
как приобретать и ценить дружбу и любовь;
какими ценностями руководствоваться в жизни;
как строить отношения с родителями и детьми;
как прощать.
В своей работе с младшими школьниками я использую сказки из книг О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», «Лабиринт души: терапевтические сказки». (Приложение 1). В этих книгах представлены авторские сказки и истории, которые являются проблемно-ориентированными, т.е. каждая из них предназначена для решения какой-то одной проблемы или нескольких сразу. (Приложение 2,3). Такие сказки позволяют ребенку сосредоточиться на решение проблемы, показывает возможность, но не дает жестких рекомендаций. Один из вариантов работы со сказкой: взрослый читает или рассказывает сказку, а дети слушают, рисуют, а затем обязательно проговаривают или проигрывают ее, принимая на себя роли тех персонажей, которые наиболее понравились. (Приложение 4,5 ).
Часто уже в процессе обсуждения дети делают довольно серьезные выводы. Например, прослушав «Сказку о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море» Даша (11лет) сказала: «Что она как эта маленькая рыбка, а психолог, как «сомик» из сказки, показывающий ее неповторимость и красоту окружающего мира». Миша, (10 лет) испытывая трудности в обучении в школе, прослушав сказку о «Цветике – семицветике» сказал, что нужно только очень захотеть и все получиться. Иногда дети обращаются к содержанию сказки в последующие дни. «Как ежик» - через неделю после чтения сказки говорили ребята о мальчике, который привлекает к себе внимание деструктивными выходками. Таким образом, у ребенка развивается «механизм самопомощи». Он осознает, что необходимо искать силы для разрешения конфликта в себе самом. В этом случае силы обязательно найдутся. «Ты наверняка победишь трудности, у тебя все получится»- всегда в заключении говорю я ребенку.
Другой вариант работы со сказкой предполагает, что ее герои включаются в игры и упражнения для детей. Такие игры дают детям возможность получить новый опыт из новой роли – тот, который по разным причинам ребенок не мог получить ранее. Для этих игр можно использовать знакомые детям народные и авторские сказки. (Приложение 6).
Работа со сказкой и метафорой может происходить не только на занятиях в школе, но и родители дома также могут решать проблемы детей таким необычным образом. (Приложение 7 ).
Работа по развитию нравственных качеств младших школьников проводится на групповых занятиях с целью преодоления имеющихся проблем у детей.
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития.
В 2013-2014 учебном году с учащимися 1-х классов была проведена диагностика уровня воспитанности. Повторная диагностика в ноябре 2014 года проведенная с этими учащимися показала, что уровень воспитанности увеличился.
Для выявления усвоения моральных норм была проведена анкета «Оцени поступок». В результате диагностирования я выявила, что дети в 1-м классе назвали такие нравственные качества, присущие им, как: дружный, хороший, добрый, хороший, веселый, красивый, смелый. Так же некоторые дети называли такие качества как злой, стеснительный, нехороший, неуклюжий.
В 2-м классе дети повторили качества, которые называли в 1-м классе, причем количество их назвавших увеличилось, «ушли» такие качества как неуклюжий, нехороший. Добавились качества: умный, вежливый, общительный, трудолюбивый, из отрицательных качеств добавилось – ленивый.
Сказки рождают ощущение у ребенка, что его понимают, что взрослого интересуют его проблемы. Реакция ребенка на эти истории может оказаться для него единственным способом раскрыть душу, рассказать о своих трудностях. Сказочный урок переходит в реальную жизнь ребенка, предоставляя ему возможность не просто проговорить свою обиду, гнев или страх, но и осмыслить ситуацию по-новому.