Просмотр содержимого документа
«Развитие социально значимых инициатив школьников ( разработка по психологии)»
Я рассматривала влияние молодежных проектов на развитие социально-значимых инициатив у школьников. Темой исследования стало рассмотрение развития инициативы у молодежи через призму поиска решений наиболее актуальных проблем.
Современному развивающемуся российскому обществу необходимы инициативные молодые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством
ответственности за судьбу страны, за ее культурное и социально- экономическое процветание. Эта идея развивается в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, где цель образования определена как ориентация на формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и интересах общества. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема воспитания социальной активности детей и молодежи.
Объектом исследования является социальная группа старших школьников.
Предметом исследования является сфера социальных потребностей школьников как источник мотивации для формирования социально значимых инициатив.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- анализ научной литературы по теме
- анкетирование
- контент-анализ полученных результатов
Наилучшим источником мотивации для формирования социально значимой инициативы у детей является сфера наиболее актуальных проблем школьников, а именно межличностные отношения с ровесниками и взрослыми (учителями, родителями).
Теоретическая значимость и научная новизна работы заключается в формировании собственного определения понятия социально значимой молодежной инициативы, а также в применении метода анкетирования для выявления мотивационной сферы для формирования социально значимой инициативы старшеклассников.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения описанных методов диагностических исследования сферы социальных потребностей и проблем учащихся.
Молодежь – часть общества. Попытка охарактеризовать молодежь количественными возрастными критериями сталкивается с серьезными затруднениями. Молодость определяется не количеством лет, а качественным состоянием души человека [9, c. 39]. Ювентологи выделяют в молодости два компонента: биосный и общественный. Биосный компонент, или биосный возраст молодости, отражает развитие человека в соответствии с биологическими законами. Общественный компонент, или общественный
Вхождение в социальный и профессиональный мир молодого человека усложняется необходимостью самостоятельного принятия решений и принятия на себя ответственности за эти решения. Но для того, чтобы адекватно вписаться в социум, необходима адаптация человека к нормативным рамкам социума (и профессиональной сферы) с сохранением своей индивидуальности. Подобную адаптацию с сохранением и будем считать наиболее существенной характеристикой молодости.
Проблематика совмещения установок по "преобразованию" внешнего мира под себя и "изменению" себя под этот внешний мир и создает предпосылки к внутреннему драматизму человека в молодые годы. Здесь возможны два перекоса. Первый: чрезмерная направленность на самосохранение, т.е. стремление делать то, что хочется, а не то, что требуется. Он ведет к отрицанию существующих социальных норм, к скрытому или явному бунту, к уходу в криминал и т.п. (конфликт "отцов и детей"). Второй перекос характеризуется преобладанием самопреобразовательных процессов с вытеснением собственной индивидуальности. Такой подход приводит к безликости, серости, аморфности и т.п. Другими словами, "выхолащивание" уникальности под напором общественных норм дает эффект беспринципного, пассивного конформизма, который также не угоден нормальному обществу, как и огульный протест. Вся драма молодого поколения и заключается в решении этой основной задачи: разумного преобразования себя и внешнего мира. Причем каждый должен решить ее самостоятельно, поскольку если решать будут за него, то человек либо "остается" в отрочестве (эффект "инфантилизма"), либо встает на путь, ведущий его ко второму перекосу. Сложность ситуации заключается в объективной необходимости пересмотра и совершенствования существующих социальных норм, так как новое поколение всегда обладает специфическими особенностями. Они входят в противоречие с отдельными сторонами установленного общественного порядка.[5] Итак, мы видим, что молодежь – наиболее прогрессивно настроенная часть общества, которая "изнутри" заинтересована в преобразованиях внешнего мира, а "извне" вынуждена подстраиваться, адаптироваться к существующим порядкам. Все драмы представителей молодого поколения, будь то пьянство, наркомания, тунеядство, криминал, инфантилизм и прочее – вторичны. Эти драмы, следует, с нашей точки зрения,рассматривать в контексте неразрешенности молодежью задач своего вписывания в социум с сохранением индивидуальных особенностей (с перспективой максимального раскрытия своего потенциала).
Социально значимая инициатива
Таким образом, инициатива связывается с первым шагом, почином. Но данное значение не исчерпывает всего того, что заложено в рассматриваемом термине. Основой для проявления инициативы может служить жизнедеятельность и социальное бытие человека и возникающие потребности. Если в прохождении шагов цикла удовлетворения потребности возникает затруднение, то человек ищет способы и средства для его преодоления. Если таковых не находится, то потребность остается неудовлетворенной. При этом, масштаб инициативы может быть различным. От самого мелкого, например, инициатива помощи другому человеку в удовлетворении его потребности, до самого крупного, если есть направленность удовлетворения потребностей общества в целом.
В основе мотивационно обеспеченного действия могут лежать самые различные потребности: потребность в самореализации, в общении, в реализации лидерского потенциала и т.п. Мотивационная активность, не подкрепленная глубинной потребностью, как правило, является ситуативной, непродолжительной и легко сменяется в соответствии с поверхностной динамикой потребностных состояний.
Социально значимое дело – дело, связанное с вкладом в одну из сфер жизни общества. При этом уровень социальной значимости может быть различным. Противоположностью социальной значимости является социально вредное дело – дело, которое обладает разрушительной для общества тенденцией. Для предотвращения подобных дел общество должно иметь действенные механизмы контроля и своевременной коррекции деструктивных действий отдельных членов общества или даже групп. Кстати, само налаживание таких механизмов тоже может выступать социально- значимым делом.
В 5 «А» классе на начало учебного года обучается 25 человек, из них 10 мальчиков и 15 девочек. Класс достаточно сильный. Качество наших знаний по итогам 1 четверти составляет 76 % , из них 4 отличника:. А также 15 ударников. Дети подобраны разного возраста
Старостой класса являетсядевочка , которая активно выполняет мои поручения и контролирует работу всего актива. Ребята прислушиваются к ней
. В коллективе большую роль играет общественное мнение, дети прислушиваются к критике учителя. Есть ребята, которые отстаивают свою точку зрения В классе развита взаимопомощь, дружелюбие, но имеют место отдельные случаи недоброжелательности. В классе есть ребята, которые не могут в силу своих особенностей контролировать своё поведение, бывают излишне шумны и подвижны. Этим ребятам уделяется особое внимание. Во-первых, тесный контакт с родителями ( беседы, личная встреча в стенах лицея, присутствие на уроках), во-вторых, беседы с учителями-предметниками, профилактические беседы с социально-психологической службой лицея. В-третьих, проведение классных часов с приглашением социального педагога.
Более 80% обучающихся класса занимаются во внеурочное время в кружках и секциях с учётом их интересов, запросов родителей: Детская школа искусств, спортивная школа, дом творчества юных, спортивные секции и кружки при ДК.
Первый классный час, который я провела прошел под названием «Давайте познакомимся» , на котором дети активно размышляли над тем, что они настоящие пятиклассники и давали положительную оценку своего классного коллектива. Затем мы друг другу торжественно пообещали быть дружными и сплоченными. Для чего я это сделала? Для установления доверительных отношений создание, благоприятного климата в классе, атмосферы непринужденности, искренности. В на первое сентября я подготовила анкету общественных дел, чтобы ребята выбрали , какие мы осуществим, а какие постараемся выполнить
Во время осенних каникул я подготовила для ребят мероприятие «День именинника». Мы играли, танцевали. Каждый принес сладости к чаю. Кто-то пришел со своим термосом. И самое главное, каждый угощал друг друга! Сами накрыли на стол, и сами убрали за собой. Здесь они мне раскрылись совершенно с другой стороны: искренние, талантливые, незаурядные. Мне кажется, что после этого праздника мы стали ближе друг другу.
За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года, ребята активно участвовали в школьных мероприятиях, олимпиадах . Самая первая и самая важная наша победа - это кубок победителя в спортивном общешкольном мероприятии «День здоровья», который проходил в сентябре. Мой 5 «А» класс активно принимал участие в школьном туре олимпиад и занял призовые места. В дальнейшем наш класс будет таким же активным в творческих мероприятиях и в учебе.
Как добиться успеха в привлечении к общешкольным делам? Классные часы, беседы на тему ответственности и взросления
Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Работа с семьей, в которой ребенок растет и воспитывается - одно из важнейших направлений в деятельности классного руководителя. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.
Работа с родительским комитетом , организация классных и школьных мероприятий с привлечением не только учащихся, но и родителей , родительские собрания, на которых обсуждаются насущные вопросы, один из которых- адаптация, помощь классного руководителя, поддержка в ситуации неуспеха, участие в молодежных современных проектах, тех что интересны детям.
К концу года мы подведем итог работы того, что осуществили, что не получилось и нужно будет доработать.
Классное руководство - огромный психолого-педагогический труд, сопровождающийся виртуозной коммуникативной культурой, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации, который мне придется постигать еще долгие годы…