kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие навыков саморегуляции учащихся через техники арт-терапии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема очень актуальна в современном мире. Она создана для того, чтобы объяснить детям, что рассказывать о чувствах, уметь их выражать – обычный и естественный процесс. Учит детей осознавать эмоции, проговаривать, выражать правильно и чувствовать поддержку, а не одиночество. Сегодня жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов — чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков саморегуляции учащихся через техники арт-терапии»



















РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧАЩИХСЯ

ЧЕРЕЗ ТЕХНИКИ АРТ-ТЕРАПИИ



















Автор:

Педагог-психолог

Арынбаева Ж.М.












Казахстан – 2020

Пояснительная записка

Основой для работы с данной программой стали труды таких авторов, как Тарарина Е.В., Рубинштейн С.Л., Запорожец А.В., Неверович,Я.З., Леонтьев А.Н., Киселева М.В., И. Рубель, В. Князев, Н. Дубашидзе., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. и др.

В своих работах С.Л.Рубинштейн (Основы общей психологии) говорит, «Чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, как и что он делает и познает». Состояние субъекта его отношение к объекту можно увидеть через чувства. Эмоционально-волевые, эффективные, познавательные процессы называют психическими процессами. Психические процессы подчеркивают знания о явлениях и отношение к этим явлениям самого субъекта и его жизни и деятельности С.Л.Рубинштейн.

Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн сформировали правило – эмоции непосредственно влияют на деятельность человека и отношение к деятельности субъекта, эмоции являются мотивом деятельности. А.К.Леонтьев считал, что эмоции сопровождают деятельность на протяжении всего его существования и соответствуют деятельности.

А.В.Запорожец, Я.З.Неверович [2] считают, что эмоция является отражением внешних раздражителей субъекта и регуляцией психических пусковых механизмов отвечающих за мотивацию и динамику. Получается, эмоция - это индивидуальное состояние человека сопровождаемое не осознанными выражением и регуляцией поведения как реакции на воздействие внешних и внутренних раздражителей, транслируемых в виде удовольствия, неудовольствия, радости, страха и т. д.

Эмоции носят разную полярность: к положительным мы относим те которые нас удовлетворяют и побуждают к достижению и сохранению и отрицательные которые связанны с неудовольствием побуждающие к избеганием вредных воздействий либо вязкости принятий решения и пассивности поведения.

Эмоционально-личностная сфера имеет некую структуру, в которую входят основные уровни. Это эмоциональная реактивность (базальные эмоции) и эмоциональное состояние.

Эмоциональная реактивность – это ответ на внешний раздражитель.

Эмоциональное состояние – это личностная внутренняя установка по отношению к самому себе.

У эмоционально – личностной сферы существует определенное качество отражающие его эмоциональные особенности (смелость, трусливость, оптимизм, пессимизм, агрессия и т.д.) связанные с базальными эмоциями. Для глубокого изучения эмоционально-личностной сферы надо понимать причины возникновения и значения фундаментальных эмоций человека.

Первая эмоция «интерес-волнение» является побуждающей, человек становится любознательным, зарождается интерес к людям и окружению что позитивно влияет на человека, в общем.[3]

Вторая «радость» считается самой востребованной, является продуктом действий событий.

Третья фундаментальная эмоция – «удивление», возникает из-за неожиданного позитивного стимулирования нервных процессов все сознательные процессы, направляются на объект удивления. [3]

Четвертая эмоция возникает, когда человек испытывает потребность в общении, но не удовлетворяет ее, жалость, уныние, скука и называется «страдание» или «горе».

«Гнев» является пятой фундаментальной эмоцией. При длительной ремиссии относится негативным эмоциям человека, сопровождает: мышечное напряжение, прилив сил, частота сердцебиения увеличивается, духовное напряжение, притупление чувства страха. [3]

«Отвращение» шестая эмоция сопровождается гневом и предшествует ему.

Седьмая эмоция это «презрение», стремление осознавать себя превосходящим субъекта презрения. Призираемый часто деперсонализируется.

«Страх» - восьмая фундаментальная эмоция помогает человеку избежать летальных поступков связанных с необдуманными рисками, но с другой стороны страх внушает неуверенность в себе, что пагубно влияет на продвижении в развитии и приобретению навыков.[1]

Девятой эмоцией является «стыд» - сопровождается такими ощущениями как: низкая самооценка, завышенные требования к себе, стремление соответствовать социуму.

И десятая это «вина» осознание безответственного поведения, асоциального связанная с нормами морали.

В человеке постоянно присутствуют насколько видов эмоций, что формирует его черты характера. Перечислим черты характера:

1. Тревожность сопровождается постоянными эмоциями такими как: страх, стыд, гнев, горе, состояние предвосхищения.

2. Деперессия сопровождается: презрение, отвращение, горе, гнев, страх, вина, робость. На физическом плане проявляется повышенной утомляемостью, плохим самочуствием.

3. Любовь. Сопровождается эмоцией радости, симпатией и уважением.

4. Враждебность – присутствие гнева, агрессии, отвращение. При длительном воздействии переходит в ненависть.

Таким образом, при формировании у детей эмоционально личностной сферы необходимы внешние благоприятные условия это и отношение внутри семьи в первую очередь и в ближайшем окружении, со сверстниками, одноклассниками. На ранних стадиях онтогенеза необходим непосредственно контакт с взрослыми - это общение, совместные игры, прогулки. При развитии и изучении ребенка часто сопровождает тревога и задача взрослого научить правильно реагировать на тот или иной внешний раздражитель, своевременно переключать внимание ребенка, если ребенок повисает в негативном состоянии и начинает испытывать более глубокие чувства, такие как страх, обида, агрессия.


Актуальность

Данная тема очень актуальна в современном мире. Она создана для того, чтобы объяснить детям, что рассказывать о чувствах, уметь их выражать – обычный и естественный процесс. Учит детей осознавать эмоции, проговаривать, выражать правильно и чувствовать поддержку, а не одиночество. Сегодня жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов — чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе, как средство гармонизации и развития психики человека. Арт-терапия основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. При использовании метода арт-терапии, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и стать успешным, испытать связанные с ним положительные переживания и образцы поведения. Это уникальный метод, который может помочь разобраться в проблемах ребенка, о которых он сам не скажет. Это безопасное пространство для ребенка, где он может создавать свой мир, проигрывать свои сценарии в нем, проживать свои переживания и конфликты. Арт-терапия помогает почувствовать ребенку психическую свободу. При помощи прикладного искусства ребенок сможет выразить все свои переживания, а внимательный арт-терапевт) правильно их интерпретирует и поможет мягко скорректировать.

В ходе свободного рисования у детей появляется возможность отреагировать неосознаваемые чувства, страхи, тревожность, агрессию, которые по каким-то причинам не имеют свободного выражения.

Глина (пластилин), позволит ребенку соприкоснуться со своим внутренним «Я», погрузиться в него. Глина (пластилин) способна принять на себя, а главное трансформировать в социально приемлемые, все отрицательные чувства и эмоции ребенка.

МАК — это экологичный и эффективный инструмент для работы с детьми. Известно, что дети, зачастую, мыслят образами. Поэтому, их природе свойственно работать с картинкой - метафорическими картами. Дети погружаются в игру, волшебство, сказку, и не замечают, как проходит время.

Мандалотерапия положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, если он повышен, помогает концентрировать внимание детям не особо внимательным, способствует развитию творческих способностей, развивает детскую фантазию, мелкую моторику.

Песочная терапия основной акцент делает на творческое самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Сказки возвращают ребенка в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знание о мире, о человеческих взаимоотношениях.

Танцевальная терапия использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни ребенка. Она использует танец как способ избавиться от ненужного напряжения – это выход физической энергии. Движения собственного тела в такт музыке разряжают внутреннее состояние ребенка, успокаивают и дарят приятную усталость, чистый рассудок.

Телесно-ориентированная терапия помогает детям избавляться от фобий (например, страха высоты или замкнутого пространства), от чувства вины и синдрома «вечного должника», справляться с агрессией, учиться правильно «продышать» стресс, контролировать свои эмоции.

Эта программа даст детям возможность свободного и осознанного выражения эмоций на невербальном уровне и с помощью изобразительных средств.


Структура программы

Программа состоит из 5 занятий, продолжительностью 40 минут.

В программу включена:

  • разминка;

  • основная техника;

  • обратная связь и прощание.

Возраст, на который рассчитана данная программа – 12-15 лет. При наборе группы учитывается развитие каждого ребенка индивидуально.

В программе использованы такие диагностические и терапевтические направления, как:

  • изотерапия;

  • песочная терапия;

  • телесно-ориентированная арт-терапия;

  • музыкотерапия;

  • МАК;

  • сказкотерапия;

  • мандалотерапия;

  • танцевальная терапия;

Требования к специалисту, который будет проводить занятия по данной программе:

  • высшее педагогическое или психологическое образование;

  • компетенция, позволяющая работать с детьми во всех вышеуказанных направлениях программы;

  • понимание методики построения занятий;

  • внутренняя готовность к работе с детьми, «наполненность», искренность;

  • творческий подход, неординарность, умение быть ребенку «взрослым другом» и создавать пространство доверия между собой и ребенком.

Материалы

Занятие:

  1. Карандаши;

  2. Колокольчик;

  3. Лист бумаги формата А3;

  4. Лист бумаги формата А4;

  5. Пластилин неменьше 6 цветов;

  6. Ватман;

  7. Цветная бумага;

  8. Клей;

  9. Песочница;

  10. Игрушки для песочницы;

  11. Манка;

  12. Гуашь, кисточки;

  13. Вата, клей ПВА, шаблоны (лебедь, волк, медведь, лиса, заяц, солнце, дерево, облака), гуашь, кисточки;


ЗАНЯТИЯ


Занятие №1: «Я и моя команда»

Цель: провести диагностику каждому ребенку и составить более детальное понимание о нем, дать возможность группе познакомиться между собой и установить контакт.

Задачи:

  1. Диагностика каждого ребенка.

  2. Возможность ребенку выразиться.

  3. Познакомиться с коллективом и установить контакт.

  4. Установить безопасную среду для каждого из ребенка.

Материалы: Лист бумаги, карандаши.

Ход занятия

Разминка: «Летающие имена»

Участники сидят в кругу. У одного из них в руках мяч. Он бросает кому-то из группы этот мяч, называя при этом свое имя: «Я — Емельян», «Я — Ефросинья». Этот раунд игры продолжается до тех пор, пока каждый не представится по крайней мере по одному разу. Далее участники должны называть имена тех, кому перебрасывают мяч: «Внимание, Жанна!» Получивший мяч должен поблагодарить кидавшего: «Спасибо, Зина!» Здесь тоже каждый должен поучаствовать минимум один раз. После того как и этот раунд закончен, в игру вбрасывается второй мяч и игра продолжается с двумя мячами сразу. Игру можно проводить не с двумя мячами, а с одним клубком. Ведущей рукой человек кидает клубок следующему, а неведущей придерживает нитку, натягивая ее между собой и партнером, — тогда к концу игры в кругу оказывается сотканным целое полотно

Диагностика: «Создание персональной цветовой карты человека»

Формирование базового понимания у терапевта и у клиента ключевых цветовых ассоциаций, возникающих в процессе создания ими разнообразных творческих работ и пространств с использованием потенциала цветотерапии.

Инструкция. Положите лист бумаги формата А4 горизонтально, разделите его на восемь равных частей. Простым карандашом пронумеруйте по часовой стрелке от первого до восьмого все квадраты едва заметными цифрами.

Изобразите по порядку в цвете каждое из называемых терапевтом чувств линиями или цветными пятнами. Старайтесь избегать конкретных изображений.

Линии могут быть прямыми, зигзагообразными, волнистыми, косыми, пунктирными, прерывистыми и т.д. Лучше всего каждое чувство изображать одними или двумя цветами.

Предлагаемый набор эмоций (чувств):

  1. Радость;

  2. Страх;

  3. Развитие;

  4. Раздражение;

  5. Напряжение;

  6. Боль;

  7. Внутренняя сила;

  8. Обида.

Участникам предлагается изобразить восемь предложенных эмоций; можно добавить еще две позиции; любовь и поиск или исследование, интерес. Далее при анализе всех арт-продуктов клиента мы можем опираться на эту индивидуальную цветовую карту, как на индикатор цветодиагностического ассоциативного ряда конкретного человека. Наш многолетний опыт применения цветовой персональной карты доказывает, что данные, полученные при ее использовании, позволяют получить доступ к очень глубинным пластам чувственных образов клиента.

Обратная связь. В конце занятия каждый говорит по очереди, отвечая на вопросы «Что сегодня мы разбирали? Что ценного сегодня Вы извлекли для себя?» и благодарит всех за работу. (5 мин.) Все прощаются и обнимаются по желанию.


Занятие №2: «Радуга»

Цель: актуализировать творческие способности, повысить уровень осознания актуальных потребностей, гармонизация эмоционального состояния.

Задачи:

  1. Формирование у детей навыков взаимоотношений;

  2. Научиться различать разные виды отношений;

  3. Помочь ребенку раскрыть творческие способности.

  4. Дать возможность ребенку осознать свои потребности.

  5. Научить ребенка чувствовать больше свои эмоции и гармонизировать их.

  6. Научить детей работать в команде и взаимодействовать.

Материалы: листы А4, краски гуашь, салфетки влажные.

Ход занятия

Разминка: «Четыре стихии»

Эту разминку можно проводить как в первый тренинговый день, когда участники еще плохо знают друг друга, так и в последующие. Ведущий кидает мячик любому участнику и дает одну из четырех команд: земля, воздух, вода или огонь. При команде «земля» участник, которому брошен мяч, должен назвать любое животное; при команде «воздух» — птицу; при команде «вода» — рыбу; при команде «огонь» — нужно успеть три раза хлопнуть в ладоши. Далее мяч кидается следующему участнику. Повторять слова, которые уже были названы, нельзя. Участник, который ошибся или замешкался, выбывает из игры. В итоге остаются самые внимательные и находчивые.

Техника «Радуга» (Владлена Терещенко)

Цель: выражение эмоций, познание внутреннего мира, сенсорная стимуляция, развитие воображения.

Инвентарь: листы А4, краски гуашь, салфетки влажные.

Вступление. У детей и подростков отсутствует сформированное понимание таких понятий как дружба, симпатия, влюбленность, влечение, любовь, интимность, сексуальные отношения. Зачастую, вопросы полового воспитания, которые поднимают родители с детьми, сводятся только к особенностям сексуальных отношений. Забывая при этом, что для ребёнка и подростка, важно постепенное формирование взаимоотношений.

Алгоритм работы

1. Представьте, как выглядит дружба. Какого она цвета? Какой формы? Выберите цвет краски, который у вас ассоциируется с дружбой. С помощью своих пальцев (кисточки не используются) нарисуйте цвет вашей дружбы. Расскажите подробнее о таком понятии как «дружба».

2. Представьте, как выглядит симпатия. Какого она цвета? Какой формы? Выберите цвет краски, который у вас ассоциируется с симпатией. С помощью своих пальцев (кисточки не используются) нарисуйте цвет вашей симпатии. Расскажите подробнее о таком понятии как «симпатия».

3. Используя предыдущую инструкцию, с помощью пальцев нарисуйте цвет «влюбленности», «интерес», «любви».

Вопросы для обсуждения:

1) Расскажите подробнее о своем рисунке.

2) Какие эмоции и чувства вас сопровождали в процессе рисования?

3) Какие цвета вас привлекают больше, какие меньше? Как вы думаете почему?

4) Какие выводы вы сделали о формировании отношений между юношами и девушками?

Выводы. С помощью рисования пальцами актуализируются вопросы, связанные с телесностью, чувственностью, эмоциональностью. На телесном уровне всплывают внутренние переживания, эмоции, связанные с понятиями «дружба», «любовь» и т.д.

Обратная связь. В конце занятия каждый говорит по очереди, отвечая на вопросы «Что сегодня мы разбирали? Что ценного сегодня Вы извлекли для себя?» и благодарит всех за работу. (5 мин.) Все прощаются и обнимаются по желанию.


3. Занятие: «Всезнайка-ничегонеделайка»

Цель: актуализировать и интегрировать внутренние ресурсы детей; сформировать чувства комфорта и безопасности, осознание саботирующей ситуации и выход из нее на реальные и конкретные действия.

Задачи:

 формирование принятие себя, ценности своего «Я»;

 снятие эмоционального напряжения;

 развитие способностей самовыражения;

 определение потребностей;

 отказ от отговорок и самооправданий своего бездействия;

 поиск ресурсного состояния;

 содействовать личностному росту и саморазвитию.

 развитие творческого воображения.

Материалы: Лист бумаги формата А4, пластилин больше 6 цветов.

Ход занятия

Медитация (5 мин.): Техника «Поющая чаша» [1;42 с.]

Дети ложатся на пол, вытягивают руки вдоль тела.

Нужно выключить свет или завязать глаза. Все внимательно слушают тибетскую чашу, а когда звук умолкает, нужно положить руки на живот. Когда все это сделают, чаша снова запоет.

После прекращения звучания нужно снова вытянуть руки.

Осознанное слушание обучает концентрации и сосредоточению, улучшают память слухового восприятия и фокус внимания. Дети начинают внимательно слушать и слышать, что в дальнейшем облегчает процесс коммуникации. Появляется способность выслушивать собеседника и понимать содержание его речи, а не вкладывать свои интерпретации.

Техника «Всезнайка-ничегонеделайка» (Ульяна Мирошниченко)

Вступление: Перенос клиента в сказочную страну (2-3 предложения).

Основная часть

Инструкция к действию: Возьмите лист бумаги и начните писать рассказ о «Всезнайки-ничегонеделайки».

План написание сказки:

1. Жил-был «Всезнайка-ничегонеделайка».

Начало сказки, встреча с героем.

Описание «Всезнайкиничегонеделайки».

Опишите: какой он? Что он любит? Что он знает? О чем он мечтает? Почему он столько знает, но при этом ничего не делает? Какие отговорки он использует во время своего бездействия? Что на самом деле хочет «Всезнайки-ничегонеделайки»? Что стоит за его бездействием?

2. И вдруг однажды «Всезнайка-ничегонеделайка» осознает, что дальше так не может быть, потому что…

3. Из-за этого он… Показано в чем состоит решение проблемы, и как «Всезнайка-ничегонеделайка» решает изменить ситуацию.

4. Кульминация. «Всезнайка-ничегонеделайка» справляются с трудностями.

5. Развязка. «Всезнайка-ничегонеделайка» остаётся с новыми убеждения, мнениями и настроем на активные действия.

6. Мораль сказки… «Всезнайка-ничегонеделайка» извлекает уроки из своих действий. Его жизнь радикально изменяется.

Ответьте на вопросы:

 Какие чувства наполняли Вас в процессе написания сказки?

 О чем эта сказка для Вас?

 Какой он, «Всезнайка-ничегонеделайка»?

 Какие чувства он испытывает?

 Что помогло ему справиться с бездействием?

 Чем ценен для вас «Всезнайка-ничегонеделайка»?

 Какая зона комфорта и зона роста есть у него?

 Если бы «Всезнайка-ничегонеделайка» мог к вам обратиться прямо сейчас, то что бы он у вас спросил?

 Если бы вы могли ему ответить, что бы вы ответили?

 За что бы вы его поблагодарили?

 За что «Всезнайка-ничегонеделайка» точно умеет нести ответственность?

 Какой груз ответственности ему уже давно пора сбросить?

 От каких отговорок «Всезнайке-ничегонеделайке» нужно отказаться?

 Во что можно их трансформировать?

 О какой жизненной ситуации для Вас эта сказка?

 Какой опыт вы получили для себя после написания сказки?

 Как этот опыт может быть использован вами в жизни? Какой план?

 Что вы можете сделать уже сегодня, чтобы перейти к реализации намеченных целей?

Заключительная часть

Ответьте на вопрос:

 Какой самый главный посыл несет для вас эта практика?

 На какие конкретные действия она вас наталкивает?

Подведение итогов

Вывод. Техника «Всезнайка-ничегонеделайка» позволяет переосмыслить собственные взгляды на себя, на свое бездействие и на свои действия; обозначить зону комфорта и зону роста; способствует выходу из саботажа, принятию себя и жизненной ситуации, активизации действий.

Обратная связь. В конце занятия каждый говорит по очереди, что полезного сегодня для себя вынес и благодарит всех за работу. (5 мин.) Все прощаются и обнимаются по желанию.


4. Занятие: «Мандала «Танго с эмоциями»

Цель: снизить уровень эмоционального напряжения, научиться осознавать и принимать свои эмоции; очиститься от негативных и наполниться позитивными, изменить свое внутреннее состояние и использовать его, как ресурс в достижении цели.

Задачи:

  1. Помочь ребенку снять напряжение.

  2. Дать возможность ребенку почувствовать себя в безопасности.

  3. Научится ребенка приемлемо выражать эмоции.

  4. Научить не боятся говорить о своих чувствах.

  5. Развить чувства и эмоции ребенка.

Материалы: Ватман, лист бумаги А-4, цветная бумага, клей, карандаши, краски.

Ход занятия

Упражнение «Мандала «Танго с эмоциями» (Алина Лаппа)

Выполнение техники:

1. На листе бумаги А-4 карандашом нарисуйте круг. В центре круга поставьте точку, не отрывая руки от бумаги, ведите линии в любом направлении, создавая импровизированный танец. Во время рисования не включайте логику, рисуйте интуитивно свою мандалу. Если хочется выйти за пределы круга, не ограничивайте себя.

2. Следующий этап — медитация. Сядьте удобно и закройте глаза. Поставьте на пол устойчиво ноги, расслабьте тело. При помощи дыхания, войдите в состояние внутренней тишины. Вспомните несколько негативных эмоций, которые появлялись в последнее время или которые вы испытывали чаще всего. Подумайте, от каких эмоций вам бы хотелось освободиться, очиститься? Какие эмоции не дают вам двигаться к своей цели, чувствовать себя уверенно и комфортно? В каком участке тела находится каждая из них? Вам тело подскажет, где именно находится та или иная эмоция: в виде зажима или блока. Другая, например, проявится болью или неприятным ощущением.

3. Затем, откройте медленно глаза. Выпишите себе отдельно в блокнот свои эмоции, которые вы представили. И наделите каждую из них определенным цветом. Например: красный — гнев, работаете вначале с красным, зеленый - печаль, голубой — тревога, у каждого получатся свои ассоциации.

4. Зарисуйте некоторые участки мандалы, к которым тянется рука. Действуйте интуитивно. Пусть каждый цвет олицетворяет какую-то конкретную эмоцию в данный момент. Закрашивая сегмент мандалы, представляйте эту эмоцию, как она через цвет, штрихи, нажим выходит из вас, как вы очищаетесь от ее негативного воздействия, как отрицательная энергия покидает ваше тело и вы освобождаетесь. Всю мандалу закрашивать не надо, т.к. следующим этапом будет работа с позитивными эмоциями.

5. Проведем медитацию, с целью привлечения положительной энергии. Сядьте удобно и закройте глаза. Расслабьте тело: ноги, руки, лицо. При помощи дыхания, войдите в состояние внутренней тишины. Представьте 2-4 положительные эмоции, которыми хотели-бы наполниться, хотели ощущать и оставить в своем теле. Например: умиротворение, доверие, покой, радость. И наделите каждую свою эмоцию определенным цветом. Запомните эти приятные ощущения в теле, поблагодарите себя улыбкой. Медленно открывайте глаза.

6. Запишите свои приятные эмоции, наделите каждую из них подходящим цветом. Зарисуйте интуитивно участки мандалы, тем цветом, которые вы выбрали. В момент зарисовки, ярко ощутите каждую приятную эмоцию, почувствуйте ее телом, насладитесь ею. Поразмышляйте какую цель вы могли бы достичь при помощи этой эмоции.

7. Посмотрите на свою мандалу эмоций на разном расстоянии, прислушайтесь к своему телу: что вы чувствуете, что изменилось? Спросите себя: «чего я хочу»? Запишите ответ.

8. Возьмите лист бумаги и разделите его на 3 колонки. 1 - колонке выписываете неприятные эмоции, 2 - пока не заполняете, 3 - приятные эмоции, с которыми вы работали.

9. Во 2-ой колонке напишите полярные эмоции, т. е. антонимы слов из первой колонки. Например: Гнев – восторг, Печаль — радость

10. Следующий этап, выписываем приятные эмоции в одну строчку из 2-ой и 3-ей колонки. Если они совпадают, то пишем только один раз. Прочитайте их.

11. Перепишите эти слова в той последовательности, в какой вам будет комфортней всего эти эмоции испытывать, т. е. Какая эмоция из какой вытекает. У вас получается цепочка слов.

12. Создаем из этих слов персональный КОД эмоций. КОД — это Как Ослабить Давление тех или иных негативных эмоций. Выписываем первое и последнее слово вашей цепочки — это и будет КОД. Например: Доверие — Покой.

13. Закройте глаза и представьте ощущение от первой эмоции (доверие). Что для вас доверие, какое оно, в чем и как она проявляется. Могут возникнуть какие-то образы, ощущения прислушайтесь к ним и запомните это ощущение внутри себя, в своем теле. То же самое проделайте со второй эмоцией.

14. Теперь заякорим этот КОД через жест или комбинацию пальцев, например, щелкнуть пальцами. Выполняя это действие, проговариваем персональный код (Доверие-Покой) и входим в внутреннее состояние гармонии с этими эмоциями.

15. Важно довести слова+жест до автоматизма. Для этого в течении 21 дня, утром и вечером по 3 раза делайте это упражнение. В течении дня, когда на вас оказывать давление неприятная ситуация или разговор, который вызывает негативные эмоции, применяйте свой КОД эмоций.

Обратная связь. В конце занятия каждый говорит по очереди, что полезного сегодня для себя вынес и благодарит всех за работу. (5 мин.) Все прощаются и обнимаются по желанию.


5. Занятие: «Палитра отношений»

Цель: Снятие напряжения, повышение уверенности в себе - новые пути развития.

Задачи:

  1. Помочь ребенку снять напряжение.

  2. Приобрести ценный опыт позитивных изменений.

  3. Расширить внутренний опыт за счет соприкосновения с глубинными уровнями психики и укрепления сознательного Я.

  4. Изменить отношение к себе.

  5. Укрепить доверие к миру, развить новые, более продуктивные отношения с миром

  6. Развить коммуникативных навыки, научиться гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Материалы: Ватман, лист бумаги А4, цветная бумага, клей, карандаши, краски.

Ход занятия

Медитация (5 мин.): Техника «Мир прекрасен» [1;76 с.]

Дети двигаются по комнате и останавливаются, когда замечают перед собой, что-то красивое или приятное. Остановившись, нужно сконцентрировать на этом свое внимание и сказать: «Я вижу красоту перед собой, мир прекрасен».

Потом можно оглянуться и найти, что-то красивое позади себя, повторить эту фразу и затем продолжить поиски красиво слева от себя, права, вверху и внизу.

Осознанное созерцание развивает способность к концентрации внимания, одновременно способствует релаксации и снятию напряжения

Техника: «Палитра отношений» (Андрей Тымкив)

Ход работы: Нарисуйте карандашами на листе (формат А4) мир Ваших отношений в виде Вселенной, где есть планеты, звезды и возможно другие небесные тела. Нарисуйте и раскрасьте так как ее видите вы?

После создания рисунка посмотрите внимательно на рисунок и проведите анализ согласно следующих вопросов:

1. Где на этом рисунке Вы?

2. Как вы себя чувствуете в этом положении или на этом месте?

3. Есть ли на рисунке партнер и если нет, то почему?

4. Кто еще есть на рисунке? Если есть, то кто это?

5. Кто на рисунке главный или отметьте, кто вокруг кого крутится по орбите?

6. Кто дает (питает) энергией Вас и освещает Вашу жизнь или где ваш ресурс?

7. Если, что-то произойдет угрожающее Вашей жизни - устраивает ли такое положение отношений во Вселенной?

8. Вам что-то бы хотелось изменить или улучшить? Если хотите, то пропишите.

9. Подумайте и пропишите, что МЕШАЕТ Вам улучшить Вселенную отношений?

10. Есть утверждение, что партнер, это зеркало и указывает на Ваши слабые стороны, помогает или мешает он Вам?

11. Если мешает, то чего вы боитесь в партнерстве? А если помогает, то с какими чувствами и действиями вы принимаете помощь?

12. Сбоку на свободном пространстве отметьте какой цвет, что обозначает для Вас и все цвета, которыми вы разукрашивали рисунок. (Например, красный – страсть или любовь, голубой или синий гармония.) Проанализируйте каждою часть рисунка кто в каких цветах, или какого цвета, как его видите вы. Соответственно, и какого цвета и какие отношения между Вами.

13. Что Вы сделаете в ближайшие 3 дня, чтоб Ваша Вселенная стала более гармоничной? (Напишите 3-5 пунктов, которые вы будете реализовывать в ближайшие 72 часа) Подумайте и отметьте себе какие осознания пришли во время практики или что эта практика Вам дала?

Обратная связь. В конце занятия каждый говорит по очереди, что полезного сегодня для себя вынес и благодарит всех за работу. (5 мин.) Все прощаются и обнимаются по желанию.


Подведение итогов занятий (10 мин.)

Участники становятся в круг и берутся за руки.

Инструкция Арт-терапевта: «Наши занятия подошли к концу и мне очень хочется, чтобы каждый пожелал соседу что-то хорошее и доброе». После этого каждый ребенок по кругу, по часовой стрелке, передает соседу хорошее и доброе пожелание. Дети делятся впечатлениями от курса и рассказывают, что полезного получили для себя и как это используют в дальнейшем.

Все прощаются и обнимаются по желанию.

Один монах любил медитировать, сидя в лодке на середине озера, где ему никто не мог помешать. И вот однажды он медитировал и вдруг в его лоду врезалась другая лодка. Монаха охватил гнев, он открыл глаза, чтобы обрушиться на неосторожного....и увидел, что лодка пуста. Гнев обратился в смех. Он понял, что никто не виноват, а источник гнева - в нем самом. С тех пор он никогда не впадал в гнев. И каждый раз когда что-то происходило в его жизни не так, он просто вспоминал: «Эта лодка пуста».

Желаемая модель выпускника программы

Применяя данную программу в коррекции школьной тревожности детей, можно уверенно ориентироваться на следующие результаты:

  • позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образа Я, осознание внутренних ресурсов.

  • снижение эмоциональной тревожности.

  • повышение самооценки.

  • развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.

  • создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.

  • формирование у ребёнка чувства собственного достоинства

  • воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым.

  • приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий.

  • формирование коммуникативной компетентности ребёнка – развитие коммуникативных умений и навыков, связной речи и лексико-грамматических категорий.

  • формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Особые рекомендации

Применение метода арт-терапии отвечает основным целям и задачам деятельности педагога-психолога:

  • формированию психологического здоровья детей;

  • психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей дошкольного возраста

  • психологической поддержке и сопровождению детей дошкольного возраста;

  • исправлению отклонений в личностно-эмоциональном развитии ребенка на основе создания оптимальных психологических условий для развития индивидуального творческого потенциала ребенка;

  • привлечению детей к активной продуктивной деятельности, способствующей;

  • формированию всех психических процессов.


Литература

  1. Глубинная Арт-Терапия: Практики трансформации: науч.-метод. пособ. / Елена Тарарина.-2 изд., без изм,-К. : АСТАМИР-В, 2019.-240 с.-ил.

  2. Практикум по арт-терапии в работе с детьми : науч.-метод.пособ. / Елена Тарарина. – 2-е изд.,дополн.-К. : АСТАМИР-В, 2019.-256 с.-ил.

  3. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. – СПБ. : Речь, 2018. – 160 с. : ил.

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2006. - 208 с.- 712 с.: ил




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие навыков саморегуляции учащихся через техники арт-терапии

Автор: Арынбаева Жанна Маратовна

Дата: 15.10.2020

Номер свидетельства: 560168

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства