План Позитивный настрой. Концентрация на дыхании. Уважаемые родители! Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Сейчас мы выполним с вами упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Давайте приготовимся… Закроем глаза…, спинки прямо…, руки можно положить на колени… Вдо-о-ох…, вы-ы-ыдох… (9-10 раз, медленно) 2.Психолого-педагогические основы программы духовно-нравственного образования «Самопознание». Древнегреческие мудрецы призывали: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!» Познаешь себя - познаешь жизнь. Программа духовно-нравственного образования «Самопознание» основана на целостном подходе к пониманию человека, как обладающего не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой. Для того чтобы понять психологические основы методики преподавания предмета «Самопознание», рассмотрим структуру сознания и то, каким образом наше сознание получает и перерабатывает информацию, поступающую из внешнего мира. Процесс обучения, мысли и понимание – все это происходит внутри сознания. Самое главное влияние на сознание происходит через 5 органов чувств, 2 из которых – зрение и слух являются важнейшими путями получения информации и образуют важную часть процесса образования. Через 5 органов чувств информация из внешнего мира попадает в подсознание (сознательно и бессознательно), где приобретает психоэмоциональную окраску. Эмоциональная реакция сознания вызывает посылку в подсознание дополнительных сигналов и закрепляет эмоциональное содержание прошлых впечатлений. Каждый раз, когда мы переживаем эмоциональное состояние, мы тем самым закрепляем более сильную эмоциональную реакцию на будущее. Все эмоции: гнев, жадность, ненависть, страх, зависть и т.д., находятся в подсознании, то есть внутри нас. Они часть нашего прошлого. Их нельзя уничтожить, поэтому нам приходится учиться с ними жить. В противном случае – наступает подавленность, замешательство, нервные срывы. Таким образом, необходимо учить детей правильно воспринимать информацию, то есть учить контролировать эмоции. Надо очищать сознание. Точно так же, как мы чистим зубы, нужно очищать свое сознание, потому, что оно тоже загрязняется каждый день. Способы очищения сознания. 1. Практикуйте позитивный настрой. 2. Излучайте любовь на протяжении дня. 3. Контролируйте свой гнев. 4. Пойте песни, облагораживающие душу. 5. Следите за дыханием. 6. Старайтесь поддерживать общечеловеческие ценности в повседневной жизни. 7. Научитесь хранить тишину, говорите мягко и с добротой. Притча « Грязное белье». Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру. Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на просушку выстиранное бельё. - Посмотри, какое грязное у неё бельё, - сказала она своему мужу. Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания. - Наверное, у неё плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы её поучить. И так всякий раз, когда соседка развешивала бельё, жена удивлялась тому, какое оно грязное. В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула: - О! Сегодня бельё чистое! Наверное, научилась стирать! - Да нет, сказал муж, - просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно. Обсуждение. Выводы. 3.Вечные общечеловеческие ценности. Что же такое ценность? Ценность - это предметы, явления, свойства, состояния, имеющие положительную значимость для личности. В различных ситуациях человек действует в соответствии со своими жизненными приоритетами, иногда даже не осознавая существующую взаиморасположенность личных ценностей. Согласно теории Петраковой Т.И., ценности можно разделить на три вида: природные, приобретенные и абсолютные. Абсолютные общечеловеческие ценности - это ценности, не изменяющиеся во времени и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства), а имеющие значение для всего человечества. Общечеловеческие ценности: Истина – это то, что остается неизменным; основополагающий жизненный принцип: духовное начало, пронизывающее все творение, единая суть, присущая всему мирозданию. Она не подвержена изменениям во времени – прошлом, настоящем, будущем. Любовь – это чистая бескорыстная и безусловная любовь, это энергия, созидающая и поддерживающая жизнь. Внутренний покой – совершенное умиротворение ума, глубинная природа человека. Праведное поведение – это поведение, соответствующее долгу и обязательствам, поступки согласно внутреннему голосу совести. Ненасилие – не причинение вреда никому, ни мыслью, ни словом, ни делом. Развитие в себе общечеловеческих ценностей - это уже само по себе образование. Любого кто старается, как следует, понять общечеловеческие ценности: истину, любовь, праведное поведение, покой и ненасилие, кто применяет эти ценности на практике и распространяет их с усердием, искренностью, уже можно назвать по-настоящему образованным человеком. 4.Роль родителей в воспитании (девочек, мальчиков). «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро», писал В.А.Сухомлинский. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка заключается в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Ролевая игра «Услышать ребенка». Родителям дают роли: подростка, его отца, матери и бабушки. Предлагается обыграть следующую ситуацию: «Ваш сын приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там химичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и т.д.». (Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей: «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.; «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.); «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.); «бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.). Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми. Обсуждение. Обращение к актерам, зрителям, анализ их наблюдений и выводов. Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие? Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни? Самая распространенная (и совершенно справедливая) жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!». Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми. Родители должны щедро дарить свое тепло, внимание, ласку детям, не выбирая время и место для этого. Любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно. Просмотр видеоролика «Письмо детей родителям» (о недостаточном внимании родителей к детям, youTube). Вручение родителям памяток (приложение 1). Домашнее задание. Практиковать общечеловеческие ценности. Прочитать рапсодию Ш.А. Амонашвили «Папа, Мама и Я». Групповое пение «Берегите своих детей». Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней Никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез, Даже если они провинились, Ничего нет дороже слез, Что с ресничек родных скатились. Обнимите покрепче их, Детской ласкою дорожите Это счастье? короткий миг, Быть счастливыми поспешите. Ведь растают как снег весной, Пробегают дни просто эти И покинут очаг родной Повзрослевшие Ваши дети. Перелистывая альбом С фотографиями из детства, С грустью вспомните о былом О тех днях, когда были вместе. Как же будете Вы хотеть В это время опять вернуться Чтоб им маленьким песню спеть, Щечки нежной губами коснуться. Обнимите покрепче их, Детской ласкою дорожите Это счастье? короткий миг, Быть счастливыми поспешите. Ведь растают как снег весной, Пробегают дни просто эти И покинут очаг родной Повзрослевшие Ваши дети. Повторное анкетирование. Отзывы родителей. 8. Заключительная минута. Дорогие родители! Давайте помнить, что дети – это самая большая радость, это то счастье, которое позволяет познать нам истинные ценности в жизни. |