kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Расстройство аутистического спектра, клинико-диагностические аспекты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка для работы психолога с расстройством аутистического спектра

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Расстройство аутистического спектра, клинико-диагностические аспекты»»

28











«Расстройство аутистического спектра, клинико-диагностические аспекты»







Педагог – психолог

Ващекина Анастасия Васильевна

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...

3

1. ТЕОРИТЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА



1.1. Определение аутистического расстройства, аутизма. Классификация расстройства……………………………………………………………………


4

1.2. Причины и признаки РАС……………………………………………...

8

1.3. Отличие детского аутизма от других болезней…………………………

11

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА…….


17

3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА БОЛЬНЫХ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА….…………………………………………


20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

23

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………...

24





ВВЕДЕНИЕ


Аутизм сегодня является довольно распространенным явлением. Ежегодно по всему миру увеличивается количество людей, которые страдают этим расстройством. Этот факт подтверждает статистика аутизма. В Америке и Европе эта проблема появилась давно. Поэтому для таких людей создаются условия, которые позволяют им быть полноценными членами общества. Тогда как Россия и страны ближнего зарубежья столкнулись с аутизмом сравнительно недавно [24].

По статистике аутизмом в мире страдает более 10 миллионов человек. Несколько десятков лет назад на 10 000 жителей приходился один аутист. Каждый год их становится на 11–17% больше. На территории Китая эта цифра еще выше – 20%. Сегодня аутизмом страдает каждый сотый житель планеты. Предоставим статистику аутизма в мире. Она позволяет увидеть, насколько сильно возросло количество страдающих этим психическим расстройством людей с 1995 по 2017 год: в 1995г. 1 больной ребенок из 5000 населения людей, в 2010г. 1 больной ребенок из 110 населения людей, в 2014г. 1 больной ребенок из 68 населения людей, в 2017 г. 1 из 50 населения людей [11].

Число людей страдающих отклонением в развитии стремительно растет. Как показывает статистика аутизма в мире на 2016 год, больных стало в 10 раз больше, чем было десять лет назад.

Тема данной работы «Расстройство аутистического спектра, клинико-диагностические аспекты» является актуальной, ее мы и рассмотрим.








1. ТЕОРИТЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

    1. Определение аутистического расстройства, аутизма. Классификация расстройства.


Первое описание аутизма было осуществлено американским педиатром и психиатром Л. Каннером. В 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Г. Аспергер, а в 1947 году - советский ученый С. С. Мухин [21].

Расстройство аутистического спектра (РАС) — общее расстройство развития, с наступлением в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями, основной характеристикой расстройства является перманентный дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии [24].

Был введен термин «аутизм» (от греческого autos – «сам») в 1912 г., его ввел швейцарский психиатр Э. Блейлер. Существует множество определений аутизма, данными отечественными психологами.

Аутизм - симптом и форма психических заболеваний, при которых мышление человека и его аффективная сфера регулируются преимущественно внутренними эмоциональными потребностями и мало зависят от реальной действительности [12].

О.С. Никольская, определяет аутизм, как явную необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире [23].

К.С. Лебединская дает понятие аутизма, как отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой [14].

Нарушения психического развития при детском аутизме являются «первазивными», то есть множественными, всепроникающими. Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность его проявлений. Аутичный ребенок может проявить себя умственно отсталым и высокоинтеллектуальным, парциально одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков; один и тот же ребенок в одних ситуациях оказывается неуклюжим, а в других демонстрирует удивительную моторную ловкость. Подобный тип психического дизонтогенеза в классификации В.В. Лебединского (1985) определен как искаженное развитие [16]. Существует много классификаций аутизма, в основе данной работы мы берем классификацию РАС, представленная в Международной классификации болезней 10 пересмотра:

F84 Общие расстройства психологического характера

F84.0 Детский аутизм

F84.1 Атипичный аутизм

F84.2 Синдром Ретта

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F84.5 Синдром Аспергера

F84.8 Другие общие расстройства развития

F84.9 Общее расстройство развития неуточненное [23].

Детский аутизм

Тип общего нарушения развития, который определяется наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка в возрасте до трех лет; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность [1].

Атипичный аутизм

Тип общего нарушения развития, отличающийся от детского аутизма возрастом, в котором начинается расстройство, или отсутствием триады патологических нарушений, необходимой для постановки диагноза детского аутизма. Эту подрубрику следует использовать только в том случае, если аномалии и задержки в развитии проявились у ребенка старше трех лет и недостаточно демонстративно выражены нарушения в одной или двух из трех областей психопатологической триады, необходимой для постановки диагноза детского аутизма (а именно в социальном взаимодействии, общении и поведении, характеризующемся ограниченностью, стереотипностью и монотонностью), несмотря на наличие характерных нарушений в другой (других) из перечисленных областей. Атипичный аутизм чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у лиц, имеющих тяжелое, специфическое рецептивное расстройство развития речи [18].

Синдром Ретта

Прогрессирующее наследственное заболевание, возникающее обычно спорадически у девочек, дебютирующее в раннем детском возрасте и характеризующееся регрессом психомоторного развития, аутистическим поведением, потерей навыков целенаправленного движения руками, а также, нередко, развитием эпилепсии. Синдром Ретта характеризуется нарушением развития головного мозга [20].

Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

Тип общего нарушения развития, для которого характерно наличие периода абсолютно нормального развития до проявления признаков расстройства, сопровождаемого выраженной потерей приобретенных к тому времени навыков, касающихся различных областей развития. Потеря происходит в течение нескольких месяцев после развития расстройства. Обычно это сопровождается выраженной утратой интереса к окружающему, стереотипным, монотонным двигательным поведением и характерными для аутизма нарушениями в сфере социальных взаимодействий и функций общения [21].

Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

Плохо обозначенное расстройство неопределенной нозологии. Эта категория предназначена для группы детей с выраженной умственной отсталостью (IQ ниже 35), проявляющих гиперактивность, нарушение внимания, а также стереотипное поведение. Данный синдром часто связан с различными отставаниями в развитии общего или специфического характера. Неизвестна степень этиологического участия в этом поведении низкого IQ или органического поражения мозга [18].

Синдром Аспергера

Представляет собой сравнительно благоприятную форму детского аутизма и рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, связанный с аномалиями личности шизоидного круга и шизотипическим расстройством. Как и при других формах аутизма, ключевые психопатологические проявления при синдроме Аспергера сопряжены с нарушением развития психических функций, обеспечивающих процессы межличностного и социального взаимодействия. Однако синдром Аспергера отличается меньшей выраженностью общего психического недоразвития, психологических диспропорций и стереотипий. При этом расстройстве отмечается неравномерное, но прогрессирующее развитие коммуникативных навыков и интеллекта, а также сохраняется достаточная связь психических процессов с реальностью [5].



    1. Причины и признаки РАС.


Для того чтобы вовремя диагностировать РАС, необходимо знать причины, признаки и симптомы его развития. К причинам РАС относятся:

- генные модификации,

- наследственность,

- органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга),

- гормональные сбои, нарушение обмена веществ,

- воздействие вирусных и бактериальных инфекций,

- ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка),

- чрезмерное употребление антибиотиков,

- химическое воздействие на организм матери в период беременности [2].

Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается «комплекс оживления», характерный для нормального развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека, он не откликается на свое имя [8].

Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки.

И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Существует мнение, что у них отсутствует желание общаться, в отличие от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов, но по какой-либо причине боятся вступить в общение [26].

Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает «уход в себя» либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значения «пустякам», которые так важны для аутичного ребенка [17].

Одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма, является эмоциональная сфера. Эмоциональный процесс имеют сложнейшую морфофункциональную основу: ствол мозга, таламус, гипоталамус, старая и новая кора. Их функциональные состояния, способы связи структур с другими образованиями, особенно с корой больших полушарий, определяют характер и выраженность эмоциональных реакций человека в конкретной ситуации. С функциями коры больших полушарий ГМ связаны наиболее сложные и тонко организованные формы эмоционального поведения человека. Эмоциональное поведение ребенка формируется по мере приобретения жизненного опыта, под влиянием обучения и воспитания [13].

Аутистический спектр у детей может проявляться по-разному. На сегодняшний день выделено несколько критериев, на которые нужно обязательно обращать внимание:

- Основным симптомом аутизма является нарушение социальных взаимодействий.

- Проблемы с речью также присутствуют. Ребенок гораздо позже начинает говорить, или же речь отсутствует вовсе (зависит от разновидности нарушения). Вербальные аутисты часто имеют небольшой словарный запас, путают местоимения, время, окончания слов и т. д. Имеет место эхолалия.

- Аутистический спектр у детей может проявляться нехарактерной жестикуляцией, стереотипическими движениями.

- Характерные особенности детей с расстройствами аутистического спектра — повторяющиеся модели поведения. Любое отклонение от выработанной ребенком схемы может сопровождаться громким протестом, припадками гнева, агрессией.

- Ребенок может привязаться к одной игрушке или неигровому предмету. Игры малыша часто лишены сюжета.

- У половины детей с подобным диагнозом наблюдаются особенности пищевого поведения — они категорически отказываются есть какие-то продукты (например, красные), отдают предпочтение какому-то одному блюду.

Дети с аутизмом не обязательно имеют все вышеперечисленные симптомы — у каждого ребенка свой набор нарушений, причем разной степени выраженности [25].

Можно ли в раннем возрасте диагностировать аутизм? Расстройство аутистического спектра не так уж и часто проявляется во младенчестве. Тем не менее родителям стоит обратить внимание на некоторые тревожные сигналы: С ребенком трудно наладить зрительный контакт. Он не смотрит в глаза. Отсутствует и привязанность к матери или отцу — малыш не плачет, когда они уходят, не тянет ручки. Вполне возможно, что ему не нравятся прикосновения, объятия. Малыш отдает предпочтение одной игрушке, и его внимание ею полностью поглощено. Имеется задержка в развитии речи — к 12-16 месяцам ребенок не издает характерных звуков, не повторят отдельные небольшие слова. Дети с нарушением аутического спектра редко улыбаются. Некоторые дети бурно реагируют на внешние раздражители, например, звуки или свет. Это может быть связано с гиперчувствительностью. Ребенок ведет себя неадекватно по отношению к другим детям, не стремится к общению или играм с ними [12].


    1. Отличие детского аутизма от других болезней


Порой аутизм можно спутать с некоторыми другими встречающимися у детей проблемами.

Во-первых, у почти каждого аутичного ребенка в младенчестве подозревают глухоту или слепоту. Эти подозрения вызваны тем, что он, как правило, не откликается на свое имя, не следует указаниям взрослого, не сосредоточивается с его помощью. Существуют аргументированные предложения ввести в основные клинические критерии синдрома детского аутизма, аномальность реакции на сенсорные раздражители. Аномальность в данном случае – это не просто отсутствие реакции, а ее необычность: сенсорная ранимость и игнорирование стимула, парадоксальность ответа или «сверхочарованность» отдельными впечатлениями.

Важно также помнить о характерном различии реакций на социальные и физические стимулы. Для нормального ребенка социальные стимулы чрезвычайно важны. Он прежде всего отзывается на то, что исходит от другого человека. Аутичный ребенок, наоборот, может игнорировать близкого человека и чутко откликаться на иные стимулы [19].

С другой стороны, в поведении детей с нарушениями зрения и слуха также могут отмечаться однообразные действия, такие, как раскачивание, раздражение глаза или уха, перебирание пальцами перед глазами. Так же, как и в случаях детского аутизма, эти действия несут функцию аутостимуляции, компенсирующей недостаточность реального контакта с миром. Однако мы не можем говорить о детском аутизме, пока стереотипность в поведении не сочетается с трудностями в установлении эмоционального контакта с другими людьми, разумеется, на доступном ребенку уровне, с помощью доступных ему средств. Необходимо также отметить, что возможно действительное сочетание детского аутизма или, по крайней мере, аутистических тенденций с нарушениями зрения и слуха. Так бывает, например, при врожденной краснухе.

Во-вторых, часто возникает необходимость соотнести детский аутизм и умственную отсталость. Мы уже упоминали, что детский аутизм может быть связан с разными, в том числе очень низкими, количественными показателями умственного развития. По крайней мере две трети детей с аутизмом при обычном психологическом обследовании оцениваются как умственно отсталые (а половина из этих двух третей – как глубоко умственно отсталые). Необходимо, однако, понимать, что нарушение интеллектуального развития при детском аутизме имеет качественную специфику: при количественно равном коэффициенте умственного развития ребенок с аутизмом по сравнению с ребенком-олигофреном может проявлять гораздо большую сообразительность в отдельных областях и значительно худшую адаптацию к жизни в целом. Его показатели по отдельным тестам будут сильно отличаться друг от друга. Чем ниже коэффициент умственного развития, тем отчетливей будет разница между результатами в вербальных и невербальных заданиях в пользу последних [18].

В случаях депривации у детей с глубокой умственной отсталостью возможно развитие специальных стереотипов аутостимуляции, например раскачивания, как это бывает и в случае депривации у детей с сенсорными нарушениями. Решение вопроса о том, имеем ли мы дело с детским аутизмом, как и в первом случае, потребует проверки: сочетается ли это проявление стереотипности в поведении ребенка с невозможностью установления с ним эмоционального контакта на самом простом и, казалось бы, доступном ему уровне.

В-третьих, в некоторых случаях необходимо отличать речевые трудности при детском аутизме от других нарушений речевого развития. Часто первые тревоги возникают у родителей аутичных детей именно в связи с необычностью их речи. Странная интонация, штампы, перестановка местоимений, эхолалии – все это проявляется так ярко, что проблем дифференциации с другими речевыми расстройствами, как правило, не возникает. Однако в некоторых, а именно самых тяжелых и самых легких, случаях детского аутизма трудности все же возможны [22].

В самом тяжелом случае – случае мутичного (не пользующегося речью и не реагирующего на речь других) ребенка может встать вопрос о моторной и сенсорной алалии (отсутствии речи при нормальном слухе и умственном развитии; моторная алалия – невозможность говорить, сенсорная – непонимание речи). Мутичный ребенок отличается от страдающего моторной алалией тем, что иногда может непроизвольно произносить не только слова, но даже сложные фразы. Труднее решить вопрос о сенсорной алалии. Глубоко аутичный ребенок не сосредоточивается на обращенной к нему речи, она не является инструментом организации его поведения. Понимает ли он то, что ему говорят, сказать трудно. Опыт показывает, что даже если он и пытается сосредоточиться на инструкции, то не удерживает ее в сознании целиком. В этом он сходен с ребенком, испытывающим трудности в понимании речи. С другой стороны, аутичный ребенок может иногда адекватно воспринимать и учитывать в поведении относительно сложную информацию, полученную из речевого сообщения, обращенного к другому человеку.

Самым же главным идентифицирующим признаком является характерное для глубоко аутичного ребенка глобальное нарушение коммуникации: в отличие от ребенка с чисто речевыми трудностями, он не пытается выразить свои желания вокализацией, взглядом, мимикой или жестами.

В наиболее легких случаях детского аутизма, когда вместо полного отсутствия коммуникации наблюдаются лишь связанные с ней затруднения, возможны проявления самых разных речевых нарушений. В подобных случаях можно обнаружить явные проблемы с восприятием речевой инструкции, общую смазанность и нечеткость произношения, запинки, аграмматизмы (нарушения грамматического строя речи), трудности в построении фразы. Все эти проблемы возникают именно при попытке ребенка вступить в коммуникацию, организовать целенаправленное речевое взаимодействие. Когда же высказывания автономны, ненаправленны, штампованны, тогда речь может быть более чистой, фраза более правильной. При дифференциации в таких случаях следует отталкиваться именно от сравнения возможностей понимания и использования речи в ситуациях аутостимуляции и направленного взаимодействия.

При дифференциальной диагностике необходимо также учитывать более общие характеристики поведения. В попытках коммуникации аутичный ребенок будет проявлять сверхзастенчивость, заторможенность, повышенную чувствительность к взгляду другого человека, тону его разговора. Он будет стремиться к общению в привычной и ритуализированной форме и теряться в новой обстановке [6].

В-четвертых, как для профессионалов, так и для родителей важно разграничивать детский аутизм и шизофрению. С их смешением связано множество не только профессиональных проблем, но и личных переживаний в семьях аутичных детей [21].

Западными специалистами связь детского аутизма и шизофрении полностью отрицается. Известно, что шизофрения является наследственным заболеванием. Проведенные исследования показали, что среди родственников аутичных детей нет накопления случаев заболевания шизофренией. В России же до недавнего времени между детским аутизмом и детской шизофренией в большинстве случаев просто ставился знак равенства, что тоже подтверждалось многочисленными клиническими исследованиями.

Это противоречие разъяснится, если мы учтем отличия в понимании шизофрении в разных клинических школах. Большинство западных школ определяет ее как болезненный процесс, сопровождающийся острыми психическими расстройствами, включающими галлюцинации. Господствовавшие же до недавнего времени российские психиатрические школы относили к шизофрении и вялотекущие болезненные процессы, нарушающие психическое развитие ребенка. При первом понимании связь с аутизмом действительно не прослеживается, при втором – детский аутизм и шизофрения могут пересекаться [28].

Ребенок, страдающий шизофренией (в традиционном отечественном понимании этого слова), может не иметь трудностей, специфичных для синдрома детского аутизма. Здесь дифференциации поможет опора на основные критерии синдрома. Развести «стабильные» и «текущие» формы внутри самого синдрома детского аутизма позволяет длительное наблюдение за развитием ребенка. Наличие периодов не обусловленного извне обострения (нарастания проблем ребенка) может свидетельствовать в пользу заболевания шизофренией.

Наконец, в-пятых, необходимо остановиться на различении синдрома детского аутизма и нарушений общения, обусловленных особыми условиями жизни, воспитания ребенка. Такие нарушения могут возникнуть, если еще в раннем возрасте ребенок лишен самой возможности установить эмоциональный контакт с близким человеком, т. е. в случаях так называемого детского госпитализма. Известно, что нехватка эмоциональных контактов с людьми, недостаток впечатлений часто вызывают серьезную задержку психического развития у детей, воспитывающихся в домах ребенка. У них возможно также развитие особой стереотипной активности, призванной компенсировать недостаток контактов с миром. Однако стереотипные действия не носят при госпитализме такого изощренного характера, как при детском аутизме: это может быть, скажем, просто упорное раскачивание или сосание пальца. Принципиально здесь то, что ребенок с госпитализмом, попав в нормальные условия, может компенсироваться, по сравнению с аутичным, гораздо быстрее, поскольку у него отсутствуют внутренние препятствия для эмоционального развития [4].

Другой причиной психогенного нарушения общения может быть отрицательный невротический опыт ребенка: перенесенная травма, несостоятельность во взаимодействии с другим человеком. Конечно, такой опыт может получить любой ребенок с повышенной ранимостью. И все же это не детский аутизм, потому что нарушение общения здесь, как правило, избирательно и касается именно отдельных, тяжелых для ребенка ситуаций [21].

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА


При беглом взгляде довольно трудно определить проявления аутизма у новорожденных детей. Чем раньше диагностируется заболевание, тем выше успех в реабилитации таких детей и их интеграции в социум. Чаще остальных странное поведение детей замечают их собственные родители, особенно, если у них уже есть дети.

Специалисты из области психологии, педагогики и психиатрии несколько десятков лет работают над теми или иными способами ранней диагностики аутизма у новорожденных детей [6].

В основные диагностические этапы входит:

- осмотр ребенка психиатром, неврологом, психологом;

- наблюдение за ребенком и заполнение «Оценочной шкалы аутизма», при помощи которой можно установить тяжесть расстройства.

- беседа с родителями и заполнение родителями опросников – «Опросник для диагностики аутизма», помогает вывить симптомы, свойственные расстройству аутистического спектра; «шкала адаптивного поведения Вайленда» - интервью, в ходе которого на вопросы отвечают эксперты – родители ребенка или люди из его ближайшего окружения Она оценивает четыре основные сферы жизнедеятельности: коммуникацию, повседневные житейские навыки, социализацию, моторные навыки, а также проявления дезадаптивного поведения [27].

- Оценка адаптивной способности. Психолог задает ребенку определенные задачи, решение которых связано со способностью к взаимодействию с окружающим миром, адаптации к той или иной ситуации, встречающихся в повседневной жизни. Аутисту предлагают описать ту или иную последовательность действий (одевание, прием пищи и др.)

- Определение уровня развития интеллекта - «тест Векслера» детский вариант. Он предназначен для тестирования интеллектуальных способностей у детей и подростков от 6,5 до 16,5 лет. Тест включает 11 субтестов, позволяющих измерить уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; выявить потенциал обучаемости; определить уровень сохранности интеллекта [31].

- Для исследования когнитивных функций используют:

1. Изучение памяти: 10 слов (или 5, 7 в зависимости от возраста и особенностей ребенка).

2. Исследование внимания применяют шифровку, таблицы Шульте (в соотвествующем возрасте);

3. Исследование мышления включают малую предметную классификацию, конструирование объектов, кубики Кооса и др.;

4. Исследование восприятия (зрительного) - фигуры Липера, идентификацию формы, перцептивное моделирование, разрезные предметные картинки.

5. Исследование эмоций и личности употребляют графические пробы (рисунок себя, семьи), сюжетные картинки [10].

- использование нейропсихологической диагностики - целью обследования является качественная оценка профиля развития высших психических функций, выявление сохранных и нарушенных звеньев. «Батареи тестов А.Р. Лурия» позволяют оценить развитие моторных, осязательных и визуальных навыков; слуховые способности; экспрессивную речь и понимание речи; чтение, письмо и арифметические навыки; ориентировку в пространстве, а также память и интеллект [32].

Чтобы детально проследить характер заболевания, можно использовать такой метод, как «Генограмма семьи». Основной целью использования метода, является выявление случаев наследуемого заболевания, что представляет собой важный этап дифференциальной диагностики при РАС.

Для того чтобы видеть результаты диагностики и их развитие в 1989 г. К.С. Лебединской и О.С. Никольской была разработана диагностическая карта развития ребенка. Эта карта фиксирует все сферы развития ребенка и способствует оптимальной коррекционной работе с ним [14].


























  1. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА БОЛЬНЫХ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.


Одним из самых важных разделов реабилитации для детей с РАС, несомненно, является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. Комплексная психокоррекционная работа, включающая в себя все разделы и виды реабилитационной помощи, о которых будет написано ниже, является, наряду с медикаментозной терапией, действенным средством купирования негативных симптомов РАС, а также способствует нормальному включению ребенка в социум [3].

Виды коррекции РАС:

  1. АВА-терапия используется в качестве основы для большинства программ, целью которых является лечение аутизма у детей. Главная цель АВА - предоставить ребенку средства и позволить ему самостоятельно осваивать окружающий мир. Обычно по системе АВА ежедневные занятия с ребенком ведут несколько специалистов разной квалификации (музтерапевт, дефектолог по поведенческим навыкам, арт-терпевт и т. п.).

Обучение с АВА-терапией улучшает коммуникационные навыки ребенка, его адаптационное поведения, а также способности к обучению. Все это в совокупности позволяет достичь необходимого социально обусловленного поведения больного. АВА-терапия для аутистов предполагает разбивку на отдельные небольшие блоки всех сложных для больных детей навыков. Это контактность и речь, умение смотреть в глаза и слушать, творческая игра и т.д. Каждое из этих действий заучивается с ребенком отдельно. Далее все простые звенья соединяют в одну цепь. После освоения базовых знаний (в случае тяжелой формы патологии) дети переходят к сложным навыкам. Среди них - творчество, социализация и коммуникации [33].

  1. Песочня терапия – отличный способ самовыражения для детей с аутизмом. Во время игры с песком проявляется способность ребенка создавать символы. Психика спонтанно производит символы, и эта способность активизируется, когда ребенок теряется и не может справиться с внутренней или внешней ситуацией [11].

  2. Музыкальная терапия является устоявшейся техникой использования музыкального взаимодействия для помощи людям с широким спектром когнитивных и эмоциональных проблем с целью улучшения их способности к функционированию. Взаимодействуя со взрослыми и детьми с расстройствами аутистического спектра, терапевтам удается строить у них некоторые музыкальные навыки, снижать уровень тревожности, и даже развивать новые коммуникативные навыки. Важно отметить, что музыкальная терапия - это не то же самое, что обучение музыке. Если вашей целью является построение у вашего ребенка вокальных навыков или навыков игры на музыкальных инструментах, тогда вам необходимо найти соответствующего инструктора вместо или в дополнение к музыкальному терапевту [21].

4) Метод холдинг - терапия. Суть данного метода заключается в следующем, в специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает его к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к своему сыну или дочке и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему. Холдинг-терапия включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга - удержания ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального) [15].

5) Работа с семьей и окружением ребёнка - в первую очередь, данный вид коррекции направлен на смягчение эмоциональной напряжённости и тревоги у членов семьи, так как зачастую родители детей с РАС так же нуждаются в помощи, включающую в себя психотерапевтическую поддержку и программы тренингов. Прививание умений самостоятельного обслуживания и интеграции в социуме. Так как дети-аутисты в большинстве своем не обладают способностью играть, самостоятельно принимать пищу, поддерживать личную гигиену, психолог проводит специальные упражнения, призванные помочь ребенку придерживаться определенного порядка выполнения каких-либо действий [17].

6) Нейропсихологическая коррекция - данный вид включает в себя комплекс занятий, состоящих из растяжек, дыхательных, глазодвигательных, мимических и других упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы, причем сами занятия между собой заметно различаются по времени и количеству [21].

7) Дельфинотерапия - этот способ широко применяется в терапии аутизма у детей. Также дельфинотерапия для аутистов вместе с другими методами воздействия позволит «выдернуть» ребенка из состояния самоизоляции, давая новые стимулы для физического, эмоционального и умственного развития. Часто контакт с дельфинами помогает ребенку обрести вновь интерес познания окружающего мира [34].

8) Логопедическая коррекция - учитывая тот факт, что нарушение речевого развития является одним из кардинальных проявлений РАС, данный вид работы с ребёнком будет неотъемлемой частью программы коррекции. Характеризуется ориентированностью на формирование словарного запаса, развитие слухового внимания, а также фонетического и речевого слуха [22].











ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Аутизм определяется как одно из расстройств, которое характеризуются нарушениями коммуникативных функций в социальном взаимодействии, ограниченным, стереотипным кругом интересов и возможностью осуществления определенных видов деятельности. Практически во всех случаях психическое развитие ребенка нарушено еще в младенчестве, но крайне редко эти нарушения проявляются в течение первых пяти лет жизни. Учитывая, что данное расстройство является комплексным, следовательно и коррекционная деятельность также должна носить комплексный характер [26].

На сегодняшний день можно добиться вполне приемлемых результатов в области коррекции расстройства аутистического спектра. Концептуальную основу данного процесса составляют следующие методики: АВА - терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, холдинг-терапия, нейропсихологическая коррекция, работа с семьёй, дельфинотерапия, логопедическая коррекция. В данной работе нами были рассмотрены данные методы коррекции.

Подводя итог, можно сказать, что расстройства аутистического спектра - это комплексная проблема и требует согласованных действий специалистов из области медицины, психологии, педагогики с обязательным участием членов «микросоциума». Одним из важнейших условий успешности мероприятий по коррекции расстройства аутистического спектра является его ранняя диагностика: в этом случае возможны положительные результаты в реабилитации коммуникативных способностей ребенка и дальнейшая его адаптация в обществе.







ЛИТЕРАТУРА


  1. Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии / / под ред. Г. А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 1995.

  2. Аутичный ребенок проблемы в быту: Методические рекомендации / Науч. ред. М. Ю. Веденина. - М.: Владос, 1998.

  3. Баенская Е. Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста // Дефектология, 1999, №1, - С. 47-54.

  4. Баенская Е. Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. // Методическое пособие для педагогов, психологов, врачей / Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М. : 2004. – 128 с.

  5. Бобров А. Е. Синдром Аспергера : ретроспективный анализ динамики состояния больных // Журнал Доктор.ру. - 2011. - № 4 (63).

  6. Богдашина О. Б. Аутизм: определение и диагностика // О. Б. Богдашина. – Донецк : Лебедь, 1999. - 124 с.

  7. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие // под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. — М.: Владос, 2005. — 144 с.

  8. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг. – М.: Норма, 2000. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2000.

  9. Зейгарник Б. В. К сущности волевого поведения //Психологический журнал / Б. В. Зейгарник. – 1985. - №3. – С. 18-21.

  10. Каган В. Е. Диагностика и лечение аутизма у детей / В. Е. Каган. – М.: Владос, 2003.

  11. Каращук Л. Н., Разживина М. И. Проблема аутизма в современном мире / Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» . – 2014. - №1 (4)

  12. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми - М.: Теревинф, 2003. — 70 с.

  13. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.

  14. Лебединская К. С. Ранний детский аутизм. Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. - М. : НИИ дефектологии РАО, 1992. – 125 с.

  15. Лебединская К. С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма / К. С. Лебединская. – М.: Март, 1999.

  16. Лебединский В. В., Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.

  17. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка / М.М. Либлинг // Дефектология. – 1996. – № 3. – С., 66 с.

  18. Лютова Е. К., Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - М., 2000. - 61 с.

  19. Морозов С.А., Морозова Т.И., Белявский Б.В., К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 1. С. 9-18

  20. Морозов С. А., К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом / Под ред. С. А. Морозов. – М.: Академия, 2001.

  21. Мухин К. Ю., Синдром Ретта (обзор литературы и описание клинического случая) / К. Ю. Мухин [и др.] // Русский журнал детской неврологии. – 2010. - №2. - С. 43-52

  22. Никольская О. С. Аутичный ребенок: пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг ; под ред. А. Г. Яковлева. - 3-е изд. - М. : Теревинф, 2005. - 288 с.

  23. Никольская О.С. Аутизм лечится общением // Научная статья. - 2016. Т. 14 № 4 (53). С. 35—38. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/autdd.2016140406

  24. Общие расстройства психологического характера / Международная классификация болезней 10-й пересмотр. – Электрон. дан. – М., 2012-2014.

  25. Поршнева Н. Г. Проблема аутизма как проявление нетипичности. Современные проблемы науки и образования. // Электронный научный журнал., - 2012. - №3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6255 (дата обращения: 30.03.2018).

  26. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2003. – 142 с.

  27. Ремшмидт Х. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение / Х. Решмидт. – М. : Медицина, 2003. – 120 с.

  28. Салмина А. Б. Подходы к объективизации диагностики заболеваний аутистического спектра [Текст] / А. Б. Салмина, [и др.] // Сибирское медицинское обозрение . — 2009 . — №3 . — С. 80-85

  29. Шипицына Л.М. Детский аутизм. Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. – СПб. : Дидактика плюс, 2001. – 368 с.

  30. Юров Ю.Б. Комплексный клинико-генетический подход к диагностике синдрома Ретта у детей / Ю. Б. Юров [и др.] // Вопросы современной педиатрии. - 2007. - Т. 6. № 4. - С. 38-43/

  31. http://psihologn.org/index.php/psihologamm/373-test-vekslera-normativnye-

  32. https://lektsii.org/5-19034.html

  33. http://fb.ru/article/165575/ava-terapiya---chto-eto-takoe-metod-ava-terapii

  34. https://apicorrection.com/delfinoterapiya-dlya-autistov




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Расстройство аутистического спектра, клинико-диагностические аспекты»

Автор: Ващекина Анастасия Васильевна

Дата: 25.07.2019

Номер свидетельства: 517074


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства