Просмотр содержимого документа
«Ранний детский аутизм и другие расстройства аутистического спектра»
Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. РДА, синдром Каннера) - психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА.
Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка. По современным международным клиническим классификациям, аутизм включен в группу первазивных расстройств. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков. Диагностируется данное расстройство в возрасте до 3 лет и проявляется нарушением потребности в общении и способности к социальному взаимодействию.
Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических заболеваний.
Критерии постановки диагноза сложно определить, т.к. одна из главных причин - проблематичность дифференциации аутизма, как отдельного расстройства от аутистических черт личности вследствие других фундаментальных нарушений. Клинические проявления расстройств аутистического спектра и его диагностические признаки зачастую схожи с патопсихологической симптоматикой «раннего детского аутизма».
Согласно теории Джона Дауна, учитывая различные варианты течения болезни, первичную диагностику и сопутствующие симптомы, аутизм классифицируется на «ранний детский аутизм» и «аутизм регрессивного типа». Клинические признаки и симптомы раннего детского аутизма у детей определены с рождения. В случае аутизма регрессивного типа – дети вначале развиваются в соответствии с возрастной нормой, вовремя овладевают необходимыми навыками, речевым развитием, однако в возрасте 2-4 лет у них наблюдается внезапный регресс.
Д. Даун утверждал, что время начала этого процесса, который в дальнейшем был назван «невольным затуманиванием сознания», совпадает со временем, когда у ребенка начинается смена зубов. При установлении причин этого состояния следует, отделять этапы развития ребенка от других возможных причин. Он обозначает расстройства аутистического спектра как умственную отсталость, связанную с нарушением развития, отделяя больных с умственной отсталостью вследствие нарушений развития, от больных людей, заболевание которых являлось следствием врожденных патологий, или родовых травм.
Составляя психологический портрет людей с данным заболеванием Д. Даун описывает их следующим образом: «…они живут в своем мире, углублены в себя, постоянно перебирают пальцами, или совершают другие ритмичные движения не обращающих внимание на других. Они, как будто погружены в свои грезы. У них очень выразительные глаза, в которых в минуты просветления виден ясный, глубокий ум».
В последние годы общеупотребительным стал термин «расстройства аутистического спектра», к которым относят такие расстройства как: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера и др. Некоторые исследователи включают в РАС и психогенные формы с аутиститическим поведением.
Ранний детский аутизм
„Аутизм” (от греческого auto – сам) - понятие, введенное психиатром Э. Блейлером еще в начале 20-го века и характеризующее состояние психики с преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.
В настоящий момент число людей с расстройствами аутистического спектра непрерывно увеличивается. Ученые говорят о десятикратном повышении возникновения аутизма по сравнению с предыдущим столетием. Особенность распространения еще и в том, что этот загадочный недуг в четыре раза чаще случается у мальчиков, чем у девочек.
Диагноз « Аутизм» ставится детям, имеющим следующие трудности:
- связанные с социальным взаимодействием – самость, или погружение в самого себя.
- связанные с социальной коммуникацией – экстремальное погружение в одиночество.
- нарушения воображения и символической игры – уход человека от реальности в мир фантазий и грёз.
Причины раннего детского аутизма
На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.
Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз и др.
Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.
Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.
Попытки определить причины возникновения подобной психической аномалии предпринимают многие ученые в мире, созданы целые нейробиологические и нейропсихологические институты, занимающиеся проблемами аутистов. Реальная ситуация, признанная врачебным сообществом во всем мире, состоит в том, что причины возникновения расстройств аутистического спектра не раскрыты. Нет подтверждений тому, что это заболевание генетическое. Не существует методов, позволяющих исцелить это заболевание.
Споры о признании аутистов инвалидами или разговоры об особом типе развития ведутся до сих пор. Всё, что имеется в наличии у специалистов, занимающихся проблемами аутизма, это возможность раннего диагностирования этого заболевания у детей и различные методы терапии по повышению качества жизни больных с расстройствами аутистического спектра, а также по снижению напряжения в семье с подобным больным человеком. Эффективность подобных методов разнится и в целом оставляет желать лучшего. Статистика об успешных разработках в этой сложной области отсутствует.
Расстройства аутистического спектра представляют собой группу состояний с общими конечными этапами патогенеза, сходным с синдромом аутизма. Данные нарушения состояний вызваны различными причинами, одними из которых являются: генетические нарушения, нарушения обмена веществ, структурные и травматические.
В настоящее время особое внимание уделяется изучению аутистикоподобных расстройств, тождественных по проявлениям раннему детскому аутизму, но имеющих не эндогенное происхождение.
Международная классификация болезней рассматривает следующие формы аутизма:
Детский аутизм или синдром Каннера - проявляется на третьем году жизни и характеризуется функциональными ограничениями в трех основных областях:
- область социального взаимодействия;
- коммуникативное поведение;
- нарушения в мотивационной сфере.
Проявления аутизма: стереотипии, фобии, страхи, агрессия, нарушения интеллектуального развития, своеобразие развития сенсорной сферы, характерные речевые нарушения, нарушения в формировании моторики.
Для подтверждения данного заболевании обязательно наблюдение минимум шести симптомов.
Атипичный аутизм – аномальное или нарушенное развитие проявляется в любом возрасте, как правила сопряжен с глубокой умственной отсталостью. Заболевание проявляется у детей, анамнез которых отягощен психозом.
Синдром Аспергера – при данном расстройстве все проявления идентичны синдрому Каннера. Наблюдается своеобразие личностного развития при сохранном интеллекте.
В настоящее время мнения учёных разных стран разделились. Американские исследователи считают аутизм «нарушением развития», препятствующим становлению основных психологических функций в раннем возрасте, что в дальнейшем приводит в инвалидизации ребёнка.
Французские детские психиатры рассматривают аутизм в контексте «ранних детских психозов», считающихся глобальными нарушениями личности, которые в свою очередь классифицируются на формы «чистого» аутизма и аутистикоподобные психотические расстройства.
Ранние дефицитарные психозы. Характеризуются наличием признаков умственной отсталости и психотическими расстройствами. Проявляются в виде тревоги, нарушения взаимодействия, наличием галлюцинаций.
Дисгармонические психотические расстройства. Проявляются к 3-4 годам. Характеризуются нестабильностью, заторможенностью, навязчивыми состояниями, фобиями, неравномерным развитием различных сфер: психомоторика, речь, познавательная деятельность, приобретение умений и навыков.
Все перечисленные расстройства характеризуются в своей клинической картине проявлениями нарушения потребности в общении и способности к социальному взаимодействию, а также стереотипностью поведения, деятельности, интересов и игр. Данные расстройства могут быть частично изменены путем терапевтического вмешательства, педагогического и коррекционного воздействия.
Французскими психиатрами выделено несколько синдромов, сходных с формами аутизма по своей клинической картине, но имеющих специфические черты:
Синдром ломкой Х-хромосомы. Этот синдром не всегда связан с аутизмом. При данном заболевании прежде всего обнаруживается умственная отсталость, которая часто сопровождается проявлениями, напоминающими симптомы аутизма, а именно: нарушения поведения и речи, выражающиеся в нанесении себе повреждений, повторении бессмысленного набора слов.
Эти нарушения напоминают симптомы, типичные для детского психоза.
Синдром Ретта долгое время объединялся в одну нозографическую категорию с аутизмом. В настоящее время этот синдром рассматривается как самостоятельное нарушение, так как ряд существенных различий в симптоматике, течении болезни и лечении детей с таким заболеванием заставляют чётко отграничить его от аутизма.
Для синдрома Ретта характерны следующие клинические проявления:
К концу первого гожа жизни происходит остановка и регресс психомоторного развития;
Появляются симптомы аутистического спектра: потеря интереса к людям и предметам, анимичное, неподвижное выражение лица, пустой взгляд, но избегания глазного контакта, как при «чистом» аутизме, не наблюдается;
Появление неврологических симптомов. Использование рук регрессирует и заменяется стереотипными движениями, такими как: потирание рук на уровне груди, постукивание руками по зубам или рту;
Развивается атаксия-расстройство координации движений. Возникают трудности в удержании равновесия, походке;
Сформированные ранние речевые навыки регрессируют;
Замедляется кривая роста окружности головы.
Данное состояние стабилизируется к 3 годам. К этому времени наблюдается клиническая картина по типу деменции с грубыми нарушениями в моторной сфере, отсутствием речи и полным отсутствием самостоятельности.
Следует также отметить, что данное заболевание встречается только у девочек и наблюдается примерно у 1 человека на 10000.
Синдром Веста относится к неврологическим нарушениям , характерным для младенческого возраста. Сидром Веста может сопровождаться аутистическими чертами в определённый период развития.
Этиология и патогенез данного расстройства указывают на то, что это заболевание отлично от клинической картины аутизма. В основе настоящего синдрома –эпилептическая энцефалопатия, начинающаяся на первом году жизни ребёнка и проявляющаяся генерализованными судорогами головы, тела и сгибанием конечностей.
Течение болезни сопровождается регрессом психомоторного развития и приводит к тяжёлым психическим нарушениям.
Синдром Ландау-Клеффнера проявляется в возрасте трёх лет. Характеризуется утратой уже сформированной к этому периоду развития речи и появлением признаков эпиактивности – проявлениями повышенной возбудимости в коре головного мозга, что возможно диагностировать только с помощью электроэнцефалограммы.
Все клинические симптомы описанных выше заболеваний схожи с симптоматикой аутизма, что может привести к постановке неверного диагноза.
Следует также отличать аутизм на его начальной стадии от других нарушений, которые могут его сопровождать:
Сенсорные нарушения: слепота и глухота
Дифференциальная диагностика врождённой глухоты и аутизма достаточно сложна, учитывая специфику этих нарушений. Известно, что некоторые случаи глухоты сопровождаются поведением психотического характера, такими как стремление к уединению и стереотипии. Также существуют аутистические синдромы, сопровождающиеся нарушением слуха.
Для правильной диагностики таких случаев используются слуховые аппараты. Если при использовании аппарата ребёнок начнёт вступать в контакт в окружающими и произойдёт развитие коммуникативной сферы, то это будет означать, что реакции психотического характера были следствием сенсорной депривации, а не аутизмом.
Слепота может также сопровождаться либо симптомами аутистического спектра, либо настоящим аутистическим уходом в себя со стереотипиями и аутостимулирующими движениями.
Отсутствие или задержка развития речи так же может привести к тому, что ребёнку будет поставлен диагноз аутизм. В частности, следует отграничить аутизм от такого специфического нарушения развития речи и языка как дисфазия.
При дисфазии нарушается экспрессивная сторона речи, и иногда страдает понимание речи, тогда как у аутичных детей нарушения речи более глубокие и разнообразные.
Потребность в общении у ребёнка с дисфазией, использование им жестов и других средств невербальной коммуникации позволяют отличить его от ребёнка с аутизмом, но не смотра на это, у многих детей с дисфазией могут наблюдаться расстройства аутистического спектра: стереотипии и уход в себя и нежелание взаимодействовать.
Эмоциональная депривация и ранние детские депрессии
В этом случае речь идёт о ранних нарушениях взаимодействия, а именно о депрессивном состоянии у ребенка, вызванного разлукой с матерью.
Эти патологические состояния могут сопровождаться депрессивными синдромами, называемыми в психологии анаклитической депрессией.
Данные тяжёлые депрессивные расстройства, как правило, проявляются симптомами аутистического характера, характеризующимися уходом в себя и стереотипными движениями типа раскачивания.
Однако эти нарушения, являющиеся следствием депривации, отступают и могут совсем исчезнуть, если ребёнок помещён в эмоционально удовлетворительные условия.
Проявления раннего детского аутизма:
Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.
Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.
Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.
Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.
Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.
Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.
Диагностика раннего детского аутизма
В настоящее время ранний детский аутизм можно диагностировать довольно рано — часто до года.
В этот период аутичный ребёнок не фиксирует взгляд на матери, ее лице, не улыбается ей, не реагирует на ее голос, либо пугается матери, отстраняется от ее объятий, плачет на руках. Комплекс оживления вызывают предметы, а не лица, может долго рассматривать узор ковра или обоев. Подобные особенности внимания сохраняются на протяжении всей жизни (лицо человека привлекает внимание не больше, чем неживые предметы). Особо стоит проблема нарушения влечений. Отмечается свехчувствительность анализаторов, либо их нечувствительность. Ребенок может бояться малейшего шума или часами стоять у работающего компрессора. Часто у таких детей повышенный интерес к запахам, причем не всегда к приятным. В возрасте от года до полутора лет обращает на себя внимание то, что ребенок может не откликаться на имя, не слышать просьб, а также отсутствие сотрудничества с взрослым. Если малышу нужна, например, игрушка, он не использует указательный жест для того, чтобы дать взрослому понять, что ему нужно. Вместо этого он может, например, руку взрослого и положить ее на желаемый предмет. От полутора до трех лет у нормально развивающегося ребенка формируется предметно-манипуляционная деятельность, а после трех — игровая. Помимо этого возникает понятие «я», своих границ и возможностей. Ребенок-аутист не исследует функции предмета, что приводит к парадоксальной ситуации: он не играет игрушками, предпочитая раскладывать их по цвету или форме, строить из них пирамиды, не видит разницы — брать для игры игрушки или, например, столовые приборы. Понятие «я» не возникает, ребенок продолжает называть себя в третьем лице. Эмоциональные нарушения и проблемы социального взаимодействия можно выразить фразой «непонимание чужого, нечувствительность к своему».
Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:
1) качественное нарушение социального взаимодействия
2) качественные нарушения общения
3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.
Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.
Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами– задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.
Критерии раннего детского аутизма
Самое узкое место этой проблемы — диагностика. Существующие критерии исключительно поведенческие. Выделить точные биологические «маркеры» этого заболевания до настоящего времени не удалось.
Основными критериями диагностики аутизма являются:
стереотипии движений,
компульсивное поведение,
сопротивление переменам,
ритуальное поведение,
агрессия или аутоагрессия,
дефект эмоциональной активности
нарушения социального взаимодействия
нарушения речи и общения
отсутствие предметной игры и игрового взаимодействия.
Коммуникационные особенности при раннем детском аутизме
Нарушения в сфере социального взаимодействия и коммуникации сводятся с следующему:
отсутствие невербальных жестов;
нарушение социальной интуиции;
отсутствие потребности совместного переживания эмоций;
негибкость поведения;
особенности зрительного контакта. Бытует мнение, что дети с аутизмом не смотрят в глаза. Это не совсем так. Важно, что зрительный контакт не используется для общения, то есть взгляд не является средством коммуникации;
неумение просить;
отсутствие социального сотрудничества (не откликается на имя, не выполняет просьб).
Речевые особенности при раннем детском аутизме
В речи ребенка можно выделить специфические и неспецифические для данного заболевания нарушения. К специфическим относят:
не использование речи для общения;
наличие неречевых вокализаций, «абрисы» слов или фраз;
нетипичные первые слова (чаще всего отражающие негативную реакцию: «Отстань!»);
отраженный характер речи;
навязчивые вопросы;
прагматическое нарушение речи.
Неспецифические нарушения при раннем детском аутизме
К неспецифическим нарушениям относят, например, дизартрию.
Бывает, что дети с аутизмом обладают хорошей памятью, и тогда они могут запоминать и повторять к месту и не к месту стихи, большие фрагменты услышанного текста, куски диалогов из телепередач и т.п.
Интеллект при раннем детском аутизме
Особо стоит проблема интеллектуальных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра. До недавнего времени бытовало мнение, что дети с синдромом Аспергера более интеллектуально развитые, часто одаренные (в основном музыкальными или математическими способностями), в то время как дети с синдромом Канера имели крайне низкие показатели формального интеллекта. При этом у обеих категорий детей присутствовали все нарушения социального взаимодействия и коммуникации. В последнее время принято делить детей с аутистическими расстройствами по степени функциональности, то есть эффективности адаптации к внешнему миру. Так, высокофункциональный аутист может научиться навыкам социального поведения и стать самостоятельным членом общества. Яркий пример — Темпл Грандин, женщина инженер и биолог, доктор наук, а также предприниматель. Она часто выступает с лекциями об аутизме, давая нам возможность узнать лучше мир аутиста. Надо сказать, что деление по степени функциональности правильно применять лучше всего для детей старше 3 лет.
Психическое развитие детей с синдромом аутизма
Младенчество:
сильные реакции на «новизну»,
легко пугаются, нет «комплекса оживления»,
не желают контакта,
общая вялость, бездеятельность, пассивность или повышенная подвижность, суетливость, стереотипные движения руками, пальцами, в 7-8 месяцев первые слова
Раннее детство:
интересуют не функциональные, а физические свойства предметов,
«феномен тождества» (Симптом детского аутизма, проявляющийсястремлением поддерживать неизменной окружающую обстановку. Наиболее ярко проявляется в раннемвозрасте. Ребенок, кажущийся отгороженным от действительности и не воспринимающим ничего вокруг, реагирует бурным протестом на мельчайшие изменения обстановки. В основе развивающегося состояниявозбуждения лежит страх – от беспокойства до реакции типа паники).
избирательны в одежде и еде,
навыки самообслуживания формируются очень медленно,
с двух лет фразовая речь с чистым произношением,
многоречивость с «потерей чувства собеседника»,
никогда не говорят «я», «моё».
Дошкольный возраст:
«странные» интересы,
паталогическое фантазирование, возникают эхолалии (Эхолалия – автоматическое (не контролируемое) повторение ребенком чужих слов, полных фраз или их частей и даже целых предложений. Бывает двух видов — немедленная и отсроченная).
Довольно часто эту особенность принимают за симптом развивающегося аутизма, и такой вариант не исключен. Однако, это может быть нормой становления детской речи. Существует две крайне важные стадии развития навыков речи у детей — от 6 мес. до года и от 3 до 4 лет. В этом возрасте практически каждый малыш начинает повторять услышанное «как попугай». Это абсолютно нормально), избирательный мутизм (мутизм у детей — обратимое отсутствие речи (от «мutus» — молчание), причины которого разнообразны (стресс, травма, заболевание). В любом детском коллективе можно встретить «странного» ребёнка замкнутого, молчаливого, почти «немого». Малыш отказывается вступать в любые отношения с собеседником, уклоняется от разговоров, прикосновений, не желает играть с другими детьми. Подобная патология поведения называется «мутизм», что означает «временная немота»).
появляются неадекватные страхи,
холодность или жестокость по отношению к близким,
отсутствует желание понравиться, безразличие к оценкам,
не обращают внимание на окружающих,
отсутствует потребность в общении.
Младший школьный возраст:
сохраняется изолированность детей от сверстников,
колебания настроения,
новые, связанные со школой страхи,
трудно заинтересовать работой класса,
учёба в школе не складывается в ведущую для ребёнка деятельность Трудности в социальном взаимодействии: ۰Отсутствие желания взаимодействовать с окружающими, особенно с незнакомыми или в незнакомой обстановке;
۰проявление интереса к окружающим с целью удовлетворения собственных потребностей; ۰проявления в любви на своих условиях и не всегда в удобное время и в удобном месте; ۰отсутствие понимания норм и правил поведения; ۰отсутствие желания осуществлять коммуникацию вообще или скудные навыки коммуникации, включая контакт глаз, жесты, мимику, язык тела;
۰расстройство или ЗРР, а может быть хорошо развитая речь, но без осознания функции общения; ۰педантичная речь: очень буквальна, с низким уровнем понимания.
Трудности, связанные с недостатками воображения и негибкостью мышления:
۰использование игрушек не по назначению (просто вертит колёса машинки);
۰неспособность играть или писать с применением фантазии;
۰противостояние переменам;
۰занятие одной и той же игрой;
۰быстрое заучивание на память, но без понимания заученного;
۰неспособность смотреть на вещи с точки зрения других людей;
۰строгое следование правилам и непонимание исключений;
۰ограниченная способность предугадывать будущие события или воспроизводить/использовать прошлый опыт без визуальных подсказок.
Другие трудности:
Сенсорные трудности; трудности со сном; трудности приёма пищи; в развитии навыков самостоятельности; навязчивые действия или настойчивость в следовании определённым ритуалам; страхи и фобии; навыки мелкой моторики не сформированы; недостаточный уровень развития пространственных представлений; заострение внимания на мелких деталях; отсутствие чувства собственной и чужой безопасности.
Общие рекомендации по организации взаимодействия с детьми с РАС:
Чёткая организация жизнедеятельности.
Понятная недвусмысленная речь.
Неприемлемое поведение отмечать твёрдым, но нерезким словом.
В ходе обучения избегать вопросов типа: «Зачем ты это сделал?», «Хочешь это сделать?».
Обращаться по имени как можно чаще.
Не воспринимайте лично грубое или агрессивное поведение.
Специально обучайте правилам социального поведения.
Необходимо усиливать присмотр в периоды неорганизованного времени.
Необходимо составлять расписание для ребёнка.
Работая с детьми с расстройствами аутистического спектра, важно помнить о том, что трудноуправляемое поведение является отражением нарушений, связанных с аутизмом. Понадобится время и усилия, чтобы изменить, поведение ребёнка и научить его учиться. Время понадобится и самому ребёнку.
Психологические факторы возникновения расстройств аутистического спектра
Аутизм (в том числе расстройства аутистического спектра) это чаще всего заболевания звуковых детей и их возникновение связано с неблагоприятным воздействием на сверхчувствительный сенсор звуковика - ухо.
Звуковые дети особенно чувствительны к звуковым воздействиям. Громкие звуки, даже шум улицы или бытовой техники и тем более крик на него или громкие ссоры родителей между собой вне зависимости от возраста ребенка сказываются на его психике самым негативным образом.
Есть основания считать, что дети, родившиеся с аутизмом подверглись звуковой травме еще в утробе матери. Общение с семьями, где растет ребенок с аутизмом или расстройством аутистического спектра практически 100% подтверждает наличие вышеописанных неблагоприятных воздействий на ребенка. Беда в том, что на такие банальные вещи как повышение голоса мы даже не обращаем внимание.
Как возникают расстройства аутистического спектра
Звуковые дети – особенные. Нередко их можно узнать по серьезному взгляду и особой погруженности в себя, словно все их внимание сфокусировано где-то там – внутри него самого. Они чутко реагируют на любой шорох и быстро устают от шумных мест и компаний. Звуковой ребенок может ощущать себя вполне самодостаточным, играя в одиночестве. Нередко даже в детском коллективе вы найдете его в стороне от других, где он сам с собой чем-то занимается, иногда даже говорит сам с собой.
Обращаясь к звуковику с вопросом, не ждите, что он мгновенно ответит вам – ему требуется время, чтобы отвлечься от своих мыслей и вынырнуть наружу. Нет, он не заторможенный или отсталый. Он просто – другой. Более того, ему как никому другому дан гигантский потенциал в познании человека и мира. Он обладает абстрактным интеллектом, развивая который, мы помогаем состояться гению (Эйнштейн, Перельман – можно привести много примеров состоявшихся звуковиков).
Когда мы подгоняем такого ребенка, больно задеваем его Я, повышаем на него голос, желая добиться от него каких-то действий, не считаясь с его особенностями, мы калечим его психику. И последствия этого могут быть очень трагичными. Снижение обучаемости, расстройства аутистического спектра, депрессия, подростковый суицид, шизофрения...
„Что ты молчишь, я тебя спрашиваю? И что мне делать с этим дебилом? Стыдоба то какая! Родила урода на свою голову!“ – подобные слова, даже однажды сгоряча слетевшие с губ матери, способны повлиять на психическое здоровье звукового ребенка и определить его дальнейшее развитие.
Это дети, которым дан экстраординарный мыслительный потенциал, способность решать сложнейшие физико-математические задачи, постигать замысел всего сущего - это и есть их основная задача. При неумелом обращении они получают ярлык умственно отсталых, теряя способность к обучению и взаимодействию с другими людьми.
Когда болевые ощущения, которые он получает через свой сенсор – ухо, превышают его способность к адаптации, ребенок бессознательно реагирует снижением способности реагировать на внешние раздражители. Это его психологическая защита, чтобы сохранить свою целостность.
Так при травмирующей звуковой обстановке ребенок уходит в себя. Постепенно теряя контакт с окружающим миром. Когда это происходит с маленьким ребенком, его развитие останавливается. В зависимости от возраста и степени тяжести его нарушений он может уже так никогда и не приобрести даже самых простых навыков самообслуживания и взаимодействия с другими людьми...
Звуковик итак интроверт, а тут он словно попадает в вакуум собственной оболочки, не имея выхода из нее. При этом в нем по-прежнему живут его звуковые желания – постичь свое Я, мир, законы вселенной. Но он теряет возможность реализовать эту задачу, поскольку она тесно связана со способностью звуковика сосредотачиваться снаружи своей барабанной перепонки – на внешнем мире. Мире, который для аутиста становится враждебным. Это становится причиной тяжелейших страданий взрослеющего ребенка.
Аутист это не только носитель звукового вектора. В векторальном наборе ребенка есть как минимум еще один нижний вектор, а иногда это полиморф – носитель 3 или более векторов. Что происходит с другими желаниями, когда основной доминантный вектор неадаптирован к жизни?
Свойства других векторов ребенка так же оказываются под прессом страдающего звука. Он не может развивать и другие свои способности в соответствии с внутренним запросом. Таким образом его свойства начинают проявляться на низком уровне развития – кожный вектор суетливостью, моторной активностью, которая, как правило, не несет полезной нагрузки. Зрительный вектор проявляет себя страхами, паникой, слезами или истерическими реакциями.
Ребенок с анальным вектором нередко особо заторможен, отличается чрезмерным упрямством. Отклонения от привычных составляющих его жизни становятся причиной его протеста и негативных реакций. Он более других зависим от матери, даже если эта зависимость негативного порядка – прежде всего именно дети с анальным вектором способны проявлять садистические наклонности по отношению к матери и другим людям. И причина этого – отдельная большая тема, рассматриваемая в рамках системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Аутист, обладающий оральным вектором, нередко гораздо более активен вербально, но это скорее говорение, часто невнятное, чем осмысленная речь или диалог с другими людьми. Именно эти дети склонны все тянуть в рот, облизывать, сосать. Не понимая особенностей векторальных проявлений ребенка, родители оказываются беспомощными хоть как-то помочь ему и тем более развить в той или иной мере те задатки, которые в нем заложены.
Почти через пятьдесят лет после выделения РДА как особой и самостоятельной формы аутизма, характеризующейся специфической клинической картиной, все определяющие вопросы учения об этом виде патологии: определение, этиология, патогенез - остаются противоречивыми, неопределенными и не способствуют, а затрудняют диагностический процесс.
Таким образом, в настоящее время существует много трудных и спорных вопросов диагностики аутистических состояний и во многом решение этих вопросов зависит от позиции, которую занимает диагност по отношению к РДА.
В заключение анализа данной проблемы, можно сделать вывод о том, что аутизм в наши дни действительно диагностируют все чаще, но в этой области нужно провести более тщательные исследования, и следует разработать четко выверенные клинические критерии, на основании которых будут дифференцироваться задачи и приемы дальнейшей психолого – педагогической коррекции в соответствии с выявленным вариантом аутистического развития.
Обратим ли этот процесс?
Пока этот вопрос остается открытым. И тем не менее практика применения системно-векторной психологии уже сегодня показывает - осознанный системный подход к ребенку с расстройством аутистического спектра способен помочь ему в развитии. Задача родителей, особенно мамы, здесь - первостепенной важности.
Осознав особенности ребенка, мы понимаем, как максимально нивелировать стрессовые воздействия на него, как создать обстановку, способствующую раскрытию его потенциала.
Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.
Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.
Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.
Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).
Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.
Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилам, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.