Работа педагога-психолога начальной - школы в условиях перехода на ФГОС.
Работа педагога-психолога начальной - школы в условиях перехода на ФГОС.
Работа по реализации ФГОС в образовательном процессе уже объективная реальность, поэтому необходимо найти в новых стандартах не множество недочетов и противоречий, а новые резервы. На мой взгляд, переход на ФГОС только поможет психологу в его деятельности в школе. Ведь в основу Федеральных государственных общеобразовательных стандартов положена психология личности:
весь стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника;
ФГОС основан на трудах выдающихся психологов. За основу взят деятельностный подход П.Я.Гальперина. Широко применяется понятие «зона ближайшего развития» введенное Л.С. Выготским. Учтены возрастные и гендерные особенности учащихся;
введенное понятие универсальный учебных действий (УУД) связано с изменениями не столько содержания, сколько парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности учащегося.
В таких условиях роль психолога в школе приобретает новый смысл и значение. Если еще несколько лет назад, в годы экономического кризиса, только дальновидный и грамотный директор не сокращал ставки психолога в школе. А большинство руководителей не видели необходимости в специалистах данного профиля. То сейчас психолог будет школе просто необходим. А направлений для его работы предостаточно. О психолого-педагогическом сопровождении школьников написано немало. Школьной психологической службе уже почти два десятка лет . Разрешите, поделиться своим опытом, и остановиться на работе педагога-психолога в нашей начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа педагога-психолога начальной - школы в условиях перехода на ФГОС. »
Автор: Иванова Т.В.
Магистр педагогики, педагог-психолог ВКК
АОУ СОШ №14 г. Долгопрудного, МО.
Работа педагога-психолога начальной - школы в условиях перехода на ФГОС.
Работа по реализации ФГОС в образовательном процессе уже объективная реальность, поэтому необходимо найти в новых стандартах не множество недочетов и противоречий, а новые резервы. На мой взгляд, переход на ФГОС только поможет психологу в его деятельности в школе. Ведь в основу Федеральных государственных общеобразовательных стандартов положена психология личности:
весь стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника;
ФГОС основан на трудах выдающихся психологов. За основу взят деятельностный подход П.Я.Гальперина. Широко применяется понятие «зона ближайшего развития» введенное Л.С. Выготским. Учтены возрастные и гендерные особенности учащихся;
введенное понятие универсальный учебных действий (УУД) связано с изменениями не столько содержания, сколько парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности учащегося.
В таких условиях роль психолога в школе приобретает новый смысл и значение. Если еще несколько лет назад, в годы экономического кризиса, только дальновидный и грамотный директор не сокращал ставки психолога в школе. А большинство руководителей не видели необходимости в специалистах данного профиля. То сейчас психолог будет школе просто необходим. А направлений для его работы предостаточно. О психолого-педагогическом сопровождении школьников написано немало. Школьной психологической службе уже почти два десятка лет . Разрешите, поделиться своим опытом, и остановиться на работе педагога-психолога в нашей начальной школе.
Формирование классов с одинаковыми стартовыми возможностями, то есть классы равные по составу независимо от буквы. По результатам индивидуальной диагностики дошкольника, которая проходит с согласия и в присутствие его родителей, психолог распределяет детей по классам. Где учитывается так же совместимость ребенка и учителя, пожелания родителей. Сохраняются группы дошкольного отделения. Таким образом, в каждом классе есть дети: разных национальностей, уровнем подготовки, особенностями развития, хроническими заболеваниями, возрастом от 6,5 до 8 лет. В августе месяце педагоги получают от психолога полную информацию о составе класса и методом жребия определяют букву класса.
Сопровождение учащихся первых классов в период адаптационного периода. Включая наблюдение за учащимися в учебное и не учебное время, проведение мониторингов и анкетирование педагогов и родителей для выявления детей с длительной адаптацией. Выступление на родительских собраниях с результатами о полученной информации. Консультирование родителей и педагогов.
Развитие и коррекция, психических и личностных особенностей детей на групповых и индивидуальных занятиях. Групповые развивающие занятия теперь можно проводить в рамках внеурочной деятельности. Это большой плюс, что психологу выделено определенное и дополнительно оплачиваемое время в каждом классе.
Сотрудничество с педагогами, классными руководителями при работе по новым ФГОС:
поддержать растерявшихся педагогов, показать, что около 60% УУД (% верен для АОУ СОШ №14 г. Долгопрудного) ими уже формируются в ходе работы, по разным направлениям их деятельности;
консультирование педагогов, проведение тренингов для стимуляции мотивации и креативности педагогов, так как не все педагоги готовы к новым требованиям ФГОС;
разработка совместных планов по формированию личностных и коммуникативных УУД.;
принять участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с особенностями развития.
Отслеживание динамики развития учащихся. На конец первого класса и при переходе в среднее звено. В остальной период по запросу педагогов и родителей.
Выполнение методической функции, разъясняя содержание деятельностного подхода для педагогов. Поскольку не все педагоги знакомы с данным направлением в психологии и с трудами Гальперина, Н.Ф. Талызиной и других.
Повышение компетентности родителей. Снятие тревожности из-за недостаточной информированности о целях, задачах, методах и предполагаемых результатах новых стандартов.
Подробнее хочется остановиться, на критериях сформированности личностных и коммуникативных УУД у учащихся на выходе из начальной школы. Так как именно в работе по формированию данных компетенций происходит безусловное, наиболее активное, сотрудничество педагога, классного руководителя и педагога-психолога школы. На наш взгляд такими критериями являются:
наличие учебной мотивации и виденье смысла обучения. Ведь деятельностный подход может быть осмыслен и применен только мотивированным учащимся, без этой составляющей он малоэффективен;
ценностно - нравственная ориентация. Умение соотносить с ней свои поступки . Новой работой по данному направлению является преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ);
сформированная гражданская позиция, умение аргументировано доказать свои взгляды, мнение. Предполагает широкий кругозор учащегося, а так же такие коммуникативные компетенции, как умение задавать вопросы и четко формулировать ответы, умение вести дискуссию и слушать оппонента, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия другими участниками общения;
проявления социального и эмоционального интеллекта. Для развития данных видов интеллекта в нашей школе работает психологическая, тренинговая программа «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе» разработанная специалистами Академии социального управления г. Москвы под руководством Светланы Васильевна Кривцовой. На занятиях, опираясь на свой опыт дети учатся навыкам, которые затем применяют в жизни, становясь социально компетентными. Данная программа еще способствует профилактики школьной дезадаптации и формированию адекватной самооценки. Программа предполагает совместное участие в ней, как учащегося, тренера-психолога, так и родителей, классного руководителя. Уже в 1 классе у детей формируются более 20 необходимых навыков. Таких, как просить о помощь и оказывать ее, говорить о своих чувствах, дарить подарки, умение говорить комплименты и тд.
ориентация в межличностных отношениях.
Проявлять желание вступать в контакты с окружающими (позиция «Я хочу»).
Знать нормы и правила, которым необходимо следовать в общении, владеть своим поведением (позиция «Я знаю»).
Организовывать общение, проявлять эмпатию. Уметь общаться, как со сверстниками, так и с детьми младшего и старшего возрастов. При этом занимать разные позиции, проявлять толерантность. Уметь договариваться и приходить к общему решению, работать в группе (позиция «Я умею»).
Совместно с педагогами мы формируем 3 вида коммуникаций: взаимодействие – учет позиции собеседника, сотрудничество – ориентация на партнера, интериоризация – выбор стиля и способы построения речи, учет опыта партнера.
В условиях нашей школы – новостройки, в которой обучаются дети 25 национальностей, большое место уделяется программам, направленным на создание поликультурного образовательного пространства. Это многоэтапные проекты, в ходе которых каждый класс может изучить, а затем представить исторические, культурные, фольклорные особенности 1год - отдельной области РФ, 2 год - народа проживающего на территории России, 3 год - стран ближайшего зарубежья. Все это помогает детям проявить свои особенности и узнать и найти схожести с другими детьми, формирует толерантность.
навык самооценкии взаимооценки в учебной деятельности. Наличие адекватной самооценки, которая предполагает знание своих сильных и слабых сторон. Умение соотнести свои способности и действия с аналогичными способностями и действиями других людей. Позитивный взгляд на жизнь, умение признать трудности, ответственность за свои поступки.
Ваши ученики будут хотеть узнавать новое, с удовольствием и умением общаться, уметь сотрудничать, объективно оценивать себя, только если педагоги школы покажут им в этом пример. Призываю всех специалистов школы работать сообща в помощь друг другу. Это в общих интересах, а главное для пользы детей.
Литература
Алейникова И. Тяжело, но интересно. Внедрение новых стандартов.//Управление школой.-2011.№10.
Буданова О.В. Путеводитель в области начальной школы к новому стандарту.// Завуч начальной школы.-2011.№4.
Булыгина Л.Н. Критериально - уровневый подход к оцениванию сформированности коммуникативных компетенций учащихся в образовательном процессе.//Инновационные проекты и программы в образовании.-2011.-№1