kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа педагога-психолога начальной - школы в условиях перехода на ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по реализации ФГОС в образовательном процессе уже объективная реальность, поэтому необходимо найти в новых стандартах не множество недочетов и противоречий, а новые резервы. На мой взгляд, переход на ФГОС только поможет психологу в его деятельности в школе. Ведь в  основу Федеральных государственных  общеобразовательных стандартов положена психология личности:

  • весь стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника;
  • ФГОС основан на трудах выдающихся психологов. За основу взят деятельностный подход  П.Я.Гальперина. Широко применяется понятие «зона ближайшего развития» введенное Л.С. Выготским. Учтены возрастные и гендерные особенности учащихся;
  • введенное понятие универсальный учебных действий (УУД) связано с изменениями не столько содержания, сколько парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности учащегося.

    В таких условиях роль психолога в школе приобретает новый смысл и значение. Если еще несколько лет назад, в годы экономического кризиса, только дальновидный и грамотный директор не сокращал ставки психолога в школе. А большинство руководителей не видели необходимости в специалистах данного профиля. То сейчас психолог будет школе просто необходим. А направлений для его работы предостаточно. О психолого-педагогическом сопровождении школьников написано немало. Школьной психологической службе уже почти два десятка лет . Разрешите, поделиться своим опытом, и остановиться на работе педагога-психолога в нашей начальной школе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа педагога-психолога начальной - школы в условиях перехода на ФГОС. »

Автор: Иванова Т.В.

Магистр педагогики, педагог-психолог ВКК

АОУ СОШ №14 г. Долгопрудного, МО.

Работа педагога-психолога начальной - школы в условиях перехода на ФГОС.

Работа по реализации ФГОС в образовательном процессе уже объективная реальность, поэтому необходимо найти в новых стандартах не множество недочетов и противоречий, а новые резервы. На мой взгляд, переход на ФГОС только поможет психологу в его деятельности в школе. Ведь в основу Федеральных государственных общеобразовательных стандартов положена психология личности:

  • весь стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника;

  • ФГОС основан на трудах выдающихся психологов. За основу взят деятельностный подход П.Я.Гальперина. Широко применяется понятие «зона ближайшего развития» введенное Л.С. Выготским. Учтены возрастные и гендерные особенности учащихся;

  • введенное понятие универсальный учебных действий (УУД) связано с изменениями не столько содержания, сколько парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности учащегося.

В таких условиях роль психолога в школе приобретает новый смысл и значение. Если еще несколько лет назад, в годы экономического кризиса, только дальновидный и грамотный директор не сокращал ставки психолога в школе. А большинство руководителей не видели необходимости в специалистах данного профиля. То сейчас психолог будет школе просто необходим. А направлений для его работы предостаточно. О психолого-педагогическом сопровождении школьников написано немало. Школьной психологической службе уже почти два десятка лет . Разрешите, поделиться своим опытом, и остановиться на работе педагога-психолога в нашей начальной школе.

  1. Формирование классов с одинаковыми стартовыми возможностями, то есть классы равные по составу независимо от буквы. По результатам индивидуальной диагностики дошкольника, которая проходит с согласия и в присутствие его родителей, психолог распределяет детей по классам. Где учитывается так же совместимость ребенка и учителя, пожелания родителей. Сохраняются группы дошкольного отделения. Таким образом, в каждом классе есть дети: разных национальностей, уровнем подготовки, особенностями развития, хроническими заболеваниями, возрастом от 6,5 до 8 лет. В августе месяце педагоги получают от психолога полную информацию о составе класса и методом жребия определяют букву класса.

  2. Сопровождение учащихся первых классов в период адаптационного периода. Включая наблюдение за учащимися в учебное и не учебное время, проведение мониторингов и анкетирование педагогов и родителей для выявления детей с длительной адаптацией. Выступление на родительских собраниях с результатами о полученной информации. Консультирование родителей и педагогов.

  3. Развитие и коррекция, психических и личностных особенностей детей на групповых и индивидуальных занятиях. Групповые развивающие занятия теперь можно проводить в рамках внеурочной деятельности. Это большой плюс, что психологу выделено определенное и дополнительно оплачиваемое время в каждом классе.

  4. Сотрудничество с педагогами, классными руководителями при работе по новым ФГОС:

  • поддержать растерявшихся педагогов, показать, что около 60% УУД (% верен для АОУ СОШ №14 г. Долгопрудного) ими уже формируются в ходе работы, по разным направлениям их деятельности;

  • консультирование педагогов, проведение тренингов для стимуляции мотивации и креативности педагогов, так как не все педагоги готовы к новым требованиям ФГОС;

  • разработка совместных планов по формированию личностных и коммуникативных УУД.;

  • принять участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с особенностями развития.

  1. Отслеживание динамики развития учащихся. На конец первого класса и при переходе в среднее звено. В остальной период по запросу педагогов и родителей.

  2. Выполнение методической функции, разъясняя содержание деятельностного подхода для педагогов. Поскольку не все педагоги знакомы с данным направлением в психологии и с трудами Гальперина, Н.Ф. Талызиной и других.

  3. Повышение компетентности родителей. Снятие тревожности из-за недостаточной информированности о целях, задачах, методах и предполагаемых результатах новых стандартов.

Подробнее хочется остановиться, на критериях сформированности личностных и коммуникативных УУД у учащихся на выходе из начальной школы. Так как именно в работе по формированию данных компетенций происходит безусловное, наиболее активное, сотрудничество педагога, классного руководителя и педагога-психолога школы. На наш взгляд такими критериями являются:

  • наличие учебной мотивации и виденье смысла обучения. Ведь деятельностный подход может быть осмыслен и применен только мотивированным учащимся, без этой составляющей он малоэффективен;

  • ценностно - нравственная ориентация. Умение соотносить с ней свои поступки . Новой работой по данному направлению является преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ);

  • сформированная гражданская позиция, умение аргументировано доказать свои взгляды, мнение. Предполагает широкий кругозор учащегося, а так же такие коммуникативные компетенции, как умение задавать вопросы и четко формулировать ответы, умение вести дискуссию и слушать оппонента, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия другими участниками общения;

  • проявления социального и эмоционального интеллекта. Для развития данных видов интеллекта в нашей школе работает психологическая, тренинговая программа «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе» разработанная специалистами Академии социального управления г. Москвы под руководством Светланы Васильевна Кривцовой. На занятиях, опираясь на свой опыт дети учатся навыкам, которые затем применяют в жизни, становясь социально компетентными. Данная программа еще способствует профилактики школьной дезадаптации и формированию адекватной самооценки. Программа предполагает совместное участие в ней, как учащегося, тренера-психолога, так и родителей, классного руководителя. Уже в 1 классе у детей формируются более 20 необходимых навыков. Таких, как просить о помощь и оказывать ее, говорить о своих чувствах, дарить подарки, умение говорить комплименты и тд.

  • ориентация в межличностных отношениях.

  • Проявлять желание вступать в контакты с окружающими (позиция «Я хочу»).

  • Знать нормы и правила, которым необходимо следовать в общении, владеть своим поведением (позиция «Я знаю»).

  • Организовывать общение, проявлять эмпатию. Уметь общаться, как со сверстниками, так и с детьми младшего и старшего возрастов. При этом занимать разные позиции, проявлять толерантность. Уметь договариваться и приходить к общему решению, работать в группе (позиция «Я умею»).

Совместно с педагогами мы формируем 3 вида коммуникаций: взаимодействие – учет позиции собеседника, сотрудничество – ориентация на партнера, интериоризация – выбор стиля и способы построения речи, учет опыта партнера.

В условиях нашей школы – новостройки, в которой обучаются дети 25 национальностей, большое место уделяется программам, направленным на создание поликультурного образовательного пространства. Это многоэтапные проекты, в ходе которых каждый класс может изучить, а затем представить исторические, культурные, фольклорные особенности 1год - отдельной области РФ, 2 год - народа проживающего на территории России, 3 год - стран ближайшего зарубежья. Все это помогает детям проявить свои особенности и узнать и найти схожести с другими детьми, формирует толерантность.

  • навык самооценки и взаимооценки в учебной деятельности. Наличие адекватной самооценки, которая предполагает знание своих сильных и слабых сторон. Умение соотнести свои способности и действия с аналогичными способностями и действиями других людей. Позитивный взгляд на жизнь, умение признать трудности, ответственность за свои поступки.

Ваши ученики будут хотеть узнавать новое, с удовольствием и умением общаться, уметь сотрудничать, объективно оценивать себя, только если педагоги школы покажут им в этом пример. Призываю всех специалистов школы работать сообща в помощь друг другу. Это в общих интересах, а главное для пользы детей.










Литература


    1. Алейникова И. Тяжело, но интересно. Внедрение новых стандартов.//Управление школой.-2011.№10.

    2. Буданова О.В. Путеводитель в области начальной школы к новому стандарту.// Завуч начальной школы.-2011.№4.

    3. Булыгина Л.Н. Критериально - уровневый подход к оцениванию сформированности коммуникативных компетенций учащихся в образовательном процессе.//Инновационные проекты и программы в образовании.-2011.-№1

    4. Глосаррий. ФГОС начального образования.//Управление начальной школой.-2011.-№1.

    5. Колесникова З.М. Программа реализации ФГОС второго поколения в начальной школе.//Завуч начальной школы.-2011.-№3.

    6. Кривцова С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе.-М.: Генезис,2008г.-176с.














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа педагога-психолога начальной - школы в условиях перехода на ФГОС.

Автор: Иванова Татьяна Владимировна

Дата: 26.08.2014

Номер свидетельства: 113002


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства