Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по профориентации "Мой выбор"»
Пояснительная записка к программе элективного курса
«Мой выбор»
Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,
что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
что он может (возможности и способности),
что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.
Программа разработана на основе программ предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации «Мои профессиональные намерения» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор
профессии».
Цель программы: сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей.
Задачи программы:
развивать потребность в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
расширять представления учащихся о современном «рынке профессий»;
сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии;
формировать знания о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы;
знакомить с правилами трудоустройства и основами трудового права;
создавать условия для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя);
формировать положительное отношения к себе, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
формировать навыки коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
Особенности организации курса:
Элективный курс «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач.
Организация занятий по программе «Мой выбор»» опирается на использование принципов свободного выражения своего мнения, взаимоуважения, доверительности, обратной связи, безоценочности.
Место проведения занятий: кабинет технологии и информатики.
Оптимальное число учащихся: 10-15 человек, т.к. при увеличении количества человек в уменьшается возможность включенности каждого в групповой процесс, что снижает эффективность занятий.
Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов.
Продолжительность курса: 9 академических часов.
Периодичность занятий: 1 час в неделю в течение первой четверти.
Планируемые результаты:
формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
принятие учащимися предварительного решения о профессиональном выборе;
создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
По окончании курса учащиеся должны знать алгоритм стратегии выбора профессии и целеполагания, состояние современного рынка труда, пути получения профессии.
По завершении курса учащиеся пишут письменную работу в форме эссе на темы «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» (на выбор).
Тематическое планирование курса «Мой выбор»
№
Тема занятия
Кол-во часов
1
Что такое профориентация
1
2
Теоретические аспекты профориентации
2
3
Формула профессии «Хочу. Могу. Надо»
1
4
Рынок образовательных услуг и рынок труда.
Способы поиска вакансии
1
5
Самопрезентация работника
1
6
Ошибки при выборе профессии.
Построение профессиональной перспективы
1
7
Основы трудового законодательства
1
8
Личный профессиональный план
1
Общее количество часов
9
Тематическое содержание курса «Мой выбор»
Занятие 1. Что такое профориентация
Содержание занятий. Обсуждение правил работы на занятиях. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Мотивы выбора профессии.
Практическая работа: работа с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии.
Занятие 2-3. Теоретические аспекты профориентации
Знакомство с понятием «профессия» «специальность», профессиограмма. Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда.
Практическая работа: работа с методикой ДДО Климова, составление профессиограммы (по выбору).
Деловая игра «Кадровое агенство».
Занятие 4. Формула профессии «Хочу. Могу. Надо»
Составление формулы профессии, анализ профессии. Формирование представлений учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда; выработка умения анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.
Занятие 5. Рынок образовательных услуг и рынок труда.
Способы поиска вакансии
Система профессионального образования в РФ. Государственные и коммерческие организации, оказывающие услуги по профориентации трудоустройству молодежи в регионе. Встреча с представителями Центра занятости.
Просмотр информационных роликов ССУЗов и ВУЗов города, а также визитные карточки градообразующих предприятий.
Изучение способов поиска работы (непосредственное обращение к работодателю, в государственную службу занятости, использование негосударственных посреднических фирм).
Практическая работа: составление сравнительной характеристики различных способов поиска работы.
Занятие 6. Самопрезентация работника
Резюме, правила составления. Навыки самопрезентации. Деловой этикет и его составляющие. Введение понятия «профессиональное взаимодействие».
Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Профессиональное становление.
Ролевая игра «Интервью».
Практическая работа: создание собственного резюме.
Занятие 7. Ошибки при выборе профессии.
Построение профессиональной перспективы.
Типичные ошибки при выборе профессии. «8 углов» при выборе профессии. Понятие о профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности. Призвание. Целеустремлённость.
Дискуссия на тему «Мой выбор – моё призвание».
Занятие 8. Основы трудового законодательства
Перечень документов, необходимых при поступлении на работу. Трудовой договор: понятие, условия заключения, форма.
Практическая работа: работа с текстом Трудового кодекса РФ.
Занятие 9. Личный профессиональный план
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение.
Практическая работа: составление и анализ личного профессионального плана.
Написание творческого эссе на одну из предложенных тем: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее».
Список литературы
Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» под ред. Н.В. Афанасьевой. СПб.: Речь. 2007.
Психология популярных профессий / Под ред. Л. А. Головей. СПб.: Речь, 2003.
Кондратьев С.В. Сборник программ элективных курсов по технологии. М., «Глобус», 2005.
Климов Е.А. Как выбирать профессию? Библиография. М., 2005, №6.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО «Этрол», 2005.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). М.: ВАКО, 2005.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М.: «Академия», 2005.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж: Модек, 1996.
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии, Генезис, 2005.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: «Вако», 2005.