Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Развитие сенсорных процессов у детей с ОВЗ"»
Пояснительная записка
Программа разработана для детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и обеспечивает раннюю коррекцию нарушения сенсорного развития у детей с задержкой психического развития.
Актуальность
Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств.
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Наиболее целостное отражение предметов (объектов, явлений) возникает при воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др.
Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности.
Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию.
В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, – сенсорными эталонами – для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Усвоение сенсорных эталонов – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.
Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.
Цель программы - обогащение чувственного опыта детей младшего школьного в
возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного
развития.
Задачи рабочей программы
1. создать условия для обогащения чувственного опыта,
необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и
накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности
через игры с дидактическим материалом.
2. формировать умения ориентироваться в различных свойствах
предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и
пр.).
3. воспитывать первичные волевые черты характера в процессе
овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не
отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться
к получению положительного результата и т.д.).
Основные методы работы с детьми на занятиях
Во время проведения занятия организуется показ, словесное
объяснение, подражание.
Вспомогательная роль принадлежит словесному объяснению.
Объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово
отвлекает малыша от зрительного восприятия.
После общего показа и объяснения педагог предлагает выполнить
фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере
необходимости дифференцированную помощь. При самостоятельном
выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания,
оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит
систематическое индивидуальное обучение.
Используется самостоятельная и коллективная деятельность детей,
исследование;
Метод наблюдения, как основной – на занятиях. У детей развивается
наблюдательность, внимание, память.
Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста тесно связано с другими
разделами программы воспитания и обучения детей:
1. Развитие эмоций, создание положительного настроя на занятии:
психогимнастика;
сюрпризные моменты.
«Чудесный мешочек»;
«Волшебный сундучок».
2. Развития речи, расширение представлений и ориентировка в
окружающем:
стихи;
загадки;
дидактические игры на развитие слухового внимания, подражания
звукам, словам, игры типа лото;
пальчиковая гимнастика.
3. Развитие движений, гимнастика:
игры, развивающие координацию движений;
физкультминутки;
игры Монтессори;
игры с водой, песком, крупами и пр.
Основные принципы программы:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в
целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять
предъявленные требования и стремление к достижению конечного
результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное
внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной
системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по
обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и
расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной
деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания
и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему,
то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений
и тренировок.
Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка,
создание для каждого ситуации успеха.
Погружение каждого ребёнка в творческий процесс: реализация
творческих задач достигается путём использования в работе активных
методов и форм обучения.
Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребёнка создание
эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает
естественное повышение работоспособности.
Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребёнка,
ребёнка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до
заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых
знаний».
Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора
ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и
др.
Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом
процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребёнка
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается
на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка.
Научности – заключается в формировании у детей системы научных
знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных,
существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных
межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов
(например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник
и пр.).
Условия реализации программы
Данная программа реализуется во внеурочное время, в рамках групповых коррекционных занятий.
Участники программы: обучающиеся 1-4 классов с особыми образовательными потребностями.
Форма организации занятий
Разработанная программа состоит из 33 занятий для 1 класса и 34 занятий для 2-4 классов. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Занятия рассчитаны на подгруппу детей младшего школьного возраста возраста. Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю в течение учебного года.