Просмотр содержимого документа
«Психотерапевтическая технология. Телесно-ориентированные методы в работе психолога»
Психотерапевтическая технология. Телесно-ориентированные методы в работе психолога
Работу выполнила: педагог-психолог
Орловского СУВУ Топорова С.С
Структура педагогической технологии
Концептуальная основа
Люди веками пытались понять взаимосвязь между телесной оболочкой человека и его душевным состоянием. То считали, что они никак не соприкасаются друг с другом, то называли соматику мостиком между ними. А есть и такие концепции, для которых фобии, доминирующие чувства, темперамент, некоторые психические расстройства и прочие особенности личности оставляют еле заметные отпечатки на внешности человека. И, если увидеть их и устранить, можно справиться со многими проблемами. Вплотную этим занимается телесно-ориентированная терапия, сокращённо — ТОТ.
Данная технология актуальна для воспитанников, находящихся в закрытом учебном заведении, которым присущи следующие особенности: склонность к суицидальным действиям, повышенная тревожность, высокая степень агрессии, низкий уровень саморегуляции, конфликтное самовосприятие, низкий уровень принятия себя и окружающего мира, развития способности к позитивному целеполаганию, наличие психотравмирующих ситуаций.
Телесно-ориентированная терапия — это направление в психологии и психотерапии, устраняющее проблемы и лечащее неврозы через различные техники телесного контакта и дыхания.
Основоположником является Вильгельм Райх (середина XX века) — австрийский и американский психолог, единственный ученик Фрейда. Отстранившись от психоанализа своего учителя и взяв из него только некоторые моменты, он создал собственную концепцию, как можно помочь людям разрешать трудные жизненные ситуации и лечить различные виды психических расстройств. Для этого, по его мнению, нужно определённым образом воздействовать на слабую, пострадавшую из-за психотравм «зону» человеческого тела.
Терапия Вильгельма Райха
Вильгельм Райх - создатель телесно-ориентированной терапии. Райх полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение способствуют формированию «мышечного панциря» (или «брони характера»), выражающейся в противоестественном напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и пр. Противостоять психологическим защитным механизмам можно путем модификации телесного состояния и воздействия на напряженную область. Райхом были разработаны методики для уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц; с помощью физического воздействия он стремился высвободить подавленные эмоции. Для поощрения эмоциональной разрядки используют мышечный массаж. К пациенту прикасаются, используя щипковые и давящие движения, чтобы помочь ему сломать панцирь, двигаются вниз по телу, достигая последнего круга панциря, расположенного на уровне таза. Телесно-ориентированная терапия Райха в значительной степени базируется на его теории органной энергии. Райх рассматривал удовольствие как свободное движение энергии из сердцевины организма к периферии и во внешний мир; тревожность представляет собой отвлечение энергии от контакта с внешним миром, возвращение ее внутрь. Райх в конце концов пришел к представлению о терапии как о восстановлении свободного протекания энергии через тело посредством систематического освобождения блоков мышечного панциря.
Биоэнергетика Александра Лоуэна
Биоэнергетика Лоуэна представляет собой модификацию райхианской терапии. Понятие «энергия» имеет для телесно-ориентированной терапии особое значение. Александр Лоуэн, ученик Вильгельма Райха, изучает тело с учетом его энергетических процессов и описывает его как «биоэлектрический океан» химического и энергетического обмена. Она включает райхианскую технику дыхания, многие из традиционных приемов эмоционального раскрепощения. Лоуэн использует также напряженные позы для энергетизации частей тела, которые были заблокированы. В этих позах увеличивается напряжение в постоянно зажатых частях тела. В конце концов, оно усиливается настолько, что человек вынужден расслабить мышцы, «распустить мышечный панцирь».
Терапия Моше Фельденкрайса
Моше Фельденкрайс постулирует, что люди действуют в соответствии со своим Я-образом, направляющим каждое действие и обусловленным тремя факторами:
а) биологической конституцией,
б) воспитанием в специфической социальной среде,
в) самовоспитанием, независимым элементом социального развития.
Суть системы Фельденкрайса состоит в формировании лучших телесных привычек, в восстановлении естественной грации и свободы движений, в утверждении образа Я, в расширении самосознания и развитии способностей человека. Фельденкрайс утверждает, что деформированные паттерны мышечных движений приобретают застойный характер, становятся привычками, действующими вне сознания. Упражнения применяются для снижения избыточного напряжения при простых действиях, например при стоянии, и для высвобождения мышц с целью использования их по назначению. Для облегчения осознания мышечных усилий и плавности движений внимание пациента акцентируется на поиске лучшего положения, соответствующего его врожденной физической структуре.
Метод Ф. Матиаса Александера
Акцент на исследовании привычных поз и осанки, а также на возможности их улучшения. Метод Александера направлен на использование привычных телесных поз и их совершенствование. Александер полагал, что предпосылкой свободных и естественных движений, что бы мы ни делали, является наибольшее возможное растяжение позвоночника. Это не означает насильственного вытягивания позвоночника, имеется в виду естественное вытягивание вверх. Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руководство в овладении более эффективным и удовлетворительным использованием тела. Как правило, терапия начинается с легкого надавливания на голову, при этом мышцы задней части шеи удлиняются. Пациент делает головой легкое движение вверх, голова как бы приподнимается, и таким образом создаются новые соотношения между весом головы и тонусом мышц". Далее продолжаются легкие манипуляции в движении, в положении сидя, при вставании. В результате возникает сенсорное переживание «кинестетической легкости», при котором человек внезапно чувствует себя невесомым и расслабленным. Кроме упражнений подобного типа, метод Александера включает также коррекцию психологических установок и устранение нежелательных физических привычек.
Терапия Иды Рольф (рольфинг)
Метод структурной интеграции, называемый рольфингом по имени ее основательницы Иды Рольф. В этом методе уделяется большое внимание физическому контакту. В основе метода Рольф лежат представления о том, что хорошо функционирующее тело с минимумом затрат энергии остается прямым и вертикальным, несмотря на влияние силы тяготения. Под влиянием стресса это положение искажается, а наиболее сильные изменения происходят в фасциях и соединительных оболочках, покрывающих мышцы. Цель структурной интеграции - привести тело к лучшему мышечному равновесию, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Терапия состоит из глубокого массажа с помощью пальцев и локтей. Этот массаж может быть очень сильным и болезненным. Чем больше напряжение мышц, тем сильнее боль и тем более необходимы упражнения. Процедура рольфинга включает 10 основных занятий, в ходе которых тело массируется в определенной последовательности. Работа над определенными участками тела нередко высвобождает старые воспоминания и способствует глубоким эмоциональным разрядам. Вместе с тем целью рольфинга является преимущественно физическая интеграция, психологические аспекты процесса не становятся предметом специального внимания.
Система «Чувственное сознавание»
Систему в Европе развивали Эльза Гиндлер и Хайнрих Якоба, в США - их ученики Шарлотта Селвер и Чарльз Брукс. Чувственное сознавание - это процесс познания возвращения в соприкосновение с нашими телами и чувствами, со способностями, которыми мы располагали, будучи детьми, но утратили по мере взросления. Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственном восприятии, умении отличать собственные ощущения и чувства от социально привитых образов, которые столь часто извращают опыт. Это требует развития чувства внутреннего мира и покоя, основанного на «недеянии». Многие упражнения в системе чувственного сознавания основаны на фундаментальных положениях — лежании, сидении, стоянии, ходьбе. Эти упражнения, по мнению авторов методики, предоставляют естественную возможность открыть свое отношение к окружающему, развить сознательную осведомленность о том, что мы делаем. Большинство упражнений имеют медитативную ориентацию. Селвер и Брукс указывают, что по мере постепенного развития внутреннего покоя ненужные напряжения и ненужная деятельность уменьшаются, восприимчивость к внутренним и внешним процессам усиливается; происходят и другие изменения во всей личности.
Технология телесно-ориентированной терапии актуальна для воспитанников, находящихся в закрытом учебном заведении, которым присущи следующие особенности: склонность к суицидальным действиям, повышенная тревожность, высокая степень агрессии, низкий уровень саморегуляции, конфликтное самовосприятие, низкий уровень принятия себя и окружающего мира, развития способности к позитивному целеполаганию, наличие психотравмирующих ситуаций.
Проанализировав многочисленные психологические концепции, можно сделать вывод, насколько сложна и многообразна тема телесно-ориентированной психотерапии. В условиях, в которых находятся воспитанники до прибытия в училище, формируется особая личность, которая отличается предрасположенностью к дисгармоничному развитию личностных качеств, различным девиациям в поведении.Поэтому индивидуальные и групповые коррекционно – развивающие занятия с элементами телесно-ориентированной психотерапии помогают формировать и корректировать личностную сферу подростков, они учат их объективно воспринимать окружающий мир.
Содержательный компонент обучения
Цель данной технологии - формирование представлений воспитанников о влиянии телесных ощущений на сознание; коррекция последствий психотравм с помощью телесно-ориентированной терапии и развитие способности к самопознанию
Задачи:
1.Обучать навыкам саморегулятивных действий, дыхательных техник, умению чувствовать свое тело;
3.Отрабатывать упражнения на расслабление, устранение эмоционального дискомфорта;
4.Восстановить контакт с собственным телом, снять телесное напряжение, развивать невербальные компоненты общения, улучшить психическое самочувствие.
В основе телесно-ориентированной терапии лежит фундаментальное понятие, без которого данное направления нельзя представить. Это телесный панцирь, хотя у него много других терминов-синонимов: мускульный, мышечный, характерологический панцирь, мускульные зажимы, эго-защита. Всего тело человека делится на 7 проблемных зон, где он может образовываться в соответствии с полученной психотравмой. Особенно остро стоит проблема в проработке психотравмирующей ситуации. Воспитанники попадают в наше заведение с психосоматическими расстройствами.
Виды телесного панциря
Схема работы с телесным панцирем
Чтобы помочь человеку в решении его проблем, телесная психотерапия работает параллельно с обеими сущностями — внешней и внутренней:
Выявляется вид телесного панциря, и где именно он находится.
Постепенно снимается напряжение с проблемного участка тела различными техниками.
Попутно выявляется психотравма.
Ведётся параллельная работа с ней.
Излечиваются невротические и другие расстройства.
Телесный панцирь — это защитные силы организма, физически подавляющие страхи, внутреннее беспокойство, комплексы и всё, что представляет угрозу для психики. В телесно-ориентированной терапии часто применяются направления арт-терапии. В частности, танцевальное и драматическое. Для работы с психотравмами используются обычные техники и приёмы, типичные для всех направлений в психотерапии: беседа, групповые тренинги, аффирмации.При работе с детьми в ТОТ также используются сказкотерапия, дыхательные гимнастики, ролевые игры, групповые тренинги.
Процессуальный компонент-технологический процесс
На основе концепции Вильгельма Райха были созданы различные методы телесно-ориентированной психотерапии и подходы к взаимосвязи тела и психики.
Основные методы телесно-ориентированной терапии:
биоэнергосистемотерапия (биоэнергетическая системная терапия, БЭСТ) Е. И. Зуева: воздействие на разум, чувства и тело с целью лечения психики;
вегетативная (соматическая, телесная) терапия В. Райха;
двигательная практика М. Фельденкрайза, цель которой — научить человека правильно двигаться (как дети), чтобы снять мышечные зажимы;
организмическая психотерапия М. Брауна: панцирь рассматривается как рассогласование тела и мозга;
радикс (источник жизненной энергии) Ч. Келли — групповой вариант телесно-ориентированной терапии;
розен-метод М. Розен: работа с напряжёнными мышцами в сочетании с вербальным контактом;
рольфинг (структурная интеграция) И. Рольф: работа над улучшением походки, осанки, манеры сидеть, стиля общения, их взаимосвязь с поведенческими паттернами;
соматическая психотерапия биосинтеза Д. Боаделлы: работа с 3 жизненными потоками — энтодермой, мезодермой и эктодермой;
телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ (биоэнергетика) А. Лоуэна;
хакоми (телесно-центрированная психотерапия) Р. Курца: основные методы — танцевально-двигательная терапия, йога, медитация.
И это ещё далеко не все методы. Их обилие доказывает популярность данного направления.
Техники
Работая с пациентом, телесный терапевт использует различные техники для снятия мышечных зажимов. Причём некоторые из них всем знакомы:
различные виды массажа;
мануальная терапия;
дыхательные гимнастики;
йога;
обычные комплексы упражнений из спортивных программ;
танцы;
гимнастики для лица;
актёрское мастерство.
В телесно-ориентированной терапии часто применяются направления арт-терапии. В частности, танцевальное и драматическое. Существуют также целые комплексы двигательных упражнений, разработанных специально для ТОТ, — например, Фредерика Матиаса Александера и Р. Лабана.
Есть несколько универсальных упражнений, которые помогут избавить ребёнка от мышечных зажимов по всему телу:
«Солдат-кукла»
Задача №1 — вытянуться в струнку, напрягая все части тела, изображая из себя солдата. Простоять, не шелохнувшись, несколько минут (в зависимости от возраста ребёнка). Задача №2 — резко расслабить тело и стать на некоторое время тряпичной куклой без костей. Менять данные положения нужно 2-3 раза. Выполнять 2-3 раза в день.
«Семечко»
Ребёнок в низком присесте сворачивается калачиком и изображает из себя семечко, посаженное в землю. Специалист делает вид, что поливает его, обкапывает, заботится и ухаживает за ним. Время от времени взрослый отмечает, что растение подросло, у него появились листочки, бутон, цветок. В соответствии с его рассказом ребёнок медленно расправляет тело.
Диагностический компонент
Новизна, практическая значимость педагогической технологии- использование различные техник, методов и приемов телесно-ориентированной терапии для снятия мышечных зажимов и психотравмирующих ситуаций в условиях закрытого учебного заведения для подростков с отклоняющимся поведением. Для девиантных подростков характерны такие особенности эмоционально – волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, конфликтность.
С подобными проблемами сталкиваются многие педагоги в различных образовательных организациях. Данную технологию можно использовать и в работе с подростками любой общеобразовательной школы.
Технология поможет:
*изменить поведение подростка, эмоционально – волевой сферы;
*активизировать мыслительную деятельность через телесные упражнения;