kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогическое сопровождение семей будущих первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются способы психолого-педагогического сопровождения семей будущих первоклассников. Взаимодействие педагогов и родителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение семей будущих первоклассников»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

И.А. Мутигуллина

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 146

г. Екатеринбург

Аннотация: В статье раскрываются особенности психолого-педагогического сопровождения семьи на этапе подготовки к школе. Подчеркивается, что при подготовке предполагается взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и семьи. Рассмотрены конкретные проблемы сопровождения родителей будущих первоклассников. Предлагаются конкретные способы взаимодействия педагогов и семьи при подготовке к школе.

Ключевые слова; Психолого-педагогическое сопровождение; психолого-педагогическая поддержка; ребенок дошкольного возраста; дошкольное образовательное учреждение; взаимодействие педагогов и семьи.


PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES OF FUTURE FIRST-GRADERS.

I.A. Mutigullina

Primary school teacher

MAOU SOSH No. 146

Yekaterinburg

Annotation: The article reveals the features of psychological and pedagogical support of the family at the stage of preparation for school. It is emphasized that the training involves the interaction of preschool teachers and families. The specific problems of accompanying parents of future first-graders are considered. Specific ways of interaction between teachers and the family in preparation for school

Key words: Psychological and pedagogical support; psychological and pedagogical support; preschool child; preschool educational institution; interaction of teachers and families are proposed.


Переход ребенка из дошкольного образования в начальную школу является сложным и важным периодом в его жизни. В процессе данного изменения, он сталкивается с рядом проблем: это смена уклада привычной жизни, изменение социального окружения и самое главное осваивание новой роли – ученика.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности будущих первоклассников и их успешного обучения в школе.

Происходящие изменения в системе образования требуют от будущих первоклассников новый уровень подготовки. Отдельным уровнем выносится психологическая подготовка родителей, их педагогическое просвещение.

Проблема вовлечения родителей в образовательный процесс является одной из актуальных в наши дни. К причинам для помощи родителям и их детям можно отнести следующие факторы: девиантное материнство педагогическая несостоятельность, неопытные молодые нуклеарные семьи, несовершеннолетние родители и тд.

М.Р. Битянова, Р.В. Овчарова, Л.М. Фридман, и др. занимающиеся проблемой сопровождения детей в процессе подготовки и адаптации их к школе, говорят о необходимости включения в процесс сопровождения родителей, «сопровождения сопровождающих». Но большинство психолого-педагогических работ рассматривают особенности сопровождения родителей первоклассников только входящих в группы риска, такие авторы, как Л.Н. Антонова, Н.А.Баранова, М.И.Буянова,и др.

В настоящее время родители детей дошкольного возраста сталкиваются с множеством проблем в повседневной жизни. С одной стороны, по мнениям авторов В. Е. Кагана, С. С. Степанова, Г. А. Цукерман, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей. А с другой - их сопровождают глубокие внутренние психологические проблемы, обусловленные особенностями отношений в семье, опираясь на мнение авторов Э.М. Александровской, Л.И. Божович. Это является одной из трудностей в оптимальной организации межличностных отношений со своими детьми, в полноценном включении в систему общественных отношений.

Основываясь на современную дошкольную педагогику и практику дошкольного образования можно увидеть, что взаимодействие родителей и педагогов является одной из актуальных проблем. В настоящее время стоит говорить о новом взаимодействии семьи и дошкольной организации, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей ответственность несут именно родители (ФЗ №273 ст.44 п.1), а все другие социальные институты поддерживают, направляют, дополняют их воспитательную деятельность.

В.И. Даль определяет понятие «сопровождение» как действие по глаголу "сопровождать" - "провожать, идти вместе с кем-либо для проводов". Соответственно "сопроводитель", тот, кто сопровождает, - проводник, провожатый

Анализируя работы Т.И. Бабаевой, Т.А. Березиной и др. можно увидеть, что осуществление полноценного взаимодействия современной дошкольной организации и семьи возможно при нескольких условиях:

  • готовность педагогов и родителей к взаимодействию;

  • родительская настроенность на совместное с педагогами воспитание своих детей и подготовка их к школе;

  • выделение и определение значимых для педагогов и родителей целей и задач, которые помогут осуществлять взаимодействие;

  • разработка содержания этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей будущего первоклассника.

Следуя из данных работ можно сделать вывод, что особое значение для реализации взаимодействия имеет позиция субъектов взаимодействия – родителей и педагогов, их готовность сотрудничать.

Из этого следует, что деятельность педагога и семьи должна включать основные составляющие:

  • помощь в образовании;

  • психологическая помощь;

  • посредническая.

Нами было выдвинуто утверждение, что при согласовании действий с семьей, детский сад дополняет домашнее воспитание и подготовку ребенка к школе. Для этого необходимым критерием является создание одинаковых условий в семье и детском саду, чтобы ребенок не сталкивался с насилием, включая и воспитательно-педагогическое.

Рассматривая проблему сопровождения семей будущих первоклассников, можно увидеть, что не все родители имеют достаточный уровень педагогических знаний, а даже если знания присутствуют, то не всегда они применяются к детям.

Нами были сделаны выводы, что для успешной подготовки ребенка к школе необходимо создание ряда условий:

  • улучшение семейного микроклимата;

  • формирование положительных взаимоотношений в семье;

  • повышение педагогической компетентности родителей.

В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение семей будущих первоклассников решает множество задач. В них входит: развитие интереса старших дошкольников к школьному обучению; повышение педагогической культуры родителей в период подготовки детей к школе; повышение профессиональной компетентности педагогов в системе педагогического сотрудничества ДОУ и семьи; оказание помощи родителям и детям в преодолении трудностей в общении в предшкольном периоде.

Рассматривая и анализируя современные методы педагогического сопровождения, нами был сделан следующий вывод: для эффективности данного условия необходимо создание системы педагогического образования родителей, строящейся на основе проектирования и реализации педагогических технологий помощи семьям. В основу данных технологий можно положить следующие принципы:

  • приоритетность влияния семейных отношений семейного воспитания на становление личности ребенка;

  • приоритетность влияния семейных отношений, значимость внутрисемейных отношений как ведущего компонента воспитательного потенциала семьи;

  • целостность развития ребенка, предполагающая отражение многообразия семейного влияния на формирование личности ребенка.

Также осуществляя родительское образование необходимо решать определенные задачи, которые способствуют оптимизации процесса семейного воспитания, случающие детей и родителей. Родителям необходимо научиться относиться к своему ребенку, как к равному. Научиться не сравнивать его с другими детьми, уметь открывать сильные и слабые стороны ребенка, уметь учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Подготовка ребенка к школьному обучению – это важный итог воспитания и обучения ребенка в семье и детском саду. Родительская роль при подготовке к школе очень значимая: взрослый выполняет функцию родителя, воспитателя, учителя.

Нами был сделан вывод, что главное условие для осуществления психолого-педагогического сопровождения семьи и получения высокой результативности является совместная работа специалистов ДОУ и родителей, где каждый заинтересован в данном процессе. Процесс поэтапного педагогического сопровождения семьи поможет в создании условий успешной подготовки и дальнейшей адаптации детей к школе, а также в преодолении причин, тормозящих этот процесс.

Из вышесказанного следует, что психолого-педагогическое сопровождение семей на этапе предшкольного образования ребенка обеспечивает единство действий сопровождающих и сопровождаемых, взаимопонимание специалистов и родителей, сделают научные и практические знания реальным инструментом в решении общих воспитательных проблем связанных с подготовкой детей к школьному обучению.


Список литературы.

  1. Веракса А.Н., Якупова В.А., Алмазова О.В., Мартыненко М.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. №3. С.97-108

  2. Власова, О. И. Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе // Молодой ученый. № 9.1 (247.1). -2019 – С. 33-36.

  3. Горева М.В. Модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школьному обучению // Наука и реальность №1 (5) 2021 – С. 81-83

  4. Лебедева К.М. Модель формирования педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения // КПЖ. 2016. №2-1 (115). С.119-125

  5. Леонова Е.В. Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе // Приоритетные научные направления: от теории к практике 2016. С. 122 - 128

  6. Рамазанова Э.А., Магомедханова У.Ш., Курбанова А.Б. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе // Мир науки, культуры, образования 2018 №6 (73) С. 163-165

  7. Селюкова Е.А., Угрюмова И.И. Работа с семьей для подготовки детей к школе // Символ науки. 2016. №11-2. С.176-178 С

  8. Сергеева Б.В., Аракелян Р.К. Формирование родительской компетентности в условиях начальной школы // ИСОМ. 2016. №1-1. С.184-188

  9. Тихонова Д. В. Психолого-педагогическая коррекция детскородительских отношений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 41–45

  10. Топилина Н.В. Педагогические способности и компетенции родителей в современной педагогической практике // Инновационная наука. 2016. №2-4 (14). С.136-139

  11. Шафикова Г.Р. Социально-педагогическая подготовка детей к школе: взаимодействие образовательных учреждений // Педагогический журнал Башкортостана. – 2015. – С. 70 – 74.

Bibliography


1. Veraksa A.N., Yakupova V.A., Almazova O.V., Martynenko M.N. Cognitive and social development of preschoolers in the context of school readiness // Bulletin of St. Petersburg State University. Episode 16: Psychology. Pedagogy. 2016. No.3. pp.97-108

2. Vlasova, O. I. Psychological and pedagogical assistance to parents at the stage of preparing a child for school // Young scientist. No. 9.1 (247.1). -2019 – pp. 33-36.

3. Goreva M.V. Model of psychological and pedagogical support of preschoolers in the period of preparation for school education // Science and reality No. 1 (5) 2021 – pp. 81-83

4. Lebedeva K.M. Model of formation of pedagogical competence of parents of pupils of preschool educational institution // KPJ. 2016. №2-1 (115). pp.119-125

5. Leonova E.V. Formation of interest in school education among senior preschoolers // Priority scientific directions: from theory to practice 2016. pp. 122 - 128

6. Ramazanova E.A., Magomedkhanova U.S., Kurbanova A.B. Psychological and pedagogical support of first-graders during the period of adaptation to school // Mir nauki, kultury, obrazovaniya 2018 №6 (73) pp. 163-165

7. Selyukova E.A., Ugryumova I.I. Working with family to prepare children for school // Symbol of Science. 2016. No.11-2. pp.176-178 With

8. Sergeeva B.V., Arakelyan R.K. Formation of parental competence in primary school conditions // ISOM. 2016. №1-1. pp.184-188

9. Tikhonova D. V. Psychological and pedagogical correction of child-parent relations // Scientific and methodological electronic journal "Concept". – 2015. – Vol. 10. – pp. 41-45

10. Topilina N.V. Pedagogical abilities and competencies of parents in modern pedagogical practice // Innovative science. 2016. No.2-4 (14). pp.136-139

11. Shafikova G.R. Socio-pedagogical preparation of children for school: interaction of educational institutions // Pedagogical Journal of Bashkortostan. - 2015. – p. 70-74.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Психолого-педагогическое сопровождение семей будущих первоклассников

Автор: Изабелла Андреевна Мутигуллина

Дата: 28.01.2024

Номер свидетельства: 644831


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства