Психолого-педагогическое сопровождение развития родительской компетентности в условиях ОУ
Психолого-педагогическое сопровождение развития родительской компетентности в условиях ОУ
В статье рассматривается вопрос о том, как школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня развития психолого-педагогической компетентности, который позволит им сделать семейное воспитание процессом, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением. В статье предложены различные формы и методы работы с родителями по повышению их психолого-педагогической компетентности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение развития родительской компетентности в условиях ОУ»
Психолого-педагогическое сопровождение
развития родительской компетентности в условиях ОУ
Сколько-нибудь успешная воспитательная работа
была бы совершенно немыслима,
если бы не система педагогического просвещения,
повышение педагогической культуры родителей.
В.А. Сухомлинский
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня развития психолого-педагогической компетентности, который позволит им сделать семейное воспитание процессом, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.
Психолого-педагогическая компетентность родителей – способность к успешному решению задач воспитания и развития своего ребенка на основе базовых психолого-педагогических знаний, умений, собственного опыта воспитательной деятельности – это условие успешного воспитания ребенка в семье.
Выделяют следующие составляющие (структурные компоненты) родительской компетентности: когнитивную, эмоциональную, поведенческую.
Когнитивная составляющая включает в себя знания и представления о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, представления о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, знание родительских функций, образ ребенка.
Поведенческая составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.
Эмоциональная составляющая определяется переживаниями и чувствами человека. Эмоциональный компонент - это субъективное отношение к себе как родителю, родительские чувства и установки. Родительские установки и ожидания - это определенный взгляд на свою роль родителя. [2, с.13].
Если мы говорим о развитии родительской компетентности, то мы должны обеспечить развитие всех трех её составляющих, каждой из которых соответствуют различные формы работы.
1.Сообщение родителям важной информации, повышение их осведомленности в области возрастной и семейной психологии, педагогики, с целью повышения родительского просвещения о формировании здоровой личности, влиянии семейного воспитания на детей. Эта информация должна сопровождаться рекомендациями, однако основная задача этого направления – именно получение родителями новых знаний. Решению этой задачи способствуют следующие формы психолого-педагогического просвещения родителей:
Университет педагогических знаний. Такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей.
Лекция. Эта форма подробно раскрывает сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций.
Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя). Такие уроки позволят уйти от многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
Посещение семей. Индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни.
Родительские собрания. Форма анализа осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Также это могут быть информационные материалы, размещенные на сайте ОУ или на стендах. В настоящее время такой вид предоставления информации как буклеты и листовки привлекает родительское внимание.
2.Предоставление родителям возможности обсуждения актуальных вопросов воспитания и обучения, создание пространства для рефлексии и обмена опытом. С целью повышения родительской компетентности обсуждение необходимо проводить в ходе специально организованного мероприятия в сопровождении педагога или психолога. Заинтересованность родителей вызывают круглые столы с приглашением различных специалистов (нарколога, инспектора полиции, специалистов-медиков и т.д). При проведении таких мероприятий родители получают квалифицированную консультацию не только педагогов, которые в близком контакте с детьми, но и других специалистов. Также яркими являются такие формы как: Родительский клуб (например, «Клуб выходного дня», где родители собираются за столиками, слушают выступление специалиста, воспитателя, педагога, психолога, и переходят к обмену опытом, обсуждению). Родительский практикум. Форма выработки педагогических умений по воспитанию детей, тренировка педагогического мышления у родителей.
Конференция. Предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в воспитательной системе школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого могут стать и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
Индивидуальные тематические консультации. Обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребёнка, его проблемах.
Родительские чтения. Дают возможность родителям не только слушать лекцию педагогов, но и изучать литературу по проблеме, участвовать в её обсуждении.
Родительские вечера. Форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.
Родительский тренинг. Активная форма с родителями, которые хотят изменить своё отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным.
Родительские ринги. Одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проводится в форме вопросов и ответов.
Родительский всеобуч. Помощь родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми
3. Обеспечение родителям эмоционально позитивного опыта общения с ребенком, формирование навыков конструктивного взаимодействия с ним в реальном общении. Сюда можно отнести семейные читательские клубы, семейные праздники, детско-родительские мероприятия. Участвуя в таких мероприятиях, как «Веселые старты», родители познают своих детей, происходит сплочение семьи.
Однозначно правильной схемы выбора приоритетного направления или формы работы не существует. Каждое образовательное учреждение имеет возможность самостоятельно определить формы и методы работы с родителями по повышению их психолого-педагогической компетентности.
Список литературы:
Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия/Художник А. А. Селиванов. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. — 160 с: ил. — (Практическая психология в школе).
Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе/О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. Ростов н/Дону.: МарТ, 2004. - 191с.
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями/О.В. Хухлаева. М.: Генезис, 2008 . - 160 с.
Чибисова М.Ю. Психолого-педагогические приемы и технологии эффективного взаимодействия с родителями учащихся. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.- 64с.