kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлена информация,как работать педагогу-психологу с одаренными детьми в образовательном учреждении

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей»



Работа психолога с одаренными детьми педагога-психолога МБОУ СОШ с. Павловка Садыковой Г.А.

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности, по сравнению с другими людьми.

Выявление одаренных детей, организация системной работы с ними - одна из главных задач современной школы. С сентября 2011 г. во всех образовательных учреждениях страны введен ФГОС. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает

— воспитание и развитие у учащихся качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

— учет индивидуальных особенностей учащихся;

— разноаспектное развитие, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.


Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории  детей: 
1) учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях  (выявляются уже в младшем школьном  возрасте);
2)  учащиеся с признаками специальной, умственной  одаренности в определенной области науки  или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);
3)   учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в  старшем школьном  возрасте).

Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.
Качества, характерные для будущих творцов.
1. Раннее  овладение знаниями в избранной сфере.
2. Проявление  высокого интеллекта, хорошей памяти.
3. Увлеченность своим делом, энергичность.
4. Демонстрация  ярко выраженной независимости, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
5. Умение контролировать себя.
6. Стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
7. Умение извлекать практический опыт и быстрое приобретение художественного и интеллектуального опыта.

Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия:

обучение в разных типах школ на соответствующем уровне,

разнообразная внеклассная работа,

мобильные вертикальные и горизонтальные группировки,

индивидуализированное обучение,

ускоренное обучение и обогащенные программы.

Выявление одаренных детей осуществляется с 1 класса. .       В течение первого года необходимо внимательно всматриваться в каждого ученика, стремясь увидеть его неординарность:на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления.
Учитель видя его интересы может дополнительно заниматься, давать задания на дом, ориентировать родителей обратить внимание на ребенка.

Так же можно рекомендовать родителям внешкольные кружки, внеурочные занятия по способностям, спортивные секции, студии, музыкальные классы.( по выявленным интересам). Если ребенок физически активен, можно посоветовать спортивное направление... ребята могут участвовать в олимпиадах по физкультуре, во всевозможных кроссах и лыжных гонках. Можно выбрать их в классе спортивными секторами, дать поручения готовить доклады, сообщения о спортсменах и спорте, доверять им  выпуск спортивных новостей. Работать в тесном сотрудничестве с тренерами обучающихся и их родителями.
Так способность ребенка в какой-либо деятельности может перерасти в одаренность.

Одаренность редко проявляется если ее не развивать. Начиная со среднего звена задача учителя направлена на развитие этой одаренности.

Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только  в рамках общешкольной программы, и работа психолога – составная часть этой программы.
Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. 

Согласно теории Дж. Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.

К  методам выявления одаренных детей относятся:
наблюдение; 
общение с родителями; 
-  работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
-  олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Невозможно одномоментно выявить одаренных детей. Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно.                                                                                                      

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов.                                                                                                    

    На втором этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей статуса ребенка. 
В психологии принято различать общую и специальную одаренность. 
Общая (интеллектуальная) – умственная, интеллектуальная одаренность проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении.
Специальная (академическая, художественная, творческая) – это одаренность в отдельных видах деятельности, например, к языкам, математике.
«Общая» и «специальная одаренность» имеет возрастной аспект. На ранних возрастных этапах она рассматривается как некая общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.
Поэтому диагностика проходит в два этапа:
1. Диагностика по выявлению одаренных учащихся. 
2. Изучение учащихся и их профнаправленности по психологическим диагностикам.

Так как в школе уже имеется база данных одаренных детей 6-11 классов (20 обучающихся), поэтому я решила взять детей 5-х классов. Всего среди обуч-ся 5-х классов 75 детей.

На первом этапе диагностики я использовала следующие методики:


- Тест «Школьная мотивация» Казанцевой. Доминирующая мотивация.

Первый раздел выявляет предпочитаемые учебных предметов, второй — причины предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, доминируюшие мотивы (влечение, желание, склонности, интересы, потребности) непосредственно связанные с содержанием, какие моти­вы преобладают (мировоззренческие, общественные, прак­тически значимые, личностные и др.), на основе чего делает­ся соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.

- Для диагностики креативности мы используем тест Торренса «Закончи рисунок.

Креативность – процесс проявления чувствительности к проблемам; поиска их решений путем выдвижения и проверок разнообразных гипотез; формулирования и сообщения результатов решения.  Здесь мы смотрим, как ребенок мыслит, насколько он может фантазировать, насколько гибки, оригинальны и редкостны границы его умственной деятельности.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

-«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. 

-Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого.
«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок создать оригинальную идею». 
- «Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи.
-«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения.
— плохо 30—34 — ниже нормы 35—39 — несколько ниже нормы 40—60 — норма 61—65 — несколько выше нормы 66—70 — выше нормы 70 — отлично


На втором этапе диагностики мы определяем, в какой области ребенок одарен, каковы его интересы. С этой целью использовала следующие методики:

-Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).
- Предпочтительные виды профессиональной деятельности. Е.А Климов
- Методика «Профиль»
- Опросник типа мышления

Конечно на основани ответов детей мы не можем сказать, что ребенок одарен в той или иной области. Поэтому эту же методику будут делать классные руководители и на родительском собрании родители. На основании общих ответов-совпадений мы можем сказать, что у ребенка есть способности или тяга к тому или иному виду деятельности.



По итогам первого психодиагностического минимума и  наблюдениям учителей   формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к категории "талантливые или одаренные дети".

Психологическое сопровождение  таких   детей  предполагает   составление  индивидуального плана развития. План составляется всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги и т. д.).

Успешный учитель для одаренных - прежде всего, прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать качествами, которые значимы в общении с любым одаренным школьником.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Но при организации работы с одаренными детьми востребован тот педагог, который в своей деятельности будет применять инновационные технологии и творчески мыслить. Только такой педагог способен развить потенциальные возможности ребенка, понять его и принять.

Когда ребенок ощущает, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, это стимулирует его позитивное самовосприятие, саморазвитие. Учащийся начинает реально оценивать свои возможности, видит конечную цель своей деятельности. В противном случае ребенок не осознает возможностей для внутреннего роста, что приведет к утрате многих резервов развития.


Родители одаренных детей так же отличаются от обычных, как и их необыкновенные дети. Не будет преувеличением сказать, что многие родители одаренных детей нередко сами талантливы именно в качестве родителей. Несмотря на значительные различия, отметим особенности, характерные для подавляющего большинства родителей одаренных детей:

1. Как правило, эти родители достаточно образованны - почти всегда имеют высшее образование. И это не случайно. Одаренность не дается никому непосредственно от природы, ее надо развивать - любую, даже особую. А малообразованные родители обычно не могут, а скорее, не хотят развивать способности своих детей.

2. Родители одаренных детей постоянно заботятся об их развитии, воспитывают интерес к знаниям и к школе: тщательно анализируют качество преподавания того или иного учителя, смотрят, что задается на дом, не слишком ли легкие задания, достаточно ли они развивают. Такое повышенное, иногда даже фанатичное, внимание к развитию ребенка -обычная вещь для родителей одаренных детей.

3. Эти родители очень пристально интересуются учением ребенка, мимо них не проходит ни один эпизод обучения его в школе.

Наиболее успешно работа с одаренными детьми строится в образовательных учреждениях повышенного уровня обучения (лицеи, колледжи, гимназии, школы с углубленным изучением иностранных языков и пр.), которые способствуют продуктивному личностному и познавательному развитию.

Одаренные дети нашей школы являются своеобразной «визитной карточкой»: то, в каких олимпиадах, конференциях, конкурсах они участвуют, каких успехов в обучении и социальной адаптации достигают, напрямую демонстрирует качество работы по выявлению и сопровождению одаренных детей. Можно проработать много лет и не столкнуться с одаренным ребенком, так как его необходимо отыскать среди множества учеников.

Как работать с детьми, имеющими высокий уровень общих способностей.


Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Учителю-предметнику в работе необходимо:

  • Составить план занятий с ребенком, учитывая психические особенности ребенка .

  • Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

В настоящее время это решается путем дифференциации и организации системы факультативов.

На уроках учителю необходимо осуществлять такие формы работы, как проведение небольших самостоятельных исследований, выступлений с докладами, организация тематических вечеров, конкурсов, которые способствуют удовлетворению интересов, развитию дарований. Для таких учащихся должны создаваться условия для углубленного и всестороннего изучения интересующего предмета, вида деятельности, способствуя формированию специализации. Поэтому педагогу также необходимо самообразовываться, читать много литературы, пройти спец. обучение. Однако не следует забывать, что гиперболизация одной способности и ее эксплуатации могут привести к отставанию развития личности от опережающей это развитие единичной способности. Следует убедительно доказывать ученику, что те школьные дисциплины, которыми он пренебрегает, имеют определенное отношение к его делу, без знания этих предметов его развитие будет односторонним.

Основные задачи работы психолога с учащимися:

-Как я уже сказала, основное направление работы с одаренными детьми-развитие креативности.

Поэтому я составила программу коррекционно-развивающих занятий на развитие креативности.

Стратегия программы основывается на принципе поэтапности: каждый последующий этап логически связан с предыдущим и направлен на закрепление достигнутого и его последующее развитие на следующем этапе. В данной программе условно можно выделить три этапа:

1. Ориентировочный.

2. Развивающий.

3. Проективный.

При реализации программы используются следующие методы:

  • дискуссия;

  • интервьюирование;

  • мини-лекции;

  • ролевые и имитационные игры;

  • психогимнастические и коррекционные упражнения;

-Одно из направлений работы с одаренными детьми групповые занятия.

Так как одаренные дети выделяются, часто бывает так , что у них возникают непонимания со стороны других детей. Поэтому педагог-психолог должен работать проводя групповые занятия в классе психологических игр по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков планировать совместные занятия одаренных детей с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватного самоотношения, стараться избегать крайностей  в признании и оценке  успехов  учащегося. Также каждый год проводятся методики на выявление эмоционального состояния обуч-ся в школе, в семье, где мы можем отследить проблемы у одаренных детей.

-Существенное направление деятельности педагога-психолога – психологическая подготовка  учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. Помочь ребенку справиться с психологической нагрузкой во время сдачи экзаменов. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации  в новых социальных ситуациях,  т. е. выработка такого качества как адаптивность и стрессоустойчивость.

-Также в моей компетенции  работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом,   формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями  способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации  потенциальных возможностей ребенка.
-В старшей школе особую  значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего. Т.е итогом всего обучения в школе явл-ся правильное ориентирование, выбор будущей профессии и успешная сдача экзаменов.

Вот только так в совместной деятельности всех участников пед. процесса мы можем получить социально-адаптированную, психологически-устойчивую, мотивированную одаренную личность.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Автор: Садыкова Гузель Айратовна

Дата: 10.12.2018

Номер свидетельства: 489934


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства