Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические особенности младших школьников с нарушениями внимания»
Психолого-педагогические особенности младших школьников с нарушениями внимания
Актуальность исследования заключается в том, что в современном мире очень быстро меняются условия, движущие силы, факторы, влияющие на развитие психики ребёнка. У большинства школьников отмечаются проблемы в развитии внимания: непроизвольное внимание, низкая концентрация и устойчивость внимания, проблемы с распределением и переключением внимания. И поэтому мы считаем целесообразным разработку новых средств, которыми могли бы пользоваться специалисты.
Для того чтобы изучить психолого-педагогические особенности младших школьников с нарушениями внимания нами был организован эмпирический этап исследования. Целью эмпирического этапа нашего исследования было выявление психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста с нарушениями внимания.
Исследование проводилось на базе БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №110». Испытуемыми были учащиеся с 3 класса. Данная экспериментальная группа состояла из 21 человека. Возраст детей от 9 до 10 лет.
Психологическое исследование проходило в несколько этапов:
1 этап – подготовительный: изучение литературы, подборка и обоснование диагностических методик, отбор испытуемых.
2 этап – основной: проведение диагностического обследования обучающихся и интерпретация данных.
3 этап – заключительный: написание выводов, заключения.
В ходе эмпирического исследования мы руководствовались следующими принципами:
- принцип комплексного изучения. Использовались такие методы как изучение психолого-педагогической документации о ребёнке, и наблюдение за ребёнком в процессе учебной и игровой деятельности.
- принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психологического исследования, включающий анализ процесса выполнения заданий: способа логической последовательности операций, настойчивости в достижении целей.
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Целью эмпирического этапа было выявление уровня развития свойств внимания у учеников третьего класса.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Подобрать диагностические методики, направленные на определение уровня концентрации и устойчивости, переключения и избирательности внимания.
2) Определить уровень концентрации и устойчивости внимания у младших школьников.
3) Проанализировать результаты исследования.
Нами были подобраны и проведены следующие методики:
Тест Пьерона-Рузера, который исследует устойчивость и концентрацию внимания (приложение 1).
Методика «Проставь значки» - это модификация методики Пьерона-Рузера, целью которой является оценка переключения и распределения внимания ребёнка (приложение 1).
Тест Мюнстерберга, изучающий избирательность внимания (приложение 1).
Диагностическое обследование проводилось в групповой форме.
По методики «Тест Пьерона-Рузера» нами были получены следующие результаты.
Количество детей в %
Рис.1. Распределение детей по уровню развития концентрации и устойчивости внимания у младших школьников (методика «тест Пьерона-Рузера»)
Таким образом, у 24 % младших школьников наблюдался очень высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания. Высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания показали 14 % школьников. Средний уровень развития свойств внимания наблюдался у 10% третьеклассников. 33 % учеников показали низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания. Очень низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания наблюдался у 19 % школьников.
По методики «Поставь значки» нами были получены следующие результаты.
Количество детей в %
Рис.2. Распределение детей по уровню развития переключения и распределения внимания у младших школьников (методика «Поставь значки»)
Таким образом, 43 % учеников показали низкий уровень развития переключения и распределения внимания. Очень низкий уровень развития переключения и распределения внимания наблюдался у 57 % младших школьников.
По методики «Тест Мюнстерберга» нами были получены следующие результаты.
Количество детей в %
Рис.3. Распределение детей по уровню развития избирательности внимания у младших школьников (методика «Тест Мюнстерберга»)
Итак, 100 % учеников третьего класса показали низкий уровень развития избирательности внимания.
Таким образом, по результатам проведённого обследования можно сделать вывод о том, что у всех детей данного класса наблюдаются нарушения внимания.
Для того, чтобы дать психолого-педагогическую характеристику младшим школьникам с нарушениями внимания, мы провели беседу с учителями, диагностические методики:
«Лесенка» автор В.Г. Щур, которая исследует самооценку детей (приложение 1).
«Исключение лишнего» автор С.Р. Немов, целью которой является изучение способности к обобщению (приложение 1).
«Изучение скорости мышления», которая определяет скорость мышления детей (приложение 1).
«Запомни пару» автор М.У. Калкинс, целью которой является исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов (приложение 1).
Методика «Повторение цифр» субтест VI теста Д. Векслера, которая изучает объём кратковременной памяти (приложение 1).
Так по результатам исследования результаты следующие:
Таблица 1
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями внимания
Самооценка
Способность к обобщению, классификации
Скорость мышления
Механическая память
Логическая память
Объём кратковременной памяти
Выполнение домашнего задания
Пропуски занятий
Средний балл успеваемости
Неадекватно завышенная
6
Высокий уровень
0
Высокий уровень
3
Высокий уровень
0
Высокий уровень
10
Норма возрастного развития
18
Самостоятельно в полном объёме
7
без причины
3
«2»
0
Завышенная
13
Хороший уровень
0
Хороший уровень
3
Выше среднего уровень
0
Выше среднего уровень
7
Не норма
3
Выполняет, но требуется контроль и помощь
8
Не пропускает
18
«3»
5
Адекватная
2
Средний уровень
2
Средний уровень
6
Средний уровень
2
Средний уровень
1
Не всегда выполняет
6
«4»
14
заниженная
Низкий уровень
19
Ниже среднего уровень
8
Ниже среднего уровень
4
Ниже среднего уровень
2
«5»
2
Низкий уровень
1
Низкий уровень
15
Низкий уровень
1
Таким образом, детям с нарушениями внимания характерны следующие психолого-педагогические особенности: завышенная самооценка, низкий уровень развития способности к обобщению, классификации, ниже среднего уровень развития скорости мышления, низкий уровень развития механической памяти, высокий уровень развития логической памяти, объём кратковременной памяти соответствует возрастной норме. Выполнение домашних заданий с помощью и под контролем взрослых, школу без уважительной причины не пропускают, средний балл – 4.
Выводы
В рамках эмпирического исследования выявление психолого-педагогических особенностей младших школьников с нарушениями внимания, нами было проведено диагностическое обследование учащихся третьего класса. В ходе, которого было выяснено, что детям с нарушениями внимания характерны следующие психолого-педагогические особенности: завышенная самооценка, низкий уровень развития способности к обобщению, классификации, ниже среднего уровень развития скорости мышления, низкий уровень развития механической памяти, высокий уровень развития логической памяти, объём кратковременной памяти соответствует возрастной норме. Выполнение домашних заданий с помощью и под контролем взрослых, школу без уважительной причины не пропускают, средний балл – 4, что полностью подтверждает нашу гипотезу.
Приложение 1
Диагностические методики
Тест Пьерона- Рузера
Автор:Пьерон- Рузер.
Возраст: младший школьный.
Цель исследования: определить уровень концентрации и устойчивости внимания.
Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.
Инструкция испытуемому:
Перед тобой разные фигуры. Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике - вот такую чёрточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе - вот такую чёрточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показала. Фигуры в бланке надо заполнять все подряд. Время на работу 2 минуты.
Обработка и анализ результатов: результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 2 минуты геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.
Уровень концентрации внимания определяют по таблице:
Число обработанных фигур
Ранг
Уровень концентрации и устойчивости внимания
100
1
очень высокий
91-99
2
высокий
80-90
65-79
3
4
Средний
низкий
64 и меньше
5
очень низкий
За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.
Анализируемые показатели
возможность удержания инструкции (программы, алгоритма деятельности)
целенаправленность деятельности
параметры внимания (устойчивость, концентрация)
количество правильно заполненных фигур по отношению к общему их числу
количество заполненных фигур за 2 минуты
число ошибок
Методика «Проставь значки»
Методика «Проставь значки» - это модификация методики Пьерона-Рузера.
Цель: оценка переключения и распределения внимания ребенка.
Порядок предъявления: перед началом выполнения задания ребенку показывают и объясняют, как с ним работать следующей инструкцией: «Тебе нужно в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку».
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:
где S – показатель переключения и распределения внимания;
N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;
n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания.
Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.
Оценка результатов
10 баллов – показатель S больше чем 1,00.
8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.
6-7 баллов – показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.
4-5 баллов – показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.
0-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.
Выводы об уровне переключения и распределения внимания
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов – средний.
4-5 баллов – низкий.
0-3 балла – очень низкий.
Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание. Диагностика избирательности внимания
Автор: Мюнстерберг
Цель: предназначен для диагностики избирательности внимания. Избирательность внимания позволяет концентрировать внимание даже при наличии помех восприятия информации при постановке сознательной цели.
Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание (Диагностика избирательности внимания):
Инструкция. В предложенном вам наборе букв есть слова. Ваша задача — как можно быстрее просматривая текст, подчеркнуть эти слова за 2 минуты. Пример: «рюклбюсрадостьуфркнп». Постарайтесь обнаружить замаскированное слово «радость».
Тестовый материал
Обработка результатов: Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
Ключ. Солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, кентавр, психиатрия.
Интерпретация
1. Если обнаружили не более 15 слов – низкий уровень развития избирательности внимания.
2. Если обнаружили не более 20 слов – средний уровень развития избирательности внимания.
3. Если обнаружили 24 -25 слов – высокий уровень развития избирательности внимания.
Методика «Лесенка»
Автор:В.Г. Щур.
Цель: исследование самооценки детей.
Возраст: старший дошкольный, младший школьный.
Стимульный материал: изображение лесенки с семью ступеньками, фигура человека (девочка или мальчик).
Процедура проведения: Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.
Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Инструкция:«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».
Интерпретация результатов:
Неадекватно завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов: 1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда). 3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.). Ключ к оценке результатов.
Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями;
хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним;
средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием;
низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.
Методика "Изучение скорости мышления"
Цель: определение скорости мышления. Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер. Слова:
п-ра
д-р-во
п-и-а
п-сь-о
г-ра
з-м-к
р-ба
о-н-
п-ле
к-м-нь
ф-н-ш
з-о-ок
к-са
п-с-к
х-кк-й
к-ш-а
т-ло
с-ни
у-и-ель
ш-ш-а
р-ба
с-ол
к-р-ца
п-р-г
р-ка
ш-о-а
б-р-за
ш-п-а
п-ля
к-и-а
п-е-д
б-р-б-н
с-ло
с-л-це
с-ег
к-нь-и
м-ре
д-с-а
в-с-а
д-р-в-
Порядок исследования
В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.
Обработка и анализ результатов:
25-30 слов - высокая скорость мышления;
20-24 слова - хорошая скорость мышления;
15-19 слов - средняя скорость мышления;
10-14 слов - ниже средней;
до 10 слов - инертное мышление.
Методика «Запомни пару»
Автор: М.У. Калкинс
Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Возраст: младший дошкольный возраст
Стимульный материал: два ряда слов. В первом ряду между словами смысловые связи отсутствуют, во втором ряду они есть.
Первый ряд слов
Второй ряд слов
1
Спички – кровать
1
Курица – яйцо
2
Жук – кресло
2
Ножницы – резать
3
Синица – сестра
3
Кукла – играть
4
Рыба – пожар
4
Лампа – вечер
5
Шляпа – пчела
5
Груша – компот
6
Ботинки – самовар
6
Книга – читать
7
Лейка – трамвай
7
Корова – молоко
8
Часы – клей
8
Ученик – школа
9
Мухомор – диван
9
Автомобиль – ехать
10
Небо – рак
10
Ручка – писать
Инструкция:Перед детьми ставится задача запомнить слова и даётся следующая инструкция: «Сейчас я буду читать пары слов, а ты внимательно слушай и старайся запомнить, какое слово с каким находится в паре. Затем я буду читать первое слово пары, а ты будешь записывать второе слово из этой пары». Между каждой парой слов делается пятисекундная пауза.
Обработка и интерпретация результатов
По каждой серии подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов. Результаты опыта записываются в таблицу и рассчитываются по соответствующим формулам.
Результаты интерпретируются следующим образом:
90-100 % высокий уровень;
70-89 % выше среднего уровень;
50-69 % средний уровень;
30-49 % ниже среднего уровень;
ниже 30 % низкий уровень.
Методика «Повторение цифр» субтест VI теста Д. Векслера
Цель: изучение объёма кратковременной памяти.
Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, точно в таком же порядке их повтори. Хорошо? Ну, давай попробуем. Внимание!»