kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогические факторы конфликта в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена для работы психолога  с детскими коллективами в школе и в учреждениях дополнительного образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические факторы конфликта в школе»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КОНФЛИКТА

В ШКОЛЕ

Ниязгалиева К.А.

ГККП « Центр детского и юношеского творчества»


Как говорил В.А.Сухомлинский: «Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителями и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя». Сегодня главное внимание мы уделим конфликтам между учителем и учеником, поговорим о причинах конфликтных ситуаций и достойном их разрешении. Конфликты делятся на внутриличностный конфликт и межличностный конфликт.

- Внутриличностный конфликт – это состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение человек примет и примет ли его вообще.

- Межличностный конфликт – это трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты «ученик – ученик», «ученик – учитель», «учитель – учитель». Межличностные конфликты между учителями и учащимися возникают под воздействием совокупности объективных и субъективных причин. К числу объективных (внешних) причин относятся:

-разобщенность педагогического и ученического коллективов школы;

-отсутствие разнообразных видов общественно-полезной деятельности (кроме учебной), что не позволяет учащимся осознавать и реализовывать себя полноценной личностью. Субъективными причинами межличностных конфликтов в школе выступают:

-низкий уровень профессионально-психологической компетентности ряда учителей (особенно молодых), проявляющийся в грубости, раздражении или во властном стиле общения;

-со стороны учащихся конфликты возникают от склонности к соперничеству, агрессивности, низкого чувства вины, от неадекватной самооценки, при этом чаще всего в конфликт вступают подростки с высокой самооценкой, именно они характеризуются предпочтением соперничества. Конфликт «ученик – учитель». Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают в старших классах и на первых курсах вуза в силу проблем подросткового возраста. Общество, родители и учителя ставят перед молодым человеком важную задачу осуществить профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. Конфликт в данном случае может возникнуть, если позиции учителя и ученика противоположны.Если речь идет не о глубоких потрясениях и постоянных угнетающих ребенка раздражителях эмоциональная переключаемость и высокая степень конформности способствуют защищенности психики младшего школьника. Однако кратковременность нервных переживаний учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто.

Еще одна психологическая истина состоит в том, что для детей начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых, и прежде всего учителя. В любой стрессогенной ситуации он устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Тем сильнее потрясение, если его ожидания не оправдываются.

Конфликтующими сторонами могут быть все участники учебно-воспитательного процесса. В том числе и родители школьников, руководители методических служб и управленческого аппарата. По характеру возникновения конфликты в младших классах могут быть внезапными, непредсказуемыми. Это наиболее опасный вариант конфликта, т. к. здесь требуется безошибочная реакция педагога в условиях дефицита времени. Именно в подобных случаях импровизация часто подводит учителя, и последствия внезапных столкновений с непродуманными реакциями со стороны учителя могут оказаться болезненными.

Кроме внезапных происходят и такие конфликты, характер и протекание которых типичны. Здесь в опыте учителя обычно уже имеются более или менее отработанные сценарии реагирования. Остается лишь откорректировать их в связи с данной ситуацией.Наконец, в поле зрения учителя должны быть ситуации, где предстоит создать направленный конфликт, вовлечь своих подопечных в его разрешение и этим обеспечить продвижение вперед.

В течение рабочего дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями по разным поводам. И, естественно, в общении возможны недоразумения, ссоры, обиды, проявления агрессии, смена настроений. И ситуация может перейти в конфликт. Конфликт в педагогической деятельности часто выражается в стремлении учителя утвердить свою позицию и протесте ученика против несправедливого наказания, неправильной оценке его деятельности, поступка. Ученику трудно каждый день соблюдать правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому незначительные нарушения общественного порядка естественны: возможны ссоры, обиды, перемены настроения и т.п. Стрессогенные события в процессе обучения младших школьников по существу не отличаются многообразием. Доминирует три группы взаимоотношений ученик-учитель, где возникают психотравмы школьников. Происходят они на уроке и касаются а поведения учителя, т. е. его тактики, стиля, реакции на поступки учащихся. Сильнее всего на психику учащихся влияют в негативном плане происшествия

1) вызванные приемами дисциплинирования: все шумят, а удаляется из класса только один ученик или виноваты двое, а наказывают одного; ставят на ноги за парту надолго; строго наказывают, не разобравшись в мотивах и причинах; снижают оценки за дисциплину на уроке; не разобравшись наказывают и правых и виноватых

2) Вторую группу конфликтогенных ситуаций в начальных классах образуют поступки учителей, которые могут объединяться термином «дискриминация» по отношению к учащимся. Формы их проявления не отличаются разнообразием: делят учеников на способных и неспособных, открыто заявляя об этом; часть учеников называют по имени, часть по фамилиям; чрезмерно хвалят успевающих и дисциплинированных учащихся; предсказывают серое будущее слабым учащимся; проявляют необъективность во всем по отношению к школьникам с неодинаковыми успехами в учебе, автоматически ставят высокую оценку отличникам по всем предметам; дети учителей пользуются послаблением.

3) Третью группу дидактических конфликтов образуют события, происходящие в ситуациях оценки успеваемости младших учащихся: завышают оценки по просьбе родителей, по знакомству с ними; занижают оценки новичкам, чтобы продемонстрировать свои якобы более высокие требования; предъявляют неравномерны требования к ответам; могут ставить оценки по инерции; не принимают во внимание старательность, с которой выполнены практические задания. И еще одна причина конфликтной ситуации: оценка не должна зависеть от настроения учителя. Надо использовать оценку как стимул познавательной активности, старательности ребенка. Необходима гибкость использования самого результата и трудоемкости его достижения со стороны ученика. Необходимо аналитическое внимание к процедуре контроля успеваемости. Отмечаются факты двойного вреда конфликтных событий: для школьников и учителя. Наконец, имеют место двусторонние перемены отношений, когда конфликт влечет за собой осознание ошибок, извинения учащихся, учителя и последующий процесс эмоционального замещения пережитого положительными происшествиями. Запредельно—этические конфликты крайний ряд конфликтных ситуаций составляют факты жестокости и криминальных форм и поступков учителя в обращении с учащимися. Статистическая картина всего спектра конфликтных происшествий в работе учителей с младшими школьниками показывает, что запредельно-этические конфликты по частоте стоят на последнем месте. Разновидности педагогических правонарушений, допускаемых учителями младших классов общеобразовательной школы:

Словесное оскорбление, наносимое, как правило, публично.

Физическое воздействие, т. е. - рукоприкладство.

Наконец, к правонарушениям учителей есть основание отнести вымогательство подарков от родителей через школьников. Сюда же можно отнести и такие стрессогенные факты в поведении учителей, где проявляется их жестокость по отношению к малышам. Рассмотрим конфликты, происхождение которых связано с педагогическим непрофессионализмом учителей.

1. Учителя не владеют классом, не в состоянии организовать познавательный процесс (постоянный крик, запугивание, оскорбления учеников, игнорирование плохой дисциплины в классе, отказ учителя от работы в классе). Подростки со своей стороны доказывают свою свободу от требований к дисциплине в школе и на уроках. Не приходят на урок, отказываются отвечать. Можно до бесконечности продолжать иллюстрации профессиональной неумелости педагогов, с одной стороны, бестактности и даже жестокости подростков к своим учителям с другой.

Особенно велика роль учителя в тех случаях, когда в ходе педагогического процесса образуется конфликтный треугольник «учитель — ученик — родитель»

В таком случае возможно возникновение следующих вариантов конфликта:

  • учитель в союзе с родителями действуют против ученика;

  • родители с учеником — против учителя;

  • учитель с учеником — против родителей;

  • все — против всех и каждый за себя.

Если конфликт не удается урегулировать своевременно, то в него могут быть вовлечены новые участники, например, администрация учебного заведения, которая может занять либо позицию арбитра в конфликте, либо встать на защиту одной из сторон, и тогда число возможных вариантов развития конфликта значительно увеличится, например:

Учитель Учитель Администрация школы








Родитель Ученик Родитель Ученик

На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития. Дети особенно остро и болезненно реагируют на конфликтогенную социальную обстановку. В этой ситуации им нужна особая социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако современный учитель не обладает серьезной конфликтологической подготовкой, т.е. такой подготовкой, которая бы позволяла ему, вскрывая сущность конфликта, видеть его истоки, содержание, ход развития, последствия и возможные способы разрешения и оказывать необходимую помощь подрастающему поколению.

Конфликтующие люди (особенно дети), как правило, недружелюбно настроены по отношению к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию и реальное отношение оппонента к ним лично. Контролируя свои эмоции, педагогу необходимо снизить эмоциональное напряжение в отношениях с учеником, родителем, студентом, коллегой. Для этого можно использовать следующие приемы:

-не отвечайте на агрессию агрессией;

-не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом,
ни взглядом;

-дайте возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;

-старайтесь выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;

-не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных
советов — ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;

-предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросите дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения. Вследствие конфликтных отношений с учащимися и сами учителя испытывают сильнейшее эмоциональное напряжение и неудовлетворенность работой. Значительная часть конфликтов возникает по вине учителей, поскольку многим из них недостает психологической рефлексии, определенных психологических знаний и умений. Вот почему именно на педагога, администрацию, психолога ложится ответственность за последствия подобных конфликтов. Для разрешения конфликтных ситуаций следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • В конфликте не бывает победителей: всегда проигрывают две стороны. Поэтому нет смысла высчитывать, кто виноват больше, и занимать позу «оскорбленного самолюбия». Отважьтесь на первый шаг – это показатель силы вашего характера и вашего самоуважения.

  • Начинайте беседу с описания конкретной ситуации, которая вас не устраивает. Старайтесь быть при этом максимально объективным. Чем детальней вы будете про это говорить, тем лучше. Если это возможно, приводите конкретные примеры.

  • Расскажите, что вы чувствуете в этой ситуации. Немало конфликтов между людьми осложняется наличием невысказанных мыслей чувств. Пользуйте при этом простыми словами: «Я обиделся», «Я испугался», «Я рассердился».

  • Старайтесь выслушать противоположную сторону (хотя это достаточно сложно). Необходимо помнить, что у вас разные мысли, разное восприятие ситуации и именно это вызвало конфликт. Поэтому отнеситесь к высказанному не как к истине, а как отражению позиции, желаний и интересов вашего оппонента.

  • Очень полезно разобраться в сокровенных мыслях. Чтобы убедиться в правильности своих предположений, лучше всего спросить у самого человека.

  • Найдите возможность высказать конкретные предложения относительно смены ситуации, поведения, отношений («Я вас прошу …», «Я хотел бы …», «Надеюсь вам не тяжело …»). При завершении разговора скажите, что именно изменится, если вы преобразуете ситуацию или ваши отношения. Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия. Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы согласно ситуации, такие как уход от конфликта, через компромисс и т.д.

При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие её возникновению. Выводы:

* Каждому педагогу совершенствовать коммуникационную компетентность, находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания.

* Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».

* При анализе конфликтной ситуации рассматривать все факторы, способствующие ее возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия – выработке обеими сторонами соглашения.

* Стремиться к блокировке конфликта – переведению его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную.

* Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов: интроспекции (человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т. п.

Список источников:

1) Аникеева А.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.


2) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2001.

3) Темина С. Ю. Конфликты школы или школа конфликтов. — МПСИ, МОДЭК, — 2002, - 144 с.

4) Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

5) Андреев В. И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — М., 1995. — С. 92—94.

6) Куконков П. И. Конфликт в социально-педагогическом процессе. // Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование. Технологии разрешения. — М., 1997. — Вып. 12. — С. 148— 149, 151-152.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психолого-педагогические факторы конфликта в школе

Автор: Ниязгалиева Кундызай Амантаевна

Дата: 03.04.2019

Номер свидетельства: 505886


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства