Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения в общеобразовательной школе
Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения в общеобразовательной школе
Организация учебного процесса в образовательном учреждении, использующем дистанционную форму обучения, требует психолого-педагогического сопровождения обучающихся, которое может способствовать индивидуализации обучения.
Процедура обследования учащегося с ОВЗ имеет свои особенности, поэтому психологу необходимо соблюдать определенные требования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения в общеобразовательной школе»
Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения в общеобразовательной школе
Организация учебного процесса в образовательном учреждении, использующем дистанционную форму обучения, требует психолого-педагогического сопровождения обучающихся, которое может способствовать индивидуализации обучения.
Дистанционное обучение – это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.
Таким образом, процесс дистанционного обучения многогранен по своему содержанию, поэтому у школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут возникнуть множество психологических проблем, которые поможет разрешить педагог-психолог через психолого-педагогическое сопровождение.
Под психолого-педагогическим сопровождением специалисты Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена понимают - осознанный системный процесс взаимодействия субъектов дистанционного обучения в условиях информационно-образовательной среды, направленный на оказание психолого-педагогической помощи субъектам процесса дистанционного обучения в конструировании и реализации процесса дистанционного обучения.
В настоящее время в педагогической литературе уделяется проблеме изучения системы дистанционного обучения большое внимание, но еще недостаточно разработано практических материалов, пособий для работы педагога-психолога, сопровождающего дистанционное обучение. Поэтому, данные материалы практической направленности могут служить инструментом проведения психолого-педагогического работы обучающихся с ОВЗ.
К «детям с ограниченными возможностями здоровья»(дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, дети-инвалиды) специалисты относят детей, у которых есть нарушения в развитии, предоставляющие им возможность иметь бинефицитарный статус, т.е. позволяющий им пользоваться социальными льготами и пособиями.
При изучении понятия - «дети с особыми образовательными потребностями» мы остановились на классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, которые к основным категориям аномальных детей относят:
дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).
дети с нарушением речи (логопаты).
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
дети с умственной отсталостью.
дети с задержкой психического развития.
дети с нарушением поведения и общения.
дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА.
дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Данная классификация дает возможность выделить в характеристиках этих категорий детей особенности их нарушений в следующих сферах: сфера здоровья, общения, когнитивная и мотивационно-волевая, а также личностная сфера, где могут быть нарушены составляющие образа «Я», требующие коррекции и развития для их успешной адаптации в обществе.
Одним из основных направлений работы психолога в психолого-педагогическом сопровождении дистанционного обучения, является аналитико-диагностическое.
Для проведения аналитико-диагностического направления психологу, во-первых, необходимо составить банк психодиагностических методик, с переводом их в электронный вид и во-вторых, провести диагностику с целью изучение индивидуальных особенностей развития.
Психологическая диагностика школьников с ОВЗ может включать:
изучение личностной готовности обучающихся к работе в системе дистанционного обучения;
исследование ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей обучающихся;
исследование особенностей межличностного взаимодействия;
осуществление психологической интерпретации отдельных состояний, особенностей, поведения обучающихся.
Контроль психологического развития обучающихся при дистанционном обучении необходимо проводить в начале и в по окончании учебного года. Результаты входного контроля дают возможность педагогу осуществлять управление процессом обучения: составление персонального плана обучения, отбор оптимальных методов и приемов обучения, развития ученика.
В качестве основного инструментария для мониторинга используется банк психологических методик, отражающий наиболее важные показатели психологического развития учащихся с ОВЗ: исследование интеллекта и познавательных психических процессов; изучение эмоциональных и поведенческих особенностей, личных характеристик, такие как мотивация, самооценка, межличностные отношения и интересы.
Психолого-педагогический мониторинг необходимо осуществлять с целью оценки динамики личностных и психологических показателей развития обучающихся и степени взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Результаты мониторинга могут способствовать:
обеспечению индивидуально–дифференцированного подхода в обучении, основывающегося на индивидуальных психологических особенностях школьника;
планированию коррекционных мероприятий, моделированию индивидуальных программ развития обучающихся;
осуществлению снятия психологических трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе обучения;
планированию мероприятий по предупреждению трудностей в интеллектуальном, личностном развитии, управлению психическим состоянием обучающихся;
выбору и проведению мероприятий, направленных на формирование определенных личностных качеств, организацию адекватных межличностных отношений между обучающимися и педагогами.
Процедура обследования учащегося с ОВЗ имеет свои особенности, поэтому психологу необходимо соблюдать основные требования: 1. Проводить диагностирование в тихой комнате, где ничто не отвлекает ребенка и психолога. 2. Осуществлять предельную доброжелательность к ребенку, использовать похвалу, одобрение, независимо от результата выполнения заданий. 3. Соблюдать объективность при диагностировании, не стремиться оказывать сверху дозированную помощь ребенку, превращая методику из диагностирующей в обучающую. 4. Учитывать состояние здоровья ребенка на момент тестирования; если ребенок устал, дать ему возможность отдохнуть, а затем продолжить обследование.
5. Соблюдать этику общения с детьми и их родителями.
Для проведения диагностической работы предлагаем методики, направленные на изучение высших психических функций, личностных особенностей, лежащих в основе развития учащихся с ОВЗ.
Блок методик составлен на основании карты психолого-медико-социальной помощи ребенку Ф-4 и позволяет осуществлять экспресс-диагностику функциональных особенностей детей и составить по её итогам психологическое заключение и рекомендации.
Направления изучения:
психические процессы,
эмоциональная сфера,
личностная сфера,
сфера межличностных отношений.
Методики. Младший школьный возраст 7 - 10 лет
Сфера изучения
Методика
Назначение
Тип семейного воспитания
Тест «Стиль воспитания»
Стиль семейного воспитания ребенка
Сфера нарушения школьной адаптации
Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»
Стиль приспособления к школьной адаптации
Сложности в воспитании
Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте»
Нарушения в поведении
Взаимоотношения ребенка с педагогами
Цветовой тест отношений (ЦТО)
Цветовой тест Люшера
Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
Взаимоотношения ребенка со сверстниками
Цветовой тест отношений (ЦТО)
Цветовой тест Люшера
Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
Интеллектуальные особенности
Цветные прогрессивные матрицы Равена
Общие способности: невербальный интеллект
Мышление
Методика «Исключение слов»
Методика «Простые аналогии»
Вербально-логическое мышление
Определение понимания логических связей и отношений между понятиями
Внимание
Методика «Корректурная проба»
Определение объема внимания и его концентрации
Память
Методика «10 слов» А.Р. Лурия
Особенности памяти
Эмоционально-личностные характеристики
Самооценка
Тест "Лесенка" В.Г. Щур
Уровень самооценки
Тревожность
Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)
Уровень тревожности
Агрессивность
Тест «Уровень агрессивности ребенка» (для родителей учащихся начальной школы)
Уровень агрессивности
Мотивация
- Тест А.Л. Венгера«Мотивационная готовность»(для учащихся 1 кл.)
- Опросникмотивации (для школьников 2-5 кл.)
Мотивация учения
Интересы
Беседа с родителями
Ведущие интересы
Представления о будущем
Беседа с родителями
Временная перспектива
Методики. Средний школьный возраст 11 - 14 лет
Сфера изучения
Методика
Назначение
Тип семейного воспитания
Тест «Стиль воспитания»
Стиль семейного воспитания ребенка
Сфера нарушения школьной адаптации
Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»
Стиль приспособления к школьной адаптации
Сложности в воспитании
Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте»
Нарушения в поведении
Взаимоотношения ребенка с педагогами
Цветовой тест отношений (ЦТО)
Цветовой тест Люшера
Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
Взаимоотношения ребенка со сверстниками
Цветовой тест отношений (ЦТО)
Цветовой тест Люшера
Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
Интеллектуальные особенности
Цветные прогрессивные матрицы Равена
Общие способности: невербальный интеллект
Мышление
Методика «Исключение лишнего»
Методика «Простые аналогии»
Способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки Определение понимания логических связей и отношений между понятиями
Внимание
Тест «Избирательность внимания» (тест Г.Мюнстерберга)
Степень избирательности внимания
Память
Методика «10 слов» А.Р. Лурия
Особенности памяти (истощаемость, утомляемость)
Эмоционально-личностные характеристики
Самооценка
Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования(опросник Казанцевой Г.Н.)