kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологический тренинг по формированию ценностных ориентаций у детей и подростков в сфере ЗОЖ (5-7 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование здорового образа жизни учащихся  в значительной мере  обуславливает  возможность личностного роста. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологический тренинг по формированию ценностных ориентаций у детей и подростков в сфере ЗОЖ (5-7 классы)»

Е.А.Ковалева

Психологический тренинг

по формированию ценностных ориентаций у детей и подростков

в сфере ЗОЖ (5-7 классы)

В современном обществе здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности государства. Жизнь школьников полна информационных и психологических нагрузок, которые их организмы не могут самостоятельно перенести. Нельзя сказать, что все мы рождаемся здоровыми, душевно благополучными и личностно развитыми, но все мы в той или иной мере стремимся к этому. Формирование здорового образа жизни учащихся в значительной степени обусловливает возможность личностного роста, профессионального совершенствования, удовлетворенность жизнью подрастающего поколения.

Позитивное мышление - часть внутреннего мира самого человека, которое помогает справиться с физической и умственной усталостью, сформировать ценностные ориентации и навыки здорового образа жизни. Психологический тренинг является эффективным способом повышения стрессоустойчивости личности, формированию активной жизненной позиции, нравственных ценностей и идеалов.

Психологический тренинг

по формированию ценностных ориентаций у детей и подростков в сфере ЗОЖ


Цель: формирование позитивного мышления, активной жизненной позиции, позитивного настроя и взгляда в будущее; формированию ценностных ориентаций у детей и подростков в сфере ЗОЖ.

Задачи:

1. Дать представление о понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни» в широком смысле слова: физическом, социальном, психическом аспектах.

2. Способствовать формированию потребности здорового образа жизни, ценностное отношение к жизни; развитие умения осознавать собственные чувства, говорить о них, получать поддержку от окружающих;

3. Формирование позитивного отношения учащегося к своему «Я»;

4. Активизация использования учащимися своих внутренних ресурсов;

5. Развитие способности самостоятельно определять цели своей жизни и моделировать собственное будущее


Возрастная категория: подростковый возраст.


Условия проведения: класс или любое другое просторное, хорошо освещенное помещение. Группа формируется из учащихся одной параллели. Тренинг рассчитан на учащихся 6-7 классов.

  1. Знакомство. Упражнение «Улыбка».

Цель: развитие чувства принадлежности к группе; сближение друг с другом.

Время: 10 минут.

Инструкция: Сейчас этот веселый мяч побежит по вашим рукам. Тот, у кого он окажется, должен назвать свое имя и «подарить» улыбку соседу по кругу. Желательно, чтобы имена не повторялись. А теперь напишите свои имена и оформите карточку-визитку.

Анализ упражнения:

Какие чувства вызвало у вас это упражнение?

Как вы думаете, для чего именно в начале тренинга мы провели это упражнение?

Что вы хотите пожелать на предстоящий тренинг?

  1. Введение в тему. Говорят: «Самое ценное у человека – жизнь, самое ценное в жизни – здоровье». Тема сегодняшней нашей встречи «Здоровый образ жизни – это мода или необходимость». Здоровый образ жизни, что это? Как вы считаете? (обсуждение).

3. «Правила нашей группы»

Цель: фиксация группы как основы работы в тренинге.

Инструкция: правила регламентируют формы общения в группе. Нам предстоит обсудить общепризнанные правила и выбрать какие-то для своей группы. Участникам дается право добавить новые правила. Все правила записываются на большом листе ватмана. Важно или принять, или отвергнуть, или найти компромисс. Каждый делает свой выбор. Участникам предлагается закончить предложения: «В этой группе нежелательно…», «В этой группе можно…», «Из этой группы может быть исключен тот, кто…».

Примерные правила:

  1. Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что, что он уже здесь, и ни по какой другой причине.

  2. Для каждого понятие истины определяется те, что он собой представляет, что чувствует, как оценивает происходящее.

  3. Наша первая цель – установить позитивные контакты друг с другом.

  4. Мы должны быть честными, искренне выражать свое отношение к происходящему.

  5. Мы должны прислушиваться к другим.

  6. Необходимо, чтобы в принятии группового решения участвовали все.

Анализ упражнения:

В какой степени предложенные правила ясны участникам?

Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременительными?

Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?

4. Упражнение «Ассоциация»

На доске фраза: «Здоровье-это…». У каждого из вас есть три маленьких листочка, напишите в них по одной ассоциации на слово «здоровье» (анонимно). После этого прикрепите листочки к доске, где написана фраза. (Листочки просмотреть, зачитать и обобщить.)

-       А теперь о здоровье мы узнаем подробнее.

-       Итак, что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности.

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой. Сейчас мы с вами поговорим, что же такое здоровье с позиции трех составляющих. У каждой группы свой вид здоровья, изучаем теоретический материал на карточках, которые лежат на столе, а затем выполним задание.

Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста.

Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.

- А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?

Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом.

Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях.

Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.

  Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, и так далее, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того какие у них преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье. Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы). Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать другим, не создавать конфликтные ситуации. Итак, мы с вами рассмотрели три основных составляющих здоровья, которые составляют основу ЗОЖ, и приступаем к следующему упражнению - «Два полюса».

5. Упражнение «Два полюса…»

Цель: укрепить групповое доверие к окружающим, снять внутреннее напряжение, страхи, быть откровеннее, формирование способов поведения в сложной ситуации.

Время: 15 минут.

Материал: карточки с незаконченными предложениями.

Инструкция: перед вами в центре круга лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить, и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу позитивно или пессимистично. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними. Примеры карточек:

Я веду ЗОЖ и это плохо, потому что…

Я веду ЗОЖ и это хорошо, потому что…

Я не веду ЗОЖ и это плохо, потому что…

Я не веду ЗОЖ и это хорошо, потому что…

Я иногда могу покурить, и это плохо, потому что…

Я иногда могу покурить, и это хорошо, потому что…

Я не курю, и это плохо, потому что…

Я не курю, и это хорошо, потому что…

Я иногда могу выпить, и это плохо, потому что…

Я не пью, и это хорошо, потому что…

Я не пью, и это плохо, потому что…

Я иногда могу выпить, и это хорошо, потому что…

Я систематически занимаюсь спортом, и это хорошо, потому что…

Я систематически занимаюсь спортом, и это плохо, потому что…

Я не занимаюсь спортом, и это хорошо, потому что…

Я не занимаюсь спортом, и это плохо, потому что…

Я белая ворона среди своих сверстников и это плохо, потому что…

Я белая ворона среди своих сверстников и, и это хорошо, потому что…

Я сижу на диетах, и это хорошо, потому что…

Я не сижу на диетах, и это плохо, потому что…

Я не сижу на диетах, и это хорошо, потому что…

Я сижу на диетах, и это плохо, потому что…

Анализ упражнения:

Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?
Узнали ли вы что-нибудь новое об участниках группы?
Какой вывод мы можете сделать из данного упражнения?

6. Притча «Сад».

Как-то король пошел в свой сад и обнаружил увядшие и умирающие деревья, кустарники и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не такой высокий, как сосна. Обернувшись к сосне, король обнаружил, что она погибает оттого, что не может давать виноград. А виноградник умирает потому, что не может цвести так же прекрасно, как роза.

И король нашел лишь один цветок, анютины глазки, цветущий и свежий как всегда. Ему было интересно узнать, почему так происходит. Цветок ответил:

— Я принял как само собой разумеющееся, что когда ты посадил меня, то хотел именно анютины глазки. Если бы ты захотел видеть в саду дуб, виноградник или розу, ты бы посадил их. А я — если я не могу быть ничем иным, кроме того, чем являюсь, — я буду стараться быть этим как можно лучше. Вы здесь потому, что существование нуждается в вас таком, каков вы есть. Иначе здесь был бы кто-то другой.

7 . Использование образов цветов Надежды Огненко. Когда-то одним из любимых мною упражнений на занятиях была игра с цветами "Мой подсознательный выбор".

Выберите по одной карте наугад, не глядя на картинку, то есть делайте интуитивный выбор. Можете предварительно сформулировать вопрос.

Анализ упражнения:

Какой цветок вы выбрали?

Какое настроение и чувства он вызывает у вас?

В чем уникальность вашего цветка?

8. Информационный блок. Цель: сообщить в доступной форме об особенностях поведения человека в сложных ситуациях, осознать эффективные способы поведения, умение сказать нет.
Время: 15 минут.

- В каких ситуациях люди становятся марионетками? (алкогольная, наркотическая зависимость, неуверенность в своих силах, отсутствие собственной точки зрения, трусость, обжорство и т.д.)

Действительно, когда человек перестает контролировать ситуацию самостоятельно, испытывая зависимость от другого человека или какой-то вещи, вещества, то он перестает быть человеком, а становится марионеткой. Вот вам пример марионетки: мужчина рано утром собирается на работу. Надевает красивый костюм (он должен хорошо выглядеть, т.к. находится на руководящей должности). У него есть маленькая вредная привычка: по утрам он любит после завтрака перед выходом выпить чашку кофе и выкурить сигарету. В одно прекрасное утро он обнаружил, что сигареты закончились. Ему надо было уже выходить, а он все никак не мог найти сигареты, обыскал весь дом. Тут он вспомнил, что когда-то он уронил одну сигарету за кресло и поленился достать. С облегчением он, в шикарном костюме, встает на колени, отодвигает кресло и копается в пыли в поисках сигареты. В этот момент он остановился: «Что я делаю? Я, высокопоставленный человек, уважающий себя, стою на коленях перед сигаретой, валяющейся в пыли?» После этого глубокого переживания он бросил курить.

Мозговой штурм:

- Почему люди начинают курить, пить, принимать другие наркотики? (интересно, круто, для расслабления, давление компании, избавиться от проблем, в кайф, любопытно, больно, слабый характер, снимать барьеры в общении, приобретать новый опыт, согреться и т.д.). Записать ответы на доске.

Начало возникновения вредных привычек – в душе. Люди, испытывающие трудности, стрессы, люди, недовольные собой и окружающим миром, легче и быстрее встают на путь заведения вредных привычек, особенно при отсутствии взаимопонимания в семье и близкими. Склонность к вредным привычкам начинается с постепенного разрыва контактов с людьми, в нарушении межличностных отношений. Например, нет любви в семье, внимания, искренности, разговоров на личные духовные темы, нет этого и в отношениях с друзьями; или человек пытается понравиться другим, заводя вредные привычки ради хорошего мнения о себе и теряя себя.

Не имея успешного межличностного общения, человек может придти к пониманию, что существует определенный способ, суррогат, с помощью которого можно изменить свое психическое состояние. Человек, не испытывающий зависимости, наоборот, попав в трудную ситуацию, ищет поддержки не в суррогатах, а в межличностном общении. Еще одна причина: нет четких принципов («Я не курю, потому что это вредит моему здоровью и здоровью моих будущих детей»), нет четких целей в жизни («Я не пью и не употребляю наркотиков, потому что я хочу стать счастливым человеком, принести счастье и любовь другому человеку, добиться успеха в работе, творчестве»).  Выбор каждого человека уникален и неповторим.

9. Упражнение «Выбор».

Время: 10 минут

Цель: способствовать осознанию разнообразия физических и психологических особенностей человека, активизация использования учащимися своих внутренних ресурсов.

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

 1.​ Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

 2​. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

 3​. Съедаете что-то другое.

 4.​ Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

 Комментарий ведущего.

  Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

  Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

  Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

  Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

10. Информационный блок. Кого называют оптимистами?

Каждый из нас видит мир и живущих в нем людей по-своему. Одни смотрят на него в розовых очках и полагают, что наша жизнь состоит только из белых полос, а другие не питают никаких иллюзий по этому поводу и воспринимают всё только в черных тонах.

Оптимист – это человек, который смотрит на жизнь и все ее составляющие с позитивной точки зрения. Само понятие происходит от латинского слова optimus, что означает «наилучший». Оптимисты радуются каждому новому дню и получают массу положительных эмоций от каждого мгновения. При этом все их впечатления благотворно сказываются на работе организма и активизируют функции иммунной системы. Оптимисты всегда утверждают, что мир чудесен, люди великолепны, а из любой ситуации всегда можно найти выход. Многие исследователи полагают, что такое отношение к жизни кроется в стиле мышления, согласно которому все неудачи являются случайностью и быстро проходят, а положительные события вполне естественны и закономерны. Благодаря подобным мыслям оптимисты гораздо легче сходятся с другими людьми, у них много друзей, поскольку любой человек всегда тянется ко всему прекрасному и жизнерадостному.

Кто такие пессимисты?

Пессимисты отличаются негативным взглядом на жизнь и во всем видят плохое. Отсюда и понятие термина pessimus – от латинского «наихудший». Живется пессимистам намного сложнее, чем оптимистам, так как их негативные взгляды на мир часто приводят к депрессиям, унынию и отталкивают окружающих. Таким людям свойственна низкая работоспособность и слабая жизненная энергия. Они теряются перед любой проблемой, а каждая неудача воспринимается ими как конец света. Любой пессимист скажет, что успех в чем-либо – это чистая случайность, а во всех его неприятностях виноват не он сам, а его близкие и друзья. Из-за постоянного пребывания в унынии пессимисты страдают от стрессов, часто болеют, у них повышается уровень адреналина в крови и растет артериальное давление. Жалобы на свою жизнь, бедствия в обществе, политические проблемы в стране – обычное явление для пессимиста.

Какая разница между оптимистами и пессимистами?

Понять разницу между оптимистами и пессимистами можно по простому примеру с сосудом, наполовину наполненному водой. Первые считают, что этот сосуд наполовину полон, вторые – что наполовину пуст. Пессимисты способны более трезво оценивать ситуацию, в то время как оптимисты склонны к поверхностному мышлению. Пессимисты никогда не переоценивают своих возможностей, потому им удается лучше прогнозировать свои взлеты и падения.

Оптимистический взгляд значительно выигрывает у пессимистических мировоззрений, но имеет ряд недостатков. Люди с таким складом мышления смотрят на свою жизнь как на череду побед и доказательство собственного прогрессивного роста, поэтому никогда не обращают внимание на временные проблемы, даже если они представляют риск для их жизни или благополучия. Пессимисты же лучше контролируют ситуацию и редко ошибаются в своих суждениях. По мнению многих ученых, у пессимистичных людей более развит интеллект – они хоть и печальнее, но мудрее. Пессимистам стоит научиться радоваться жизни, а оптимистам – более реально смотреть на многие вещи. Наиболее ценной считается способность находить «золотую серединку», стараясь не преувеличивать свои проблемы и не тешить себя иллюзорными представлениями о мире и других людях, это основывается на нравственных идеалах и принципах.

11. Индивидуальная работа «Мои жизненные ценности» 10 мин.

Учащимся диктуется список возможных человеческих ценностей:

  • интересная работа

  • хорошая обстановка в стране

  • общественное признание

  • материальный достаток и хорошее здоровье

  • любовь

  • семья

  • удовольствия, развлечения

  • самосовершенствование, зож.

  • свобода, независимость

  • справедливость

  • доброта

  • честность

  • искренность

  • вера

  • целеустремленность

Затем каждому предлагается выбрать из списка и выписать семь самых главных для него ценностей. Затем предлагается вычеркнуть из списка самых значимых ценностей те ценности и цели, которые невозможно исполнить, будучи наркоманом, и написать, почему они будут невыполнимы. Желающие могут объяснить свое мнение.

12. Знакомство и обсуждение правил позитивного мышления.

Время: 15 минут Инструкция: на доске вывешивается перечень правил позитивного мышления. Каждое высказывание зачитывается и обсуждается.

1.Считай себя удачливым.

2. Не уклоняйся от принятия решения.

3. Люби себя, или, по крайней мере, постарайся себе нравиться.

4. Люби других (или, по крайней мере, старайся, чтобы они тебе нравились).

5. Считай все достижимым.

6. Доводи начатое до конца.

7. Не оправдывайся.

8. Отстаивай свои права.

9. Контролируй услышанное.

10. Будь терпеливым.

11. Ты имеешь право не зависеть от того, как к тебе относятся другие.

12. Ты имеешь право делать ошибки.

13. Развивай уверенность в себе.

14. Учись быть счастливым!

15. Добивайся своего. Став таким, каким ты хочешь быть, ты приобретешь новое чувство уверенности в себе!

13. Завершение (2 мин)
Взяться за руки и хором сказать: «Быть здоровым - модно!
Быть здоровым - стильно!
Быть здоровым - весело!
Будем здоровы! »

14. Рефлексия «Итоги дня»

Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга.

Время: 10 минут.

Инструкция: Сядьте удобнее. Сейчас мы с вами будем передавать друг другу мягкую игрушку, делиться впечатлениями от сегодняшнего занятия и высказывать пожелания всем участникам группы. Когда кто-то будет говорить, прошу вас сидеть и внимательно слушать, не перебивая и не разговаривая, уважая говорящих.
Анализ упражнения:
Что принес вам тренинговый день?
Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?
Какие открытия вы сделали для себя?
Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

    1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007.

    2. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития. / М., «Прогресс»,2000/.

    3. Алиева М., Трощихина Е. Тренинг развития жизненных целей./ СПб: «Речь», 2002/

    4. Немчинова Н. Тренинг тренеров. Развитие лидерских качеств и навыков взаимодействия с малой группой / Надежда Немчинова – М.: Чистые пруды, 2008/

    5. Нуриманова Ф.К. Развитие ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников./ Ф. К. Нуриманов – Уфа: БИРО/

    6. Торн К. Тренинг. Настольная книга тренинга./К. Торн– СПб.: Питер, 2002/







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Ковалева Елена Адамовна

Дата: 14.03.2019

Номер свидетельства: 503013


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства