Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности взаимосвязи точности восприятия и произвольной саморегуляции у школьников»
Психологические особенности взаимосвязи точности восприятия и произвольной саморегуляции у школьников.
Ю.А.Рыбакова.
Актуальность темы обусловлена повышением требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, Введенных Приказом Минобрнауки № 373 от 06.10.2009, включающим «…развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки … на основе представлений о нравственных нормах» [3]. В связи с этим, особое внимание следует уделить изучению, развитию, формированию таких параметров психики младшего школьника, как точность восприятия и произвольная саморегуляция.
Целью исследования было изучение взаимосвязи между произвольной саморегуляцией и точностью восприятия.
В исследовании приняли участие 31 учащийся 1А класса МБОУ Гимназия №4 города Смоленска, среди них 16 девочек и 15 мальчиков 7-8 летнего возраста.
Исследование проводилось в 2021-2022 г.
Предмет исследования — взаимосвязь между точностью восприятия и произвольной саморегуляцией младшего школьника.
В качестве гипотетического было выдвинуто предположение о том, что имеется взаимосвязь между точностью восприятия и особенностями саморегуляции школьников.
Задачи исследования:
1) исследовать точность восприятия школьников;
2) исследовать особенности саморегуляции школьников;
3)осуществить оценку полученных результатов с помощью методов математической статистики (коэффициент корреляции Спирмена).
Методы исследования:
1) наблюдение;
2) тестирование;
3) методы математической статистики.
Экспериментальный материал, использованный в работе, был обусловлен структурой и целями исследования. В исследовании были выделены этапы:
на первом этапе исследования являлось изучение точности восприятия младших школьников и использовались методики:
1) с помощью специально разработанного прибора, позволяющего установить ошибку воспроизведения заданного образца с генерированной ошибкой воспризведения за данный этап времени. Назначение данного исследования измерение тензометрической точности восприятия обучающихся. Позволяющего установить ошибку воспроизведения заданного образца и дифференцировать полученные результаты на уровню: низкий, средний и высокий [1];
2) Зрительно-моторный гештальт-тест Л.Бендер [2] . Назначение данного теста в исследовании был обусловлен тем, что он, традиционно используется для установления уровня развития зрительно-моторный координации и уровня развития точности восприятия. Соотнесение полученных результатов с ключами, предложенными Л. Бендер, позволяют установить соответствие уровня развития зрительно-моторной координации и соответственно точности восприятия установленной норме младшего школьника.
На втором этапе исследования выявляли психологические особенности произвольной саморегуляции младших школьников с помощью методик:
1) «Методика Пьерона-Рузера» [4],применяемая для диагностики уровня концентрации и устойчивости внимания. Позволяет дифференцировать результаты в соответствии выраженностью на три уровня: высокий, средний, низкий. Уровень выраженности концентрации и устойчивости внимания в нашем случае, опосредованно указывает на уровень произвольной саморегуляции младшего школьника и представляет собой основу степени уровня развития произвольной саморегуляции ребенка;
2) Методика «Да или нет» Е.Е.Кравцовой [5]. Которая традиционно использовалась для диагностики и установлении уровня развития произвольной саморегуляции младшего школьника. Результаты методики, согласно автору дифференцируются в соответствии с тремя уровнями выраженности: высокий, средний, низкий.
Результаты испытуемых представлены в Приложении 1,Таблица 1.
Таблица 1 состоит из восьми столбцов, и разделена на два блока, в первом блоке результаты измерений точности восприятия, во втором результаты измерений полученные при диагностики произвольной саморегуляции.
В первом и втором столбцах номер и инициалы испытуемых в порядке возрастания по результатам тензометрических измерений правой руки. В третьем и четвертом - представлены результаты воспроизведения образца испытуемыми правой и левой рукой. В пятом столбце результаты полученные при проведении гештальт-теста Л.Бендер. В шестом столбце результаты полученные при проведении методики «Да или нет» Е.Е.Кравцовой. В седьмом столбце результаты полученные при проведении «теста Пьерона Рузера».
В восьмом столбце среднее арифметическое значение по результатам измерений произвольной саморегуляции.
Среднее значение между методиками на измерение произвольной саморегуляции было выведено на основании того, что Парный t-критерий Стьюдента равен 77.808. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.042. tнабл tкрит, изменения признака статистически значимы (p=0.000).
Коэффициент корреляции Спирмена между методиками точности восприятия и μ по методикам на выявление уровня произвольной саморегуляции (ρ) равен -0.754.
Связь между исследуемыми признаками - обратная, теснота (сила) связи по шкале Чеддока – заметная.
Число степеней свободы (f) составляет 29. Критическое значение критерия Спирмена при данном числе степеней свободы составляет 0.356. ρнаблкрит, зависимость признаков статистически не значима (p0,05)
Полученные результаты свидетельствуют о том, что необходимо специально организованное обучение/развитие точности восприятия младших школьников [1]. В процессе учебных занятий. Их целью будет развитие умения соотносить образ восприятия с реальным объектом или событием, выделять главное, разбивать целое на элементы с последующей их интеграцией в целое, осуществлять самоконтроль и самооценку в соответствии с заданными параметрами контроля. Эти умения будут способствовать развитию основных новообразований психики младшего школьника: планированию собственной деятельности в соответствии с социально установленными требованиями учебной деятельности[6]. Сформированные навыки будут способствовать более успешному обучению, создания ситуаций успеха, и соответственно повышению учебной мотивации. Обучающиеся с формированными навыками произвольности, активной работоспособностью, находятся «в уроке», способны самостоятельно анализировать свои успехи и неудачи, что благоприятно сказывается на общем эмоциональном состоянии. Такие ученики легче адаптируются в новых условиях и легче переносят кризисы развития.
В данном исследовании мы ответили на вопрос, каким образом точность восприятия и произвольная саморегуляция взаимосвязаны в младшем школьном возрасте. Полученные в ходе нашего исследования результаты показали более широкую взаимосвязь, которая в будущем потребует дополнительных изысканий.
Апробация работы:
1) Международная научно-практическая конференция «Научные исследования в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития», Диплом I степени;
2) Рыбакова Ю.А. «Теоретические подходы к определению произвольной саморегуляции школьников»
4) Рыбакова Ю.А. «Эмпирические исследования взаимосвязи точности восприятия и произвольной саморегуляции»
( статья в печати).
Литература
Полякова И.В. Тензометрическое исследование особенностей функционирования перцептивной и эмоциональной сфер обучающегося// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Т.19. № 2. С.188-193 DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-188-193
«Зрительно-моторный Гештальт-тест Л.Бендер» автор О.В.Лови, В.И.Белопольский , Когито-центр 2008
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"// Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. Регистрационный N 15785- (ч II п.10)
Айзенберг Б.И. Сравнительная характеристика распределения внимания в мыслительной деятельности у учащихся образовательных и вспомогательных школ // Дефектология - 1984 -№6.
Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.»– М., 1991.
Полякова И.В. Тензометрическое исследование особенностей функционирования перцептивной и эмоциональной сфер обучающегося// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Т.19. № 2. С.188-193