kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологические особенности взаимосвязи точности восприятия и произвольной саморегуляции у школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описано исследование взаимосвязей между точностью восприятия и саморегуляции школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности взаимосвязи точности восприятия и произвольной саморегуляции у школьников»

Психологические особенности взаимосвязи точности восприятия и произвольной саморегуляции у школьников.


Ю.А.Рыбакова.


     Актуальность темы обусловлена повышением требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, Введенных Приказом Минобрнауки  № 373 от 06.10.2009, включающим «…развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки … на основе представлений о нравственных нормах» [3]. В связи с этим, особое внимание следует уделить изучению, развитию, формированию таких параметров психики младшего школьника, как точность восприятия и произвольная саморегуляция.

Целью исследования было изучение взаимосвязи между произвольной саморегуляцией и точностью восприятия.

В исследовании приняли участие 31 учащийся 1А класса МБОУ Гимназия №4 города Смоленска, среди них 16 девочек и 15 мальчиков 7-8 летнего возраста. 

Исследование проводилось в 2021-2022 г.

Предмет исследования — взаимосвязь между точностью восприятия и произвольной саморегуляцией младшего школьника.

В качестве гипотетического было выдвинуто предположение о том, что имеется взаимосвязь между точностью восприятия и особенностями саморегуляции школьников.

Задачи исследования:

1) исследовать точность восприятия школьников;

2) исследовать особенности саморегуляции школьников;

3)осуществить оценку полученных результатов с помощью методов математической статистики (коэффициент корреляции  Спирмена).

Методы исследования:

1) наблюдение; 

2) тестирование;

3) методы математической статистики.

Экспериментальный материал, использованный в работе, был обусловлен структурой и целями исследования. В исследовании были выделены этапы:

на  первом этапе исследования являлось изучение точности восприятия  младших школьников и  использовались методики:

     1) с помощью специально разработанного прибора, позволяющего установить ошибку воспроизведения  заданного образца с генерированной ошибкой воспризведения за данный этап времени. Назначение  данного исследования измерение тензометрической точности восприятия обучающихся. Позволяющего установить ошибку  воспроизведения заданного образца и дифференцировать  полученные результаты на уровню: низкий, средний и высокий [1];

     2) Зрительно-моторный гештальт-тест Л.Бендер [2] . Назначение данного теста в  исследовании был обусловлен тем, что он, традиционно используется для установления уровня развития  зрительно-моторный координации и уровня развития точности восприятия. Соотнесение полученных результатов с ключами, предложенными Л. Бендер, позволяют установить соответствие уровня развития зрительно-моторной координации и соответственно точности восприятия  установленной норме младшего школьника.  

На втором этапе  исследования выявляли психологические особенности произвольной саморегуляции  младших школьников с помощью методик:

     1) «Методика Пьерона-Рузера» [4],применяемая для диагностики уровня        концентрации и устойчивости  внимания. Позволяет дифференцировать результаты в соответствии  выраженностью на  три уровня: высокий, средний, низкий. Уровень выраженности концентрации и устойчивости внимания  в нашем случае, опосредованно указывает на уровень произвольной саморегуляции младшего школьника  и представляет собой основу степени  уровня развития произвольной саморегуляции ребенка;

      2) Методика «Да или нет» Е.Е.Кравцовой [5]. Которая традиционно использовалась для диагностики и установлении уровня развития произвольной саморегуляции младшего школьника. Результаты методики, согласно автору дифференцируются в соответствии с тремя уровнями выраженности: высокий, средний, низкий.

Результаты испытуемых представлены в Приложении 1,Таблица 1.

Таблица 1 состоит  из восьми столбцов, и разделена на два блока, в первом блоке результаты измерений точности восприятия, во втором результаты измерений полученные при диагностики произвольной саморегуляции.

В первом и втором столбцах номер и инициалы испытуемых в порядке возрастания по результатам тензометрических измерений правой руки. В третьем и четвертом - представлены результаты воспроизведения образца испытуемыми правой и левой рукой. В пятом столбце результаты полученные при проведении гештальт-теста Л.Бендер. В шестом столбце результаты полученные при проведении методики «Да или нет» Е.Е.Кравцовой. В седьмом столбце результаты полученные при проведении «теста Пьерона Рузера». 

В восьмом столбце среднее арифметическое значение по результатам измерений произвольной саморегуляции.

Среднее значение между методиками на измерение произвольной саморегуляции было выведено на основании того, что Парный t-критерий Стьюдента равен 77.808. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.042.
tнабл  tкрит, изменения признака статистически значимы (p=0.000).

Коэффициент корреляции Спирмена между методиками точности восприятия и   μ по методикам на выявление уровня произвольной саморегуляции   (ρ) равен -0.754.

Связь между исследуемыми признаками - обратная, теснота (сила) связи по шкале Чеддока – заметная.

Число степеней свободы (f) составляет 29. Критическое значение критерия Спирмена при данном числе степеней свободы составляет 0.356.
ρнабл крит, зависимость признаков статистически не значима (p0,05)

Полученные результаты свидетельствуют о том, что необходимо специально организованное обучение/развитие точности восприятия  младших школьников [1]. В процессе учебных занятий. Их целью будет развитие умения соотносить образ восприятия с реальным объектом или событием, выделять главное, разбивать целое на элементы с последующей их интеграцией в целое, осуществлять самоконтроль и самооценку в соответствии с заданными параметрами контроля. Эти умения  будут способствовать развитию основных новообразований психики младшего школьника: планированию собственной деятельности в соответствии с социально установленными требованиями учебной деятельности[6]. Сформированные навыки будут способствовать более успешному обучению, создания ситуаций успеха, и соответственно повышению учебной мотивации. Обучающиеся с формированными навыками произвольности, активной работоспособностью, находятся «в уроке», способны самостоятельно анализировать свои успехи и неудачи, что благоприятно сказывается на общем эмоциональном состоянии. Такие ученики легче адаптируются в новых условиях и легче переносят кризисы развития.

В данном исследовании мы ответили на вопрос, каким образом точность восприятия и произвольная  саморегуляция  взаимосвязаны в младшем школьном возрасте. Полученные в ходе нашего исследования результаты показали более широкую взаимосвязь, которая в будущем потребует дополнительных изысканий.

Апробация работы:

1) Международная научно-практическая конференция «Научные исследования в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития», Диплом I степени;

2) Рыбакова Ю.А. «Теоретические подходы к определению произвольной саморегуляции школьников» 

(статья в печати);

3) 58-я Международная  научная студенческая  конференция МНСК 2020;

4) Рыбакова Ю.А. «Эмпирические исследования взаимосвязи точности восприятия и произвольной саморегуляции» 

( статья в печати).


Литература 

  1. Полякова И.В. Тензометрическое исследование особенностей функционирования перцептивной и эмоциональной сфер обучающегося// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Т.19. № 2. С.188-193 DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-188-193

  2. «Зрительно-моторный Гештальт-тест Л.Бендер»   автор О.В.Лови, В.И.Белопольский , Когито-центр 2008

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
    "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"// Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. Регистрационный N 15785- (ч II п.10)

  4. Айзенберг  Б.И. Сравнительная характеристика распределения внимания в мыслительной деятельности у учащихся образовательных и вспомогательных школ // Дефектология  - 1984 -№6.

  5. Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.»– М., 1991.

  6. Полякова И.В. Тензометрическое исследование особенностей функционирования перцептивной и эмоциональной сфер обучающегося// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Т.19. № 2. С.188-193 




Приложение 1,Таблица 1

Список испытуемых

Результаты измерений  точности восприятия

Результаты измерений произвольной саморегуляции

Точность восприятия правой руки

Точность восприятия левой руки

Гештальт- тест

«Да и нет»

Тест Пьерон Рузер

μ 1


1

2

3

4

5

6

7

8

1

Ш. З.

0,06

0.77

41

9

86

47,5

2

Ш. Д.

0,12

0.08

25

23

95

59,0

3

П. П.

0,12

0.36

35

15

87

51,0

4

М.С.

0,14

0,78

39

14

89

51,5

5

И.О.

0,16

0,15

29

19

91

55,0

6

К.Я

0,17

0,34

39

15

87

51,0

7

С. М.

0,18

0.25

31

21

87

54,0

8

Р.Д.

0,19

0,23

25

22

95

58,5

9

Г.Р

0,20

0,41

41

17

95

53,0

10

Н.С.

0,22

0,43

39

10

86

48,0

11

Р. А.

0,22

0,53

28

18

85

51,5

12

Ч.М.

0,67

0,62

25

21

93

57,0

13

Р. Д.

0,25

0,36

29

19

92

55,5

14

Н.Д

0,25

0,43

37

14

87

50,5

15

П.П.

0,25

0,63

41

13

80

46,5

16

Н.Я

0,35

0,66

38

10

89

49,5

17

Н. У.

0,37

0.72

38

8

62

35,0

18

Н. И.

0,37

0.52

38

14

89

51,5

19

М.М..

0,40

0,43

22

22

85

53,5

20

П.Я.

0,42

0,45

21

21

91

56,0

21

П. Л.

0,52

0,47

39

17

87

52,0

22

Л. П

0,53

0,72

39

14

86

50,0

23

В.П.

0,56

0,27

41

11

91

51,0

24

Т.А.

0,60

0,46

46

16

86

51,5

25

Н. К.

0,65

0,78

38

15

83

49,0

26

М. М.

0,72

0.14

40

12

87

49,5

27

Е. Н.

0,76

0.81

35

15

88

51,5

28

С.Ю.

0,77

0,12

42

12

79

45,5

29

Н.С.

0,78

0,81

35

14

82

48,0

30

П. А

0,79

0.80

37

17

87

52,0

31

Г.Л.

0,80

0,81

45

15

90

52,5


μ

0,40

0,49

35,41

15,8

87

51,7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Рыбакова Юлия Александровна

Дата: 11.10.2023

Номер свидетельства: 637873


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства