Просмотр содержимого документа
«Психологическая помощь детям с гипердинамическим синдромом»
Психологическая помощь детям с гипердинамическим синдромом.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – наиболее распространённое психоневрологическое расстройство среди детей и подростков, встречается примерно у 5 % детского населения, при этом у мальчиков диагностируется в 2 раза чаще, чем у девочек. В среднем у 50 % пациентов симптомы СДВГ, претерпевая определённую трансформацию, продолжают отмечаться, когда они становятся взрослыми.
Ребёнка с СДВГ ждут впереди трудные, но не непреодолимые задачи. Для того чтобы потенциал таких детей полностью реализовался, им нужны помощь, руководство и понимание родителей, школьных консультантов.
Понимание разницы в квалификации специалистов и служб может помочь семье выбрать того, кто лучше всех удовлетворит их потребности. Существует много видов специалистов, чья квалификация позволяет диагностировать и лечить СДВГ. Детские психиатры – это врачи, специализирующиеся в диагностике и лечении детских психических и поведенческих (бихевиоральных) расстройств. Психиатр может обеспечить лечение и назначение любых необходимых препаратов. Детские психологи также могут диагностировать и лечить СДВГ. Они могут обеспечить ребёнку терапию и помочь семье разработать способы борьбы с расстройством. Но психологи не врачи и должны обратиться к педиатру для проведения медицинских анализов и назначения препаратов. Неврологи – врачи, лечащие заболевания головного мозга и нервной системы, – также могут диагностировать СДВГ и выписывать препараты. Но в отличие от психиатров и психологов, они не могут обеспечить лечение эмоциональных аспектов расстройства.
Методы психологической коррекции:
- контроль и редукцию основных проявлений данного расстройства;
- улучшение функционирования ребёнка в различных сферах и его наиболее полная реализация как личности, появление собственных достижений,
- улучшение самооценки,
- нормализация обстановки вокруг ребёнка, в т. ч. внутри семьи,
- формирование и укрепление навыков общения и контактов с окружающими людьми, признание окружающими и повышение уровня удовлетворённости ребёнкасвоей̆ жизнью.
Для решения поставленных задач коррекционные мероприятия должны быть своевременными, носить комплексный характер и объединять различные подходы:
- методы модификации поведения (специальные воспитательные приёмы со стороны родителей и педагогов);
- методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии;
- медикаментозное лечение.
Последнее должно быть индивидуальным и назначаться в тех случаях, когда когнитивные и поведенческие нарушения у ребёнка не могут быть преодолены вышеперечисленными методами. Лекарственная терапия требует достаточной продолжительности, поскольку улучшение состояния должно распространяться не только на основные симптомы СДВГ, но и на социально-психологическую сторону жизни пациентов. Поэтому планировать её целесообразно на срок от несколько месяцев до продолжительности всего учебного года.