Психолого-педагогические условия формирования коллектива обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях коррекционной школы
Психолого-педагогические условия формирования коллектива обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях коррекционной школы
При формировании детского коллектива школьников с недоразвитием интеллекта важно обратить внимание на: организацию индивидуальной работы;
развитие речи детей, совершенствование ее коммуникативной функции; в организации коррекционно-воспитательной работы с детьми опираться на деятельностный подход; обеспечить единство требований к учащимся со стороны всех педагогов, а также со стороны родителей. Мы можем утверждать, что роль детского коллектива в специальной (коррекционной) школе весьма значительна. Ведь именно через коллективную деятельность (труд, игра, общение, учеба) происходит социальное развитие умственно отсталого школьника, усвоение им нравственных норм поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические условия формирования коллектива обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях коррекционной школы»
Психолого-педагогические условия формирования коллектива обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях коррекционной школы
Томенко Т.Ю.,
директор
«Коллектив – высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта» [5, с. 273]. Деятельность коллектива имеет положительное значение для многих людей, не только для членов данного коллектива. Для того чтобы работать над формированием коллектива детей с нарушением интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы надо знать особенности личности и межличностных отношений ученика с интеллектуальной недостаточностью. Каковы же эти особенности?
1. Дети разные по структуре дефекта.
2. Дети имеют разный уровень нравственного поведения.
3. Слабая речевая активность и низкий уровень развития диалогической речи.
4. Наличие вредных черт.
5. Наличие патологических привычек.
Каковы же особенности межличностных отношений умственно отсталых школьников? В процессе общения и деятельности учащиеся специальной (коррекционной) школы вступают в различные контакты по эмоциональным отношениям, по деловым связям, по интересам. Формирование и функционирование их контактных групп отличается: 1-задержкой; 2 - неустойчивостью; 3-слабой дифференцированностью межличностных отношений.
При формировании детского коллектива школьников с недоразвитием интеллекта важно обратить внимание на: организацию индивидуальной работы;
развитие речи детей, совершенствование ее коммуникативной функции; в организации коррекционно-воспитательной работы с детьми опираться на деятельностный подход; обеспечить единство требований к учащимся со стороны всех педагогов, а также со стороны родителей.
Каковы же приемы формирования детского коллектива в специальной (коррекционной) школе VIII вида?
2.Внушение – это эмоционально волевое воздействие (убеждение – интеллектуальное).
3.Подражание – это воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. В. В. Воронкова в своих трудах отмечает: «…склонность умственно отсталых детей к подражанию, является одним из наиболее действенных условий формирования социального поведения».
4.Принятие классом определенного кодекса групповой жизни.
5.Определение и разделение одноклассниками групповых целей способствует групповой сплоченности детей.
6.Совместная деятельность – это очень важный фактор формирования коллектива в условиях специальной (коррекционной) школы.
7.Общение на праздниках, дискуссиях, в играх. «Необходимо всячески поощрять свободное общение детей друг с другом, тем самым укрепляя в них чувства товарищества и дружбы».
8.День классного самоуправления. В дни самоуправления в школе устанавливается особая атмосфера доверия, взаимопонимания и взаимопомощи.
9.Посещение заболевшего товарища, учительницы направлено на объединение детей и воспитание чувства доброты и эмпатии.
Таким образом, мы можем утверждать, что роль детского коллектива в специальной (коррекционной) школе весьма значительна. Ведь именно через коллективную деятельность (труд, игра, общение, учеба) происходит социальное развитие умственно отсталого школьника, усвоение им нравственных норм поведения.